Надзорные каникулы — это современная опция, предоставляемая начинающим предпринимателям со стороны различных контрольных структур. Главной задачей является упростить задачу бизнесу и позволить ему развиваться первое время без плановых проверок со стороны контролирующих органов. В чем сущность надзорных каникул для бизнеса? В какой период они предоставляются? Какие имеются исключения?
Общие положения
На фоне постоянных жалоб со стороны предпринимателей-новичков касательно жесткого подхода со стороны контрольных органов, было принято решение отменить плановый контроль на период с начала 2016-го по конец 2018 года. Такое нововведение касается только малого бизнеса. При этом рассчитывать на освобождение от контроля не стоит — он остается, путь и в ограниченной форме.
Надзорные каникулы — шаг навстречу предпринимателям. Речь идет об ограничении целого ряда проверок со стороны:
- Пожарной и трудовой инспекции.
- Роспотребнадзора.
- СЭС и прочих структур.
Благодаря этому, новичок в сфере бизнеса может спокойно заниматься развитием дела и не отвлекаться на многочисленные проверки. Но это не значит, что можно идти на нарушения — при выявлении таковых в процессе внепланового контроля предприниматель будет наказан по всей строгости. Также стоит учесть, что надзорные каникулы относятся не ко всем сферам деятельности (об исключениях речь пойдет ниже).
Надзорные каникулы: что это такое и почему не все так просто?
Надзорные каникулы: требования и исключения
Малый бизнес вправе рассчитывать на надзорные каникулы в случае, если годовая прибыль не превышает 800 тысяч рублей. При этом не стоит ожидать полной отмены проверок — налогоплательщик все равно находится под контролем. Важно помнить о ряде исключений, которые ограничивают действие надзорных каникул.
Главное условие, ограничивающее право на применение данной опции — наличие у предпринимателей за прошедшие три года:
- Постановлений, касающихся наложения штрафных санкций за нарушение действующего закона.
- Решений по обнулению или приостановке действующей лицензии, предоставленной с учетом ФЗ о лицензировании.
Надзорные каникулы для бизнеса не распространяются на некоторые сектора деятельности. Так, воспользоваться опцией не смогут предприниматели, работающие в следующих сферах:
- Социальной (образование, медицина и прочие).
- Пожарной.
- Промышленной.
- Экологической безопасности и ряде других (упоминаются в ФЗ-294).
В ФЗ-294 четко прописана периодичность контрольных выездов (плановых и неплановых). К примеру, для представителей малого бизнеса объем плановых проверок — 50 часов в год. Для сравнения микрокомпании подвергаются контролю реже — 15 ч/год. Существует и ряд исключений, при которых возможно продление проверок (на дополнительные 20 суток, не больше).
«Надзорные каникулы» освободили малый бизнес от плановых проверок в Марий Эл — Вести Марий Эл
Надзорные каникулы в бизнесе позволяют «отодвинуть» сроки проверок на определенный период. Цель — ускорить развитие малого предпринимательства и увеличить объем поступающих в казну средств.
Также к исключениям надзорных каникул стоит отнести:
- Деятельность, которая связана с опасностью для жизни (энергетика, работа под землей, энергоснабжение и прочие).
- Внеплановые проверки. Как отмечалось, надзорные каникулы касаются только плановых выездов. Что касается внепланового контроля, он остается. При этом поводом для проверки может стать жалоба на представителя ИП или ООО (от покупателя или клиента).
Если предприниматель ведет деятельность по закону и ни с кем не конфликтует, проверки ему не грозят. Несмотря на ряд исключений, 98-99% представителей малого бизнеса подпадают под критерии налоговых каникул.
Срок действия
В начала статьи отмечалось, что действие надзорных каникул стартовало с начала 2016 года (с 1 января). Они имеют силу в течение 3-х лет (до конца декабря 2018-го). По завершении этого периода можно ожидать плановую проверку (если к тому времени не произойдет каких-либо новых изменений).
Факт организации надзорных каникул для бизнеса одобрен на самом высоком уровне Президентом РФ. Так что за нарушение предлагаемых условий можно не переживать. При этом предприниматели должны помнить, что надзорные каникулы не отменяют таможенный и налоговый контроль, проверку платежей во внебюджетные формы, а также прокурорский надзор.
Источник: officeoff.ru
Надзорные каникулы для малого бизнеса
Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов вносит с 1 января 2016 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 246-ФЗ).
В частности, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ вводятся «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства.
Напоминаем, что с 25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения потребительского кооператива и коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.
Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:
микропредприятия – 120 млн руб.;
малые предприятия – 800 млн руб.;
средние предприятия – 2 млрд руб.
Новые предельные значения были введены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Отметим, что не для всех субъектов малого предпринимательства будут действовать «надзорные каникулы».
Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ 1 ) . В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Кроме того, согласно части 2 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.
Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
Следует иметь в виду, что «надзорные каникулы», о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.
Поскольку Закон № 246-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то он фактически привязывает действие вышеописанных контрольных послаблений в адрес малого бизнеса только в отношении тех видов государственного контроля, которые не выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ (п.3 и 3.1 Закона № 294-ФЗ).
В частности, «надзорные каникулы» не будут распространяться на налоговый контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль, прокурорский надзор.
Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
Наша справка
В течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:
не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.
Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.
Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:
возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.
Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».
В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.
В заключение хотим отметить, что организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами Закона № 246-ФЗ попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, при планировании контрольных мероприятий контролирующие органы обязаны самостоятельно проверить, относятся ли включенные в план проверок лица к субъектам малого предпринимательства.
1. В настоящее время перечень видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Надзорные каникулы для ИП и малого бизнеса
За годы, прошедшие с начала «перехода » экономики страны с планово-социалистического пути развития на рыночные рельсы, кто только не призывал поддерживать малый бизнес. Самым запоминающимся и часто повторяемым требованием к правоохранительным органам и органам власти был призыв Д.А. Медведева — «Перестать кошмарить бизнес!». Это прозвучало на встрече тогда еще Президента РФ с представителями малого бизнеса летом 2008 г.
С тех пор этот призыв, в той или иной форме, не раз повторяли руководители страны. С целью усиления роли малого бизнеса в экономике страны (поставлена задача достичь 20% его доли в ВВП) регулярно принимаются важные и, казалось бы, всесторонне продуманные решения. Самым резонансным и действующим в настоящее время было изменение закона № 294-ФЗ, и дополнение его новой статьей. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки предприятий малого бизнеса. Вот основная суть решения, получившего название – Надзорные каникулы.
Надзорные каникулы и основные понятия
Для того, чтобы пользоваться какими-либо преференциями, применить к своему предприятию законодательные нововведения, необходимо разобраться в тонкостях. Что такое надзорные каникулы? Каковы критерии малого бизнеса? Кто может воспользоваться каникулами? Предусмотренные законом исключения.
Сроки действия новых положений.
Надзорные каникулы – это временное (1 .01.2016 – 31.12.2018гг.) освобождение предприятий малого бизнеса от плановых проверок надзорными органами. Главная их задача — облегчение становления и функционирования малых предприятий. При этом вне плановые, но обоснованные проверки допускаются.
Малый бизнес – это ИП или юридические лица любой формы собственности, работающие на любом налоговом режиме и отвечающие определенным критериям:
- общий годовой доход не должен превышать 800 миллионов рублей;
- количество работающих в компании не должно быть более 100 человек;
- ограничение доли гос. организаций (до 25%) и юридических лиц (до 49%) в уставном капитале предприятия
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Для того, чтобы реализовать право на получение надзорных каникул, при этом снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого бизнеса, а также максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. С 1.08.2016 г. создается единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проще говоря, чтобы получить надзорные каникулы, компания должны оказаться в реестре.
Реестр создается автоматически на основании данных ФНС за предыдущий календарный год и ведется также налоговыми органами. Никаких документов, чтобы оказаться в реестре предоставлять не надо. А вот проверить достоверность своих данных необходимо. Для этого достаточно начиная с 1 августа 2016 г. зайти на официальный сайт ФНС. В реестре предприниматель увидит массу сведений о себе и о предприятии, даже таких, о которых и сам не знал.
Сведения, имеющиеся в едином реестре, будут обновляться ежегодно 1 августа на основании данных, имеющихся в налоговой службе по состоянию на 1 июля. Также предусмотрено ежемесячное (10 числа) обновление отдельных видов сведений.
Каникулы не для всех
Как и в любом правиле в надзорных каникулах предусматриваются исключения. Во-первых, каникулы — это не амнистия. Поэтому для фирм, к которым у надзорных органов за последние три года были претензии (постановление о применение штрафных санкций за нарушение закона или решение о приостановлении действия лицензии для компаний, которые обязаны их иметь) надзорные каникулы не применяются.
Кроме того, выделены отдельные сферы деятельности, занятие которыми не предусматривает применения надзорных каникул:
- социальная (образование , медицина и пр.);
- пожарная;
- промышленная I и II класса опасности;
- экологической безопасности;
- связанной с опасностью для жизни (подземные работы, энергоснабжение и энергетика).
Специалисты подсчитали, что фирм, которые не попадают под положения о надзорных каникулах набирается 30-50 тысяч. В остальные фирмы три года не должны приходить проверяющие из пожарной инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, СЭС и пр.
Какие проверки продолжаются
Как отмечалось, что руководителям малого бизнеса, даже внимательно изучившим ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, расслабляться не стоит. Кроме приостановленных проверок, в арсенале у государства остается еще много способов повлиять на судьбу предприятия малого бизнеса. Никто не отменял таможенный и налоговый контроль. Допускаются проверки платежей во внебюджетные фонды.
Никуда не девается и прокурорский надзор.
Но самым непредсказуемым может стать результат разрешенных внеплановых проверок, инициировать которые может кто угодно: от прокуратуры до, просто недовольного жизнью, потребителя. И произойти она может когда угодно.
Предупрежден значит вооружен
Вне зависимости от итогов надзорных каникул плановые проверки предприятий остаются основными. Чтобы упорядочить этот процесс, Ген. Прокуратура РФ аккумулирует сведения от всех надзорных органов о плановых проверках в следующем году и до 31 декабря эту сводную информацию размещает у себя на сайте. Но некоторые виды проверок в этот список не попадают:
- налоговые, валютные, таможенные проверки;
- контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- контроль за «отмыванием » денег, полученных незаконным путем и содействующих финансированию терроризма;
- контроль за обработкой персональных данных.
Срок действия надзорных каникул через пару месяцев заканчивается. Видимо будут подводиться итоги. Но уже сейчас существует устойчивое мнение предпринимателей о недостаточной эффективности надзорных каникул.
23 октября этого года на форуме «Опора России» Президент РФ В.В. Путин предложил продлить надзорные каникулы для малого бизнеса еще на два года.
Скорее всего это предложение будет принято.
Полезно ознакомиться:
Источник: selen-grand.ru