1. Термины и определения
Банк — АО «АБ «РОССИЯ», лицензия Банка России № 328 от 01.09.2016.
Заявление-Анкета — заявление о предоставлении кредита/кредитной карты, документ, содержащий персональные данные Клиента и переданный Клиентом в Банк в целях заключения кредитного договора. Данные в Заявлении-Анкете могут быть изменены Банком при предоставлении Клиентом документального подтверждения.
Интернет-сайт — сайт Банка http://abr.ru/
Клиент — физическое лицо (гражданин Российской Федерации), данные которого указаны в Заявлении-Анкете.
Код подтверждения — простая электронная подпись, используемая Клиентом для подписания электронных документов, представляет собой четырехзначный цифровой код, направляется Банком в СМС-сообщении на указанный в Заявлении-Анкете номер мобильного телефона Клиента. Определение лица, подписавшего электронный документ Кодом подтверждения, производится на основе сведений, указанных Клиентом в Заявлении-Анкете, с учетом примененного Кода подтверждения.
Мошенники взяли кредит. Могут ли мошенники взять кредит
Согласие — согласие Клиента на предоставление и получение информации в бюро кредитных историй и согласие на обработку персональных данных, выраженные путем проставления соответствующих отметок в электронной форме.
Электронная форма — электронная страница на Интернет-сайте по предоставлению кредитов.
2. Банк и Клиент вместе именуемые «Стороны», заключают соглашение об использовании простой электронной подписи (далее — Соглашение) для осуществления электронного документооборота в сети интернет при направлении Клиентом Заявления-Анкеты, содержащего персональные данные, и Согласий для рассмотрения Банком возможности предоставления Клиенту кредита/ кредитной карты. Соглашение является предложением (публичной офертой) АО «АБ «РОССИЯ» (далее – Банк) заключить соглашение об использовании простой электронной подписи между Банком и физическими лицами.
3. Стороны договорились о том, что информация в электронной форме, подписанная Простой электронной подписью Клиента (также – простая электронная подпись, аналог собственноручной подписи, здесь и далее, обозначает электронную подпись, которая посредством использования кодов подтверждает факт формирования электронной подписи определённым лицом в соответствии с положениями Федерального Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью клиента.
4. Соглашение является заключенным с момента акцепта Клиентом оферты Банка и действует бессрочно.
5. Акцептом оферты Банка являются следующие действия Клиента в Электронной форме: нажатие кнопки «Подтвердить» после ознакомления с текстом настоящего Соглашения и ввода в поле «Код подтверждения» Кода подтверждения.
6. Клиент и Банк обязаны соблюдать конфиденциальность Кода подтверждения.
7. Электронные документы, указанные в п. 2 Соглашения, подписанные Кодом подтверждения, признаются Банком и Клиентом электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Электронная цифровая подпись. Как получить и для чего нужна ЭЦП
Источник: abr.ru
Электронная подпись подвела заемщиков
Как выяснил “Ъ”, распространение практики заключения договоров потребительского кредита с использованием простой электронной подписи вылилось в проблемы для клиентов банков. Такой подход хоть и ускоряет оформление, но в новинку для граждан и позволяет почти незаметно продавать им сопутствующие услуги, согласие на оказание которых подтверждается при помощи кода из СМС. В ЦБ призывают граждан быть внимательными и готовы реагировать на жалобы.
На портале «Банки.ру» появились жалобы на практику использования простой электронной подписи (ПЭП) при оформлении потребительских кредитов Почта-банком. Суть жалоб — заключение одновременно с договором кредита договоров на допуслуги, о которых заемщики не подозревали. При этом стоимость услуг включалась в тело кредита, существенно увеличивая его.
При оформлении кредита с помощью ПЭП в офисе банка клиентам приходили СМС-сообщения примерно следующего содержания: «Код подтверждения 1234. Платеж «С заботой о Вас!», 3000 руб., комиссия 0 руб.». Клиенты утверждают, что сотрудники не объясняли им характер подключаемых услуг, а просили только назвать коды из приходящих СМС. В итоге граждане получали такие услуги, как «Гарантированная ставка», «Юрист-24», «Врач-24», «Личный врач», «Привет, сосед» и другие. По словам некоторых клиентов, сотрудники банка якобы утверждали, что подключение услуг обязательно.
Судя по отзывам, гражданам не предоставляли бумажных договоров с подробными условиями этих услуг. «Как раз удобно, чтобы клиенты не видели и не читали, что подписывают»,— написал в одной из жалоб клиент банка о применении электронной подписи. Почта-банк на эти отзывы ответил, что клиенты якобы были проинформированы об условиях продуктов, не уточняя, как именно (банк не ведет аудио- или видеофиксацию разговоров).
Возможность использовать простую электронную подпись при оформлении потребительских кредитов есть в Сбербанке, Альфа-банке, Московском кредитном банке, Райффайзенбанке, Ситибанке, Росбанке и ряде других. Но за последние месяцы “Ъ” не удалось обнаружить на портале «Банки.ру» и иных профильных форумах жалобы на этих участников рынка о навязывании допуслуг с применением простой электронной подписи.
Владимир Путин, президент РФ, 19 апреля 2017 года
Главное — предотвращать ситуации, когда люди без разбора берут кредиты. И здесь на первый план выходит информированность граждан
В пресс-службе Почта-банка заявили “Ъ”, что оформление простой электронной подписи не отменяет предоставление клиенту бумажного договора. Без согласия клиента банк никогда не добавляет дополнительные услуги. «Приобретение страховой или любой дополнительной услуги в Почта-банке — исключительно добровольное решение заемщика»,— пояснили в банке, добавив, что позволяют отказаться и вернуть средства не только по страховым, но и по другим продуктам. В банке также действует система депремирования сотрудников за некачественную продажу, что снижает риск навязывания сервисов и услуг. «С начала 2019 года порядка 50% заемщиков оформили кредит без приобретения каких-либо дополнительных услуг, 25% покупают один дополнительный продукт и еще 25% — по два-три продукта,— отметили там.— В банке действует ограничение на продажу не более трех дополнительных продуктов одному клиенту».
Почему ЦБ опасается излишне быстрого роста необеспеченного кредитования
Управляющий партнер «ВМ-Право и Консалтинг» Владимир Чувашов поясняет, что само по себе использование электронной цифровой подписи при заключении кредитного договора с банком является законным средством подтверждения волеизъявления сторон. «А вот что касается дополнительных предложенных банком услуг, то здесь нужно изучать каждую ситуацию отдельно»,— указывает он. В частности, по его словам, права заемщика нарушены, если ему не объяснили, что он может отказаться от допуслуг. Руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов считает, что если сотрудники банка не разъяснили клиенту условия предоставления услуг, то он должен обращаться либо в контрольные органы, либо в суд.
В ЦБ на запрос “Ъ” ответили, что, несмотря на кажущуюся простоту использования аналогов собственноручной подписи, для заключения договора потребителю необходимо очень внимательно знакомиться как с текстом подписываемых таким образом документов, так и с порядком подтверждения своей личности при подписании электронных документов, в том числе с текстом электронных сообщений (например, СМС-сообщений), направляемых кредитором. При этом там отметили, что готовы рассматривать жалобы граждан и реагировать на них.
Вадим Арапов, Виталий Солдатских
- Газета «Коммерсантъ» №82 от 16.05.2019, стр. 8
- Виталий Солдатских подписаться отписаться
- Кредитный рынок подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Как проверить, не использовали ли мошенники мою электронную подпись?
Разбираем, для чего она вообще нужна, где прячутся риски и на каких сайтах проверить, нет ли на вас чужих кредитов.
1
Что случилось?
С 1 июля 2021 года в налоговых органах юрлицам, ИП и нотариусам можно бесплатно получить квалифицированную электронную подпись (ЭЦП).
Обычные пользователи тоже могут оформить ЭЦП, но пока ещё платно.
2
Что такое ЭЦП?
Электронно-цифровая подпись — это, согласно закону, информация в электронной форме, которая присоединена к другой, подписываемой, информации в электронной форме. Простыми словами, это аналог собственноручной подписи для удостоверения электронных документов. Применяется для определения лица, подписывающего документ.
3
Где применяется ЭЦП? Для чего она нужна?
С ЭЦП можно совершать действия на сайтах Госуслуг, Росреестра, ИФНС: дарить недвижимость, подавать налоговые декларации, заявление для восстановления паспорта и т.д.
ЭЦП призвана облегчить жизнь всем пользователям в целом и предпринимателям в частности. Так, она помогает экономить на документообороте, не посещать инстанции, получать государственные услуги дистанционно, обмениваться документами онлайн.
4
ЭЦП надёжна?
В том, для чего она предназначена, — да. Это защита авторства, целостность и неотказуемость (заверения действия, факт выполнения которого потом нельзя отрицать).
Однако для ЭЦП существуют другие риски, как-то:
– получение доступа к компьютеру владельца ЭЦП (чаще всего удалённо с помощью установки ПО);
– получение ЭЦП человеком, не имеющим на это права (попадание документов владельца ЭЦП к мошенникам, по которым они могут получить дубликат ЭЦП);
– человеческий фактор работников удостоверяющего центра.
5
Как обезопасить себя при использовании ЭЦП?
Для этого нужно делать следующее:
– тщательно выбирать удостоверяющий центр для получения ЭЦП;
– никому не передавать свою ЭЦП;
– обязательно заменить заводской пароль ЭЦП на надёжный;
– не оставлять компьютер разблокированным;
– защитить компьютер от взлома;
– не открывать подозрительные электронные письма;
– если ЭЦП утеряна, то её следует незамедлительно отозвать; кроме того, обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники;
– никому не передавать копии паспорта, СНИЛС, не оставлять их на сайтах, не пересылать.
6
Почему в списке рисков находится утечка копий документов?
Используя копии ваших документов, мошенники могут сделать ЭЦП от вашего имени и дальнейшем — зарегистрировать юрлицо, получить кредит и т.д.
7
Такие случаи уже бывали?
В апреле этого года полиция Москвы возбудила уголовное дело о незаконной регистрации юрлиц с использованием электронных цифровых подписей (ЭЦП), оформленных по персональным данным подставных лиц. В таких ситуациях граждане узнают , что являются «руководителями» множества фирм только после возбуждения уголовных дел.
Если раньше мошенники, как правило, использовали данные лиц без определенного места жительства, то теперь — купленные в разных организациях копии паспортов обычных граждан. Для получения ЭЦП они просто отправляют по электронной почте в удостоверяющие центры копии паспортов граждан.
8
Как проверить, не оформили ли на меня кредитов?
▪️ В «Личном кабинете налогоплательщика» можно узнать информацию о ваших счетах, зарегистрированы ли на вас фирмы и являетесь ли вы директором в них.
Если на ваше имя незаконно зарегистрирована фирма, нужно обратиться в ИФНС по месту учета юрлица с заявлением в произвольной форме, указав реквизиты фирмы.
▪️ В личном кабинете Госуслуг есть возможность узнать какие ЭЦП и в каких удостоверяющих центрах были выданы.
Если обнаружили незаконно выпущенную ЭЦП, обратитесь в удостоверяющий центр с заявлением об отзыве и с запросом копий документов, на основании которых была оформлена ЭЦП.
▪️ На сайте Госуслуг есть возможность проверить вашу кредитную историю, с помощью которой можно обнаружить незаконно оформленные кредиты.
Источник: roskomsvoboda.org