В связи с тем, что в настоящее время фирма «1С» занимается разработкой новой программы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), методисты фирмы провели встречу с начальником Управления налогообложения малого бизнеса МНС России Мельниченко Анатолием Николаевичем и начальником Отдела налогообложения юридических лиц указанного Управления Пахалуевой Светланой Борисовной. Полученные в ходе встречи разъяснения по ряду вопросов, связанных с применением УСН в 2003 году, и информация об изменениях, которые планируется внести в главу 26.2 НК РФ, безусловно будут интересны нашим читателям.
Документы, подготовленные МНС России
МНС России подготовило пакет документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения.
1. Заявления и уведомления
Утвержден и введен в действие приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Этим приказом утверждена форма заявления о переходе на упрощенную систему, а также другие документы: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения; уведомление о невозможности применения этой системы; уведомление об отказе от ее применения и форма сообщения об утрате права на применение УСН. Все эти формы являются рекомендуемыми.
Расходы на УСН | Чем грозит нарушение статьи 346.16 НК
При составлении заявления о переходе на упрощенную систему много вопросов налогоплательщиков вызывает, в частности, ОГРН, который, согласно названному приказу, нужно указать в заявлении. Представители МНС России пояснили, что основной государственный регистрационный номер (ОГРН) должны будут указать в заявлениях те налогоплательщики, которые уже получили этот номер (организации, зарегистрированные после 1 июля 2002 года, а также те организации, которым этот номер был присвоен при внесении записей в государственный реестр). В связи с этим организации, еще не получившие ОГРН, не указывают его в заявлении.
2. Книга учета доходов и расходов
Министерством подготовлена новая Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Эта Книга и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.
Важное отличие от действующего порядка ведения учета при применении УСН заключается в том, что новую книгу учета доходов и расходов можно вести в электронном виде.
Книга учета доходов и расходов состоит из трех разделов:
- раздел I «Доходы и расходы»;
- раздел II «Расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу»;
- раздел III «Расчет налоговой базы по единому налогу».
Как известно, в связи со вступлением в силу главы 26.2 НК РФ вводится особый порядок списания основных средств, которые будут учитываться при расчете налоговой базы по единому налогу. Поэтому в Книге и предусмотрен Раздел II, в котором рассчитываются расходы на приобретение основных средств. При этом часть раздела I и раздел II Книги заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Книга по-прежнему будет заполняться нарастающим итогом с начала года.
3. Декларации и Методические рекомендации
Помимо этого, МНС России подготовлен приказ от 12.11.2002 № БГ-3-22/647 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения». Эту декларацию, как и декларации по другим налогам, можно будет передавать в налоговые органы в электронном виде по каналам связи.
Параллельно МНС России занимается подготовкой Методических рекомендаций по применению главы НК РФ об УСН, которые также увидят свет до Нового года.
Изменения в главу 26.2 НК РФ
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ и некоторые акты законодательства РФ. В рамках встречи представители МНС рассказали и об этих изменениях. Заметим, что для того, чтобы документ вступил в силу с 1 января 2003 года (как это записано в тексте законопроекта), необходимо, чтобы он был принят и официально опубликован не ранее конца ноября (см. статью 5 НК РФ о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах).
1. Ведение бухгалтерского учета
В настоящее время применение упрощенной системы налогообложения не освобождает организации от ведения бухгалтерского учета.
Упомянутый законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В соответствии с этими изменениями организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако с одной существенной оговоркой: учет основных средств и нематериальных активов такие организации все равно должны будут вести в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (то есть бухгалтерский учет основных средств должен вестись в соответствии с ПБУ 6/01, а учет нематериальных активов — в соответствии с ПБУ 14/2000 и другими нормативными актами о бухгалтерском учете).
Представители МНС также подчеркнули, что организациям нужно учитывать возможность потери права использования упрощенной системы налогообложения в середине года и перевода на общую систему налогообложения. В связи с этим для организации может возникнуть необходимость параллельного ведения бухгалтерского учета.
2. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
Как известно, применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В указанном выше законопроекте в главу 26.2 НК РФ вносится уточнение: НДС не уплачивается, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
3. Стоимость амортизируемого имущества
В пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в действующей редакции указывается, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей. В законопроекте это положение уточняется: имеется в виду остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (а не в соответствии с главой 25 НК РФ).
4. Перевод на общий режим налогообложения
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика — организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В действующей редакции п. 4 ст. 346.13 НК РФ указано, что в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, они освобождаются от уплаты ежемесячных авансовых платежей.
В соответствии с изменениями такие организации и индивидуальные предприниматели будут освобождаться не от уплаты авансовых платежей, а от уплаты пени и штрафов. То есть авансовые платежи они должны будут платить.
5. Учет доходов в целях налогообложения
Как известно, объектом налогообложения являются или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с действующей редакцией главы 26.2 в целях налогообложения единым налогом учитываются все доходы. Однако законопроект исключает из их перечня доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль).
Другие вопросы
Покупная стоимость товаров
В ходе встречи представители МНС России подчеркнули, что покупная стоимость товаров не включается в расходы в целях расчета налоговой базы по единому налогу. Дело в том, что в отличие от главы 25 НК РФ, перечень расходов по упрощенной системе налогообложения является закрытым. Стоимость покупных товаров в этом перечне отсутствует. Таким образом, в действующей редакции упрощенная система налогообложения может оказаться невыгодной для многих торговых организаций (кроме тех, для которых будет выгодно выбрать для себя объектом налогообложения доходы, а не доходы за минусом расходов).
До вступления в силу главы 26.2 НК РФ предприятие, переведенное по какому-либо виду деятельности на уплату ЕНВД, по другим видам деятельности имело право пользоваться упрощенной системой налогообложения. Сейчас в новой главе есть четкое ограничение, установленное в пп. 12 п. 3 ст. 346.12, о том, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на ЕНВД, не вправе применять УСН. Поэтому если хотя бы один вид деятельности попадает под ЕНВД, то организация и предприниматель теряют право на применение УСН.
Филиалы и представительства
В пп. 1 п. 3 ст. 346.12 также указано, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. В целях данного положения филиалы или представительства определяются в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ.
Представительства и филиалы должны наделяться имуществом этого юридического лица, и действовать на основании утвержденного им Положения. Одним из обязательных условий при этом является указание о наличии филиалов или представительств в учредительных документах организации. Таким образом, если организация имеет обособленные подразделения, не попадающие под определение представительства и филиала, данное в ГК РФ, то она вправе применять УСН.
Источник: buh.ru
На усн что является закрытым перечень
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com
Переход на УСН с 2018 года: порядок, ограничения, преимущества
Упрощенная система налогообложения имеет неоспоримые преимущества перед общей. Она существенно снижает на законных основаниях налоговую нагрузку, значительно упрощает подготовку и сдачу отчетности и т.п. Как перейти на спецрежим с 2018 года и какой объект налогообложения выбрать — читайте в нашей статье.
Плюсы перехода на УСН
Для небольших предприятий применение «упрощенки», как правило, довольно выгодно. На то есть несколько причин.
1. Налоговая нагрузка на этом спецрежиме весьма щадящая. Ведь компании не нужно перечислять такие (неподъемные для многих) бюджетные платежи, как налог на прибыль, НДС и налог на имущество (правда, тут есть определенные исключения – см. п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
2. Возможность выбора объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы»), что позволяет фирме адаптировать фискальную нагрузку под показатели своей хозяйственной деятельности. Причем если компания ошиблась в выборе, объект налогообложения потом можно поменять (с начала нового календарного года).
3. Не столь высокие налоговые ставки (6 и 15 процентов), которые региональные власти еще и могут понижать (ст. 346.20 НК РФ). Надо сказать, что многие субъекты РФ этим правом активно пользуются (например, в столице для ряда «доходно-расходных» упрощенцев предусмотрена 10-процентная ставка – Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 41).
4. Стоимость основных средств и НМА, приобретенных в период применения УСН, включается в состав расходов в течение года (пп. 1 и 2 п. 3 ст. 346.16 Кодекса, письмо Минфина РФ от 14.06.2017 № 03-11-11/36922). То есть гораздо быстрее, чем на общем режиме.
5. Налоговый учет фирмы на УСН ведут в книге учета доходов и расходов, которая довольно проста в заполнении, и не должна заверяться в ИФНС. А декларация представляется «упрощенцем» только по итогам налогового периода (то есть календарного года), что тоже не может не вызывать интерес.
Недавно законодатели существенно повысили «упрощенные» лимиты, что дает возможность в следующем году применять данный спецрежим гораздо большему количеству организаций. О том, как грамотно перейти на УСН и какие нюансы при этом следует иметь в виду, и поговорим.
Лимиты и условия для применения УСН
Вначале необходимо понять, может ли компания в принципе перейти с будущего года на упрощенный режим.
Так, размер доходов фирмы за 9 месяцев 2017 года (без НДС) не должен превышать 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Для сравнения – чтобы перейти на УСН с 2017 года, данный показатель за 9 месяцев 2016 года не должен зашкаливать за 59,805 млн рублей (письмо Минфина РФ от 24.01.2017 № 03-11-06/2/3269).
Отметим, что вплоть до 01.01.2020 применение коэффициента-дефлятора в целях расчета этого норматива приостановлено. И еще один нюанс – для определения данного лимита задействуют сумму доходов от реализации и внереализационных доходов (ст. 248 НК РФ).
Необходимо соблюдение и еще одного порогового значения: бухгалтерская остаточная стоимость основных средств на 1 января 2018 года должна быть не более 150 млн рублей. Интересно, что при этом речь идет лишь о тех ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса).
То есть, например, земля и иные объекты природопользования, объекты незавершенного капстроительства в расчет не принимаются (ст. 256 НК РФ).
Обратите внимание: превышение 150-миллионного лимита по состоянию на 1 октября либо на дату подачи уведомления препятствием для перехода на «упрощенку» не является. Главное, чтобы остаточная стоимость основных средств не выходила за законодательно установленный норматив начиная с 01.01.2018.
Должны выполняться и общие условия применения «упрощенки». А именно — предприятие не должно иметь филиалов, средняя численность его работников – не выходить за пределы 100 человек, а максимальная доля иных компаний в уставном капитале – за 25-процентный показатель. Кроме того, на УСН не вправе работать банки, страховщики, НПФ, ломбарды, казенные и бюджетные учреждения, а также ряд других организаций.
Уведомляем налоговиков
Для перехода на УСН со следующего года организации нужно представить уведомление в ИФНС по своему месту нахождения не позднее 31 декабря текущего года. Вместе с тем 31 декабря 2017 года попадает на выходной день – воскресенье. А значит, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ предельный срок подачи уведомления переносится на 1-й рабочий день будущего года – 09.01.2018. Справедливость такого вывода подтверждает и письмо Минфина РФ от 11.10.2012 № 03-11-06/3/70.
Сообщить об изменениии спецрежима надо обязательно, поскольку компании, своевременно не уведомившие налоговиков о переходе на «упрощенку», применять его не вправе (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-11/66). Иллюстрирует справедливость этого и свежий вердикт высших арбитров – Определение ВС РФ от 29.09.2017 № 309-КГ17-13365. Остановимся на нем чуть подробнее.
Гражданин, зарегистрировавшийся в качестве ИП, добросовестно применял УСН: представил декларацию и перечислил налог в бюджет. Однако в середине года фискалы потребовали от него декларацию по НДС, а до момента ее подачи заблокировали коммерсанту банковский счет. Причина – ИП до 31 декабря предыдущего года не подал уведомление о переходе на спецрежим, следовательно, права на «упрощенку» у него нет.
Интересно, что суд первой инстанции поддержал предпринимателя, указав, что он фактически применял УСН при отсутствии возражений инспекторов, а значит, требование работать на общем режиме незаконно. Однако все последующие инстанции, включая ВС РФ, встали на сторону контролеров, ссылаясь на четкое предписание нормы пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
Тот же факт, что коммерсант подал УСН-декларацию, а инспекция ее приняла, причем без каких-либо замечаний, не говорит об одобрении применения «упрощенки» со стороны фискалов. Ведь ИФНС не вправе отказать в принятии поданной плательщиком декларации (ст. 80 НК РФ).
Схожую точку зрения ВС РФ высказывал и ранее (Определение от 20.09.2016 № 307-КГ16-11322). С ней солидарен и АС Московского округа (постановления от 02.05.2017 № Ф05-3020/2017, от 27.04.2016 № Ф05-4624/2016). Детальные аргументы в пользу рассмотренной позиции также можно найти в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.12.2014 № Ф04-11632/2014.
Важно, что кроме уведомления подавать в инспекцию иные документы в данном случае не надо. Требовать от организации какую-то дополнительную информацию ревизоры также не вправе.
И еще – предприятиям, уже работающим на упрощенном режиме, уведомлять налоговиков о продолжении применения его в следующем году не требуется. Именно так считают служители Фемиды (Постановление ФАС Московского округа от 19.09.2007, 24.09.2007 № КА-А40/9540-07).
Учтите – переход на УСН в течение года невозможен, в том числе в связи с появлением у компании новых видов предпринимательской деятельности (письмо Минфина РФ от 21.04.2014 № 03-11-11/18274).
Как представить уведомление в ИФНС
Уведомление можно представить в инспекцию (либо-либо):
Обратим внимание на некоторые особенности заполнения организацией, переходящей на УСН с общего налогового режима, рекомендуемой фискалами формы уведомления. В поле «Признак налогоплательщика» укажите «3», а в строке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – «1». И не забудьте, что сумма доходов за 9 месяцев нынешнего года показывается без НДС.
В незаполненных строках уведомления ставится прочерк. Документ подписывается руководителем компании и заверяется ее печатью (при наличии).
В целом же форма, состоящая всего лишь из одной страницы, довольно проста в заполнении. Каких-либо трудностей возникнуть с ней не должно.
Уведомление можно представить в ИФНС лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом. В первом и во втором случаях датой подачи будет день поступления документа в секретариат или канцелярию инспекции. В последнем – день, указанный на почтовом штемпеле.
Отметим, что если уведомление представляется через представителя фирмы, в его нижнем поле отражается наименование документа, подтверждающего полномочия этого лица. Данный документ (его копию) следует приложить к уведомлению.
Какой объект выбрать
В уведомлении необходимо зафиксировать выбранный объект налогообложения, остаточную стоимость ОС и размер доходов по состоянию на 1 октября 2017 года.
Выбор объекта налогообложения – важнейшая процедура для организации. Как правило, объект «доходы» более выгоден, если расходы компании не столь значительны. Если же затраты существенны и при этом на них можно будет уменьшить базу по УСН-налогу (напомним, что перечень «упрощенных» расходов является закрытым – ст. 346.16 НК РФ), то выгоднее применять «доходно-расходную упрощенку».
Приблизительную выгоду можно просчитать с помощью сопоставления налоговых баз и ставок двух УСН-объектов, из которого следует: если расходы фирмы составляют менее 60 процентов от ее доходов, лучше выбрать объект «доходы». Если же более – то альтернативный вариант.
Однако для более точного расчета следует учесть и ряд других факторов, в том числе какие ставки единого налога установлены на 2018 год в зависимости от вида деятельности и категории налогоплательщика в вашем регионе. И лишь после детального анализа фиксировать свой выбор в уведомлении.
На практике бывают случаи, когда организация фактически применяет не тот объект налогообложения, что указан в уведомлении. ИФНС наверняка сочтет это неправомерным и пересчитает налоговые обязательства компании со всеми вытекающими последствиями. И судьи, скорее всего, согласятся с фискалами.
Например, в Постановлении Шестого ААС от 01.10.2014 № 06АП-5107/2014 отмечено: переход на упрощенный режим, выбор объекта налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются плательщиком не произвольно, а с соблюдением условий и порядка, четко указанных в гл. 26.2 НК РФ. И если организация в нарушение установленного порядка фактически изменила УСН-объект, ей придется за это ответить.
Ждать ли реакции от инспекторов
Переход на УСН носит уведомительный характер. И какого-либо специального разрешения о применении компанией (ИП) «упрощенки» фискалы не выдают. Поэтому организация (ИП) может вести деятельность без получения подтверждения ИФНС о применении УСН (письмо Минфина РФ от 16.02.2016 № 03-11-11/8396).
Вместе с тем налогоплательщик имеет право в любой момент направить в свою инспекцию запрос о подтверждении факта применения им упрощенного спецрежима. Рекомендованную форму запроса можно найти в Приложении № 6 к Административному регламенту, который утвержден Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н. Однако запрос позволено составить и в произвольной форме.
Таким образом, вся ответственность за соблюдение критериев, необходимых как для перехода на данный спецрежим, так и для его дальнейшего применения, полностью лежит на самой организации.
Хотели перейти на УСН, но потом передумали.
Бывает, что организация, изъявившая желание перейти со следующего года на «упрощенку» и подавшая уведомление в ИФНС, по какой-либо причине передумывает и решает остаться на общем налоговом режиме. Как следует поступить в такой ситуации?
Однако служители Фемиды в этом вопросе чиновников не поддерживают. Взять хотя бы Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 № Ф04-1942/2016, в котором сказано: налогоплательщик вправе самостоятельно, в отсутствие одобрения ИФНС, до начала применения «упрощенки» изменить свое решение и остаться на ОСН вне зависимости от причины. Определяющим фактором является фактическое ведение деятельности в соответствии с выбранным с начала года режимом налогообложения.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2010 № А33-2847/2010 судьи также подчеркнули: правовое значение имеет то, что налогоплательщик, уведомив инспекцию о переходе на УСН, не начал ее применять, фактически работая на общем налоговом режиме, то есть отказался от «упрощенки» до начала ее использования. Разделяет такой подход и ФАС Северо-Кавказского округа, отметивший, что перешедшими на УСН считаются лишь компании и предприниматели, уведомившие об этом ИФНС и фактически перешедшие на данный налоговый режим (Постановление от 14.03.2014 № А53-10176/2013).
Однако во избежание излишних споров с фискалами мы советует все же уведомить их об изменении своего первоначального решения. Благо дело это нетрудоемкое, а времени и нервов может сэкономить немало.
Налоговая подготовка к «упрощенке»
Итак, все упомянутые условия и действия, необходимые для перехода на УСН, выполнены. Теперь осталась последняя задача – выполнить ряд специальных требований НК РФ.
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима (для предприятий, использовавших метод начисления) на «упрощенку» (при которой применяется кассовый метод) содержатся в п. 1 ст. 346.25 Кодекса. Такие компании должны выполнить несколько правил (перечень закрытый).
В частности, включить в базу по единому налогу на дату перехода суммы, полученные до 31.12.2017 в оплату по договорам, которые будут исполнены после перехода на УСН. Или же, наоборот, не включать в такую базу средства, полученные после подобного перехода, если они уже были включены в «прибыльные» доходы. В основе всех этих правил лежит главный принцип: определенный доход (расход) должен быть учтен лишь единожды – либо при общем, либо при упрощенном режиме.
В IV квартале 2017 года необходимо восстановить НДС по основным средствам, нематериальным активам и МПЗ. Восстанавливаются суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Отметим, что речь тут идет об остаточной стоимости по данным бухучета (письма Минфина РФ от 10.06.2009 № 03-11-06/2/99, от 27.01.2010 № 03-07-14/03).
Вместе с тем если НДС по имуществу, приобретенному до перехода на «упрощенку», к вычету не ставился, то этот налог восстановлению не подлежит (письма Минфина РФ от 18.10.2016 № 03-07-14/60503 и от 16.02.2012 № 03-07-11/47, Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2011 № А54-3447/2010-С2).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.12.2011 № 10462/11 подчеркнул, что пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса не позволяет производить такое восстановление НДС в течение какого-либо периода времени. Это необходимо в полном объеме сделать в квартале, предшествующем переходу на спецрежим.
Восстановленный налог включается в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 Кодекса (письма Минфина РФ от 01.04.2010 № 03-03-06/1/205, УФНС России по г. Москве от 24.12.2009 № 16-15/136335).
Если компания получила аванс и уплатила с него НДС, а соответствующие товары (работы, услуги) будут отгружены (выполнены, оказаны) уже в периоде применения «упрощенки», следует вернуть покупателям НДС с подобных авансов. Такой налог можно будет принять к вычету в IV квартале 2017 года, правда, только при наличии документов, подтверждающих факт возврата НДС (п. 5 ст. 346.25 НК РФ).
Важно, что вышеуказанную последовательность нарушать нельзя. Если данный налог сначала заявить к вычету, а лишь потом вернуть его контрагенту, ревизоры наверняка посчитают такой вычет неправомерным, и служители Фемиды, скорее всего, их поддержат (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 № Ф08-6531/2016).
Арбитры признают подобный вычет правомерным и в следующих ситуациях:
- перечисления денег не было, а налог возвращен покупателям путем зачета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2010 № А21-11991/2009);
- контракт, по которому прошла предоплата, расторгнут, а полученный аванс возвращен (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2008 № А65-26854/2007).
«Упрощенцы» НДС не уплачивают. Поэтому необходимо скорректировать договоры, заключенные фирмой до перехода на УСН, в которых цена ее товаров (работ, услуг) установлена с данным налогом. С будущего года в договорах цену нужно будет фиксировать с пометкой: «НДС не облагается».
И последнее – если предприятие в текущем году создавало в налоговом учете какие-либо резервы (на оплату отпусков, по сомнительным долгам и т.д.), учтите их остатки на 31.12.2017 в составе внереализационных доходов (п. 7 ст. 250, пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Впервые опубликовано на klerk.ru
Источник: fingu.ru