Может ли самозанятый устроиться в компанию в качестве наемного сотрудника?
Ответ: Да, самозанятый гражданин имеет возможность работать по трудовому договору, однако есть несколько нюансов, которые стоит рассмотреть подробнее. Смотрите ниже:
Можно ли сотрудников компании перевести в самозанятые?
Для начала повторим особенности льготного налогового режима для самозанятых. Во-первых, они не платят НДФЛ в привычном размере 13%, а уплачивают в казну лишь 4% при получении дохода от физических лиц, и 6% – при работе с юридическими лицами. Во-вторых, самозанятые не обязаны делать взносы в страховые фонды, что и привлекает работодателей, так как отсутствие взносов и меньший налог на доход дают возможность существенно экономить при найме таких сотрудников.
Но имеет ли право работодатель своих действующих работников перевести на льготный налоговый режим? Точно нет. Согласно Федеральному закону №422-ФЗ, работодатель не имеет права заключать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) с гражданами, которые являлись официальными сотрудниками компании, работающими по трудовому договору, в течение последних двух лет.
Можно ли сейчас переводить сотрудников в статус «самозанятых» ?
Таким образом, работодатель не сможет сэкономить на налогах и взносах, продолжая работу с сотрудниками своей организации. Даже если сотрудник работал на предприятии когда-то давно, но менее двух лет назад, все равно не получится заключить с ним договор о проектных работах.
Источник: employ24.ru
Можно ли быть самозанятым и наемным сотрудником: информация от Минфина
Один из самых частых вопросов на сайте раздается от тех, кто является наемным сотрудником, но хочет получить статус плательщика НПД (налог на профессиональный доход). То есть, стать самозанятым.
Спрашивают, можно ли так делать, какие есть ограничения…
Вопросы задаются постоянно.
Или спрашивают про обратную ситуацию, когда кто-то стал самозанятым, но хочет устроиться на работу в качестве обычного сотрудника.
Но вот, наконец, появилось новое информационное письмо Минфина от 1 февраля 2019 г. N 03-11-11/5884 в котором дается ответ на этот вопрос.
Что пишут сотрудники Минфина?
А пишут вот что:
Ограничения, связанные с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», установлены пунктом 2 статьи 4 Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
При этом не признаются объектом налогообложения , в частности, доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, доходы государственных и муниципальных служащих (за исключением доходов от сдачи в аренду (внаем) жилых помещений), а также доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Таким образом, положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, заключивших трудовой договор с юридическим лицом, при условии, что это юридическое лицо не является заказчиком услуг (работ) по гражданско-правовому договору для указанных физических лиц либо не являлось их работодателем менее двух лет назад.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы.
В связи с этим по вопросам, связанным с запретами при прохождении государственной гражданской службы, следует обращаться в Минтруд России.
Самозанятые | Переход с ИП на самозанятость
То есть, самозанятый может одновременно быть наемным сотрудником, но есть ограничения:
- Для государственных и муниципальных служащих разрешен только один вид деятельности в качестве самозанятых: сдача в аренду (внаем) жилых помещений. Другие виды деятельности запрещены (подробнее про госслужащих здесь)
- Также госслужащим рекомендовано обращаться в Минтруд по вопросам, связанным с запретами прохождении госслужбы.
- Для остальных категорий граждан тоже есть ограничение: запрещено оказывать услуги бывшим работодателям, если с момента прекращения трудовых отношений прошло менее двух лет.
Также следует помнить про то, что пилотный проект по самозанятым на данный момент проходит только в четырех регионах, а также есть другие ограничения, о которых можно почитать здесь:
- Законопроект о самозанятых опубликован! Краткий обзор изменений
- Виды деятельности для самозанятых: есть ли такой список? Каким критериям нужно соответствовать?
Похожие вопросы:
- Можно ли самозанятым оказывать юридические услуги?
- Можно ли стать самозанятым, если есть долги?
- Может ли наемный работник стать самозанятым и сдавать квартиру в аренду?
- Можно ли работать по агентскому договору
Источник: ip-samozanyat.com
Работники или самозанятые: плюсы и минусы
С целью уменьшения налоговой нагрузки работодатели нередко предлагают своим работникам уволиться, пройти регистрацию как самозанятые гражданы или зарегистрировать ИП и сотрудничать на новых условиях. Какие последствия могут иметь такие действия, вы узнаете в статье ведущего юриста-консультанта Юлии Кобылиной.
Сейчас в интернете множество рекомендаций по изменению трудовых отношений с работниками с целью экономии на налогах. Суть этих предложений сводится к одному – к переводу сотрудников в статус самозанятых. По факту это означает их увольнение с последующим оформлением с ними сотрудничества не через трудовые договоры, а через гражданско-правовые.
Плюсы перевода сотрудников в самозанятые
Работодатель получит возможность сэкономить на налогах и страховых взносах. Этот положительный финансовый эффект достигается за счёт трёх факторов.
Первый фактор связан с тем, что работодатель утрачивает статус налогового агента по НДФЛ в отношении бывшего работника. Самозанятые освобождены от уплаты этого налога, так как их доходы облагаются налогом на профессиональный доход.
Третьим фактором является то, что вознаграждение по гражданско-правовому договору может варьироваться выгодным для обеих сторон образом и учитываться у компании в качестве расхода при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль.
Следующий плюс от перевода работников в самозанятые: у работодателя отсутствуют обязательства в соответствии с ТК РФ в отношении бывших сотрудников. Таким образом, выходные пособия, ежегодный оплачиваемый отпуск, пособие на случай нетрудоспособности – всё это больше не обязанность бывшего работодателя.
Бывший работник после приобретения статуса самозанятого больше не будет обязан подчиняться принятым у работодателя правилам. Например, самозанятый может не сидеть в офисе восемь часов и не предупреждать о расторжении договора за две недели. В принципе, для выполнения обязательств по договору вообще необязательно появляться в офисе, но это зависит от характера работы или услуги, о которой работодатель договорился с бывшим работником.
На первый взгляд, такие достоинства могут показаться достаточными основаниями для перевода персонала в статус самозанятых. Однако подобный перевод работников ничем не отличается от хорошо известных схем с использованием сотрудников, которые зарегистрировали в качестве предпринимателей. Поэтому, прежде чем думать о налоговой экономии путём перевода работников в самозанятые, необходимо проанализировать практику и определить моменты, на которые обращают внимание инспекторы.
Минусы перевода работников в самозанятые
Налоговая служба уже объявила о мерах борьбы с попытками компаний переводить сотрудников на новый налог. Налоговики говорят, что закон не запрещает самозанятым оказывать услуги или выполнять работу по заказу своих бывших работодателей. Тем не менее, если самозанятый получает доход от заказчика, с которым он состоял в трудовых отношениях менее двух лет назад, такие доходы облагаются страховыми взносами и НДФЛ в общем порядке.
Налоговые органы будут выявлять массовый переход сотрудников из режима трудовых отношений в режим самозанятости. Если подобное будет зафиксировано, то работодателю могут доначислить страховые взносы и НДФЛ с учётом пеней и штрафов.
При этом следует отметить, что просто так массово перевести работников, не привлекая лишнего внимания инспекторов, вряд ли получится. Возможно несколько вариантов массового перевода сотрудников на режим самозанятых.
Одним из вариантов является процедура сокращения штата, сопровождаемая выплатами работнику зарплаты, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, а также среднего месячного заработка на период трудоустройства.
Альтернативным способом перевода сотрудников является расторжение договора по соглашению сторон. Не исключено, что некоторые работодатели захотят избрать второй путь, при этом прибегая к оказанию давления на работников. В таком случае нельзя исключать риск того, что работник на допросе в налоговой инспекции сам укажет, что его новый статус не является добровольным и он остался в подчинении работодателя.
Нельзя забывать, что обороты набирает и практика по ст. 54.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) , запрещающая искажение сведений о фактах хозяйственной жизни. В любом случае массовое увольнение сотрудников, которые потом получат статус самозанятых даже в отсутствие прямых взаимоотношений с ними, как минимум привлечёт внимание проверяющих и может потребовать дополнительных объяснений.
Для самих работников переход на режим самозанятых невыгоден, так как лишает их пенсионных взносов и гарантий, предусмотренных ТК РФ.
Судебная практика показывает, что для налоговой и судов формальный статус лиц, а также наименование договора не значат ровно ничего в отсутствие обоснования тех или иных действий и изменений во взаимоотношениях. При этом следует помнить о том, что нахождение бывшего работника в офисе и практически на том же рабочем месте может быть расценено как один из признаков сохраняющихся трудовых отношений, что может повлечь за собой риск их переквалификации.
Чтобы избежать налоговых претензий из-за заключения гражданско-правовых договоров с бывшими работниками, при принятии бизнес-решений не стоит руководствоваться исключительно соображениями налоговой экономии. Нужно обосновать разумную деловую цель. В качестве альтернативы данной рекомендации можно не нанимать сотрудников, а сотрудничать только с самозанятыми или предпринимателями. Но данный вариант не всем может подойти, поскольку специфика бизнеса может требовать наличие определённого количества квалифицированных сотрудников в штате.
Скорее всего, налоговые органы будут оценивать деятельность по переводу сотрудников в разряд самозанятых в каждом конкретном случае в соответствии с её действительным смыслом. Случаи успешной переквалификации налоговиками гражданско-правовых отношений в трудовые хорошо известны судебной практике.
Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой означает, что к отношениям сторон по договору применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В таком случае у подрядчика/исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус: он признаётся работником, имеющим право на гарантии, установленные ТК РФ (в частности, на доплаты, надбавки, ежегодный оплачиваемый отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия за счёт ФСС РФ).
Также за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) .
Законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые договоры, в том числе и с лицами, ранее работавшими в данной организации по трудовым договорам (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2015 № Ф09-213/15 по делу № А60-16795/2014 ).
Во избежание споров в гражданско-правовом договоре не следует использовать терминологию трудового законодательства. Использование в его тексте присущих трудовому праву терминов, таких как «должность», «заработная плата», «приём на работу», «увольнение», «режим работы», может свидетельствовать о заключении трудового, а не гражданско-правового договора.
Вместе с тем определяющее значение для квалификации заключённого организацией с самозанятым гражданином договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договора.
При этом организации в случае заключения гражданско-правового договора следует быть готовой обосновать экономическую потребность в его заключении.
Подводя итог, хочется отметить следующее:
- Работодатель, уволивший своих сотрудников и сразу заключивший с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми и ИП, подвергает свой бизнес риску санкций со стороны фискальных органов.
- Если бывший сотрудник приобрёл статус ИП по договору, выполняет те же функции, что и будучи в штате, налоговая может заподозрить незаконную схему ухода от налогообложения. Гражданско-правовой договор она переквалифицирует в трудовой, начислит недоплаченный НДФЛ, пени и штрафы.
- Если работодатель увольняет штатных сотрудников и тут же заключает с ними договор как с самозанятыми, он нарушает закон. Заключение гражданско-правового договора возможно по истечении двух лет после увольнения. Кроме того, гражданско-правовой договор, по сути идентичный трудовому, и здесь может быть переквалифицирован согласно ТК РФ.
- Массовое увольнение сотрудников ведёт к необходимости выплат им выходных пособий, иных выплат как попавшим под сокращение.
- Если все нормы законодательства соблюдены, сотрудничество бывшего работодателя и самозанятого, ИП законно, это может быть выгодно обеим сторонам. Фирма сокращает расходы на выплату налогов, взносов, а бывший сотрудник не обязан соблюдать трудовую дисциплину, может расширять клиентскую базу, выбрать для себя выгодную систему налогообложения.
Источник: www.4dk.ru