Компания в рамках программы лояльности участвует в совместном проекте по продвижению бренда. При этом товарные знаки партнеры используют без лицензионных соглашений, ведь последние еще нужно регистрировать. Выясним, насколько безопасно предпринимать совместные маркетинговые усилия без лишних формальностей.
В ходе реализации программ лояльности у компаний часто возникает необходимость использовать товарные знаки и фирменные наименования друг друга. Это нужно для получения максимальной отдачи: привлечения новых клиентов и получения прибыли от участия в программе лояльности.
Перед компаниями — участницами совместных маркетинговых проектов часто возникает вопрос, каким образом корректно оформить возможность размещения товарных знаков партнера без использования лицензионных соглашений. Дело в том, что их регистрация в Роспатенте занимает длительное время и влечет дополнительные денежные траты. При этом участники программ лояльности или других подобных совместных проектов не продают и не предоставляют для использования друг другу свои товарные знаки ни по франшизе (договор коммерческой концессии), ни иным способом. Они стараются популяризировать совместную маркетинговую программу и повышать узнаваемость своих брендов в рамках общего проекта.
Можно продавать чужой бренд на Wildberries? Товарный знак на маркетплейсах. Перепродажа товаров
Ограничения в законе
Право на фирменное наименование.
Исключительное право юридического лица на фирменное наименование установлено статьей 1474 ГК РФ, оно может использоваться в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого внесено в ЕГРЮЛ, получает исключительное право на его использование. Реализуется такое право
ПОНЯТНО, ЧТО…
… по лицензионному договору (соглашению) правообладатель дает разрешение на использование товарного знака в объеме, предусмотренном договором, а другая сторона принимает на себя обязанность вносить правообладателю обусловленные договором платежи или осуществлять другие действия, предусмотренные соглашением.
путем участия правообладателя в различных гражданско-правовых сделках, совершении иных юридических действий. Это означает, что только правообладатель может помещать свое фирменное наименование на документах, в рекламных проспектах и объявлениях, на товарах и упаковке, а также использовать его иными способами.
Право на товарный знак. Исключительное право на товарный знак, то есть на обозначение, индивидуализирующее товары, удостоверяется свидетельством (ст. 1477 ГК РФ). Обладателем такого права может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ). При этом товарный знак должен быть зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков (ст.
1481 ГК РФ).
Статья 1489 ГК РФ предусматривает, что обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар, правообладатель) по лицензионному договору предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право его использования в определенных договором пределах. Иначе говоря, с указанием или без указания территории, на которой допустимо использование товарного знака, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности и прочее.
Договор отчуждения товарного знака
Лицензиат обязан обеспечить соответствующее качество производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак правообладателя. Имейте в виду: требования к качеству товаров устанавливает правообладатель. Поэтому он вправе контролировать соблюдение этого условия.
При этом по требованиям к лицензиату как изготовителю оба несут солидарную ответственность (п. 2 ст. 1489 ГК РФ).
Из приведенных норм ГК РФ прямо следует, что речь в Кодексе идет только о такой правовой конструкции лицензионного договора (соглашения), когда одна сторона за плату предоставляет другой стороне право использования товарного знака.
Способ продвижения товаров
Крупные компании заинтересованы в передаче лицензий на использование своих товарных знаков. Внося в лицензионные договоры дополнительные условия (о передаче лицензиатам оборудования, технологии производства, научно-технических достижений и об установлении соответствующих ограничений), они превращают другие предприятия в своеобразные филиалы, которые пользуются их товарным знаком, реализуют их продукцию. И берут за это дополнительные денежные суммы. Тем самым, компания-правообладатель расширяет возможности сбыта своей продукции, не вкладывая собственных средств в организацию розничной торговли. За счет этого быстрее осваиваются новые рынки.
Просто УЧТИТЕ
Договор об отчуждении, лицензионный договор, другие договоры о распоряжении исключительным правом на товарный знак должны быть заключены в письменной форме и подлежат госрегистрации (ст. 1490 ГК РФ).
Две сложности
Нужно ждать. Срок регистрации лицензионного договора (соглашения) на объект интеллектуальной собственности в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) установлен законом и составляет два месяца с момента подачи заявления о регистрации (п. 9.8 , утв. приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 № 321).
Нужно платить. Этот вопрос регулирует (утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941).
Так, пошлина за регистрацию лицензионного договора (лицензионного соглашения) на товарный знак составляет 13 500 руб. (НДС не облагается). Плюс 11 500 руб. за каждый товарный знак свыше одного. А пошлина за регистрацию лицензионного договора за один патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец составляет 1650 руб. (НДС не облагается). Плюс 850 руб. за каждый патент, свидетельство свыше одного.
Право на размещение товарных знаков
Пункт 3 ст. 1484 ГК РФ устанавливает общее правило на запрет использования чужого товарного знака без разрешения правообладателя. Между тем последний вправе использовать «интеллектуальный актив» по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное (ст. 1229).
Получается, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
5 ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
1. На товарах (на этикетках, упаковках и пр.) при производстве, предложении к продаже, продаже, демонстрации на выставках и ярмарках, хранении, перевозке, ввозе в Россию и пр.
2. При выполнении работ, оказании услуг.
3. На документах на товар.
4. В предложениях о продаже товаров (работ, услуг), в объявлениях, на вывесках, в рекламе.
5. В Интернете (в доменном имени и др.).
Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 1484, п. 2
Письменное согласие
Когда товарный знак используется самим правообладателем либо другими лицами с его согласия, то о нарушении исключительного права на товарный знак речь не идет (ст.1487 ГК РФ). Следовательно, участники совместного маркетингового проекта вправе ввести в соответствующий договор или соглашение пункт, в котором будет предусмотрена возможность использования товарного знака одной (нескольких, каждой) из сторон без лицензионных соглашений, требующих регистрации в Роспатенте. Вот пример возможной формулировки:
В связи с участием Компании в Программе лояльности (совместном проекте) в течение срока действия настоящего договора Компания вправе размещать товарные знаки Банка на документах и материалах Программы (совместного проекта).
Использование товарных знаков сторон по настоящему договору не является использованием прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности по смыслу положений законодательства РФ об охране прав на объекты интеллектуальной собственности.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Имейте в виду и коммерческое обозначение
Юрист группы технологий и инвестиций юридической фирмы VEGAS LEX
Коммерческое обозначение, как и товарный знак, в смежном маркетинговом проекте должно использоваться на основании договора.
В пункте 2 ст. 1539 ГК РФ говорится, что недопустимо использовать коммерческое обозначение способом, который может ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.
Вполне очевидно, что недопустимо и несанкционированное использование чужого коммерческого обозначения, поскольку правообладатель предоставляет либо нет другим лицам право на его использование (п. 5 ст. 1539 ГК РФ).
При этом законодатель предусматривает две формы передачи права: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия либо по договору коммерческой концессии. Но в ст. 1539 ГК РФ речь идет об использовании коммерческого обозначения в предпринимательской деятельности непосредственно для извлечения прибыли.
При реализации же совместного маркетингового проекта коммерческое обозначение размещается, чтобы повысить узнаваемость бренда. Значит, речь идет об ином использовании, чем это подразумевает п. 5 ст. 1539 ГК РФ.
Таким образом, участники маркетингового проекта могут оформить правоотношения любым способом, не противоречащим закону. В том числе предусмотрев в соглашении право использования принадлежащих им коммерческих обозначений.
Источник: www.vegaslex.ru
Вправе ли юридическое лицо продать принадлежащий ему товарный знак…
Вправе ли юридическое лицо продать принадлежащий ему товарный знак физическому лицу, если организация ликвидируется? Что происходит с товарным знаком в случае ликвидации юридического лица?
Тэги вопроса: ликвидация юридического лица, товарный знак
Евгений Николаевич ответил(а) 4 года назад
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Учитывая данную норму, юридическое лицо вправе совершать сделки до момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
При этом ликвидация организации означает прекращение правоспособности юридического лица, это означает, что действие всех прав организации прекращается. Следовательно, в случае ликвидации организации исключительное право на товарный знак, принадлежащее организации, прекращается.
На основании п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Как указано в п. 1 ст. 1488 ГК РФ, по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне — приобретателю исключительного права.
В соответствии с п. 3 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, ГК РФ закрепляет право обладателя исключительного права на товарный знак передать исключительное право другому лицу (то есть термин «продать товарный знак» не используется). Это значит, что организация до своей ликвидации вправе передать исключительное право на товарный знак другому лицу, в том числе за вознаграждение.
В то же время в силу ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Учитывая изложенное, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не указано в числе лиц, которые могут быть обладателями исключительного права на товарный знак.
Юридическое лицо до своей ликвидации вправе заключить договор о передаче исключительного права на товарный знак, в том числе за вознаграждение, но приобретателем по такому договору может выступать либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Передать исключительное право на товарный знак физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя неправомерно.
Источник: juristic.pro
Продажа (отчуждение) товарных знаков
Товарный знак в наше время – это очень большая ценность, с помощью которой можно получить прибыль и продвинуть бизнес вперед. Если товарный знак зарегистрирован, то есть прошел государственную регистрацию, то он может быть продан. В данном случае, предметом договора станет право на знак. В результате отчуждения законное право на владение товарным знаком перейдет покупателю (правообладателю).
Договор уступки знака может быть, как на возмездной основе, так и на безвозмездной. В законодательстве, а именно в ГК РФ (статья № 1488) регулируется продажа товарного знака.
Составление договора продажи
1. Право на владение и непосредственное распоряжение товарным знаком на часть товаров или на всю продукцию (для которой он и зарегистрирован) может быть продано владельцем другому лицу. Таким покупателем может являться как ИП (индивидуальный предприниматель), так и прочие формы юр. лиц.
2. Отчуждение знака другому лицу свидетельствует о передаче абсолютных прав на него этому лицу (ИП или юр. лицу).
3. Договор продажи права на знак должно быть зарегистрировано в обязательном порядке. Подобная процедура проводится в Роспатенте. Без регистрации в вышеупомянутой службе по регистрации интеллектуальной собственности, договор продажи будет недействителен.
Стоит отметить, что госпошлина вносимая, чтобы зарегистрировать договор отчуждения может быть уплачена любым участником сделки – и покупателем и продавцом.
Данные для составления договора о продаже тов. знака
Данные, которые должен предоставить владелец:
1. Название организации (полное).
2. № свид-ва на знак, а также № регистрации (международной).
3. Перечень продукции, для которой будет продан товарный знак.
4. ИНН, адрес, ОГРН компании, а также прочие реквизиты.
5. ФИО и должность начальника компании.
От приобретателя знака требуется аналогичная документация, что и от владельца, за исключением пунктов 2, 3.
Важный момент, что договор продажи товарного знака невозможно зарегистрировать, когда отчуждение может стать причиной обмана потребителя, что касается товара и компании, его производящей.
Источник: vsksert.ru