Заключаем договор с самозанятым. Что необходимо учесть
В упомянутом нами выше п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 также разъяснено, что «… от договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга. Также по договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; исполнитель по договору возмездного оказания услуг работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда».
В том случае, если УО понимает, что имеются основания для заключения с самозанятым лицом именно гражданско-правового договора, предметом которого будет оказание какой-либо услуги или выполнение определенной работы, результат которой будет передан УО как заказчику по такому договору, то при заключении этого договора важно знать:
В какой форме должен быть заключен договор с самозанятым?
В соответствии с п. 1 ст.
Источник: www.burmistr.ru
Гражданско-правовой договор с самозанятым: действия бухгалтера
Самозанятые граждане – отдельная категория контрагентов. При сотрудничестве с ними нужно учесть некоторые особенности.
Кто такие самозанятые, каковы их преимущества и какие формулировки важно включить в договор с ними – всё это мы рассмотрим в статье.
«Самозанятые» граждане: статус, регистрация, преимущества
С 2022 года по всем регионам РФ распространился специальный налоговый режим с официальным названием «Налог на профессиональный доход» (НПД), а его плательщики называются «самозанятыми» либо фрилансерами.
- Установить официальное приложение «Мой налог» на смартфон.
- Зарегистрироваться в приложении «Мой налог» (потребуется паспорт гражданина РФ или учётная запись в «Кабинете физлица» на сайте ФНС). После регистрации сформируется документ «Справка о постановке на учёт физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход». Можно использовать не только приложение, но и сайт www.npd.nalog.ru (ч. 1, 4, 9 ст. 5 ФЗ № 422-ФЗ; письма ФНС России от 13 сентября 2019 г. № ЕД-4-20/18515, от 5 июня 2019 г. № СД-4-3/10848).
- Перейти на режим самозанятости можно не только физлицу, которое ранее не занималось предпринимательством, но и действующему предпринимателю. ИП необходимо уведомить налоговую службу о смене налогового режима в течение 1 месяца после постановки на учёт в новом статусе.
Пример: если ИП ранее применял УСН, ему нужно отказаться от него, уведомив налоговую.
Самозанятому гражданину разрешается совмещать свою деятельность с работой по трудовому договору.
Ограничения и преимущества для самозанятых граждан
Ограничения:
- не допускается торговая деятельность
- не допускается работа по посредническому договору в интересах другого лица (работодателя)
- запрещено нанимать работников
- годовой лимит доходов 2 400 000 руб
К преимуществам самозанятых относятся:
- Пониженная ставка налога:
- 4% по доходам, полученным от физлиц
- 6% по доходам, полученным от юрлиц (вместо 13% НДФЛ)
Важно: если гражданин зарегистрировался как самозанятый, но по каких-либо причинам не работает и, соответственно, не получает доход, ему не нужно уплачивать НПД.
- Освобождение от обязательных страховых взносов (по желанию можно делать взносы на пенсионное страхование).
Последовательность действий бухгалтера при заключении гражданско-правового договора с самозанятым физлицом
- Потребовать справку о регистрации самозанятого в приложении «Мой налог».
- Проверить наличие статуса плательщика НПД на специальном сайте ФНС России.
- Добавить в гражданско-правовой договор следующие формулировки:
- «Договор составлен в соответствии со ст. 779 ГК РФ между Исполнителем (Ф.И.О.), который применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и является налогоплательщиком НПД, и Заказчиком (наименование организации)»;
- «заказчик не является и не являлся менее 2-х лет назад работодателем Исполнителя (самозанятого физлица)»
- Прописать в договоре точный вид деятельности и обязанности самозанятого гражданина. Обязанности:
- предоставлять чек из приложения «Мой налог» после каждой выплаты вознаграждения: так компания сможет избежать рисков начисления НДФЛ и страховых взносов как налогового агента
- своевременно сообщать заказчику (например, в течение 3-х дней) о снятии с учёта в качестве плательщика НПД и о прекращении применения соответствующего налогового режима.
Рекомендация: чтобы избежать утраты физлицом статуса самозанятого на момент выплат, запрашивайте у него номер СНИЛС.
- Проверить наличие признаков трудового договора в гражданско-правовом договоре. По договорённости между ФНС России и Рострудом работодатели могут проверять этими службами одновременно. В ходе проверки гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован на трудовой. В таком случае юрлицу грозит административная ответственность – штраф (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ), доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафы.
- Создать с самозанятым лицом первичный учётный документ, который будет оформляться по итогам выполнения договора. Например, акт выполненных работ (оказанных услуг).
Специальный чек для учёта расходов
Такая же позиция изложена Минфином в письме от 29 января 2019 г. № 03-11-11/5075.
Риски
Контур.Норматив — справочно-правовая система!
В письме от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183 ФНС исследовала варианты уклонения от уплаты налогов, предполагающие выполнение работ самозанятыми вместо оформления трудовых договоров с работниками. В ближайшее время именно эта сфера будет подвержена совместным проверкам ФНС и Роструда. Соответственно, чтобы избежать проблем, договор с самозанятым лицом должен оформляться исключительно для деловых целей, а не для сокрытия трудовых отношений.
Источник: kontursverka.ru
Заключение договора с самозанятым
Спецрежим «Налог на профессиональный доход», который был разработан специально для самозанятых, сегодня распространен на всю территорию России. Некоторые организации продолжают опасаться работать с самозанятыми, однако, правильное оформление отношений позволит сторонам получить максимум эффекта от возможного сотрудничества. В статье ниже рассмотрим обязательные условия при работе с самозанятыми людьми.
Обязателен ли договор?
Компания и самозанятый могут не заключать договор, но при условии, что стоимость единоразово оказанной услуги не превышает 10 тыс. рублей и присутствует чек. Во всех остальных случаях для юридических лиц заключение договора с самозанятым на оказание услуг или выполнение работ обязательно.
Допускается соглашение в устной форме, если работа выполняется непосредственно в момент заключения сделки. В таком случае взаимоотношения подтверждаются фактом оплаты. Однако, письменная форма более предпочтительна.
Оформление самозанятого возможно по договору ГПХ с соблюдением некоторых особенностей.
Условия договора
При составлении текста стоит руководствоваться нормами гражданского законодательства и Закона N 422-ФЗ. Рекомендуется предусмотреть следующие условия:
- Статус исполнителя как самозанятого лица, применяющего в своей деятельности специальный налоговый режим.
- Предмет – что именно обязуется делать исполнитель.
- Характер и срок оказания услуг.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: время и порядок работы исполнитель-самозанятый устанавливает по своему усмотрению.
- Порядок расчетов:
- стоимость: включение в итоговую цену суммы налога на профессиональный доход;
- срок и способ оплаты (наличными, на карту или расчетный счет, через специальный сервис);
- обязанность исполнителя выдать чек в установленный срок и штрафные санкции за нарушение данного пункта.
- Порядок приемки результата:
- можно указать, что обязательство будет считаться исполненным после подписания сторонами соответствующего акта.
- Отсутствие у исполнителя социальных гарантий и выплат, а у заказчика – обязанности по уплате налогов и взносов. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: при утрате самозанятым права на уплату НПД, организация-заказчик принимает на себя обязательства по исчислению и уплате налогов и взносов за него – рекомендуется отдельно прописать форму ответственности исполнителя за неуведомление заказчика о прекращении особого статуса.
- Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также форс-мажорную оговорку.
Документы самозанятых для заключения договора
Перед оформлением сделки следует удостоверить в наличии у исполнителя следующих документов:
- справка о постановке на учет в качестве плательщика НПД;
- копия паспорта;
- копия свидетельства о постановке физлица на учет в налоговой.
Приложения и акты
Составление приложений целесообразно, если предполагается долгосрочное сотрудничество, особый порядок оплаты или исполнения обязательств. В таких случаях в тексте прописываются общие условия, а в приложениях подробности.
Приложение составляется в свободной форме. В нем указывают:
- вид работ или услуг;
- требования к результату – техническое задание;
- сроки выполнения конкретных работ, в том числе при поэтапном выполнении;
- порядок производства выплат – предоплата и основная часть или за какой именно объем услуг производятся выплаты.
Акт – это документ, подтверждающий факт исполнения самозанятым своих обязательств и принятия результат заказчиком. Акт должен содержать:
- сведения о сторонах;
- информацию о выполненных работах (объем, стоимость, сроки);
- информацию о наличии или отсутствия претензий к качеству.
Акт станет дополнительным документом, который отразит период или дату оказания услуги для целей налогового учёта расходов заказчика. Однако для учета всех расходов по итогам месяца необходим чек.
Способы подписания
Стороны вправе подписать соглашение лично, воспользоваться средствами почтовой связи либо специальными сервисами.
При личном контакте каждая из сторон получит по своему экземпляру.
Если встреча невозможна, стороны могут:
- распечатать текст в 2-х экземплярах и подписать их;
- направить бумаги контрагенту заказным письмом по почте или курьером;
- после обмена документами приступать к исполнению обязательств.
При наличии у сторон электронных цифровых подписей возможен обмен подписанными ЭЦП документами онлайн.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: отсканированные подписанные бумажные документы не имеют полноценной юридической силы.
Выставление счета
Самозанятый должен сформировать чек за все выполненные работы, проданные товары или оказанные услуги и предоставить заказчику.
Самозанятое физлицо может предоставить по запросу организации счет на оплату. При выставлении счета самозанятый обязан сообщить клиенту свои банковские реквизиты для перечисления денег, стоимость услуг, работ или товаров, их количество и срок, в течение которого нужно произвести оплату.
Самозанятый должен сформировать чек после того, как получит оплату от клиента за выполненные работы. Компания может сформировать документ автоматически в сервисе «Мои самозанятые».
Вместо тысячи слов…
Для работы с самозанятыми следует оформить:
- договор с обязательным условием о статусе исполнителя;
- приложения – если предполагается особый порядок оплаты и выполнение большого перечня услуг;
- акт – позволит подтвердить исполнение обязательств;
- чек – подтверждает факт оплаты.
Шаблон для самостоятельного заполнения Договора возмездного оказания услуг и Акта об оказанных услугах по Договору возмездного оказания услуг можно скачать здесь.
Упростить процесс взаимодействия с плательщиками НПД Вы можете при помощи компании «Мои самозанятые». Получить дополнительную информацию можно по телефону +7 (499) 553-09-77 или оставив заявку на подключение на сайте.
Источник: mysmz.ru