Можно ли заключить трудовой договор с самозанятым как с работником

Можно ли одновременно работать официально и быть самозанятым (НПД)?

Да, вариант, когда физическое лицо работает по трудовому договору и одновременно является самозанятым возможен.

Однако, работник не может оказывать услуги или выполнять работы в рамках НПД своему работодателю или бывшему работодателю, трудовой договор с которым прекращен менее 2х лет назад. Доходы по услугам (работам) такому заказчику облагаются НДФЛ (пп. 1, пп. 8, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

См. также:

  • Перевели штатных работников в самозанятые? Сэкономить на налогах и взносах не получится
  • Сотрудник совмещает наемную работу с самозанятостью — что с налогами?
  • [25.11.2020 запись] Подготовка к отмене ЕНВД с 2021 – теория и практика в 1С:Бухгалтерия

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Трудовой договор и ГПХ. Где ловушка?

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Сервис Сравнение режимов налогообложения в 1С.
  2. Горячие вопросы по онлайн-кассам.
  3. Порядок представления декларации по ЕНВД за 3 квартал 2018 в 1С.
  4. Учет услуг (работ) при переходе с ЕНВД на УСН.

Источник: buhexpert8.ru

Работодатель предложил оформить самозанятость. Какие риски есть у работника

Ваш юридический помощник

Налоги и бизнес

Автор Дарья Симонова На чтение 5 мин Просмотров 56 Опубликовано 08.08.2022

Работодатель предложил мне оформить самозанятость вместо трудового договора. Он уверяет, что мне это будет выгоднее – я буду платить 6% налога, а не 13%. Это действительно так и в чем риски?

— Работодатели часто преподносят оформление самозанятости как выгодный вариант для работника. На самом деле такая форма сотрудничества, в первую очередь, в интересах самого работодателя. Она позволяет ему экономить на зарплатных налогах до 30% и не заботиться о предоставлении трудовых гарантий.

Расскажем подробнее, в чем состоят основные риски и недостатки для работника.

Риски работы с самозанятыми: переквалификация договоров

Самозанятость для сотрудников – это законно?

Самозанятость – это налог на профессиональный доход. Режим был введен, чтобы вывести «из тени» широкий круг людей, работающих на себя: кондитеров, репетиторов, парикмахеров и пр. Он позволил им работать официально, гарантируя минимальную налоговую нагрузку.

Хотя самозанятость – это простой и удобный налоговый режим, он не может заменять трудовой договор.

Чтобы работодатели не начали массово увольнять своих работников и переводить их в самозанятые, в законодательстве действует правило. Если работник в статусе самозанятого продолжит сотрудничество с бывшим работодателем, тому придется платить НДФЛ и страховые взносы в течение в 2 лет (согласно п.8 ч.2 ст.6 Закона о самозанятости). Поэтому на переводе работников в самозанятые сэкономить у работодателя не получится.

Читайте также:  Можно ли уменьшить УСН на взносы от несчастных случаев

Скрыть то, что работник получает деньги от своего бывшего работодателя не получится – самозанятый должен ввести ИНН компании или ИП, которая перевела ему деньги.

В чем преимущества самозанятости вместо трудового договора

Для работодателя ключевым преимуществом оформления самозанятости вместо трудового договора является возможность сэкономить на уплате страховых взносов в размере до 30%. Если работник официально работает по трудовом договору, работодатель ежемесячно платит за него:

  • 22% — на будущую пенсию;
  • 5,1% — на медицинское страхование;
  • 2,9% — на социальное страхование на случай материнства или болезни.

За самозанятых платить налоги не нужно.

Смотрите также: Как узнать, платит ли работодатель за меня налоги?

Второй плюс – отсутствие отчетности. За самозанятых не нужно сдавать никакую отчетность в налоговую и Пенсионный фонд.

Третий плюс – самозанятого можно «уволить» в любой момент. Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя достаточно сложно – ему нужно оформить увольнение как форму дисциплинарного взыскания с соблюдением всех формальностей (проведением расследования, сбора доказательств вины и пр.) или по причине сокращения штата с выплатой дополнительного выходного пособия. С самозанятыми же можно прекратить сотрудничество в любой момент – не предоставлять им отпуск перед увольнением и не выплачивать компенсации.

Для работника преимущество в оформлении самозанятости состоит в сниженной процентной ставке. Налог на профессиональный доход платится по ставке 6% при оказании услуг юридическим лицам и 4% — физическим. Тогда как НДФЛ с заплаты платят по ставке 13%. То есть работник будет получать больше денег на руки. При ежемесячном доходе в 30 тыс.р. – вместо 26100 р. самозанятый получит 28200 р.

В чем минусы самозанятости для работника

Для работника самозанятость имеет множество минусов:

У работника нет записи в трудовой книжке. Это значит, что на него не распространяются трудовые гарантии:

  1. Договор с ним можно расторгнуть в упрощенном порядке, а чтобы восстановиться на работе через суд не будет правовых оснований.
  2. У него нет права на ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсацию неиспользованного отпуска при увольнении.
  3. Он не защищен от сокращения на работе и не сможет получить выходное пособие при увольнении.
  4. Если у работодателя возникнут финансовые затруднения, сотруднику не оплатят простой.

Работодатель не платит за работника страховые взносы, что лишает его социального пакета:

  1. Самозанятым не положены оплачиваемые больничные. Если они или их ребенок заболеют, придется или продолжать работать или остаться без оплаты за период болезни.
  2. Они не смогут получить декретные пособия в случае беременности.
  3. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет заплатят в минимальном размере. Они будут получать всего 7677,81 р. в месяц.
  4. За период самозанятости не начисляется трудовой стаж и пенсионные баллы. Поэтому самозанятый лишает себя права на страховую пенсию по старости. Он получит социальную пенсию на 5 лет позже страховой и в меньшем размере.
Читайте также:  Что такое кассовый аппарат для ИП

Если самозанятый лишится работы, пособие по безработице ему будут платить в минимальном размере (1500 рублей), а платить его будут всего 3 месяца. Подходящей для бывшего самозанятого на бирже труда станет любая работа, в том числе, неквалифицированная.

Так как самозанятые не платят НДФЛ, им не положены налоговые вычеты. Они не смогут воспользоваться налоговым вычетом при покупке квартиры или за спорт.

Таким образом, для работника самозанятость имеет как свои плюсы, так и минусы. Но работодатель не может настаивать оформиться в качестве самозанятого.

Риски для работодателя

Для работодателя самозанятые работники тоже несут немало рисков. В частности, налоговая инспекция при выявлении подмены трудовых отношений может переквалифицировать договора с самозанятыми в трудовые, а также:

  • доначислить налоги и взносы за весь период;
  • заплатить штрафы до 40% от неуплаченной суммы за весь период;
  • уплатить административный штраф за нарушение трудового законодательства..

Как заставить работодателя заключить трудовой договор

Работник может потребовать заключения трудового договора при наличии признаков трудовых отношений:

  1. Договор подписан на длительный срок и предполагает регулярное продление.
  2. По договору регулярно проходит оплата.
  3. У самозанятого есть свое рабочее место.
  4. Он придерживается определенного распорядка и прошел инструктаж для допуска к работе.
  5. Он выполняет трудовую функцию, а не разовые задания.
  6. Он подчиняется руководству заказчика.

Если работодатель отказывается, работник может обратиться в суд или пожаловаться в трудовую инспекцию. Направить жалобу в Роструд онлайн можно здесь.

Переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой могут также по инициативе налоговой или трудовой инспекции.

В случае если отношения признают трудовыми, то трудовой договор будет подписан задним числом – с 1 дня работы.

Источник: ivprave.ru

Подмена трудовых отношений: ФНС описала признаки налоговой оптимизации с привлечением самозанятых

Признаки подмены трудовых отношений

  • конкретная трудовая функция, а не выполнение разового задания;
  • определённый объём работ;
  • ежемесячная сумма оплаты труда;
  • вознаграждение за фактически отработанные дни;
  • необходимость подчинения работника внутреннему трудовому распорядку, дисциплинарная ответственность за неисполнение требований;
  • работа на территории работодателя с использованием предоставленных им средств и инструментов;
  • материальная ответственность исполнителя.
Читайте также:  Может ли в ИП быть несколько учредителей

Любой из перечисленных признаков даёт ФНС право начать поиск доказательств того, что трудовые отношения работодатель пытается прикрыть гражданско-правовыми договорами.

Доказательствами подмены могут послужить:

  • оформленный (постоянный) пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода и ухода и иные письменные доказательства;
  • кадровые документы — график работы, отпусков, направление в командировку, договор о материальной ответственности;
  • расчётные листы по заработной плате, ведомости выдачи денежных средств;
  • товарные накладные, счета-фактуры и иные документы хозяйственной деятельности; работодателя, заполненные и подписанные работником;
  • подписанные работником документы по охране труда.
  • Доверенности на получение ТМЦ, представление интересов работодателя.

Риски и ответственность работодателя

Подмена трудовых отношений договорами с самозанятыми несёт серьёзные риски для работодателя. На основании вышеуказанного письма ФНС России при выявлении признаков подмены:

  • гражданско-правовые отношения переквалифицируется в трудовые, представители ФНС работодателя доначислить НДФЛ и страховые взносы за всё время действия договора;
  • установят факт искажения сведений о хозяйственной деятельности и аннулируют уменьшение налоговой базы, согласно ст. 54.1 НК РФ;
  • оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ (для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей).

При этом новый документ даёт право ФНС самостоятельно изменять юридическую квалификацию сделок, если дело касается незаконного уменьшения суммы налогов и взносов.

Как работать с самозанятыми, чтобы избежать риска и ответственности?

  1. Не следует заключать договор с самозанятым, который ранее был штатным сотрудником (должно пройти не менее двух лет). Если по разным причинам штатный сотрудник после увольнения оказывает услуги, то можно его перевести на обычный ГПХ.
  2. Оформлять договор с самозанятым только в том случае, если действительно планируется пользоваться его услугами, а не иметь с ним постоянные трудовые отношения.
  3. В договоре с самозанятым не должно быть признаков трудовых отношений — установленного графика работы, обязанности работать на территории работодателя и соблюдать внутренний распорядок, прописанной дисциплинарной ответственности и социальных гарантий и т. д.
  4. Самозанятый должен получать оплату за результат, а не за процесс.
  5. Следует оформлять акты о выполненных работах и чётко прописывать в них, за что произведена оплата.
  6. За каждую оплату необходимо запрашивать у самозанятого чек из приложения «Мой налог».

Легализовать отношения работодателя с самозанятым помогает сервис «Подписант». В него можно загружать договоры, акты о выполненных работах и иные документы и подписывать их электронно. Это не только удобно, но и даёт гарантии как работодателю, так и самозанятому.

Источник: www.esphere.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин