16 октября участники обучения говорили, обсуждали, спорили лишь по одной актуальной теме – легализации самозанятых. Идея легализации самозанятых граждан была озвучена ещё в 2016 году. Причина в том, что регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан. Что, конечно, несправедливо.
Для решения проблемы Минфин РФ выдвинул несколько инициатив, например ввёл фискальные каникулы для сиделок, репетиторов, уборщиков и нянь. Но эти действия не решили проблемы. На налоговый учёт по всей стране встало чуть больше 1 начальник Управления поддержки и развития предпринимательства Департамента предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы Александр Дерюгин; заместитель министра экономического развития Калужской области Дмитрий Лисняк; заместитель министра экономического развития Московской области Людмила Лисятникова. Они рассказали, какие методы и инструменты были использованы при внедрении и популяризации экспериментального налогового режима в их регионах, а также о планируемых и уже достигнутых результатах.
Проблемы самозанятых в 2022 году
Лидерство по количеству официально зарегистрированных самозанятых предпринимателей принадлежит Москве. По словам Александра Дерюгина, с начала действия экспериментального налогового режима в Москве зарегистрировалось 127 тысяч человек. Как сообщил представитель Татарстана, в республике – 38 тысяч зарегистрированных самозанятых, но этот показатель планируется поднять до 60 тысяч. В Московской области уверены, что количество официально зарегистрированных самозанятых предпринимателей к концу года достигнет 78 тысяч человек (сейчас – 51 тысяча). В Калужской области – более 7 тысяч.
Региональные лидеры сходятся во мнении, что экспериментальный режим – это тема «не про налоги, не о пополнении бюджета». Основная цель мероприятия – «вывести из тени» перспективных предпринимателей, способных успешно развивать бизнес, поднимать благосостояние городов и областей.
Представители местных органов власти рассказали о методах реализации мер по обеспечению налогового режима.
В первую очередь это проработка нормативной базы и адаптация её к каждому конкретному региону, подготовка к работе профильных структур, организация центров по поддержке и развитию предложенных федеральной властью идей.
Вторым важным элементом внедрения является грамотно организованная рекламно-информационная кампания. В принципе, как сообщили представители региональных властей, методы её проведения в целом совпадают, есть некоторые различия на уровне структурного строения региона. Так, например, существуют некоторые различия в проведении муниципальных и областных мероприятий.
Как было отмечено, все четыре региона использовали классические методы информирования общественности: реклама в СМИ, информационные сюжеты в медиа-пространстве через ТВ и радио. Однако все спикеры сходятся во мнении, что классические методы в данном конкретном случае не показали действительно эффективных результатов.
Налог для самозанятых — новая схема обнала?
Более интересным оказался другой подход: в ходе кампании был использован метод прямого информационного воздействия на целевую аудиторию. Так сказать, встречи «глаза в глаза». В рамках этого подхода были организованы обучающие консалтинговые семинары с заинтересованными действующими и потенциальными самозанятыми, проводились прямые встречи с агрегаторами, где разъяснялись преимущества и перспективы официальной регистрации.
Спикеры обратили внимание аудитории на то, что в ходе реализации образовательных программ был сделан вывод об эффективности работы с молодёжью, так как в студенческой среде предпринимательство стремительно приобретает популярность. Поэтому именно молодёжь, которая большой объём времени проводит в интернет-пространстве, после консалтинговых мероприятий достаточно лояльно воспринимала информационное воздействие соцсетей и других интернет-ресурсов.
Результат работы экспериментального налогового режима в этом году региональные лидеры оценивают как однозначно положительный и считают абсолютно правильным вероятное решение Правительства страны по распространению его на другие субъекты федерации.
СПРАВОЧНО: Образовательная программа для региональных (муниципальных) команд и сотрудников организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства предназначена для руководителей и сотрудников региональных и муниципальных органов власти и организаций инфраструктуры поддержки МСП. Программа ставит своими целями, среди прочего, улучшение качества оказания услуг и мер поддержки предпринимателям, повышение уровня доверия субъектов МСП к предоставляемой государством помощи на открытие и развитие бизнеса.
В рамках образовательной кампании до конца 2019 года 450 представителей государственной и муниципальной власти, а также представители организаций инфраструктуры поддержки МСП из 45 регионов пройдут очное обучение, направленное на улучшение качества услуг, оказываемых МСП. Ещё 1 800 человек получат знания дистанционно.
В рамках очной образовательной программы для участников в период с 23 сентября по 30 ноября 2019 г. будет организовано 4 модуля продолжительностью не менее 3 дней. По окончании 4-го модуля состоится защита проектов. На данном этапе будет проведено два модуля. Модуль 2 посвящён принципам проектирования сервиса, модуль 3 – принципам его внедрения.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
Налог для самозанятых: стоит ли экспериментировать?
В 2019 году в России введен налог для самозанятых. Такой налоговой режим для нашей страны является экспериментальным, и аналогов подобной практики в мире нет. Его могут использовать индивидуальные предприниматели, которые осуществляют свою деятельность без сотрудников, и специалисты, работающие по гражданско-правовому договору.
В этой статье мы расскажем вам об основных моментах работы самозанятых на специальном режиме налогообложения, но для начала давайте разберемся, кто может отнести себя к самозанятым и какие условия для перехода на подобный налоговый режим необходимы.
О самозанятых и налоговой ставке
Самозанятые – это те, кто напрямую взаимодействуют с заказчиками и выполняют свою работу самостоятельно без каких-либо подрядчиков. Например, фотографы, кондитеры, программисты, мастера ногтевого сервиса и т.д. Одним словом, они работают сами на себя и при этом не имеют сотрудников, даже если их деятельность зарегистрирована как ИП.
Для таких специалистов существует специальный режим налогообложения, который подразумевает уплату налога в размере 4% с дохода от работы с физическими лицами или 6% с дохода от работы с юридическими лицами, включая ИП, вместо привычных 13% НДФЛ [Ст. 1 422-ФЗ].
При этом законодательство гарантирует, что ставка налога останется неизменной до 31 декабря 2028 года. Также преимуществом такого налогового режима является то, что если вдруг самозанятый решит сделать перерыв в работе, то налог за данный период платить не потребуется, как и другие дополнительные взносы.
Самозанятые освобождаются от ряда определенных налогов. Например, физические лица не отчисляют НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход.
ИП на спецрежиме не платят следующие налоги:
- НДС (кроме случаев, когда НДС подлежит уплате при ввозе товаров в Россию и на другие территории, находящиеся под юрисдикцией РФ).
- Фиксированные страховые взносы.
- НДФЛ с доходов, облагающихся налогом на профессиональный доход.
Самозанятые входят в число тех, кто участвует в системе обязательного медицинского страхования, поэтому они так же, как и наемные работники, имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
Самозанятыми могут стать физические лица или ИП, которые осуществляют свою работу в России, а также граждане Армении, Киргизии Белоруссии и Казахстана.
Важный момент: при переходе на налог для самозанятых физическое лицо должно уведомить налоговый орган о том, где именно ведется деятельность. Самозанятый имеет право менять место деятельности один раз в календарный год.
Самозанятые не делают обязательные взносы в ПФР и ФОМС, ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога ежемесячно. Для сравнения, те ИП, которые работают на «упрощенке», обязательно раз в год подают декларацию в налоговую службу и сами отчисляют взносы в ПФР и ФОМС. Но стоит учитывать, что у самозанятых нет трудового стажа, а следовательно, у них будет только социальная пенсия, на которую они выйдут на пять лет позже обычного.
Существуют доходы, которые не попадают под Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» и облагаются другим налогом. К ним относятся:
- оплата труда по трудовому и гражданско-правовому договору;
- доход в натуральной форме (бартер);
- деньги, полученные с продажи недвижимого имущества, транспорта;
- доходы от реализации личного имущества;
- оплата по договору подряда или оказания услуг от бывшего работодателя при условии, что после увольнения прошло менее двух лет;
- доход от передачи имущественных прав на недвижимость;
- доходы государственных и муниципальных служащих, кроме тех, что получены от сдачи в аренду жилых помещений;
- деньги, вырученные с продажи ценных бумаг;
- деньги, полученные по договору доверительного управления или простого товарищества;
- доходы от уступки (переуступки) прав требований;
- доходы сиделок, нянь, уборщиков, если они стоят на учете и пользуются правом на налоговые каникулы.
На специальный режим налогообложения для самозанятых могут перейти только те, кто осуществляет деятельность, доход от которой облагается налогом на профессиональный доход, и при этом необязательно регистрироваться как ИП.
К таким видам деятельности относятся:
- косметология на дому;
- услуги фотографа и оператора;
- реализация продукции собственного производства;
- организация и проведения различных мероприятий;
- оказание юридических и бухгалтерских услуг;
- удаленная работа через электронные площадки;
- сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;
- транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
- строительство и ремонт помещений.
ИП может поменять режим налогообложения на спецрежим для самозанятых, обратившись в ФНС, но не позднее, чем через месяц с момента, когда ИП зарегистрировался в качестве плательщика налога для самозанятых.
Перейти на вышеуказанные спецрежимы можно в случае утраты права на применение налога на профессиональный доход. Для этого нужно уведомить налоговую в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве плательщика этого налога.
Кто не может применять спецрежим?
Любое право имеет свои ограничения. На специальный налоговый режим можно претендовать в том случае, если прибыль самозанятого не превышает 2,4 миллиона рублей в год, при этом не важно, какая сумма выходит в месяц, главное, чтобы суммарно за 12 месяцев доход не превышал указанной величины.
Государственные и муниципальные служащие, как известно, не могут вести предпринимательскую деятельность, но они имеют право действовать в рамках самозанятости, если сдают в аренду жилые помещения.
Самозанятый специалист не должен иметь работодателя или сотрудников, если речь идет об ИП.
Не имеют права воспользоваться подобным режимом налогообложения те, кто реализует подакцизный товар, например, бензин, или занимается перепродажей имущественных прав и товаров.
Вот еще несколько типов лиц, которым нельзя воспользоваться правом на специальный режим налогообложения для самозанятых:
- те, кто осуществляет добычу, реализацию полезных ископаемых;
- те, кто работает по агентским, поручительским и комиссионным соглашениям;
- те, кто оказывает услуги доставки без наличия кассового аппарата и выдачи чека клиенту.
Также нельзя совмещать такой налог с другими налоговыми режимами, например, если компания работает по УСН [П. 2 ст. 4 422-ФЗ].
Как перейти на спецрежим для самозанятых?
Если вы решили зарегистрироваться как самозанятый и, соответственно, воспользоваться правом на специальный налоговый режим, то сделать это можно несколькими способами, затратив всего пару минут. Для этого воспользуйтесь мобильным приложением «Мой налог» или загляните на сайт ФНС в кабинет налогоплательщика. А можно зарегистрироваться через портал Госуслуг.
Советуем воспользоваться приложением «Мой налог», т.к. при помощи него регистрация пройдет проще и быстрее.
Так выглядит последовательность работы в приложении:
- Сначала вы отправляете комплект документов в налоговую организацию. В него входят: заявление о постановке на учет, копия паспорта, фотография (если вы уже зарегистрированы на портале Госуслуг или на сайте ФНС в качестве налогоплательщика, то она не понадобится).
- Не позже следующего дня вам поступит уведомление от налогового органа о статусе вашего заявления. Если обнаружится какая-либо ошибка или несоответствие данных, вам будет отказано в услуге. Вы можете исправить все недочеты и отправить заявку повторно.
Дата, когда было подано заявление, будет считаться датой постановки на учет физического лица как налогоплательщика. Иностранные граждане тоже могут зарегистрироваться как самозанятые через мобильное приложение «Мой налог», воспользовавшись ИНН, т.к. в их случае по паспорту это сделать невозможно [Ст. 3 422-ФЗ].
Процедура уплаты налогов
Работа с клиентом должна осуществляться на основании договора. Если оплата услуг или товара производится безналичным расчетом, необходимо предоставить чек клиенту, который формируется в приложении «Мой налог». Его можно отправить сообщением на электронную почту или в SMS. Если оплата осуществляется наличкой, то чек также необходимо предоставить, распечатав его и отправив почтой, если невозможно выдать на руки.
Наличие чека обязательно, ведь он подтверждает, что ваша работа была оплачена, а значит, клиенту не нужно будет делать за вас налоговые отчисления и обязательные взносы. Учтите, что нарушение условий предоставления чека влечет за собой штрафы в размере 20% от суммы, указанной в чеке. При повторном нарушении в течение полугода взимается штраф в размере всей суммы в чеке.
Налоговые органы сами рассчитают ту сумму налога, которую необходимо оплатить за налоговый период, и уведомят вас об этом через приложение. Сумма будет сформирована на основании выданных клиенту чеков. Оповещение придет не позднее 12-го числа следующего месяца. Оплату необходимо произвести до 25-го числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.
Бывает, что сумма налога за налоговый период выходит меньше 100 рублей, в таком случае она добавляется к сумме налога за следующий налоговый период.
Если по каким-то причинам вы не заплатили в указанные сроки, вам будет направлено требование оплатить задолженность с учетом пени за просрочку платежа, в противном случае она будет взыскиваться через суд.
Каждый самозанятый налогоплательщик имеет право раз в жизни получить налоговый вычет. Он составляет 1%, если речь идет о доходах физических лиц, и 2% для юридических лиц, но не более 10 000 рублей.
Если самозанятый не достиг возраста 18 лет, то, вероятно, у него будет возможность получить еще один налоговый вычет, который составит 12 130 рублей. Этим правом может воспользоваться самозанятый в возрасте от 16 до 18 лет, который впервые регистрируется в качестве налогоплательщика после 1 января 2021 года. Дополнение в законодательство уже рассмотрено правительственной комиссией.
Получается, молодое поколение может обеспечить себя стартовым капиталом в размере 22 130 рублей, который складывается из двух налоговых вычетов для самозанятых. Его можно использовать в качестве оплаты налогов за будущие периоды.
Несколько важных разъяснений
Любой новый законопроект влечет за собой немало вопросов и закон о специальном налоговом режиме для самозанятых не исключение. Вот еще несколько уточнений, которые будут вам полезны:
- Самозанятый может быть оформлен на другой работе официально и параллельно вести свою деятельность, которая попадает в список допустимых для самозанятости. При этом официальный доход, получаемый от работодателя, при уплате налога на спецрежиме не будет принят во внимание.
- Если самозанятый осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, он может зарегистрироваться там, где ему будет удобнее. Напомним, что законопроект введен на всей территории РФ.
- Деньги от уплаты налога поступают в бюджет того региона, в котором зарегистрировался налогоплательщик.
- Самозанятый имеет право по необходимости получать справки о своих доходах.
- К самозанятым относятся только те, кто регулярно осуществляет какую-либо деятельность. Если вы разово оказали услугу по чистке аквариума, то это не будет относиться к подобному виду услуг.
- Самозанятым не требуются кассовые аппараты, все чеки оформляются через приложение «Мой налог».
- Сайт по поиску работы и сотрудников SuperJob выделил отдельную платформу для поиска самозанятых и ИП.
Как видите, самозанятые имеют достаточно много привилегий. Более того, государство практически прировняло деятельность самозанятых к малому бизнесу, например, с 2020 года самозанятые получили право принимать участие в закупках.
Подведем итог
Доля рынка, где до сих пор работают «по-черному», еще велика. Но зачем рисковать, если можно воспользоваться правом стать самозанятым (конечно, если ваша деятельность подходит под условия признания себя таковым)?
Специальный налоговый режим позволит вам эффективно распределять доходы, открыто вести свою деятельность, размещать рекламу, обрести новых клиентов, которые ценят официальные и открытые отношения, и, что особенно важно, обращаться в суд, если вдруг будут нарушены прописанные в договоре обязанности.
Особенно такие нововведения приходятся по душе тем, кто только приступает к трудовой деятельности или находится в поиске себя, пробуя свои силы в разных направлениях. А если вы еще не определились, чем именно хотели бы заниматься, советуем пройти нашу онлайн-программу «Самопознание», где за несколько недель благодаря специальным упражнениям вы узнаете, чего действительно хотите в жизни, поймете свои сильные и слабые стороны. Это поможет вам определиться с делом, на котором сможете зарабатывать.
Ведение честного бизнеса и своевременная оплата налогов — это гарантия безопасного будущего. Желаем, чтобы ваша работа приносила вам удовольствие и хорошую прибыль!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Инвестирование для начинающих: куда и как вкладывать деньги, чтобы не прогореть
- Как релоцироваться и наладить работу из другой страны
- Профессия маркетолог: искусство привлекать
- Юнит-экономика: примеры, расчеты, формулы
- Профессия юрист: призвание быть честным
- Как перейти на удаленную работу: плюсы и минусы удаленки
- Финансовая подушка безопасности: зачем нужна и как создать?
- Юнит-экономика: есть ли у вас жизнеспособная бизнес-модель?
- Обучение по модели ISA (Income Share Agreement): плюсы и минусы
- Как стать фрилансером: инструкция для тех, кто хочет работать на себя
Источник: 4brain.ru
Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан
Осуществление гражданином предпринимательской деятельности возможно без образования юридического лица и без его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Пунктом 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ это допускается не во всех случаях, а лишь в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Такой статус, т.е. отсутствие государственной регистрации, не означает устранения физического лица от взаимодействия с органами публичной власти. Поскольку цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, она подлежит налогообложению. В данной связи указанные граждане (они получили название самозанятых) подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Определение понятия «самозанятые граждане» в законодательстве отсутствует. Однако по смыслу названной нормы НК РФ к ним относятся физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги другим физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Обязательным условием здесь выступает оказание данных услуг без привлечения наемных работников, т.е. в одиночку. Таким статусом могут наделяться как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства; законодателем какие-либо различия в их правовом положении не предусмотрены.
Реальная ситуация на российском рынке труда сегодня такова, что граждан, де-юре являющихся безработными, а де-факто имеющих доход от своей деятельности, десятки миллионов. Одни из них получают зарплату «в конвертах», другие перебиваются случайными заработками, третьи работают самостоятельно и имеют собственный маленький бизнес. Всех их объединяет одно: в абсолютном большинстве случаев они не легализованы как работники и не являются налогоплательщиками.
В последние годы расширяется и рынок дистанционной, удаленной работы. Фрилансеры задействованы в самых разных областях: бухучет, дизайн, реклама, консалтинг, крипторынок и пр. В 2017 г. доля фрилансеров на российском рынке выросла почти в два раза, и сейчас таковым себя считает каждый пятый россиянин, а для 11% населения это единственный источник дохода[1]. В основном к таковым относятся молодые люди, проживающие в крупных городах, организующие сами свое рабочее место и ищущие себе клиентов. Их нежелание выходить из теневого сектора обусловлено как моральными соображениями (максимальная свобода, ограничение вмешательства в свою жизнь со стороны государства), так и материальными интересами (получение дохода без налогообложения).
Пробелы правового регулирования в данной области не удовлетворяют ни частным, ни публичным интересам. Самозанятый гражданин, исключенный из правового поля, не может полноценно реализовать и защитить свои права и интересы: нередки случаи, когда такому лицу не выплачивают вознаграждение за его работу; он не может воспользоваться налоговым вычетом; легализация его доходов весьма затруднительна; неуплата страховых взносов не позволяет ему рассчитывать в дальнейшем на получение пенсии.
Для государства теневой рынок таких граждан оборачивается в первую очередь бюджетными потерями. Следует учитывать, что работа самозанятых граждан делает неконкурентоспособными индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие аналогичные виды деятельности. К примеру, к услугам не уплачивающих налоги репетиторов граждане обращаются гораздо чаще, чем в аналогичные организации, из-за очевидной разницы в оплате. Теневой рынок репетиторских услуг составляет почти 30 млрд руб.[2] Аналогичная ситуация, когда надомный труд становится серьезным конкурентом легализованному бизнесу, наблюдается и в других областях: индустрия красоты, ремонт, мелкие бытовые услуги и т.д.
В данной связи скорейшей разработки требуют соответствующие коррективы законодательства. В настоящее время разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников)»[3]. Предполагается внесение в Кодекс дополнений в части установления статуса самозанятых граждан, что позволит легализовать такое понятие и, в частности, осуществлять контроль за соблюдением в отношении них трудового законодательства.
Постановка на налоговый учет (снятие с него) производится по месту жительства (пребывания) лица, а основанием для этого является уведомление об осуществлении (о прекращении) своей деятельности. Таким образом, законодателем определен не разрешительный, а уведомительный характер деятельности самозанятых граждан. Однако форма уведомления не произвольна, она утверждена Приказом ФНС России[4]. Допускается его подача и в электронной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика.
Вопрос о том, является ли постановка на учет таких граждан их правом или обязанностью, дискуссионен. С одной стороны, в п. 1 ст. 23 НК РФ она названа в числе обязанностей налогоплательщика. С другой стороны, привлечь такое лицо к ответственности по ч. 2 ст.
116 НК РФ за осуществление деятельности без постановки на учет нельзя, поскольку субъектами ответственности выступают только организации и индивидуальные предприниматели. Ж.Г. Попкова трактует данное полномочие как инициативную постановку на учет и также обращает внимание на проблемы привлечения таких лиц к налоговой ответственности[5]. Внесение изменений в ч. 2 ст.
116 НК РФ в части включения в число субъектов правонарушения физических лиц в качестве самозанятых граждан будет означать установление для них соответствующей обязанности по постановке на налоговый учет. В настоящее время ясность в этом вопросе отсутствует.
Законодателем в принципе не установлен исчерпывающий перечень услуг, которые могут оказывать самозанятые граждане. К ним отнесены следующие услуги:
— присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
— уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.
Граждане могут заявить и об иных услугах, осуществляемых ими. Их перечень устанавливается субъектом Федерации. Исходя из этого под иные услуги могут подпадать не любые по выбору гражданина, а только регламентированные региональным законом, распространяющим свое действие на конкретный субъект Федерации. До настоящего времени региональный законодатель не начал регулировать подобные отношения.
Достаточно узкий круг видов деятельности, установленных на сегодняшний день для самозанятых граждан, ограничивает их в возможности в полной мере защищать свои права и законные интересы при оказании иных услуг, не вошедших в перечень. Так, орган местного самоуправления отклонил заявку лица на организацию ярмарки ввиду того, что лицо на момент подачи такой заявки не имело статуса индивидуального предпринимателя, что было подтверждено в судебном заседании[6]. Не обладая указанным статусом, осуществлять данный вид деятельности невозможно.
Стремление государства вывести из тени самозанятых граждан подкреплено установлением для них налоговых каникул. В ноябре 2016 г. в ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» было внесено дополнение[7]. Льгота по освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц для самозанятых граждан была установлена на 2017 — 2018 гг.
Однако воспользоваться ею могут только лица, вставшие в налоговом органе на учет в порядке уведомления. Разумеется, они не должны привлекать для осуществления перечисленных видов деятельности наемных работников. Неисполнение указанного требования в виде постановки на учет влечет невозможность пользования льготой. Налогообложение в этом случае производится в общем порядке.
Попытка наделить таких работников налогово-правовым статусом не увенчалась особым успехом. Так, за I квартал 2017 г. на всей территории РФ на учет встали 40 человек, в том числе 3 лица — в Москве, с учетом того что, по оценкам экспертов, нелегально занятыми остаются порядка 20 млн человек[8]. В дальнейшем (по состоянию на 01.07.2018) эта цифра выросла почти до 1 700 человек.
Максимальное количество уведомлений от самозанятых граждан поступило в Краснодарском крае (155 человек), Московской области (110 человек), г. Москве (158 человек). На этот период времени, по официальной информации ФНС России, никто не зарегистрировался в республиках Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Чечня, в Орловской области и Чукотском автономном округе[9]. С целью увеличения числа вставших на налоговый учет Государственной Думой рассматривается вопрос о продлении налоговых каникул еще на один год. Однако после этого такие лица будут обязаны уплачивать налоги.
Вопрос о том, какой режим применим в данной ситуации, еще обсуждается. Предполагается введение специального налогового режима. Министерством финансов РФ предложен механизм такого налогообложения: для оказывающих услуги физических лиц предлагается ставка в 3,6%, а для юридических лиц — в 6%. При этом максимальный размер дохода, получаемого физическим лицом, не должен превышать 10 млн руб. в год. Для удобства плательщиков будет разработано мобильное приложение, с помощью которого налоги могут быть уплачены в онлайн-режиме[10]. Введение налогового режима возможно уже в 2019 г.
Особой проработки требует и вопрос об уплате такими гражданами страховых взносов. В науке излагается идея о возможности их обложения единым платежом, включающим налоги и страховые взносы[11]. В настоящее время суммы выплат (вознаграждений), адресованных самозанятым гражданам, не облагаются страховыми взносами (п. 3 ст. 422 НК РФ).
Это означает, что в дальнейшем такое лицо лишается соответствующего пенсионного обеспечения и иных социальных выплат. Вариантом решения данного вопроса может быть введение для самозанятых граждан пониженных страховых взносов со своих доходов.
Между тем следует учитывать, что установление даже минимальных платежей в бюджет, пролонгация налоговых каникул — недостаточный стимул для легализации самозанятых граждан. Как видится, одним из способов здесь может стать введение налоговых льгот для субъектов, использующих труд самозанятых. Например, часть затрат на репетиторство можно компенсировать через налоговый вычет. Это подтолкнет получателей услуг от деятельности самозанятых граждан к выводу из тени денежных средств, направляемых на оплату их труда.
Кроме того, весьма действенным способом представляется введение контроля за расходами граждан, юридически являющихся безработными. Приобретение ими недвижимого имущества, покупка дорогостоящих вещей, оплата поездок могут свидетельствовать о получении ими неучтенного дохода. Если при этом такой гражданин, например, устраняется от оформления налогового вычета (а он и не может им воспользоваться ввиду неуплаты НДФЛ), его доход с большой степенью вероятности получен с нарушением требований законодательства.
Борьбой с таким явлением недавно были озабочены белорусские власти, которыми вводился так называемый налог на тунеядство (сбор на финансирование государственных расходов), плательщиками которого стали трудоспособные неработающие граждане[12]. В 2018 г. он был отменен.
В настоящее время обсуждается и вопрос о целесообразности разработки самостоятельного закона, посвященного самозанятым гражданам. Полагаю, что значимость его принятия преувеличена. Субъектами предпринимательской деятельности являются совершенно разные категории лиц, и посвящать каждой из них отдельный нормативный акт представляется излишним. Достаточным будет внесение изменений и дополнений в уже действующие правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и акты, принятые в соответствии с ними.
Перспективы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рассматриваемой области, видятся в следующих направлениях.
Во-первых, следует закрепить в трудовом законодательстве понятие «самозанятые граждане». Это позволит разграничить их с такой категорией субъектов, как индивидуальные предприниматели. Такое понятие в дальнейшем может быть использовано и для целей налогообложения.
Во-вторых, целесообразно расширить круг видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые граждане. Ориентироваться при этом можно на норму п. 2 ст. 346.43 НК РФ, устанавливающую виды деятельности для применения патентной системы налогообложения.
В настоящее время в указанную норму включены и виды услуг, оказываемых самозанятыми гражданами: обучение населения на курсах и репетиторство (подп. 15); присмотр и уход за детьми и больными (подп. 16); уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства (подп. 26); уход за престарелыми и инвалидами (подп. 59).
Расширение перечня услуг для самозанятых граждан позволит им избежать регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, что также будет способствовать их легализации.
В-третьих, раздел VIII.1 ч. 2 НК РФ следует дополнить отдельной главой, посвященной специальному налоговому режиму для применения самозанятыми гражданами. В ней следует установить плательщиков, а также элементы обложения: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку (по предложению Минфина России она должна быть дифференцированной в зависимости от адресата получения услуги), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. В целях реализации принципа справедливости налогообложения получение гражданином низкого дохода (например, 50% величины прожиточного минимума) может стать основанием для его освобождения от уплаты налога.
В-четвертых, нецелесообразной видится строгая регламентация формы уведомления для постановки на учет самозанятых граждан. Такие граждане могут не иметь среднего специального или высшего образования (это, например, касается сиделок, уборщиц, нянь), и избыточная формализация процесса постановки на учет может быть воспринята ими негативно.
В целях упрощения формальностей и устранения излишнего администрирования в п. 7.3 ст. 83 НК РФ следует внести изменения, указав, что уведомление составляется в произвольной форме. При этом можно определить, какая информация в нем должна содержаться.
В-пятых, субъектам Федерации следует начать разработку нормативных актов, посвященных статусу самозанятых граждан и условиям осуществления ими своей деятельности на своих территориях. В них целесообразно расширить перечень видов деятельности для физических лиц, не использующих наемный труд, а также предусмотреть налоговые льготы. В таких законах необходимо учитывать специфику региона, его географические, климатические и иные особенности. Так, в курортных зонах к числу видов деятельности может быть отнесена аренда жилых помещений для проживания отдыхающих.
В-шестых, целесообразной видится проработка вопроса о корректировке положений ст. 219 НК РФ «Социальные налоговые вычеты». В ней можно предусмотреть право налогоплательщика на получение вычета (в определенном размере) в случае оплаты занятий с репетитором, обладающим статусом самозанятого гражданина.
Реализация указанных предложений будет способствовать устранению правовых пробелов и установлению адекватного режима налогообложения самозанятых граждан. При этом нужно понимать, что легализация этой категории населения весьма сложна и требует эффективного стимулирования со стороны государства.
Литература
1. Бурлак А.В. Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы / А.В. Бурлак // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2017.
N 3 (52). С. 128 — 130.
2. Гусенко М. В России подано лишь 40 уведомлений о получении статуса самозанятых / М. Гусенко // Российская газета. 2017. 19 мая.
3. Маркелов Р. Минфин предложил ввести специальный налоговый режим для самозанятых / Р. Маркелов // Российская газета. 2018. 3 мая.
4. Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса / Ж.Г. Попкова // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 — 14.
[1] Информация опубликована на официальном сайте Национального агентства финансовых исследований 24 ноября 2017 г. URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/ (дата обращения: 16.07.2018).
[2] Информация опубликована на официальном сайте Института образования НИУ «Высшая школа экономики» 2 марта 2017 г. URL: https://ioe.hse.ru/lepa/news/203086880.html (дата обращения: 14.06.2018).
[3] Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=82106 (дата обращения: 12.07.2018).
[5] Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 — 14.
[6] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф06-27171/2017 по делу N А12-68051/2016; Определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2018 г. N 306-ЭС18-2016 по делу N А12-68051/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6844.
[8] Гусенко М. В России подано лишь 40 уведомлений о получении статуса самозанятых // Российская газета. 2017. 19 мая.
[9] Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn64/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 12.06.2018).
[10] Маркелов Р. Минфин предложил ввести специальный налоговый режим для самозанятых // Российская газета. 2018. 3 мая.
[11] Бурлак А.В. Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2017. N 3 (52).
С. 130.
Источник: urfac.ru