Читала vc.ru и нашла статью с советами от онлайн-сервиса: как самозанятому правильно выписывать чеки. Статья в целом хорошая, но в одном месте я аж подпрыгнула. Авторы статьи дают ВРЕДНЫЕ советы о том, что нельзя писать в наименованиях услуги в чеке. Разберу неправильные рекомендации и дам правильные — и самозанятым, и их клиентам.
Вот что советуют авторы той статьи, а я не согласна:
- Нельзя писать номер акта и договора
- Нельзя писать название специальности или должности. Например «дизайнер»
- Нельзя писать то, что похоже на процесс
- Нельзя писать стоп-слова
- 1 1. Нельзя писать номер акта и договора
- 2 2. Нельзя писать название специальности или должности. Например «дизайнер»
- 3 3. Нельзя писать то, что похоже на процесс
- 4 4. Нельзя писать стоп-слова
- 5 Резюме
1. Нельзя писать номер акта и договора
В «Наименование услуги» нельзя писать: Вещи, не относящиеся к виду услуги. Например, номер акта, договора, ФИО исполнителя и бог весть еще что.
Вредный совет
Как на самом деле
На самом деле закон регламентирует, что в чеке должно быть наименование проданных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Нигде нет запрета писать номер договора или номер акта. Мнение о том, что самозанятые не имеют права подписывать договоры или не должны составлять акты ничем не подтверждается. Самозанятый, работая в b2b — то есть на юридические лица, будет вынужден подписывать договоры, выставлять акты и счета — этого от него захочет клиент. Функционал выставления счетов реализован в приложении «Мой налог», а вот акт, к сожалению, придется сделать вручную.
Таким образом, если вы напишете «услуги ведения контекстной рекламы по договору 15 от 27.03.2023» никаких проблем ни у самозанятого, ни у покупателя услуг не будет.
А что насчет ФИО исполнителя? А насчет ФИО исполнителя — согласна с рекомендацией. Если исполнитель — сам самозанятый, эта информация будет избыточной. А если не сам, то писать ФИО исполнителя точно не нужно. Плательщику НПД не разрешено нанимать сотрудников, поэтому указание ФИО сыграет против вас.
А любая другая фамилия, например, автора учебника или автора методики? Если фамилия общеизвестна, и она не указывает на то, что вы оказывали услугу не сами, то можно. Например «Обучение дыхательной гимнастике по методу Стрельниковой».
2. Нельзя писать название специальности или должности. Например «дизайнер»
В «Наименование услуги» нельзя писать: Названия специальностей и должностей. Например, некоторые пишут в графе слово «дизайнер» или «услуги дизайнера» вместо «услуги по разработке дизайна». А это уже признак трудовых отношений, и в воздухе повеяло штрафом на 200 штук.
Вредный совет
Как на самом деле
На самом деле, переквалификация отношений в трудовые не происходит только по наименованию в чеке. Для переквалификации должно совпасть много различных факторов. Если вы — сотрудник компании, оформленный самозанятым — просто знайте, что это несколько незаконно.
А если вы действительно фрилансер: подрядчик, не работающий по трудовому договору, не подчиняющийся трудовому распорядку, то одного наименования в чеке будет недостаточно для создания вам проблем. Подробнее о трудовых отношениях читайте в блоге Профдело: Как принять сотрудника на работу? Краткое руководство для предпринимателя.
Также нужно понимать, что есть ряд профессий, изначально предполагающих фриланс и формулировки:
- услуги дизайнера;
- услуги репетитора;
- услуги няни;
- услуги бухгалтера;
- услуги юриста.
Если в чеке написано именно так, и никаких других признаков трудовых отношений нет — проблем не будет.
А вот если вы работаете секретарем, менеджером или на другой трудовой должности и в вашем чеке написано:
- услуги менеджера по продажам;
- услуги секретаря;
- услуги руководителя отдела разработки.
Соглашусь с авторами критикуемой статьи: проблемы неминуемы. Соглашусь, но только потому, что при трудовых отношениях, помимо наименования, у вас с огромной вероятностью найдутся и другие признаки трудовых отношений.
3. Нельзя писать то, что похоже на процесс
В «Наименование услуги» нельзя писать: Трудовые функции. Нельзя написать «разработка презентаций» — это процесс без указания результата. Процессы бывают только у сотрудников, у самозанятых — результаты исполнения конкретных задач.
Вредный совет
Как на самом деле
Часто невозможно сделать результат без процесса. Невозможно подготовить презентацию без процесса разработки презентации. Более того, когда я заказывала красивую презентацию у стороннего юрлица, в нашем договоре так и было написано: услуга по разработке презентации. И в счетах, и в актах тоже.
Авторы той статьи правы лишь частично. Когда с подрядчиком (а именно так официально называется человек-самозанятый) заключается договор подряда — то есть договор на выполнение работ — такой договор действительно должен содержать в себе результат работ. Например:
- выкопать яму размером 2х3 м;
- отремонтировать ноутбук;
- подключить три розетки и одну лампочку.
А у услуг не бывает физического результата, услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе ее оказания, поэтому в услугах неизбежно будет указан именно процесс:
- консультационные услуги;
- рекламные услуги;
- услуги по корректуре текста.
Да, будет лучше, если вы дополните услуги точными характеристиками, например:
- консультация по поступлению в ВУЗ;
- услуги настройки таргетированной рекламы во Вконтакте;
- услуги по программированию логики модуля заказов для проекта lampnetinebudet.
4. Нельзя писать стоп-слова
В «Наименование услуги» нельзя писать: Стоп-слова, в бухгалтерии они тоже есть. Например, «ставка», «оклад», «премия», «аванс», «работа», «график». Эти слова — признаки трудовых отношений.
Вредный совет
Как на самом деле
Если вы не подменяете трудовые отношения, а перечисленные слова вам нужны, чтобы идентифицировать свою услугу — сделайте это. Мы сопроводили более 20 проверок ФНС по работе с самозанятыми и знаем, как проверяют и что спрашивают. Если реальной подмены отношений нет — проблем не будет.
- Услуги ремонта помещения согласно графику ремонта, 1 этап.
- Консультационные услуги по трудоустройству на работу.
- Бухгалтерская консультация по трудовому законодательству (правомерность уменьшения оклада на аванс и начисление премий).
- Проведение вебинара по теме «Ставка — жизнь».
Чек от самозанятого: как оформить
Межрайонная инспекция ФНС России №29 по Свердловской области информирует.
При оказании услуг или выполнении работ самозанятый через приложение «Мой налог» обязан сформировать чек и передать его покупателю. Чек может быть как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Сформированный чек должен содержать следующие реквизиты (пункт 6 статьи 14 Федерального Закона №422): наименование документа; дата и время платежа; ФИО, ИНН самозанятого; форма налогообложения НПД; наименование товара или услуги.
Чек должен быть сформирован и передан заказчику в момент расчета наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. Если продажа происходит заочно и безналично, чек надо передать не позже 9 числа месяца, следующего за расчетом.
На основе полученных данных налоговый орган исчисляет сумму налога к уплате и не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, доводит ее до «самозанятого». Налог должен быть уплачен не позднее 28-го числа этого же месяца. За каждый день просрочки начисляются пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка России.
За нарушение порядка и сроков передачи в налоговый орган сведений о расчетах, связанных с получением доходов от реализации товаров, работ или услуг, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы расчета, на которую был сформирован чек, а за повторное нарушение в течение 6 месяцев — в размере 100 % от суммы такого расчета.
Источник: asbestadm.ru
Перечисление оплаты самозанятым по реестру в 1С
Если выплат самозанятым в компании много, можно упростить их учет в программе через специальный функционал, позволяющий отправлять банкам реестры для оплаты сразу нескольким контрагентам, работающим на НПД.
Например, при платежах курьерам, водителям, аутсорсерам и т.д.
- предназначен только для расчетов с самозанятыми по реестрам;
- имеет только одно субконто Контрагенты ;
- в документе Акт сверки расчетов с контрагентом расчеты по нему не отражаются.
Для работы с реестрами установите флажок Выплаты самозанятым в разделе Главное — Функциональность — Расчеты .
- Самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3;
- Самоучитель по 1С ЗУП 8.3.
Договор с самозанятым и счета расчетов создавать не требуется, расчеты проводятся без учета по договорам на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми» с помощью двух документов:
Отражение в учете работ (услуг), выполненных самозанятым
Организация заключила договор услуг с покупателем на монтаж и пусконаладку оборудования.
Пусконаладочные работы оборудования осуществляются через субподрядчика — самозанятое лицо.
28 июня субподрядчик-самозанятый осуществил пусконаладку оборудования на сумму 50 000 руб. (без НДС), подписан акт выполненных работ.
В тот же день самозанятому перечислена оплата за работы и от него получен чек.
Нормативное регулирование
Для признания расходов в НУ по услугам самозанятого необходимо наличие:
- чека от плательщика НПД — обязательно в любом случае;
- акта выполненных работ (услуг) — по мнению налоговых органов (например, при выплате аванса).
- Самозанятые в 1С 8.3
- От самозанятых может потребоваться акт выполненных работ
При использовании в 1С функционала Выплаты самозанятым оплата и расходы по услугам отражаются одновременно, поэтому он подходит, только если по времени совпадают события:
- момент окончания выполнения работ;
- перечисление оплаты самозанятому;
- получение чека от самозанятого.
Например, для перечисления аванса документ Выплаты самозанятым не подходит, т. к. в этот момент расходы не могут быть признаны в БУ и НУ.
Учет в 1С
При создании контрагента в разделе Справочники — Контрагенты укажите
Поступление работ (услуг) от самозанятого оформите документом Выплаты самозанятым вид операции Услуги в разделе Покупки .
В шапке документа укажите:
- Услуга — выберите один из вариантов:
- Единая — наименование услуги (общее для всего документа) укажите в шапке;
- Всписке — наименование услуги нужно заполнить в табличной части для каждого самозанятого.
В табличной части укажите всех самозанятых лиц, которым нужно перечислить оплату и суммы. Банковский счет заполняется автоматически из карточки контрагента.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 20.01 Кт 76.16 — учет затрат на работы самозанятого.
Документ Выплаты самозанятым должен быть проведен датой не ранее, чем дата, указанная в чеке, особенно, если Выплата самозанятым и чек созданы в разных отчетных (налоговых) периодах.
Формирование реестра в банк
Процесс реестровых выплат на счета самозанятых доступен не во всех банках — это следует уточнить в обслуживающем банке.
Реестр перечислений для банка сохраните по кнопке Выгрузить и отправьте в банк. Excel
Перечисление оплаты самозанятому
Перечисление банком оплаты отразите документом Списание с расчетного счета в разделе Банк и касса .
При загрузке банковской выписки автоматически устанавливаются:
- Вид операции — Выплаты самозанятым;
- Реестр выплат — документ Выплаты самозанятым , которым сформирован реестр.
- Получатель — обслуживающий банк;
- Статья расходов — Оплата поставщикам (подрядчикам):
- Вид движения — Оплата товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов.
По кнопке Загрузить из файла можно загрузить из банковского файла чеки самозанятых.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 76.16. Кт 51 — оплата самозанятому за работы (услуги).
Загрузка чеков самозанятых
Оплата реестра и загрузка чеков помечается флажками в журнале Выплаты самозанятым .
Если вы получаете чеки напрямую от самозанятых, загрузить их можно в документе Выплаты самозанятым по ссылке Загрузить в графе Чек самозанятого .
Укажите в открывшемся окне Ссылку на чек , предоставленную самозанятым.
Номер и образ чека загрузятся автоматически.
Загруженные чеки сохраняются по ссылке и в виде присоединенных файлов.
Загрузка чеков помечается флажком в журнале Выплаты самозанятым .
См. также:
- Как проверить плательщиков НПД
- Договоры с самозанятыми
- Может ли ИП на УСН 6% быть самозанятым?
- Выполнение работ по монтажу оборудования с помощью субподрядчика
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Налоговики рассказали о заключении договоров с самозанятыми на НПДФНС объяснила, каким образом заказчикам-юрлицам заключать договоры с самозанятыми (Письмо.
- Самозанятые в 1С 8.3 — как завести, провести оплату, проводкиНалог на профессиональный доход все больше распространяется по России, и.
- Документ Счет-фактура полученный в 1СВ данной статье поговорим о назначении документа Счет-фактура полученный. Узнаем.
- Завышены расходы по услугам поставщика текущего года. Исправления по НДС в 1СВ данной статье рассмотрим, как отразить исправление суммовой ошибки в.
Оцените публикацию
(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете
Обсуждение (1)
pufa73 Подписчик БухЭксперт8 :
Реестр выгружается не в xls, а с расширением csv. При загрузке в Сбербанк куча ошибок. Не работает нормально уже давно этот функционал.