Правила работы с электронной подписью изменят не с 1 января 2023 года,как планировали прежде, а с 1 сентября 2023. В тексте мы говорим о квалифицированной электронной подписи, а также упрощаем некоторые термины. Например, в удостоверяющих центрах получают не «электронную подпись», а «сертификат электронной подписи» (ЭП).
Итак, за счет отсрочки у руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей будет время подготовиться ко всем изменениям. Можно не спешить с обновлением электронных подписей в ФНС до конца 2022 года, дождаться окончания срока действия ранее выданных сертификатов ЭП. Нововведения произойдут сразу в нескольких направлениях: машиночитаемых доверенностях, электронных подписях юрлиц и ИП, а также в порядке работы с ЭП сотрудников.
Как получить электронную подпись в ФНС и сделать доверенность на ООО С-НОВА бесплатно и быстро
Изменение № 1: директора юрлиц и ИП могут использовать электронные подписи только от ФНС
По закону в последний раз электронную подпись от коммерческого удостоверяющего центра руководители компаний и предприниматели могли получить 31 декабря 2021 года. Если она до сих пор действительна, то владельцу не нужно обновлять ее с 1 января. В ФНС он должен обратиться за одну-две недели до окончания срока подписи, но не позже 1 сентября 2023 года.
Например, директор получил электронную подпись 19 декабря 2021 года со сроком действия 15 месяцев. До переноса срока введения изменений руководителю пришлось бы обновить сертификат до 1 января 2023 года. После отсрочки можно продолжить пользоваться электронной подписью все 15 месяцев и обратиться в ФНС за ее выпуском только в марте.
С 1 сентября 2023 года закон запрещает пользоваться электронными подписями на юрлицо или ИП, полученными от аккредитованных коммерческих удостоверяющих центров (сертификаты физлиц продолжают действовать). Для этих категорий пользователей действительны подписи только от ФНС и ее доверенных лиц, Федерального казначейства (для бюджетников) или Центробанка ( для финансовых организаций). К сентябрю 2023 года нужно обзавестись подписью, соответствующей новым требованиям закона.
Изменение № 2: уполномоченные сотрудники не смогут использовать подпись юрлица
- В подписи юрлица есть данные и компании, и сотрудника, она сразу указывает, что документ подписал представитель конкретной организации.
- В подписи физлица — только данные сотрудника, без информации о работодателе. Чтобы подписать ею документ, потребуется доверенность от руководителя организации.
Изменение № 3: к подписи физлица уполномоченному потребуется машиночитаемая доверенность
Подписывать документы от лица компании или ИП одной только подписью физлица уполномоченные сотрудники не смогут. Дополнительно к ней они должны будут получить МЧД — машиночитаемую доверенность. Ее оформляет руководитель организации.
Электронная доверенность
Документы с МЧД и подписью физлица уже принимают налоговая служба, фонд социального страхования. Работают с ними также системы электронного документооборота с контрагентами.
Для работы с площадками торгов, которые не успели перейти на новый формат работы, сотрудники могут по-прежнему использовать подписи юрлиц. Однако c 1 сентября 2023 года от них придется полностью отказаться и перейти на сертификаты электронной подписи, оформленные на физлиц, и машиночитаемые доверенности.
Источник: www.audit-it.ru
Как получать электронные подписи после 1 июля 2021
В 63-ФЗ «Об электронной подписи» внесли поправки. Теперь руководители организаций, индивидуальные предприниматели и нотариусы будут получать подписи в налоговой, а сотрудники — в УЦ с новой аккредитацией. Подробнее рассказали в статье.
Что изменится 1 июля
Прекратят работу удостоверяющие центры, которые не прошли аккредитацию по новым правилам. Выданные ими подписи будут работать до 1 января 2022, даже если по документам их срок должен закончиться позже.
Где получать подписи после 1 июля 2021
Подписи для руководителей ЮЛ и ИП можно будет получить и в аккредитованном по новым правилам УЦ «Тензор», и в налоговой. Если у вас уже есть подпись, выпущенная в Тензоре, менять ее раньше времени не нужно. В ст. 3 476-ФЗ прописано, что ограничения по сроку действия распространяются только на подписи, полученные в неаккредитованных УЦ.
Где получать подписи после 1 января 2022
КЭП для руководителей ЮЛ, ИП и нотариусов будет выдавать ФНС. Руководителям финансовых организаций и должностным лицам госструктур нужно будет обращаться в Центробанк и Казначейство. А сотрудники предприятий и обычные граждане по-прежнему смогут получать подписи в аккредитованных по новым правилам УЦ.
Более наглядно — в табличке.
Руководитель коммерческой организации | ФНС |
Индивидуальный предприниматель | ФНС |
Нотариус | ФНС |
Руководитель финансовой организации | Центробанк |
Должностное лицо госструктуры | Федеральное казначейство |
Физлицо | Аккредитованный Удостоверяющий центр |
Как будет выдавать подписи налоговая
Чтобы получить подпись, руководителю ЮЛ или ИП придется лично приехать в налоговую — нужно подтвердить свою личность. Отправить вместо себя представителя с нотариальной доверенностью не получится.
С собой нужно взять пакет документов: паспорт, СНИЛС, защищенный носитель и сертификат соответствия на него. В налоговой принимают носители формата USB: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT и другие, соответствующие требованиям.
Где можно купить носитель
У производителя или в УЦ «Тензор». У нас всегда есть в наличии носители, соответствующие требованиям налоговой: Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta-2 SE, Рутокен Lite. На каждое устройство мы выдаем сертификат соответствия ФСБ или ФСТЭК.
Как будут получать ЭП сотрудники организаций
В ФНС руководители смогут получить только одну подпись на юрлицо. Ее нельзя будет скопировать и передать бухгалтеру или другому специалисту. Если сотрудники организации подписывают документы, им понадобится ЭП физлица — ее можно получить в аккредитованном по новым правилам УЦ «Тензор».
Личную подпись нужно будет использовать вместе с новой электронной доверенностью (доверенностью в машиночитаемом виде). Сейчас власти активно занимаются ее разработкой и внедрением: утверждают необходимые нормативные акты и учат сервисы принимать эти доверенности.
УЦ «Тензор» аккредитован по новым правилам
Тензор подтвердил соответствие требованиям закона и получил аккредитацию нового образца (Приказ Минцифры России от 30.12.2020 № 807). Перечень аккредитованных УЦ можно посмотреть на официальном сайте Минцифры.
Новая аккредитация дает нам право до 1 января 2022 выдавать подписи для руководителей ЮЛ и ИП. Также сотрудники организаций и граждане могут в любой момент получить у нас подпись физлица. ЭП будут действовать полный срок, потому что ограничения по сроку действия распространяются только на подписи, полученные в неаккредитованных УЦ, — так прописано в п. 4 ст. 3 476-ФЗ .
Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года. П. 4 ст. 3 476-ФЗ.
Наш Удостоверяющий центр прошел новую аккредитацию одним из первых в России. Мы в очередной раз доказали, что Тензор — стабильная, надежная и профессиональная компания, которая заботится о своих клиентах.
Получить электронную подпись в УЦ «Тензор»
В видеороликах рассказали, как заказать и продлить ЭП.
Источник: tensor.ru
Как оформить доверенность на получение ЭЦП, нужно ли заверять нотариально, скачать бланк и образец
ЭЦП выдают удостоверяющие центры. Каждая электронная подпись, оформляемая даже на организацию, идет именной, то есть на конкретное лицо. ЭЦП для юрлиц оформляется на имя директора. При этом ЭП может получать не сам руководитель, а его представитель. Для этого оформляется доверенность на получение ЭП.
Какая необходима доверенность для получения ЭЦП
В соответствии с законом №63-ФЗ, если ЭЦП в удостоверяющем центре получать будет не владелец подписи, а его законный представитель, то необходимо оформление доверенности.
Также доверенность может быть составлена от лица организации в казначейство, если производится получение ЭЦП для нужд государственных и муниципальных закупок. Физические лица могут получать доверенность в ЦОН, при осуществлении действий в этой структуре.
Законом не устанавливается какая должна быть форма документа, лишь определяются реквизиты, которые обязательно должны в ней быть отражены.
При отсутствии хотя бы одного пункта, этот документ может быть признан не действительным.
К обязательным реквизитам доверенности на получение ЭЦП относятся:
- Полные Ф.И.О. владельца ЭЦП.
- Полные Ф.И.О. законного представителя.
- Список полномочий, которыми обладает доверенное лицо.
- Дата оформления её на уполномоченное лицо.
- Срок действия.
- Подпись владельца ЭП и лица, которое по документу будет её получателем.
- Место и дата нотариального заверения (для физлиц). Для получения ЭЦП на организацию, доверенность составляется руководителем и заверяется его подписью и печатью компании.
Кто оформляет
Доверенность может оформляться от имени физического или юридического лица.
В первом случае она должна заполняться данным человеком, а потом заверяться у нотариуса. Во втором случае, ее подготавливает руководитель и выдает на руки уполномоченному лицу, при этом он сам заверяет данный документ своей подписью и печатью.
Последнее распространяется также и на предпринимателей и их работников.
Заверение нотариально необходимо для придания документу юридической силы, так как доверенности, составленные от руки, не обладают этим качеством.
Чаще всего у каждого удостоверяющего центра есть собственный бланк доверенности. Он выдается получателю подписи вместе со счетом, если известно, что получение ЭЦП будет осуществляться через законного представителя.
Можно ли оформить доверенность в электронном виде?
По закону доверенность оформляется в письменном виде. Это связано с тем, что на этом документе должен находиться образец подписи лица, которое будет производить действия от имени владельца ЭЦП.
Между юридическими лицами практикуется обмен доверенностями в отсканированном виде. Однако, по своей сути, такие документы не имеют юридической силы и должны быть заменены на бумажный бланк при первой возможности.
В настоящее время закон о нотариальном деле содержит упоминание о том, что нотариусы имеют право выдавать документы в электронном виде, на которых проставлен оттиск их электронной подписи.
Однако если речь идет о доверенности, то в качестве альтернативы на ней должен быть проставлен оттиск электронной подписи физического лица, которая принадлежит этому гражданину.
Таким образом получается, чтобы оформить электронную доверенность у нотариуса, необходимо предварительно получить на себя ЭЦП.
Как правильно заполнить
Пример оформления
Для бланка доверенности нет какой-либо специальной формы. Чаще всего удостоверяющие центры либо их представители предоставляют свою форму этого документа, в какую нужно внести требуемые данные. В частности, так поступают пользователи СБИС (оператор «Тензор») и «Контур-Экстерн» (оператор СКБ Контур).
В верхней части бланка записываются город, в какой оформлен документ и дата его составления.
Далее вносится полное наименование организации, полные ФИО физического лица либо предпринимателя.
На следующем шаге вписывается лицо, которое выдает доверенность от имени предприятия. Чаще всего это руководитель, поэтому нужно проставить его должность и полные ФИО.
Далее, проставляется документ, на основании которого производятся действия лица, указанного на предыдущем шаге. Если составляется доверенность на ЭЦП от директора, то таким документом будет являться Устав предприятия, если составляется ЭЦП для ИП — ОГРИП с указанием его номера.
Следующим этапом нужно внести сведения о лице, на которое составлена доверенность:
- Полность ФИО;
- Должность (если она есть);
- данные о документе, подтверждающем личность (серия и номер паспорта, дата его оформления).
Также необходимо перечислить права, которыми документ наделяет уполномоченное лицо.
Последним этапом указываются подпись и личные данные лица, кому была выдана доверенность, а ниже эта же информация руководителя либо предпринимателя.
Если субъект бизнеса использует печать, ее оттиск необходимо поставить на бланке.
Скачать бланк доверенности на получение ЭП в формате Word.
Скачать образец заполнения.
Какими правами наделять сотрудника
Какими правами может быть наделен сотрудник:
- Передача документов в удостоверяющий центр;
- Подписание договора на оказание услуг между УЦ и клиентом;
- Подписание всех иных документов, касающихся оказания услуг (акты выполненных работ, приема-передачи и т. д.);
- Изготовление ключа электронной подписи, сертификата открытого ключа и т. д.
- Получение на руки защищенного носителя с записанным на него сертификатом ЭЦП;
- Получение на руки носителей с иными программными продуктами (например, с установленным криптопровайдером «Крипто Про», модулем по быстрой настройке рабочего места и т. д.).
Перечень прав может расширяться либо уменьшаться исходя из конкретных потребностей получателя ЭЦП.
Обязательно необходимо указать срок действия доверенности на получение сертификата ключа.
Нужно ли заверять доверенность у нотариуса
Прежде всего необходимо определить, кто именно осуществляет выдачу этого документа.
Так, доверенность подтверждается нотариально в случаях, если ЭЦП будет получать доверенное лицо другого гражданина либо предпринимателя. Если же документ оформляется от лица фирмы с целью получения ЭЦП для организации, то в этом случае достаточно простой текстовой формы с печатью.
Процедура оформления доверенности у нотариуса выглядит следующим образом:
- Определить с нотариусом перечень полномочий, которые по доверенности будут переданы. Установить срок её действия;
- Передать нотариусу требуемый пакет документов — для подтверждения личности лица, на которое оформляется электронная подпись, сведения о гражданине, какой будет производить процедуру получения, иные требуемые документы. Оплатить госпошлину.
- При нотариусе доверитель должен проставить свою подпись ручкой в доверенности, а также в нотариальной книге. Присутствия доверенного при данной процедуре не обязательно.
Источник: ecp-pro.ru