Если юридическое лицо продает автомобиль, то у него возникает доход. А значит с этого дохода необходимо исчислить и уплатить в бюджет налог. Однако, по какой ставке рассчитывается данный налог? Все будет зависеть от того, на какой системе налогообложения находится данное юридическое лицо. В статье рассмотрим какие налоги должна уплатить организация при продаже автомобиля.
Режим налогообложения организации
Все доходы, поступающие юридическому лицу подлежат обложению налогом. Это в том числе относится и доходу, полученному от продажи авто, находящегося на балансе организации. В этом случае налогом будет облагаться вся сумма, вырученная при реализации этого транспортного средства. Причем налог в данном случае может быть не один, то есть может иметь несколько разновидностей. Все будет зависеть от того, какой режим налогообложения применяет организация.
Наиболее распространенными режимами налогообложения в РФ являются:
- ОСНО (общая система налогообложения);
- УСН (упрощенная система налогообложения);
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход), которая часто сочетается с ОСНО или УСН.
Исходя из применяемого режима налогообложения будет зависеть налог с продажи машины, поэтому рассмотрим каждый из этих режимов отдельно.
Какую стоимость автомобиля указывать в договоре? (Полезные советы от РДМ-Импорт)
Продажа авто юридическим лицом на ОСНО
Если организация находится на ОСНО, то уплачивает налог в размере 20% от всех своих доходов, уменьшенных на расходы, в пределах одного отчетного периода. Если авто компания купила и продала в одном и том же периоде, то налог начисляется только на разницу между суммой покупки и продажи. Это происходит в том случае, если доход от продажи авто был получен больше, чем затраты при покупке. Когда сумма продажи ниже, то организация вообще не должна оплачивать налог. А разница между суммой покупки и суммой продажи может учитываться при уменьшении налоговой базы по другим доходам, полученным организацией за отчетный период.
Если авто продано в другом отчетном периоде, то доход, полученный от ее продажи, компания вправе уменьшить на иные расходы компании. При этом необходимо помнить, что все доходы организации должны быть подтвержденными. При отсутствии таких расходов, либо если они используются для уменьшения налогооблагаемой базы по другим доходам, налог придется оплачивать со всей выручки, полученной компанией при продаже авто.
Важно! Компания на ОСНО при продаже автомобиля с полученного дохода должна будет оплатить НДС.
Организация может включить НДС в стоимость авто, однако это отразиться на его цене, что для покупателя окажется непривлекательным. НДС может быть принят к вычету как исходящий налог, но в данном случае необходимо выполнение следующего условия: у юридического лица должны отсутствовать принятый к вычету входящий НДС по всем покупка в налоговом периоде.
Продажа авто юридическим лицом на УСН
Существует два вида УСН:
- УСН «доходы» со ставкой 6%;
- УСН «доходы минус расходы», со ставкой 15%.
В первом случае при продаже авто компанией под налогообложение попадает вся сумма, вырученная от продажи. В этом случае налог исчисляется по ставке 6%. При этом не будет учитываться то, в каком налоговом периоде данный автомобиль был приобретен, как и то, сколько компания заплатила за него.
ЗАНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ В ДОГОВОРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЯ: причины, риски, советы
Если организация находится на режиме налогообложения «доходы минус расходы», то в случае продажи авто налог будет исчисляться с разницы между полученным доходом и расходами, затраченными на его приобретение. Как при ОСНО, расходы на покупку авто и доход, полученный от его продажи, должны относиться к одному отчетному периоду. Налог рассчитывается по ставке, которая применяется компанией (как правило 15%).
С целью уменьшения налоговой базы, организация также может использовать и иные свои расходы, произведенные в конкретном отчетном периоде. Но это возможно только тогда, когда данные расходы не были учтены при уменьшении дохода в случае продаже иных объектов.
Важно! Компании, применяющие спецрежимы, не уплачивают НДС. Это означает, что для них продажа авто будет выгоднее, чем, к примеру, при ОСНО. Плюс к этому ставка налога при УСН несколько ниже, чем при общем налогообложении.
Продажа автомобиля юридическим лицом на ЕНВД
Главная особенность режима налогообложения ЕНВД является то, что организация уплачивает налог в фиксированной сумме, которая не зависит от того, в каком размере она получила выручку. Условием для этого является вид деятельности, которым занимается компания и по которому получает доход. Данный вид деятельности должен попадать под ЕНВД (например, розничная торговля).
Когда у организации, помимо доходов, попадающих под вмененку есть иные доходы, то они будут облагаться другим налогом, согласно выбранной системы налогообложения. Например, общая система (ОСНО) или упрощенка (УСН). В этом случае компания одновременно совмещает два режима налогообложения: ЕНВД и ОСНО или ЕНВД и УСН.
Если компания продает авто, который использовался в деятельности, исключительно попадающей под ЕНВД, то она не должна будет уплачивать налог. Но в этом случае нужно будет подготовить весомые доказательства того, что авто применялся исключительно для вмененной деятельности. необходимо на случай проверки компании налоговым органом.
Но на практике это сделать очень сложно. Поэтому, чтобы избежать проблем с налоговой, компании часто не относят выручку от продажи машины к доходам на ЕНВД. Они просто исчисляют налог с проданной машины по тому режиму налогообложения, на котором они работают помимо ЕНВД. То есть, либо по ОСНО, либо по УСН. Порядок исчисления налога в таком случае осуществляется по тем же принципам, что и для компаний, применяющих УСН и ОСНО в «чистом» виде.
Важно! Если организация совмещает два налоговых режима – ЕНВД и ОСНО, то с полученного от продажи авто потребуется заплатить НДС. Если организация совмещает ЕНВД и УСН, то НДС оплачивать не нужно.
Следует также учитывать, что перед тем, как заключать сделку по продаже авто, компании нелишним будет получить заключение от независимой оценки о его текущей стоимости. Причем нелишним это будет сделать независимо от того, какой режим налогообложения применяет компания. Данный документ позволит гарантировать, что при исчислении налога организацией не была занижена налогооблагаемая база. Другими словами, компания специально не занижала стоимость авто, для того, чтобы уплатить налог в меньшем размере.
Налоги организации при продаже автомобиля
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимость уплаты налога с продажи авто, находящегося на балансе компании, напрямую будет зависеть от того, на каком режиме налогообложения находится компания. Для удобства сведем все это в одну таблицу:
Доверенность при продаже авто
Продать автомобиль, принадлежащей юридическому лицу, может доверенное лицо. И в этом случае не потребуется нотариально заверять доверенность. Главное, чтобы в доверенности четко были прописаны реквизиты доверителя и исполнителя. Кроме того, указываются также конкретные действия доверенного лица, которые он имеет право совершать.
Срок действия доверенности, как правило ограничен и устанавливается в зависимости от того, какой по времени период занимает сделка и регистрационные действия. Документ заверяется подписью руководителя и печатью (при ее использовании в компании).
Снятие с учета автомобиля при продаже
После того, как автомобиль, числящийся на балансе компании, продан, его необходимо снять с учета. Это сопровождается составлением распорядительных документов и оформлением соответствующих проводок. В бухгалтерию направляется акт списания ТС, который будет служить основанием для оформления необходимых проводок:
Хозяйственная операция | Д | К |
Списана первоначальная стоимость | 01 | 01 |
Списана амортизация | 02 | 01 |
Начислен НДС | 91 | 68 |
Списана остаточная стоимость машины | 91 | 01 |
Получены доходы (для исчисления налога на прибыль на сумму продажи автомобиля | 62 | 91 |
Оформляются проводки днем, когда автомобиль по договору купли-продажи передан новому владельцу. Эта дата должна совпадать с датой, указанной в акте приема-передачи автомобиля и перечислением денежных средств по расчетному счету.
Источник: pravo-invalida.ru
Вопросы и ответы / Вопрос — 10 ноября 2008 г.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Разъясните, пожалуйста, является ли доходом выручка от продажи основного средства по остаточной стоимости (приобретено в период применения УСН)? Если можно, то на примере.
В целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, выручка от реализации объекта ОС признается в составе доходов от реализации на дату поступления оплаты от покупателя (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Из вопроса не ясно что является объектом налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае, если объект налогообложения выбран «доходы», то выручка от реализации объекта ОС признается в составе доходов, и облагается единым налогом в общеустановленном порядке.
Если объект налогообложения выбран «доходы, уменьшенные на величину расходов», то необходимо учитывать некоторые нюансы.
Однако в абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ говорится, что при так называемой досрочной реализации (передаче) объекта основных средств налоговую базу по «упрощенному» налогу придется пересчитать с учетом положений гл. 25 НК РФ.
Глава 25 НК РФ (а точнее, пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ) позволяет уменьшить доходы от реализации основного средства на его остаточную стоимость.
Соответственно, и при досрочной продаже основного средства сумму дохода от этой продажи можно уменьшить на остаточную стоимость данного объекта.
К сожалению, на сегодня нет судебных решений по данному вопросу. А значит, желание уменьшить выручку от реализации ОС на его остаточную стоимость может привести к доначислению налога со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кроме того, при продаже основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на приобретение или 10 лет с момента приобретения, если срок полезного использования более 15 лет, «упрощенцы» должны пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатации объекта, доплатить налог, рассчитать и перечислить в бюджет пени (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Пересчет налоговой базы заключается в том, что в расходах можно учесть только сумму амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта в период применения УСН. Расчет суммы амортизации производится по правилам гл. 25 НК РФ. Все излишне учтенные в расходах суммы исключаются.
При такой корректировке налогоплательщик должен уплатить дополнительную сумму единого налога и пени.
ООО «Аудиторская консалтинговая компания «Ветар»
Тел. (812)702-14-10, (812)550-87-88
Источник: auditvetar.ru
Бухучет продажи основного средства физическому лицу – бухгалтерские проводки, документы
Реализация основных средств (ОС) выступает одной из причин списания с баланса компании имущества. Продавать его можно не только юридическим, но и физическим лицам, оформив определенный пакет документации.
В текущей статье разберемся, возможна ли продажа основных средств компании, и какие при этом сделает проводки бухгалтер организации продавца.
Может ли организация продать ОС физ лицу?
Законодательство не вводит ограничений по поводу того, можно ли продавать ОС физическим лицам.
Поэтому, реализовать свое имущество компания вполне может обычным гражданам.
Только для этого компания должна подготовить определенный пакет документации.
Какие документы нужно оформить?
Продавая основное средство физическим лицам, необходимо документально правильно оформить процедуру.
Основными документами при реализации выступают:
- договор о продаже;
- акт приемки-передачи имущества;
- счет фактура на оплату.
Использовать можно типовые формы документов, утвержденные законом или разработать свои.
При использовании второго варианта необходимо не забыть включить в документ все требуемые реквизиты. Любую из используемых форм руководитель должен утвердить в приказном порядке.
Типовые формы актов бывают разными:
- на один объект – форма ОС-1;
- на несколько объектов, кроме зданий и сооружений – ОС-1б;
- на несколько зданий и сооружений – ОС-1а.
Согласно стандартному правилу, акт оформляется с обозначением даты завершения права владения по причине перехода от продающей стороны к покупающей.
По умолчанию это происходит в день отгрузки основного средства, если в договоре не предусмотрено иное.
Исключение касается зданий и сооружений, для них акт оформляется на дату фактической передачи.
При этом совершенно не важно, передано право владения или нет.
Все акты оформляются на основании технической документации и данных бухгалтерского учета. Оформляется акт в количестве 2 штук: один для покупателя, второй для продавца. Оба экземпляра утверждаются обеими сторонами сделки.
Типовой формы договора о купле продаже основного средсва не существует, компания вправе разработать ее сама.
При этом главное, чтобы в договоре присутствовали обязательные пункты, такие как:
- реквизиты компании;
- полные данные физического лица;
- какой объект продается, его характеристики и описание;
- стоимость сделки;
- сроки передачи основного средства;
- визы сторон и дата заключения договора.
Ошибки в подобной документации не допустимы.
Счет фактура оформляется по утвержденной в организации форме и обязательно должна содержать сумму, соответствующую договору, а также реквизиты организации для перечисления средств.
По отношению к физическим лицам, продавая имущество, счет фактуру выставлять не обязательно.
Все перечисленные документы оформляются без ошибок и исправлений. Они пригодятся компании при налоговых проверках и формировании годовой отчетности. Если документация будет заполнена не правильно, к учету ее не примут.
Бухгалтерские проводки
Какие делать проводки бухгалтеру при продаже основных средств зависит от того, производится реализация имущества по цене выше или ниже остаточной стоимости.
Для удобства восприятия представим проводки в форме таблицы:
Цена ниже остаточной стоимости
Цена выше остаточной стоимости
Источник: praktibuh.ru