
— Ты занимаешься кастомизацией, можешь рассказать что это такое ?
— Кастомизация — это роспись вашей одежды с помощью специальных красок по ткани. Выдерживает множество стирок, а самое главное — это уникально.
— Как тебе пришла идея заняться этим?
— Я посмотрела ролик на ютубе, а поскольку, я хожу в художественную школу, то решила попробовать это на своей джинсовой куртке. Мне понравился и процесс, и результат. Было очень интересно.
— Что самое сложное в работе?
— Прорабатывать мелкие детали. Главный минус — уходит много белой краски, так как это подложка под рисунок.

— Поддерживают ли тебя в этом твои родители, друзья?
— Да, меня поддержали все. Поддержка — залог успеха в будущем, без неё было бы очень сложно. Для меня это очень важно
Как Совмещать Работу, Учебу и Жизнь✨
— Это дорогой бизнес?
— Есть разные фирмы красок, от этого все и зависит. Баночка может стоить от 200 до 1000 рублей.
— На что тратишь заработки?
— На материалы и продвижение (покупаю рекламу).
— Окупается ли твоя работа?
— Да, хоть я и не делаю большую накрутку.
— Каково совмещать работу с учебой?
— Я учусь в 10 классе, а поскольку я параллельно заканчиваю ещё и художественную школу, то бывает сложно всё успеть. Приходится делать работу по ночам, жертвую даже уроками иногда.
— Были ли у тебя какие-то забавные случаи?
— Да, однажды мне написал мужчина, и у нас был такой диалог:
« Мне нужна роспись на одежде»
«Здравствуйте. Что именно?»
«Именно ваше согласие на познакомиться со мной)»
— Так интересно со мной ещё никто не заводил общение
— Тяжело ли начать?
— Мне было страшно начинать, боялась за то, что не получится или слезет краска, но когда сделала свои первые работы, то поняла, что не надо бояться, что это не так трудно как кажется.
— Что для тебя показатель хорошо выполненной работы?
— Точность картинки, которую запросили и аккуратность. Но самое приятное и показательное, когда говорят: «Теперь это моя любимая вещь!»
— На каких вещах обычно заказывают рисунки?
— Летом был спрос на футболки, а сейчас заказывают кошельки. Но кастом на джинсовых куртках — всегда самый популярный!
— Есть ли конкуренция?
— Конечно есть, как, наверное, во всех сферах, но сейчас я стараюсь заботиться о своём деле, а не думать о конкурентах.
— Хочешь ли ты связать с этим свою жизнь в будущем?
— Да, я хочу открыть в будущем свой магазин с уникальными росписями и продвигать свой бизнес не только в интернете.
— Тяжело ли продвигать профиль в соцсетях?
— Тяжело. Для этого нужно много работать, требуется время, много новых идей и хорошо написанные посты, что бывает достаточно сложно.
УЧЕБА И БИЗНЕС — Как Совместить? Как Открыть Бизнес Студенту?
— А самое сложное при видении профиля?
— Основная проблема в том, что сложно раскрутиться. Реклама у крупных блогеров достаточно дорогая, а вкладываться во что-то менее масштабное, не имеет смысла. Также есть трудность в поиске тем для постов. Сложно постоянно придумывать что-то такое, что будет интересно твоей аудитории.
Софья ХРУСТАЛЁВА, фотографии предоставлены Аделиной ТАТАРИНОВОЙ
Источник: ve36.ru
Можно ли совмещать учебу и бизнес
![]()
Учится на Digital MBA в «Нетологии»
Я уверена, что руководителю любого уровня надо разбираться в цифровизации, а бизнесу — иметь сильную онлайн-составляющую. Для меня эти вопросы более чем актуальны, поэтому решиться пойти на обучение было несложно.
Программа «Нетологии» длится восемь месяцев, а учебный график состоит из одного вебинара с российским предпринимателем и одного интенсива с зарубежным преподавателем-практиком в неделю, всего восемь занятий в месяц. К ним добавляется выполнение домашних заданий. Для меня все они имеют абсолютно прикладной характер, и времени уходит довольно много: я полностью освобождаю вечер четверга и весь день субботы под учебу.
Правительство сейчас требует от ФОИВов оптимизации, этот вопрос предстоит решать и нам в Росгосцирке. MBA как раз дал мне инструменты, чтобы найти новые идеи и взгляды на привычные процессы. Например, мы в группе проводили форсайт сессию. На такой встрече команда должна нарисовать желаемое будущее, а затем спроектировать необходимые изменения для его достижения, другими словами, построить дорожную карту.
По итогам первого модуля «Стратегия» я сформировала два проекта для цирковой отрасли, которые до нас никто не делал. Один из них связан с переменой модели создания цирковых продуктов (номеров, аттракционов, программ), а другой — с технологией получения и обработки обратной связи от зрителей. Эти проекты стали моей итоговой работой, которую мы обсуждали и дорабатывали вместе с преподавателями.
Александр Кубанеишвили, управляющий директор Insider в России и СНГ
![]()
Учится на Executive программе LEAD в Стэнфордской школе бизнеса
У меня, как и у многих во время самоизоляции, проснулась тяга к обучению. В программе Стэнфорда сочетается несколько курсов по soft и hard skills — я искал то, что точно будет полезно в работе. Обучение годовое, разбито на семестры, можно взять только один из них. Я прошел два курса — «Финансирование инноваций» и «Критическое аналитическое мышление». До конца года еще будет курс по лидерству.
Совмещать учебу с работой вполне реально, потому что все занятия проходят онлайн, но всякие дополнительные активности и хобби страдают. Учусь я либо рано утром перед работой, либо вечерами и практически всегда по выходным. Надо рассчитывать, что минимум 4-6 часов в неделю на учебу придется тратить.
E-Com Heroes: бесплатное закрытое сообщество русскоязычных предпринимателей, которые хотят запустить или развивать зарубежный e-com-бизнес. Подать заявку
Есть определенный объем работы, который надо сделать за неделю: просмотреть видео, разобрать кейсы, обсудить что-то со своей мини-группой. Например, одно из финальных заданий в курсе «Критическое аналитическое мышление» — дебаты между мини-группами. Мы выбрали тему «Как влияет удаленная работа на продуктивность сотрудников крупнейших технологических компаний США».
Наша мини-группа была за то, что работа из дома снижает продуктивность, а другая группа пыталась доказать, что наоборот — влияет позитивно. Мы готовили аргументы, находили исследования, которые подтверждают нашу точку зрения (я понял, что можно найти исследование подтверждающее любую точку зрения), оспаривали аргументы друг друга, а потом нашу работу оценивали инструкторы и другие студенты.
Самое забавное, что в процессе прохождения программы я сменил одну работу на другую. Думаю, во многом на это повлияли инсайты, которые я получил во время обучения.
Диана Абдрахманова, директор по персоналу Iponweb
![]()
Училась на программе International HRM от РАНХиГС и Kingston University of London
МВА, на котором я училась, специализируется на HR, по окончании студент может сразу же получить Master of CIPD (ассоциация профессионалов в области управления персоналом). Для меня был важен этот момент, так как я хочу развивать карьеру на международном уровне, и CIPD в таком случае открывает много новых возможностей.
Еще я шла учиться, чтобы структурировать практический опыт, познакомиться с трендами и лучшими практиками в Англии и Европе, расширить круг профессиональных знакомых. Нетворкинг — самое ценное в любой программе уровня МВА, потому что ты получаешь доступ в закрытый клуб выпускников, который состоит из генеральных директоров и членов правления компаний. Это все те люди, чьим партнером всегда выступает HR в бизнесе.
Обучение длилось два года по модульной системе: пять дней очных классов по восемь часов на английском языке, затем полтора-два месяца перерыва на самообучение и подготовку ассаймента (похоже на курсовую в российских вузах, но с большей практической частью), потом снова пять дней по восемь часов.
Из пяти дней четыре дня вели лекции учителя из Kingston, и один день — российские спикеры. В конце двух лет мы сдавали дипломную работу, которую начали писать в середине первого года. Плюс между первым и вторым годом у нас была поездка в Лондон для посещения ведущих компаний и знакомства с тем, как у них устроено управление HR.
Учеба — достаточно интенсивное время, ты на два года почти лишаешься праздников и выходных, так как используешь любую свободную минуту, чтобы читать материалы и готовить очередную работу.
С одногруппниками мы до сих пор общаемся, во время учебы в группе родилось двое детей, трое студентов переехали работать в другие страны, две девушки вышли замуж и уехали за границу, а некоторые получили повышение — произошло много изменений, и все они в лучшую сторону. Это касается и меня. Я ставила себе цель получить международный диплом, чтобы иметь возможность стать глобальным head of HR. И моя цель будет достигнута в первом квартале следующего года, сейчас я перенимаю дела от текущего HR.
Николай Антюшин, директор по развитию бизнеса в Zeytz
![]()
Учится на программе Executive MBA в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС
Пять лет назад я уже окончил курс программы MBA «Стратегический менеджмент». Полученные знания привели к тому, что несмотря на падающий рынок полиграфии, наша выручка ежегодно растет на 20-50%. Мы нашли и развиваем несколько уникальных направлений. Одно из них — закрытые кастомизированные интернет-магазины для клиентов Zeytz – «Бургер Кинг» и «Додо Пицца», которые помогли нам сократить операционные издержки на регулярные заказы. Еще мы открыли две производственные площадки: экологичную типографию интерьерной печати и швейный цех «Швейц».
В 2018 году я вошел в состав учредителей компании, а это новый уровень принятия решений. Если классический MBA учит в первую очередь быть топ-менеджером, строить системы внутри и между отдельными департаментами, придерживаясь определенной стратегии развития, то став учредителем, я оказался в лодке, для управления которой нужны другие знания и навыки. Так я снова пришел в МИРБИС, теперь за ЕМВА.
Весь курс занимает 20 месяцев, включая международную стажировку. Мы учимся четыре полных дня в месяц с 9:00 до 19:00. Курс очень эффективен благодаря домашним заданиям. В перерыве между сессиями много забывается, но задания, проектные и курсовые работы заставляют быть в тонусе, повторять материал, описывать его теоретически и даже применять на практике, сразу в бизнесе.
Например, на одном предмете нам нужно было написать курсовую работу по диагностике компании, провести анализ критичных бизнес-процессов и составить план действий по исправлению ситуации через связанные с ней департаменты и людей. Настоящий взрыв мозга! На эту работу у меня ушло 40 часов: 60 страниц текста, схем, таблиц и графиков — абсолютно рабочий документ для нашей компании. Такие обычно делают консультанты с почасовой оплатой.
График занятий известен за месяц, поэтому совмещать обучение с работой несложно. В моей жизни теперь самые приоритетные дни — это учеба и под нее подстраивается все остальное. Домашние задания и курсовые я обычно делаю в вечернее время в офисе для того, чтобы выходные провести с семьей.
Юлия Ким, Head of Brand Development, Tele2
![]()
Учится на программе Global Executive MBA в IE Business School
Мне повезло проработать много лет в западных компаниях (Coca-Cola HBC, British American Tobacco) и вовлекаться в масштабные кросс-функциональные проекты. Очень скоро я поняла, что маятник качнулся в другую сторону: суперэффективные модели и подходы маленьких гибких стартапов становятся все более востребованными в больших корпорациях. Предпринимательское мышление, умение запускать продукты, тестировать и улучшать их быстрее, чем конкуренты, становятся важнейшими преимуществами бизнесов и управленцев. Именно поэтому я остановилась на IE Business School, которая славится своим фокусом на предпринимательство и инновации.
Я выбрала путь совмещения учебы с работой, консалтингом и воспитанием двух маленьких детей. В моей ситуации график невозможно делить на типы: учеба, работа, личное. Есть один интенсивный период — с шести утра и до часа ночи.
Обучение длится 15 месяцев. Программа предполагает пять офлайн-блоков в разных городах: Лондон, Лос-Анджелес, Сингапур и две сессии в Мадриде. Но из-за локдауна не все студенты могут прилетать на эти сессии, поэтому IE предложили гибридный формат: часть студентов могут быть физически на кампусе, часть — в своих городах. Все пересекаются на онлайн-площадках, но в режиме реального времени.
В первом полугодии у нас шесть основных предметов: макроэкономика, финансовый менеджмент, стратегия, маркетинг менеджмент, управление, предпринимательство. По каждому предмету разные задания: от проработки кейсов до разработки бизнес-стратегии. Отмечу, что есть индивидуальные проекты, а есть групповые, где вы должны с командой из шести человек выработать единый подход и суметь о нем договориться. Например, на занятиях по стратегии мы играем в симулятор, где разные группы конкурируют между собой на рынке камер и дронов в шести регионах с разными особенностями аудитории. Каждую неделю мы должны как команда выработать стратегию и принять решения по всем операционным вопросам.
Скажу откровенно, все эти месяцы совмещения учебы, работы и семьи — это одна большая сложная ситуация. Уже после двух месяцев такой нагрузки стало понятно, что помимо навыков личной эффективности, важнейшими точками опоры становятся умение работать с внутренним стрессом и двигаться вперед.
В IE Business School есть даже предмет building resilience. Очень увлекательный. Однако сначала мы всем классом смотрели на него с улыбкой, особенно когда выполняли одно из заданий. На протяжении двух недель надо было ежедневно делать три дыхательные практики: для успокоения, энергии и суперконцентрации. А наблюдения записывать в дневник самочувствия.
Не самая простая задача для аудитории Global Executive MBA, где 20 из 29 занимают позиции CEO-1. Забавно, что сейчас, спустя три месяца обучения, практически каждый из нашей группы использует эти практики регулярно и считает это приоритетом внутри учебно-рабочего дня.
Татьяна Амарян, сооснователь сети английских детских садов «Дискавери»
![]()
Учится на MBA в Московской школе управления «Сколково»
Обучение длится год и восемь месяцев, модули — каждый месяц от четырех до шести дней. Занятия проходят полностью на английском языке, в конце каждого модуля мы сдаем экзамен. Из-за пандемии учимся в формате blended: международные профессора преподают через Zoom с экрана, а русские — из аудитории.
Обычно домашняя работа выглядит как pre-reading перед курсом. Например, для подготовки к финансовому модулю нужно было прочесть почти 200 страниц и пройти шесть тестов. Домашние задания все время разные, бывают эссе. Уходит обычно четыре дня по 3-4 часа на подготовку. Сейчас офис у нас частично на удаленке, совмещать получается легко, да и раз в месяц время на модуль найти несложно.
Так как учеба началась недавно, пока прошло всего два курса. Financial accounting оказался безумно интересным и веселым — просто разрыв шаблонов! Недавно был модуль, посвященный лидерству, он полностью состоит из практики: работа в группах и с коучем. Мы даже снимали кино со всем реквизитом тоже под присмотром наставников, которые анализировали наши действия, выделяли сильные и слабые стороны.
У нас самая большая группа за всю историю — 72 человека. Очень много возможностей для общения: в одном только Telegram создали пять разных чатов из серии «важное», «очень важное», «вечеринки». Первый модуль я не жила на кампусе, а ездила домой, и это было ошибкой, так как по вечерам происходит тот самый нетворкинг: некоторые ребята даже не ложатся спать и сразу идут на пары утром. Еще у нас было очень крутое посвящение: целый день проходили разные задания и квесты, мастерили сами машинки из велосипедов и устраивали на них гонки. И конечно, после каждого модуля в голове куча новых идей, даже коллеги странно начинают смотреть.
Сергей Прокофьев, управляющий партнер CreativePeople
![]()
Прошел курс MBA Intensive от PWC
Впервые за 17 лет управления компанией мы с партнером Сашей Ковальским решили совместно пойти учиться и пройти курс MBA Intensive от PWC. Из-за высокого уровня вовлеченности в CreativePeople искали что-то быстрое, но эффективное. Именно это нам предложили в PWC — 7 модулей за 10 недель.
«Самозанятость экономит силы и время»: как студенты совмещают учебу и заработок
![]()
Студенческие годы — самое время найти вдохновение и смелость для реализации своих идей. В России, по данным опроса АНО «Россия — страна возможностей», всего 4% студентов открыли своё дело, зато почти четверть собираются запустить его в ближайшее время. Мы поговорили с двумя студентами, которые зарабатывают в качестве самозанятых, о том, как им удаётся совмещать работу с учёбой.

Никита Малашенко
студент журфака МГУ им. М. В. Ломоносова
«Завёл на частном курсе бюджетное место»: как зарабатывает студент журфака
Никита Малашенко учится в магистратуре на журфаке МГУ и параллельно с учёбой ведёт курс подготовки к ЕГЭ по литературе. Подрабатывать он начал ещё с 2016 года, а два года назад оформил самозанятость и запустил свой проект.
Сейчас Никита дважды в неделю проводит в Москве очные занятия в небольших группах до 10 человек, для чего арендует помещение на дизайн-заводе «Флакон». Последние пару лет появились также ученики и из регионов, которые подключаются к занятию по Zoom, но полностью уходить в онлайн Малашенко не планирует: он уверен, что раскрыть свой преподавательский талант так не получится.

Никита Малашенко
студент журфака МГУ им. М. В. Ломоносова
Ученики позволяют заработать «столько, чтобы хватило и на комфортную жизнь, и на развитие проекта», гордится Никита. Например, в прошлом учебном году доход студента составил около 1,6 млн рублей. При этом самозанятость благодаря простоте оформления помогла ему сэкономить силы и время: «Мне было важно, чтобы всё было просто и автоматизированно — бумажная волокита поначалу вызывала у меня только страх».

Многие ещё во время учёбы хотят запустить своё дело. Но организационные вопросы, уплата налогов и дальнейшее развитие могут отпугнуть начинающего предпринимателя. Самозанятость — комфортный способ управлять доходами на старте. Чтобы узнать обо всём подробнее, приходите на бесплатный курс образовательной платформы Сбера и Google «БизнесКласс» для фрилансеров и самозанятых.
Вы узнаете, как устанавливать цену на свой продукт, считать прибыль, находить новых клиентов и удерживать старых. Как развивать своё дело с помощью бесплатных и платных рекламных инструментов и оставлять конкурентов позади. А успешные самозанятые поделятся опытом и полезными лайфхаками.

У курса Никиты есть свой паблик во «ВКонтакте» с 5 000 подписчиками, большую часть учеников он находит именно там. «Мы пишем о писателях, забавных фактах, увлекательных вещах из литературного мира, — говорит Никита. — Для продвижения я устраиваю мероприятия для школьников, которым предстоит сдавать ЕГЭ по литературе, или для взрослых, желающих самим его сдать. К примеру, открытые лекции, профориентацию, семинары».
Программу для своего курса Никита разработал самостоятельно, исходя из специфики экзамена, предпочтений учеников и личных соображений. В итоге средний балл за ЕГЭ по литературе у выпускников его группы — 88, а половина учеников сдаёт литературу и русский язык на 90 баллов и выше.
В прошлом учебном году одно занятие в группе Никиты стоило 2 000 рублей, но в этом году он установил диапазон оплаты от 1000 до 2500 за занятие. «Для многих семей этот год стал критичным из-за коронакризиса, кого-то вовсе сократили, — поясняет своё решение Никита. — Думаю, это было правильным решением по отношению к тем, кто хотел учиться на курсе. Более того, в этом году у нас появилось бюджетное место! Я провёл конкурс с разными этапами отбора, и с сентября один человек занимается бесплатно».
Сейчас Никита работает над дипломом и тратит на работу не больше 8–9 часов в неделю. Он набрал меньше учеников, и за 2021/2022 учебный год рассчитывает на заработок до 1 млн рублей. «Благо, это последний учебный год, а с лета уже получится полностью посвятить себя проекту», — говорит он. После окончания вуза студент планирует расширять своё дело.
«Если следующий учебный год получится таким, каким я его планирую, с сентября я стану ИП, поскольку потолок в 2,4 млн рублей годового дохода меня не устраивает, — заявляет Малашенко. — Я уже готовлюсь к расширению: нашёл крутых преподавателей, маркетолога, планирую с весны обучать ассистента».

Даниил Запорожец
студент колледжа при ВГИК им. С. А. Герасимова
«Люблю круглых персонажей, ведь угловатые — злодеи»: как зарабатывает студент-мультипликатор
Даниил Запорожец учится в колледже при ВГИК на мультипликатора и уже полтора года зарабатывает как самозанятый. Его основное место работы — студия «Стелла» в производственном отделе Мосфильма.
«Мои работы заметила дочь одного из преподавателей и связала с режиссёром, — рассказывает Даниил о том, как удалось устроиться на студию. — Сейчас моя задача заключается в отрисовке персонажей в промежуточных кадрах». На студии ему выдают задание: определённый фрагмент мультфильма, а он подгоняет персонажа под нужные пропорции, прорисовывает его действия и заливает цветом. По сути, Даниил превращает наброски и шаблоны в готовый элемент мультфильма. Он работает только с персонажами — фон рисуют другие аниматоры.

Даниил Запорожец
студент колледжа при ВГИК им. С. А. Герасимова
На студии Даниил зарабатывает всего около 8 000 рублей в месяц, но самозанятость даёт возможность время от времени выполнять другие заказы. Чаще всего это анимированные логотипы или титры для фильмов. «Например, как-то раз мне писал начинающий музыкант, просил нарисовать ему логотип, — говорит Запорожец. — В другой раз мне повезло получить интересный заказ: я анимировал советского мультипликационного персонажа Самоделкина — рисовал его в движении. Правда, зачем он был нужен заказчику, я так и не узнал, наверное, для презентации или обучающего фильма. Так часто бывает: человек просит нарисовать самого себя, я делаю портреты или персонажей на заказ, но не знаю, для чего их потом используют».
Цену на свои работы Даниил определяет исходя из сложности задачи. По его словам, анимация стоит как минимум 500 рублей за 25 кадров, то есть за одну секунду мультфильма. «Если он длится минуту — уже получается неплохая сумма», — говорит он. Но часто заказы бывают дешевле, например Самоделкин стоил 2 900 рублей.

Совмещать работу с учёбой бывает непросто, признаётся Запорожец. Особенно когда к завтрашнему дню нужно сделать и работу, и домашнее задание по учёбе. «Но я понимаю, что работа на студии важна: благодаря ей я повышаю свой уровень в мультипликации, чтобы после выпуска не просто сказать “я отучился”, а иметь опыт и приличные навыки».
По договорённости со студией Даниил не может рассказывать, над какими именно мультфильмами он работает, но признаётся, что больше всего ему нравится рисовать круглых героев с короткими ножками. Им легче придать естественную пластику, да и в целом их проще анимировать, потому что в их основе — шарик. «К тому же так повелось, что округлые персонажи всегда более добрые, а угловатые и высокие — злодеи, — говорит он. — А мне нравится рисовать весёлых героев в нелепых ситуациях».
После окончания учёбы Даниил предполагает и дальше использовать статус самозанятого, чтобы брать коммерческие заказы. «Сейчас приходится ограничивать себя в работе и зарабатывать меньше, чтобы соблюдать баланс с учёбой», — поясняет он. В будущем Даниил планирует стать предпринимателем: открыть собственную анимационную студию и реализовывать в ней авторские проекты.
Источник: sberbusiness.live
