Музыкальный шоу бизнес как часть арт индустрии

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Камилев Т., Файзулаева М. П.

«Попса»: упрощение институции искусства

Технический прогресс как один из факторов развития искусства режиссуры современных эстрадно-массовых представлений

Музыкально-эстрадное дело в России: от антрепренера к продюсеру
Мастер-класс ля спонсоров
Звезды зажигают
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шоу-бизнес в современном мире»

ШОУ-БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Т.Камилев, М.П. Файзулаева

Термин «шоу-бизнес» применяется: 1) к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио- и видеопродукции; 2) к артистам; 3) к таким сферам развлечений, как кино, театр, музыка, телевидение и др., извлекающих, кроме всего прочего, финансовую выгоду из своей деятельности.

ШОУ-БИЗНЕС (show business) — коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ. В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания,

Теории заговора и двойники артистов! Мистические тайны в музыке и шоу-бизнесе | Документальный фильм

развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес — это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в Древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов.

Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.

С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья.

ИЛЛЮМИНАТЫ: КТО ОНИ И ПОЧЕМУ ЗАХВАТИЛИ ШОУ-БИЗНЕС? СТРАШНЫЕ ПОСЛАНИЯ И ЗНАКИ В КЛИПАХ ЗВЕЗД

Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.

Вплоть до начала 20 века перед шоуменами стояла проблема — на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись, главным образом, взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 века. Для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения — таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие

технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.

Шоу-бизнес как предпринимательство и как часть массовой культуры Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий — как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce — продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант — это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад. Наиболее востребованным является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Так, в 2002 чистый доход знаменитого рок-музыканта Пола Маккартни превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling Stones» — 44 млн.

В феврале 2003 Пол Маккартни лишь за один частный концерт в честь дня рождения одной из своих поклонниц получил 1 млн. долл. (правда, сразу передав всю сумму в благотворительную организацию). Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс — «звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.

Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» — американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, контролируют более 70 % мирового рынка.

В 20 веке шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т. д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения -единственный способ «спасти» культуру.

Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

Читайте также:  В чем актуальность оценки бизнеса

Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть своя иерархия качества. Если творчество, например, участников ансамбля «Битлз» приближается к «высокому» искусству (не случайно Полу Маккартни было торжественно присвоено рыцарское звание), то «творчество» большинства других исполнителей является товаром «одноразового прослушивания».

Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоговорящих) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.

В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности.

К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.

Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с „раскрутки». Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки.

Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может. но способна успешно исполнить «озвучку» за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране.

При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. „Звезда» может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая „певица», работая под чужую «фанеру», после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос. Крыша у певицы съезжает. Она требует больше денег и других неблагоразумных привилегий. Продюсеры, естественно, не уступают.

Им ведь еще и на новый клип необходимо потратить 30 тысяч долларов, и за его ротацию на телевидении отдать по 250 долларов за один показ, а показов этих должно быть не меньше пяти в день. Приходится делиться также с аранжировщиками, авторами слов и музыки. В конце концов такой водопад расходов может потопить и самого продюсера.

Острые проблемы постсоветского шоу-бизнеса (низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ) названы Б. Алибасовым вполне справедливо. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по-настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.

По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню небольшой европейской страны (как Польша или Португалия) — до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко. По экспертным оценкам, в 2000 году в России кассет и компакт-дисков (с учетом пиратской продукции) было продано примерно на 440 млн. долл. А гонорары за один концерт даже у самых популярных звезд не превышают 100 тыс. долл.

Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998 года. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 веке шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.

Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.

Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х годов решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ — News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.

Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х годов тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюсеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины, таких как Мадонна или Пол Маккартни (расходы на их концерт невозможно окупить даже при активном спонсорском участии).

Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио — и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х — начале 2000-х годов в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60 — 75%, на рынке видеофильмов -до 85%.

Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств (например, на Украине и в Белоруссии пиратский рынок составляет не менее 90%). Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий — такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.

Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х годов многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001 году, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003.

Источник: cyberleninka.ru

Маркетинг музыкальной индустрии: методы, стратегия, план

Конкуренция в шоу-бизнесе привела к тому, что появляется маркетинг музыкальной индустрии. Когда аудиоискусство стало сферой предпринимательства, ему понадобились инструменты для продвижения своих продуктов. Маркетинг в музыке опирается на традиционные стратегии и методы, но, безусловно, имеет много специфических черт и особенностей.

маркетинг музыкальной индустрии

Понятие маркетинга

Укрупнение производств, выпуск все большего количества товара высокого качества приводит к тому, что становятся необходимыми особые усилия для стимулирования покупательской активности. По мере повышения производительности возникают первые концепции маркетинга.

Первоначально он был направлен на усовершенствования товара и производства, но постепенно формируются современные представления о продвижении как об особой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей при помощи обмена. Сегодня под маркетингом понимается особая коммуникация между производителем и покупателем, которая приводит к удовлетворению потребностей. Он призван помочь покупателю и продавцу достичь своих целей. В этом смысле маркетинг музыкальной индустрии также является специфическим взаимодействием производителя и потребителя. Продюсер предлагает на аудиорынке товар, который позволит слушателю удовлетворить свои потребности.

Читайте также:  Комфорт и бизнес класс отличие недвижимость

раскрутка групп

Появление музыкального маркетинга

Возникновение музыкального маркетинга связано с формированием индустрии развлечений и досуга. Когда появляется шоу-бизнес, сфера в которой люди зарабатывают деньги на предоставлении развлекательных услуг, появляется и необходимость максимально полно удовлетворять потребности рынка.

Чем больше росла конкуренция, тем сильнее ощущалась потребность в специальных усилиях по реализации создаваемого продукта. Зачатки музыкального маркетинга можно обнаружить еще в давние времена. Например, отец Моцарта выполнял, по сути, функцию продюсера музыканта: он отбирал репертуар, вел пропагандистскую деятельность с целью организации концертов.

Композитор и исполнитель являлся средством для извлечения прибыли и для удовлетворения потребностей публики в развлечении. Но в полном смысле слова музыкальный маркетинг появляется только на этапе высокого развития развлекательной индустрии. Только с перенасыщением рынка и большой конкуренцией возникает необходимость продуманного продвижения музыкального продукта.

музыкальный маркетинг

Формирование музыкальной индустрии

Шоу-бизнес включает в себя несколько отраслей: кинематограф, театр и зрелища, музыку. Аудиоиндустрия – это отрасль мировой экономики, которая извлекает прибыль путем реализации музыкального продукта или услуги. Человек испытывает потребность в прослушивании музыки с самых древних времен, феномен ее воздействия на психику до конца не изучен.

Однако очевидно, что она тесно связана с эмоциями, которые являются глубинным человеческим переживанием. Именно с ними и связывают значимость музыки в жизни человека. Раз существует спрос, то, естественно, возникает и предложение. Музыкальная индустрия возникает вместе с возможностями массового распространения аудиопродукта, то есть вместе с техническим прогрессом.

Шоу-бизнес появляется вместе с публичными зрелищами, исследователи по-разному определяют дату его рождения: от XI до XIX века. Но так как первые законодательные акты, регулирующие организацию публичных шоу, появились только в середине XIX века, то именно отсюда традиционно ведется отсчет.

Музыкальная индустрия формируется с появлением граммофонной записи, которая начинает распространять музыкальный продукт в массы. Следующие революционные этапы связаны с возникновением радио и телевидения. Впоследствии индустрия только набирает обороты, совершенствуются носители звука, растут тиражи и конкуренция. Ежегодно рынок музыкальной индустрии продолжает увеличиваться на несколько процентов, особенно заметен рост в интернет-сегменте. Сегодня без продвижения невозможно реализовать ни один музыкальный проект, даже с самыми талантливыми исполнителями.

шоу бизнес

Музыка как товар

Песни, исполнения аудиопроизведений, музыкальные группы и солисты являются средством извлечения прибыли. Особенность музыки как объекта продвижения заключается в том, что она одновременно сочетает свойства товара и услуги. Аудиопродукт должен удовлетворять потребность слушателя, иметь определенное качество и соответствующую ему цену, он должен обладать престижностью и потребительской ценностью, как любой товар. Кроме того, музыка, как и услуга, неотделима от исполнителя, она неосязаема, результат ее потребления невозможно предугадать. При этом аудиопродукт является товаром, так как имеет цену, качество, может удовлетворять потребность и требует продвижения от производителя к покупателю.

музыкальные группы

Профессия: продюсер

Важнейшую роль в создании и продвижении музыкального продукта играет музыкальный продюсер. Он задумывает продукт, подбирает исполнителя и материал в соответствии с потребностями рынка. Он хорошо понимает тенденции рынка, может влиять на вкусы и желания публики, способен предугадывать потребности слушателей.

Музыкальный продюсер также материально обеспечивает создание продукта, он находит технику, покупает музыку, тексты, оплачивает труд исполнителей и сопровождающего персонала. И еще одна важнейшая функция продюсера – это обеспечение продаж продукта, он планирует маркетинговые мероприятия, организует туры и концерты. Продюсер – центральная фигура в музыкальной индустрии, он является специалистом по маркетингу и менеджменту одновременно.

Цели и задачи маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии, как и любой другой, имеет самую главную цель – это увеличение продаж. Но для того чтобы повысить спрос, необходимо решить сопутствующие задачи. Важной целью музыкального маркетинга является распространение информации о продукте и исполнителе. Только высокая осведомленность может привести к покупке.

Еще одна задача маркетинга – создать продукт, удовлетворяющий потребности слушатели. Поэтому каждый исполнитель должен иметь не только уникальное качество, но и уникальное позиционирование. Музыкальный маркетинг должен поддерживать постоянную коммуникацию между слушателем и исполнителем, учитывать изменения в восприятии товара, формировать лояльное отношение к товару со стороны потребителя.

музыкальный продюсер

Объекты продвижения

В музыкальном маркетинге существует несколько объектов продвижения. В первую очередь это исполнитель или группа. Когда на музыкальном рынке появляется новое имя, задачами маркетинга становится создание осведомленности о нем у целевой аудитории.

Раскрутка групп и солистов начинается с того, что разрабатывается позиционирование, а уж затем планируется коммуникация, формируется и стимулируется спрос. Исполнитель также нуждается в брендинге, каждый музыкант стремится стать брендом, ведь это ведет к постоянным высоким продажам. Также объектом продвижения может быть аудиопродукт. Пластинка, концерт, фильм – все это требует продуманного рекламного плана, чтобы максимизировать спрос и прибыль. Музыкальные хиты чаще всего появляются в результате продуманных маркетинговых усилий.

Стратегия маркетинга

Долгосрочный план развития товара называют маркетинговой стратегией. Для того чтобы разработать стратегию, нужно хорошо представлять себе состояние рынка и специфику сегмента, на который продвигается товар. Музыкальный маркетинг как особая деятельность не может применять все существующие маркетинговые стратегии.

Здесь нужен специальный подход, который учтет особенности музыкального продукта. Наиболее приемлемы стратегии интенсивного роста, которые базируются на повышении маркетинговых усилий на существующих рынках. Также возможно применять стратегию глубокого проникновения на рынок, в этом случае маркетинговые программы стимулируют покупку большего количества товара, а также сопутствующих товаров и услуг. Стратегии должны способствовать долгосрочному и устойчивому спросу, поэтому на музыкальном рынке чрезвычайно важен имидж исполнителя, который необходимо тщательно планировать и поддерживать.

музыкальные хиты

Целевая аудитория музыкального маркетинга

Маркетинг музыкальной индустрии базируется на понятии сегментирования рынка, то есть на выявлении особой целевой аудитории, для которой и разрабатывается данный продукт. Определение сегмента чрезвычайно важно для успешного сбыта продукта. Выделение целевой аудитории на музыкальном рынке чаще всего производится по следующим параметрам: возраст, пол и образ жизни.

Существует продукт для молодежи, детей и зрелых людей, музыка для мужчин и женщин. Образ жизни, интересы, вкусы также являются критерием выделения целевой аудитории. Можно увидеть, что сегодня на всех рынках, в том числе и музыкальном, происходит демассификация, производятся продукты для все более узких аудиторий. Так, есть музыка для любителей корейских сериалов или для готов. Это позволяет сбывать больше товара.

Методы продвижения

В маркетинге существуют четыре основных метода достижения целей: это стимулирование спроса, прямые продажи, PR и реклама. Все четыре элемента комплекса маркетинга используются в продвижении музыкального продукта, но реклама и связи с общественностью используются чаще, чем стимулирование спроса. Продвижение песни без рекламы и PR невозможно. Для того чтобы альбомы покупались, необходимо формировать осведомленность и спрос, и для этого используются такие методы, как прямая медийная реклама – размещение информационных материалов в СМИ, а также инструменты BTL – ивент-маркетинг, коммуникации через социальные сети, интернет-маркетинг.

План продвижения музыкального продукта

Исходя из выбранной стратегии маркетинга, вырабатывается план продвижения исполнителя или группы. На первом этапе необходимо определить цели продвижения, это может быть, например, формирование осведомленности или поддержание известности. Затем планируется деятельность по трем направлениям: промоушн (размещение продукта в теле- и радиопередачах), паблисити (создание информационного шума вокруг продукта, запуск легенд и сплетен, раздача интервью, размещение в рейтингах, создание журналистских материалов), перфоманс (организация живого общения между исполнителем и слушателем, организация концертных выступлений, автограф-сессий). Музыкальные группы и солисты должны быть постоянно на слуху, поэтому необходимо задействовать разнообразные средства рекламы и PR для обеспечения постоянного присутствия исполнителя в информационном поле слушателя.

Читайте также:  Как я купил готовый бизнес форум

Бренды в музыке

Маркетинг в музыкальном искусстве изначально связан с созданием звезд, то есть брендов. Для того чтобы слушатель доверял исполнителю, чувствовал к нему симпатию и привязанность необходимо тщательно продумать имидж будущей звезды.

Раскрутка групп или солистов начинается с создания названия, которое должно содержать некую философию, посыл, на основе которого впоследствии будет планироваться коммуникация со слушателями. Следующий шаг – это создание личной истории.

Фанаты хотят знать о своем кумире все, поэтому начнут искать информацию о его личной жизни, прошлом, и продюсер должен заранее позаботиться о продающем мифе. Например, легендой мега-популярной группы «Ласковый май» была история про детей из детского дома, это придавало коллективу дополнительный ореол жалости и способствовало популярности.

Также необходимо продумать внешний вид исполнителя, чтобы он соответствовал ожиданиям целевой аудитории. Кроме того, следует сформулировать платформу бренда, ключевое сообщение, которое нужно будет закреплять в головах слушателей. Например, Стас Михайлов позиционируется как певец для зрелых, разведенных женщин, в этом и состоит его конкурентное преимущество. После того как все элементы бренда созданы, необходимо систематически поддерживать имидж исполнителя.

Мировой опыт музыкального маркетинга

Сегодня музыкальные хиты рождаются не только благодаря таланту композиторов и исполнителей, но чаще всего благодаря усилиям продюсеров. Современная индустрия поставила процесс рождения звезд на поток. Безусловно, для старта необходим талантливый материал, но больше нужен грамотный продюсер, которому знакомы эффективные маркетинговые методы производства музыкальных брендов. Ярким примером такой работы продюсеров являются, например, Леди Гага, Джастин Бибер или группа «Виагра».

Источник: fb.ru

Тема 2. Музыкальный бизнес

Корсакова Е.Е., доцент кафедры белорусской и мировой художественной культуры
Белорусского государственного университета культуры и искусств,
кандидат искусствоведения.

Занько, А.Г.

М 89 Организация шоу-бизнеса [Электронный ресурс]: курс лекций / А.Г. Занько. — Минск: Современные знания, 2009. — 44 с.

Рассматриваются основные этапы развития и особенности взаимодействия структурных элементов шоу-бизнеса.

Для студентов вузов.

УДК 658.8:7(075.8)

имени А.М. Широкова», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. 4

Тема 1. Истоки шоу-бизнеса. 5

Тема 2. Музыкальный бизнес. 6

Тема 3. Индустрия звукозаписи. 7

Тема 4. Фирмы грамзаписи. 9

Тема 5. Музыкальная реклама. 10

Тема 6. Музыкальные фестивали. 12

Тема 7. Музыкальное телевидение. 13

Тема 8. Кинобизнес. 14

Тема 9. Радиобизнес. 16

Тема 10. Индустрия моды.. 18

Тема 11. Клубный бизнес. 19

Тема 12. Особенности составления договоров. 21

Тема 13. Специалисты музыкального бизнеса. 22

Тема 14. Функции юриста. 24

Тема 15.Функции артистического агента. 25

Тема 16. Музыкальный издатель. 26

Тема 17. Авторское право. 28

Тема 18. Функции предпринимательства. 29

Тема 19. Организация фирмы в сфере культуры и искусства. 32

Тема 20. Жизненный цикл музыкального проекта. 34

Тема 21. Конкуренция в музыкальном бизнесе. 35

Тема 22. Фандрайзинг проектов. 36

Тема 23. Спонсорство в музыкальной сфере. 37

Тема 24. Инвестиции и кредиты.. 38

Тема 25. Современный этап развития шоу-бизнеса. 40

Тематика семинарских занятий. 42

Пояснительная записка

Исторически сложившаяся система шоу-бизнеса является основой коммерческого искусства и высокодоходным проектом. Деятельность в сфере шоу-бизнеса подчиняется законам, характерным для других видов общественной деятельности и, безусловно, имеет свои особенности. В эту деятельность вовлечены процессы, связанные с созданием и продвижением продукта творчества на рынок, а также реализацией его целевой аудитории. Шоу-индустрия состоит из большого числа разнообразных событий и процессов, которые имеют определенную структуру и организацию.

Цель дисциплины «Организация шоу-бизнеса» — овладение студентами теоретических и практических основ функционирования и взаимодействия структурных элементов системы шоу-бизнеса.

Задачей дисциплины является изучение специфики взаимодействия составных элементов шоу-бизнеса.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· структурные элементы сферы шоу-бизнеса;

· профессиональные обязанности специалистов (продюсеров, менеджеров, издателей, агентов, юристов и др.);

· особенностей функционирования музыкальной индустрии;

· основные способы финансирования проектов;

– уметь анализировать:

· современные тенденции развития шоу-бизнеса;

· влияние современных технологий на развитие музыкальной индустрии;

· формы реализации творческого проекта;

· способы решения финансовых задач.

Тема 1. Истоки шоу-бизнеса

С середины ХIХ в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную музыку. Растет число музыкальных издательств, выпускавших нотные листовки и книги. Централизация музыкальной индустрии в начале ХХ в. стала важным шагом в создании шоу-бизнеса.

Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои особенности, но, несмотря на это, она также подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности, которая включает в себя множество процессов, таких как финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Шоу-индустрия включает в себя организацию большого числа разноуровневых событий, людей и процессов.

Все процессы, так или иначе, связаны с генерированием идей, созданием проектов, продвижением его на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности продюсеру необходимо учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику.

Современная экономическая модель оказывает серьезное влияние на все сферы хозяйственной и культурной деятельности, в том числе и шоу-индустрию. В этой области культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока отношений. Таким образом, экономическая составляющая проекта, наряду с творчеством, стала неотъемлемой частью любого шоу-проекта. Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает его конкурентоспособность и оригинальность.

В шоу-бизнесе сложилось свое разделение труда, весьма отличное от того, что присуще материальному производству. Конечно, важная роль в этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.

Вопросы для повторения

1. Главные составляющие шоу-бизнеса.

2. Особенности отношений бизнеса и творчества.

Тема 2. Музыкальный бизнес

Термин «музыкальный бизнес» существует около века — столько же, сколько и звукозапись, позволяющая отделить музыкальное произведение от исполняющего его музыканта. Конечно же, перед тем, как стать таким, каким мы его видим сегодня, музыкальный бизнес прошел многолетнюю историю. Развиваясь десятилетиями, он претерпел значительные изменения, как в музыке, так и в технической составляющей. Новые технологии пришли на смену старым, создавая, тем самым, новые музыкальные стили, открывая перед собой целые музыкальные эпохи.

Если проследить историю звукозаписи, то изначально музыка записывалась на пластинки из шеллака. Вскоре появилось понятие «альбом» — набор песен, входящих на одну большую пластинку. Альбом стал основой музыкального бизнеса, главным музыкальным товаром. Артисты мыслили альбомами, для оформления обложек пластинок приглашались дорогие художники.

Когда появились бытовые магнитофоны, их никто не воспринял как убийцу грамзаписи — потому что магнитофонная бобина или кассета никак не могли сравниться ни по качеству звучания, ни по товарному виду с виниловой пластинкой. Тем не менее компании звукозаписи перевыпустили все свои фонды на кассетах — и заработали на их продаже дополнительные деньги. Однако основной удар по виниловой пластинке нанес компакт-диск, вмещающий 72 минуты высококачественного аудио. Но даже компакт-диск, заставивший людей полностью обновить свои фонотеки, не изменил главного — музыка по-прежнему создавалась и продавалась альбомами.

Вопросы для повторения

1. Особенности формирования музыкального бизнеса.

2. Основные этапы записи альбома.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин