Налогоплательщики
Налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и налоговых представителей можно назвать обязанными лицами, то есть это такие субъекты налоговых правоотношений, которые в основном несут обязанности. И основная обязанность — обязанность по уплате налогов, тогда как другую сторону налоговых правоотношений — сторону государства — представляют налоговые органы и приравненные к ним таможенные органы. И это управомоченная сторона.
Понятие налогоплательщиков и плательщиков сборов
Ст.19 НК не дает определение, но указывает на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и организации. При этом организации и физические лица раскрываются в ст.11 НК. И здесь важно, что эта статья на самом деле воспроизводит положение Гражданского кодекса.
Отсюда вытекает, что государственные органы налогоплательщиками не являются и являться не могут. Не говоря о здравом смысле, но даже чисто из формального момента из ст.19 они не могут являться налогоплательщиками, потому что они не подпадают ни под понятие физических лиц, ни под понятие организаций, поскольку организации расшифровываются в ст.11, как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на сегодняшний день юридические лица создаются только в соответствии с гражданским законодательством. А государственные органы создаются вовсе не в соответствии с ГК, а в соответствии с иными законодательными актами. Поэтому государственные органы никаким образом налогоплательщиками быть не могут. Но государственные органы могут выступать налоговыми агентами.
Как ИП и физлицам не платить налоги при дарении имущества. Бизнес и налоги.
Физические лица
Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, на самом деле для того, чтобы выступать налогоплательщиками, совершенно не важен факт наличия или отсутствия гражданства. С самим фактом гражданства законодатель статут налогоплательщика не связывает.
Статус связывается именно с физическим лицом. Поскольку специального подтверждения статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего статус физического лица налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует обратный принцип: налогоплательщик — физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив соответствующие документы. В противном случае действует презумпция того, что он признается налогоплательщиком.
Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика и его дееспособности. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения. Поэтому, рождаясь, физическое лицо рождается как налогоплательщик и через какое-то время ему будет присваиваться ИНН. Так, в западных странах факт рождения одновременно означает присвоение ИНН и мы точно так же идем в эту сторону.
Наличие или отсутствие дееспособности точно так же безразлично. Физическое лицо может быть сколь угодно сумасшедшим, но это не освобождает его от обязанности платить налоги. Естественно, и малолетние, младенцы скажем, несовершеннолетние в целом, если говорить, и недееспособные граждане в налоговых отношениях должны быть представлены надлежащим образом, то есть, будучи налогоплательщиками, исполнять обязанности они должны особым образом. На сегодняшний день эта особенность реализована через институт законных представителей для физических лиц, каковыми выступают либо родители, либо усыновители, либо опекуны в соответствии с гражданским законодательством.
Единый налог — 2022 для физлиц и ИП
И есть очень хороший вопрос и хороший ответ. На самом деле, обязан ли родитель уплачивать налоги за своих детей? На сегодняшний день НК позволяет доказать, что не обязан, хотя, наверное, законодатель не хотел этой конструкции. Но, тем не менее, те нормы, которые посвящены представительству, посвящены ответственности и порядку исполнения налоговой обязанности, указывают на то, что законный представитель — это законный представитель, но обязанность по уплате налогов предусмотрена все-таки за самим недееспособным или за самим несовершеннолетним гражданином. И если родитель не исполняет эту обязанность, то в отношении ответственности на сегодняшний день можно утверждать, что ответственность не предусмотрена.
В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще такая категория, как индивидуальный предприниматель. Индивидуальные предприниматели выделяются законодателем, как особая категория плательщиков, и опять в ст.11 НК под индивидуальными предпринимателями понимаются те лица, которые таковыми являются и по ГК.
Но для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК толкует расширительно понятие индивидуального предпринимателя, но это опять же исключительно в рамках налоговых отношений. И проявляется это в том, что они уплачивают налог в особом порядке, не как остальные физические лица, а в особом порядке — на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.
Кроме этих трех категорий лиц, которые являются приравненными, в ч.2 НК всплывает еще одна категория — адвокаты (именно в социальном налоге), как отдельная самостоятельная категория, которые в ч.1 НК не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Кроме того для целей налогообложения физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но которые не зарегистрированы в качестве таковых, по ГК указано, что не имеют права ссылаться на то, что они не индивидуальные предприниматели в гражданских правоотношениях.
И по НК почти аналогичная ситуация: при возложении налоговых обязанностей нет прав ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. То есть речь идет о том, что для НК факт регистрации или отсутствия таковой не важен, если лицо занимается предпринимательской деятельностью. На практике это ситуации, когда граждане сдают внаем свое жилище и получают доход. Так вот, налоговые органы считают, что такая деятельность есть предпринимательская деятельность и, следовательно, эти граждане, не будучи даже зарегистрированными в качестве предпринимателей, обязаны уплачивать налоги так, как их уплачивают индивидуальные предприниматели. Но этот вывод налоговой сталкивается с целым рядом практических проблем, когда реализовать этот подход достаточно затруднительно, хотя прямое толкование ст.11 и 19 НК на самом деле это позволяет.
Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем — это деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Обратите внимание, речь идет не о гражданах РФ, а о физлицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физлица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому нерезидентами могут оказаться и российские граждане.
И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты — только с тех доходов, которые получены на территории РФ.
Организации
Организация как налогоплательщик определяется опять же в ст.11 НК, как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. И далее они именуются российские организации и они же понимаются как резиденты-организации. Надо обратить внимание, что состав уставного капитала значения не имеет: это может быть российский капитал, это может быть иностранный капитал, это может быть совместное предприятие, но важен факт образования в соответствии с законодательством РФ.
К организациям, кроме российских, относятся и иностранные организации, которые могут быть иностранными юридическими лицами, а могут не быть юридическими лицами, если в национальном праве предусмотрена возможность существования хозяйствующего субъекта без юридического лица. Это могут быть компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе личные компании или полные товарищества в ряде иностранных государств не являются юридическими лицами, однако с точки зрения нашего законодателя они приравниваются именно к иностранным организациям.
Кроме того, к иностранным организациям относятся международные организации, а также филиалы и представительства всех вышеперечисленных организаций, то есть и иностранных юрлиц, и корпораций, и компаний, и международных организаций. На сегодняшний день это единственный случай, когда филиал или представительство признается налогоплательщиком и приравнивается к организации. Речь идет только об иностранных организациях.
В отношении российских организаций ни филиалы, ни представительства налогоплательщиками не признаются. Вместе с тем, проблема филиала или представительства существовала до НК и после НК она, к сожалению, тоже осталась.
До 1 января 1999 года, то есть до вступления в силу ч.1 НК филиалы и представительства, а также иные обособленные подразделения признавались самостоятельными налогоплательщиками, становились на учет как налогоплательщики самостоятельно, уплачивали налоги самостоятельно и самостоятельно несли ответственность. Всё это порождало массу проблему, поскольку это прямо не соответствовало гражданскому законодательству. Филиал или представительство самостоятельным юридическим лицом не является, поэтому его ответственность, его участие в гражданских правоотношениях зависит от доверенности или от положения, утвержденного в этом структурном подразделении. Поэтому возникала масса вопросов, в частности, например, когда имущество передавалось от головной организации к филиалу, возникал объект налогообложения по НДС или по налогу на имущество, что в общем-то совершенно с точки зрения гражданского права было ненормально, поскольку перемена или смена собственника не происходила, а сама эта учетная операция превращалась в объект налогообложения. Поэтому НК ситуацию поменял кардинально: филиалы или иные обособленные подразделения плательщиками не являются.
Но вместе с тем в той же ст.19 предусмотрено, что на них возложена обязанность по уплате налогов и сборов за организацию или от имени организации по месту нахождения этих филиалов или иных обособленных подразделений.
Почему необходимо было так или иначе эту схему сохранять? Речь идет о том, что у нас федеративное государство, о том, что у нас бюджеты субъектов самостоятельны и местные бюджеты теперь тоже. Поэтому если филиалы и другие структурные подразделения вывести из процесса уплаты налогов, то мы придем к тому, что такая мощная структура, как Газпром, будет платить налоги только в одном месте по месту своей юридической регистрации, тогда как деятельность осуществляет на всей территории Российской Федерации. Следовательно, все налоги придут в бюджет Москвы, а все остальные бюджеты потеряются в этой части. Поэтому подобная схема совершенно невозможна.
Поэтому отказавшись от признания филиалов самостоятельными налогоплательщиками, тем не менее, законодатель оставил их в числе участников уплаты налогов, возложив на них обязанности по уплате налогов за их организации по месту их нахождения, то есть уплачивать, соответственно, налоги в бюджет субъекта Федерации и в местные бюджеты. При этом с учетом ч.2 НК эта обязанность или доля налогов, которая подлежит уплате, зависит от двух параметров: от доли работающих в общей численности и от стоимости основных фондов. В соответствии с той нормой, которая есть в ч.2 НК, организация может выбирать тот или иной критерий, который ей позволяет рассчитать таким образом налоговые последствия и выбрать наиболее удобный для нее вариант.
Какие здесь проблемы на сегодняшний день уже обозначились и существуют? Во-первых, ГК знает только филиалы и представительства. Ст.50 ГК говорит о том, что филиалы — это структурные подразделения, которые осуществляют часть функций, а представительства осуществляют только функции представительства, не занимаясь основной деятельностью юридического лица.
Но на самом деле в жизни встречаются не только представительства и филиалы, но и иные структурные подразделения. Более того, эти иные структурные подразделения прямо предусмотрены в иных нормативных актах. Например, если мы откроем закон об образовании, то увидим, что высшее учебное образование в качестве своих структурных подразделений имеет факультеты, институты и может иметь научно-производственные комплексы. Таким образом, иные структурные подразделения имеют право на существование, и это вытекает не из ГК, а из иных законов.
И тогда стали толковать ГК: означает ли упоминание в ст.50 филиалов и представительств исчерпывающим перечень структурных подразделений или ГК выделил только эти два структурные подразделения, не считая нужным урегулировать какие-то иные. На сегодняшний день, очевидно, нужно признать, что филиалы и представительства не могут рассматриваться, как исчерпывающие виды структурных подразделений, поскольку это противоречит огромному массиву нормативных актов.
Но НК пошел дальше. Он оставил филиалы как специфические структурные подразделения и указал на наличие иных обособленных подразделений, как того участника налогового процесса, на которого могут быть возложены налоговые обязанности. При этом НК совершенно всё равно, что это будет под иным обособленным подразделением — представительство либо какая-то иная структура.
Но для того, чтобы все-таки какие-то критерии этого иного обособленного подразделения выделить, законодатель счет нужным ввести формальные критерии, породив при этом массу проблем. Очевидно, что таких универсальных формальных критериев, наверное, нет.
Но законодатель указал, что обособленное подразделение тогда признается таковым, когда оно действует не менее одного месяца и когда созданы рабочие места. Представьте себе торговую точку на улице. Это обособленное подразделение или не обособленное? Если каждые 29 дней эту точку создавать и ликвидировать, то можно обойти этот критерий, когда обособленного подразделения нет.
А если обособленного подразделения нет, то, следовательно, не надо вставать на налоговый учет, не надо вести бухгалтерский учет по этой точке, уплачивать налоги с этой точки. Поэтому на практике возникли такие проблемы.
Возникла и ещё одна проблема. Это обособленное структурное подразделение где должно находиться, чтобы стать таковым? Если, скажем, юридическое лицо стоит на учете в Василеостровской налоговой инспекции и на территории Васильевского острова имеются, скажем, отдельно стоящие цеха или даже филиалы, магазины, это обособленное подразделение или нет?
В чем смысл выделения этого обособленного подразделения? Поскольку речь идет об интересах бюджетов, то, следовательно, должны тогда ввести дополнительный критерий, что обособленное подразделение связано или завязано на территориальную юрисдикцию деятельности налогового органа. Только тогда возникает это обособленное подразделение, потому что сами налоговые инспекции привязаны к бюджету, кроме Санкт-Петербурга, который, и в этом вопросе совершенно другую схему дает.
Таким образом, мы можем иметь ситуацию, когда у юрлица будет 10 филиалов, но если все они находятся на одной и той же территории, где зарегистрировано лицо в налоговой инспекции, то с точки зрения налогообложения не будет вообще никаких обособленных подразделений. И наоборот, отдельно стоящая торговая точка в другом районе Санкт-Петербурга будет создавать вот это обособленное подразделение и, соответственно, проблемы, связанные с исчислением и уплатой налогов за это обособленное подразделение. Поэтому наличие такого участника, как обособленное подразделение, порождает определенные проблемы.
Но надо сказать, что НК уже действует и отчасти эти проблемы обозначились, так или иначе решились, потому что всё равно практика какое-то решение находит. И на сегодняшний день те моменты, которые названы, они уж решены, поэтому особого труда не составляют, хотя спорные ситуации все равно остаются и в судах такие споры не редкость. [an error occurred while processing this directive]
Источник: flexa.ru
Виды налогов физических лиц
За уклонение уплаты налогов предусмотрена ответственность вплоть до уголовной . Чтобы внезапно не оказаться в списке злостных должников, важно знать какие налоги платят физические лица. Помните: незнание законов и гражданских обязанностей не освобождает от ответственности за их неисполнение.
Какие налоги платят физические лица
Оплачивать налоги обязаны все физические лица (включая несовершеннолетних, если они имеют доходы или облагаемое налогом имущество), постоянно проживающие в России и граждане иностранных государств, если их источник доходов находится на территории РФ.
Получается, налогоплательщики делятся на две группы: резиденты и нерезиденты. Но такое деление весьма условно. Налоговый резидент – это физ лицо, пребывающее непосредственно на территории РФ более 183 дней за 12 месяцев. Получается, статус налогоплательщика может меняться. Резидентами могут быть как граждане России, так и иностранцы.
Виды налогов физических лиц
Налоги, которые платят физические лица, делятся на прямые и косвенные. Рассмотрим их подробно.
- Налог на доходы физических лиц (подоходный). НДФЛ платят все официально работающие граждане страны. Он исчисляется в процентном соотношении от общего дохода физлица. Если годовой доход составляет менее 5 миллионов рублей, налог рассчитывается по ставке 13%, для больших сумм – 15%. Такое нововведение появилось в Федеральном законе недавно (23.11.2020 года) и действует с 01.01.2021 г.
- Имущественный (налог на недвижимость). Этот обязательный платеж касается людей, имеющих в собственности жилое или нежилое недвижимое имущество.
- Транспортный. Это региональный налог, который платят владельцы транспортных средств. Оплата, как и в случае с имущественным, происходит раз в год. Вдобавок существует еще один более скрытый транспортный налог (топливный акциз), который входит в цену топлива.
- Земельный. Плательщики земельного налога – лица, имеющие право собственности на земельный участок, который признан налогооблагаемым. От уплаты освобождены физлица, которым земельные участки принадлежат на условиях безвозмездного пользования или на правах аренды.
- Водный налог. Плательщиками являются физические лица, которые используют водные объекты в целях деятельности, требующей лицензии (коммерческая эксплуатация водоемов, забор воды и пр.).
- Таможенные пошлины. Оплачиваются при провозе облагаемой акцизом продукции через границу Российской Федерации. Размер пошлины может варьироваться в зависимости от вида и количества ввезенного товара.
- Налог на профессиональный доход для самозанятых (НПД). До 1 января 2021 года этот налог действовал в порядке эксперимента в некоторых регионах России. Сейчас он распространен на всю страну. Его оплачивают физлица, получающие доход собственной деятельностью, без работодателя и наемных работников. На данный момент ставка составляет 6% при получении денег от ИП и юрлиц и 4% за поступления от физлиц.
Кроме этого существуют косвенные налоги физических лиц. К ним относятся госпошлина при получении государственных услуг, акцизы при покупке некоторых товаров (алкоголь, сигареты, топливо и т.д.), НДС и прочие государственные сборы.
Какие доходы граждан не облагаются налогом
Все доходы, с которых не требуется платить налог, прописаны в статье 217 НК РФ . Перечень большой, поэтому приведём лишь общую информацию.
Основное место в списке занимают социальные выплаты гражданам. Это пенсии, все виды пособий, материнский капитал, государственные выплаты на детей, благотворительные и волонтерские платежи, денежные награды и поощрения. Не придется платить налог за доход от продажи квартиры, если вы были собственником более 3 лет, а также за подарки от близких родственников или наследство.
Не так давно перечень расширили. С 2020 года можно не платить налоги за стимулирующие выплаты врачам и учителям (до 1 млн. рублей), материальную помощь обучающимся гражданам, оплачиваемые отгулы, взятые для ухода за ребёнком, имеющим инвалидность, денежные и натуральные выплаты на новорождённых. Это далеко не весь список. Повторимся: с полным перечнем можно ознакомиться в ст. 217 НК РФ .
Отдельно стоит упомянуть алименты и декретные выплаты. Это животрепещущий для многих вопрос. В законе четко говорится, что ни те, ни другие налогом не облагаются.
Сроки оплаты
В оплате НДФЛ человек, работающий официально и получающий «белую» зарплату, обычно не принимает никакого участия. Этот вид налога за него посчитает и самостоятельно оплатит непосредственно работодатель. То же самое касается взносов в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования.
Имущественный, земельный и транспортный налоги оплачиваются до 1 декабря. Причём оплата происходит за предыдущий календарный год. То есть за имущество, которым вы владели в прошлом году, вам начислят налог в конце текущего года.
Существуют ситуации, когда налогоплательщик самостоятельно должен составить и подать в ФНС декларацию о доходах. Сюда можно отнести прибыль от продажи квартиры (если она находилась в собственности менее 3 лет), имущество, полученное в дар от лиц, которые не являются близкими родственниками, различного рода выигрыши (в лотерею, букмекерские ставки и пр.), доход, полученный из-за рубежа.
Декларацию о подобных доходах за предыдущий налоговый период необходимо подавать до 30 апреля текущего года, а оплачивать до 15 июля. В ряде случаев сроки подачи декларации могут быть сдвинуты указом правительства, в связи с масштабными непредвиденными ситуациями, как, например, это было в 2020 году.
Как оплатить налоги
Проверить и оплатить все перечисленные виды налогов физических лиц можно онлайн и без регистрации на сайте ГосОплата. Для удобства пользователей мы сделали три варианта проверки: по паспортным данным, по ИНН и по индексу документа (УИН). Для смартфонов существует мобильное приложение ГосОплата по функционалу полностью не уступающее сайту.
Оплатить налоги можно здесь же. Для этого тоже не нужна регистрация. Мы сделали все возможное, чтобы процесс проверки и оплаты задолженностей был простым и быстрым, но при этом сделали его максимально надежным.
Концелидзе Эднарий Эмзариевич Эксперт по юридическим вопросам
Источник: gos-oplata.ru
Тема 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Транспортный налог: понятие, объект налогообложения
Транспортный налог – это вид денежного перечисления в бюджет, которое обязаны производить владельцы транспортных средств. Данный платеж относится к категории имущественных налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ в данном случае объектом налогообложения являются наземные, воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с правилами, прописанными в российском законодательстве. К примеру, это могут быть:
- автомобили;
- мотороллеры;
- автобусы;
- вертолеты;
- теплоходы;
- яхты и т. д.
Порядок уплаты транспортного налога регулируется положениями НК РФ (глава 28), а также нормативными актами, действующими в конкретных субъектах РФ.
Стоит отметить, что данный вид налога относится к категории региональных. Это означает, что суммы, вносимые налогоплательщиками, остаются в бюджете конкретного региона. В дальнейшем они направляются на строительство дорог, больниц, школ и т. д.
Кто является налогоплательщиком
Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.
Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.
Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:
- граждан нашей страны;
- граждан других стран;
- лиц без гражданства.
На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.
Юридические лица
К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.
Юридические лица делятся на:
- коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
- некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.
Физические лица
Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:
- НДФЛ;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- налог на имущество;
- водный налог.
Индивидуальные предприниматели
Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:
- НДС;
- торговый сбор;
- пошлина на добычу полезных ископаемых.
Выбор системы налогообложения
Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:
- система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
- упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
- система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
- патентная система налогообложения.
Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.
Кто является плательщиком транспортного налога?
Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.
При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.
В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.
Плательщики налогов и их группы. Права плательщиков и их обязанности
Глава 3 НК РФ посвящена налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также налоговым агентам. Статья 19 НК РФ определяет субъекты обложения налогами и сборами. В ч. 1 ст.
19 НК РФ речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см., например, решение ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 16125/03).
Обособленные подразделения организации, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, если это предусмотрено НК РФ. Так, филиалы представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы. Обязанность уплачивать причитающиеся налоги является основным критерием отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщики, являясь субъектами налогового права, характеризуются потенциальной возможностью быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности. Таким образом, плательщики налогов и сборов подразделяются на две группы:
- юридические лица;
- физические лица.
В налоговом праве понятие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида:
- российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
- иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку на основании ст.
19 НК РФ они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения. Налогоплательщиками – физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Среди налогоплательщиков – физических лиц выделяются особые категории субъектов – индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты Российской Федерации.
Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК РФ также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов.
Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст.
11 РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.Статья 21 НК РФ регламентирует основные права плательщиков налогов и сборов, при этом необходимо иметь в виду, что перечень их не является исчерпывающим и конкретные права предусматриваются положениями части второй НК РФ (например, право на налоговый вычет). Следует также отметить, что с правами плательщиков налогов и сборов корреспондируют соответствующие обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ к правам налогоплательщика относятся следующие права:
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Кроме вышеперечисленных обязанностей п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает дополнительные обязанности для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики подразделяются на налоговых резидентов и налоговых нерезидентов. Налогоплательщиками как резидентами, так и не резидентами могут являться как физические, так и юридические лица.
Для физических лиц статус резидента играет важную роль при применении ставки налогообложения по налогу на доходы физических лиц, которая составляет 13% для налоговых резидентов и 30% для налоговых нерезидентов. Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, не имеет права на стандартные, социальные и имущественные вычеты. В соответствии с ч. 2 ст.
207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, могут являться: справка с места работы, выданная на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ.
Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России. Налоговыми резидентами юридические лица признаются в том случае, если они зарегистрированы на территории Российской Федерации.
Юридические лица, зарегистрированные на территории иностранного государства, считаются налоговыми нерезидентами. Все налогоплательщики – как физические, так и юридические лица – должны обладать налоговой правосубъектностью, которая состоит из правоспособности и дееспособности.
Налоговая правоспособность – это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.
Срок уплаты транспортного налога
В действующем законодательстве четко прописан период времени, до истечения которого должен быть уплачен транспортный налог.
Так, в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны произвести платеж до 1 декабря года, идущего за отчетным периодом. В случае несоблюдения данного условия в отношении нарушителя будет начислена пеня.
В целях уплаты транспортного налога гражданами, налоговым периодом признается один календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Финансово-экономические показатели
Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.
Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.
Источник: liga-lift.ru