Придерживайтесь рекомендуемого коэффициента налоговой нагрузки — он зависит от отрасли. ФНС ежегодно публикует среднеотраслевые показатели уплаченных налогов. На эти цифры банки ориентируются при анализе деятельности своих клиентов. Если ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, будьте готовы объяснить это отклонение. Кроме того, соблюдайте соотношение налоговых платежей и общего объёма расходных операций: согласно критериям Центробанка, выплаты в бюджет должны составлять не менее 0,9 %.
Храните и запрашивайте заранее подтверждающие документы
Подтвердить налоговый платёж можно:
Справкой из налоговой инспекции или декларацией с отметкой о принятии.
Запрашивайте справку сразу после оплаты налога: её должны выдать в течении 10 рабочих дней с даты получения запроса, а на ответ банку даётся до 7 дней. Если справки пока нет, в банк можно направить квитанцию или уведомление о зарегистрированном обращении в налоговый орган.
Платёжными поручениями с отметкой об исполнении платежа.
Честно сообщайте банку факты
Банк всегда просит подтвердить оплату налогов за истёкший налоговый период или конкретизирует сроки в запросе. Если налоги пока не выплачивались — например, компания зарегистрирована недавно, т.е. налоговый период ещё не наступил, или для вас действуют налоговые каникулы, обязательно сообщите эту информацию в ответе на запрос банка. И укажите дату, когда будут оплачены налоги и сформирована отчётность.
Как НАЛОГОВАЯ проверяет ТЕНЕВЫЕ ДОХОДЫ ИП и физических лиц?
Если, например, бухгалтер хочет провести взаимозачёт, стоит также проинформировать об этом банк. Помогут любые факты, подтверждающие вашу благонадежность и ведение бизнеса в соответствии с российским законодательством.
Источник: www.sberbank.ru
Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля (действующая редакция)
1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:
1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Как налоговая находит скрытые доходы обычных граждан, штрафует их и начисляет налоги
1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях неисполнения требования об уплате задолженности, вынесения решения о взыскании задолженности, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.
Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о распоряжении путем возврата в соответствии с настоящим Кодексом денежных средств указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.
2.1. Банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:
в отношении организации (индивидуального предпринимателя) — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании задолженности и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам этого лица, решения о приостановлении переводов его электронных денежных средств, решения об отмене приостановления операций по счетам этого лица и (или) решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств этого лица;
в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.
5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.
Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Источник: www.zakonrf.info
Налоговая проверяет счета ип
Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам
Как налоговики узнают информацию по счетам?
В настоящее время налоговые органы переложили часть своих контролирующих функций на банки. Банки чаще стали запрашивать информацию о сделках, а также более тщательно стали контролировать денежные переводы юридических лиц и предпринимателей вплоть до блокировки счетов.
23 августа 2017 года новый стандарт онлайн-взаимодействия кредитных организаций с Федеральной налоговой службой пришел на смену предыдущему. ФНС расширяет спектр запросов по счетам и операциям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также добавляет требования предоставлять сведения по физическим лицам.
И хотя не каждый запрос от Федеральной налоговой службы банк обязан исполнять, некоторые банки достаточно рьяно взялись исполнять свои обязанности и запрашивают дополнительную информацию о сделках юридических лиц или предпринимателей. Например, в запросах банки просят предоставить компании информацию об уплаченных налогах, движении по счетам в других банках, договорам. На такие запросы рекомендуется отвечать, поскольку в качестве негативных последствий банк может просто прекратить обслуживание клиента, который имеет высокие налоговые риски и просто не платит налоги. Пример ответа на запрос банка в рамках обмена информацией с ИФНС.
Филиалу «….банк»
(Акционерное общество)
в г. Владивостоке
690091, г. Владивосток, ул. Уборевича, 5а
от генерального директора
ООО «Стройка»
Манилова Вячеслава Ивановича
02.02.1961 г. р.,
паспорт 45 14 563356 выдан ОВД по г. Братску В ответ на Ваше обращение от 17.11.2017 № 06-29-4780 сообщаем следующее. В соответствии с п. 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И (ред. от 14.11.2016) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» право подписи может передаваться очень широкому кругу лиц, в том числе управляющим и лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета.
Право подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента – юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным сотрудникам (работникам), наделенным правом подписи клиентом – юридическим лицом, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности. Право подписи может быть передано клиринговой организации, оператору платежной системы, центральному платежному клиринговому контрагенту, управляющему или управляющей организации, конкурсному управляющему, лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета.
Передача права подписи на основании ст. 185 ГК РФ осуществляется в порядке представительства. Представительство, в том числе по оказанию части бухгалтерского учета (взаимодействию с банком), осуществляется на основании нотариальной доверенности.
Запрета на передачу части функций бухгалтерского учета по доверенности п. 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 не содержит, а наоборот, прямо указывает на возможность оказания таких услуг как полностью, так и частично на участке «банк» (счет 51 бухгалтерского учета). Статьей 159 ГК РФ предусмотрено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые могут быть совершены устно (ст. 161 ГК РФ). Согласно ст.
779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, то есть письменная форма не требуется. Задание заказчика четко определено в доверенности, устанавливающей задание руководителя экономического субъекта, являющейся не просто документом в простой письменной форме, а документом, заверенным нотариально. Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Таким образом, запрета на привлечение третьих лиц по устному договору оказания услуг на основании доверенности для организации бухгалтерского учета на участке «банк» в законодательстве нигде не установлено. Генеральный директор В. И. Манилов
Но не во всех случаях банки запрашивают разъяснения у налогоплательщиков и передают их в налоговый орган. В письме ФНС России от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322 есть разъяснение о том, что на запросы данных по физическим лицам финансовая организация должна отвечать только в том случае, когда они подтверждены резолюцией руководителя вышестоящего налогового органа.
Но это скорее исключение из правил. Также расширено взаимодействие по обмену информацией о некредитных финансовых организациях между ФНС России и Банком России.
Данные изменения позволяют организовать эффективное информационное взаимодействие между Банком России и налоговыми органами по вопросам деятельности некредитных финансовых организаций (рейтинговых агентств, акционерных инвестиционных фондов, клиринговых организаций, жилищных накопительных кооперативов и др.). С 30 января 2017 года Банк России и его территориальные учреждения вправе получать от налоговых органов информацию о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной некредитными финансовыми организациями в Банк России и в налоговые органы.
Банк России может запросить данную информацию, когда есть основания полагать, что представленная бухгалтерская и налоговая отчетность является недостоверной. ФНС России регулярно направляет в Банк России перечень организаций, не представляющих налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в течение двух и более отчетных периодов. Полученные от ФНС России сведения Банк России сопоставит с имеющейся у него информацией об организациях, не осуществляющих операции хотя бы по одному банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев. При совпадении одновременно двух признаков (непредставление отчетности и отсутствие операций по счетам) Банк России сформирует списки организаций, имеющих признаки недействующего юридического лица. Такие списки Банк России будет направлять в ФНС России для рассмотрения вопроса об исключении таких организаций из ЕГРЮЛ.
ВАЖНО В РАБОТЕ Банк обязан исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов его ЭДС в безусловном порядке.
В 2018 году можно ожидать усиления контрольных функций банков. Центробанк принял Методические рекомендации от 21.07.2017 № 18-МР. Соответственно, эти изменения будут применяться в следующем году. На что компаниям нужно обратить внимание? В частности, в данных рекомендациях говорится о том, какая доля налогов должна быть уплачена в бюджет.
Так, компании должны уплачивать в бюджет в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих. Также к рискам относятся выплаты заработной платы наличными.
К рискам относится ситуация, когда со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и(или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы). В результате компании должны будут перейти на зарплатные проекты, что не очень удобно для слабонаселенных районов и компаний, расположенных в труднодоступной местности.
Юридические лица должны иметь на расчетном счете денежные средства. Рискованной является ситуация, когда остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету. Это приведет к сокращению доли наличных расчетов и операций.
Банки также будут контролировать основания платежей, производимых по счету клиента, которые не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности. В конечном счете усиление контроля приведет к формированию более совершенной финансовой дисциплины. Отдельное внимание будет уделяться переводам за рубеж.
I. Операции по переводу денежных средств за рубеж |
Перевод денежных средств за рубеж по авансовым платежам по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию: |
— перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда условия коммерческого кредитования либо иные условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся (общепринятой) внешнеторговой практике; |
— перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда страна регистрации такого нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента; |
— перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию. |
Перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, при ввозе которых намеренно завышалась их контрактная стоимость, а также при неоднократном перемещении одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов: |
— перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, сопровождающим неоднократное перемещение одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов |
У компаний при этом усилится проблема блокировки счетов. Ранее в судебной практике преимущественно возникали проблемы, связанные с приостановлением операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке по основанию, предусмотренному п. 3 ст.
76 НК РФ, т. е. в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока. Сейчас многократно возросла практика блокировки счетов именно банками в связи с сомнительными операциями клиентов. Еще одной тенденцией будет переход на зарплатные проекты для тех компаний, которые еще этого не сделали. И о подобных рисках банки будут сообщать в Росфинмониторинг и производить обмен информацией с ФНС.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ На сайте ФНС можно узнать о состоянии обработки электронных документов банком.
Как налоговики узнают информацию по счетам?
- об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
- об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Порядок сообщения банком указанных сведений устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы и форматы сообщений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Также налоговые органы делают запросы в банки при проведении встречной проверки по ст. 93 НК РФ. В качестве негативных последствий можно назвать доначисление налога расчетным путем. В судебной практике исчисление налога расчетным методом признается правомерным, если оно основывается:
- на информации о доходах предпринимателя, полученной от его покупателей;
- на налоговой отчетности налогоплательщика, представленной в налоговый орган за проверяемый период;
- на сведениях о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика, поступивших из банка;
- на материалах встречных проверок контрагентов налогоплательщика, в том числе счетах-фактурах, первичных документах контрагента, выставленных к оплате налогоплательщику в более ранние периоды по тем же договорам за аналогичные работы;
- на налоговых декларациях проверяемого налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11).
В судебной практике ответы банков часто играют не на руку налогоплательщику. В качестве примера можно назвать постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 № 20АП-7868/2016. Налоговым органом в ходе ВНП ООО «ЗЕВ» в рамках встречных проверок спорных контрагентов-поставщиков, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, были направлены запросы в банки, в которых у спорных контрагентов были открыты расчетные счета. IP-адреса, с которых поставщики осуществляли подключение к системе «Банк-Клиент», согласно сведениям, предоставленным банками по запросам налогового органа, являются одинаковыми.
Во избежание рисков налогоплательщикам следует не игнорировать запросы банков и налоговых органов, предоставлять разъяснения, которые помогут отстоять свою позицию по произведенным хозяйственным операциям.
В заключение важно отметить, что взаимоотношения налогового органа и банков в последнее время являются достаточно плотными. При этом механизмы взаимодействия изменяются. Так, с 2018 года будет налажен автоматический обмен информацией с иностранными администрациями, иностранными банками.
Источник: buhpressa.ru