Налоговое бремя: что это?
Объясняем простыми словами
Как экономический показатель, налоговое бремя – это ограничения, которые возникают у компании и других субъектов по итогу отчисления обязательных платежей в счет выплаты налоговых обязательств. Это понятие определяется на макро и микроуровнях. Наиболее сложно оценить налоговое бремя для физических лиц, так как они платят не только прямые налоги, но и косвенные.
Избыточное налоговое бремя
Налогоплательщики выплачивают огромное количество фискальных платежей (как физические, так и юридические лица), что порождает избыточное налоговое бремя. Хоть в теории рост налогов должен вызывать увеличение бюджета, на практике это не так.
Последствием избыточности налогового бремени станет ситуация, при которой пополнять бюджет будет попросту некому. Ярким примером такой ситуации стало увеличение объема страховых взносов, которые также принимаются во внимание, для ИП.
Планировалось увеличение бюджета, однако на деле вышло иначе. Многие предприниматели не выдержали налогового бремени и формально ликвидировали организационно-правовой статус. Тем не менее, деятельность ими велась, но не официально. В результате объем поступлений в бюджет снизился.
Налоговое бремя на всех рынках и эквивалентность налогов. Вмешательство в экономику
После этой ситуации политика Минфина сменила направление на поддержку малого бизнеса и предпринимательства.
Распределение налогового бремени
В общем смысле распределение налогового бремени — это разделение фискальных обязательств между налогоплательщиками, основанное на принципах целесообразности и справедливости. По сути, это переложение части налогового бремени на другого участника экономико-хозяйственных отношений.
Перераспределение может быть:
- предусмотренным государством – касается косвенных налогов (НДС и акцизы);
- не предусмотренным государством – например, возникающее в условиях свободного рынка.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда предприниматель устанавливает цену на товар с учетом НДС. По факту фирма выступает сборщиком налога, а реальный груз несет покупатель. Такая схема выгодна государству, так как взыскивать налоги с юридических лиц проще и надежнее.
Если рассматривать ситуацию на свободном рынке, то фискальное бремя будет зависеть от эластичности спроса и предложения. Так, при эластичном предложении бремя косвенных налогов несет покупатель. И, наоборот – при эластичном спросе производитель или продавец понесут более значительные потери, чем потребитель.
- Александр Асафов выступил организатором конференции «Современная русофобия: «культура отмены» как тоталитарный культ» 15 сентября
- Хочется – перехочется. Как понимание и удовлетворение своих потребностей делает нас счастливыми. Все про желания и мечты 30 августа
- Из Якутии с любовью: история создания бренда одежды TANAS 30 августа
- Награды в честь Дня Воздушного флота России вручены сотрудникам ААК «Прогресс» 30 августа
- Десять учеников Арсеньева будут получать именную стипендию дальневосточного предприятия «Вертолетов России» 30 августа
- Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку строительно-дорожной техники для Волгограда 28 августа
- Главным консультантом романа «Золотые пилигримы» Остапа Стужева стал Александр Коржаков 26 августа
- Продажи новостроек приближаются к показателям двухгодичной давности 26 августа
- «Умскул» открывает «Горизонт возможностей» школьникам из замещающих семей 26 августа
- Будущее финансовых рынков: Криптобот как ключевой игрок в 2023 году 26 августа
Источник: informjournal.ru
Налоговое бремя — уровень налоговой нагрузки в РФ
Зачем нужно налоговое бремя?
Налоговое бремя является своего рода показателем, отражающим общее влияние налогов не только на конкретную организацию, но и всю экономическую часть страны в целом. Бремя дает возможность рассчитать соотношение прибыли к уплачиваемым налогам за требуемый период.
Существует ряд причин, почему налоговое бремя является одним из важных показателей не только для организации, но и государства. Именно с использованием налогового бремени государством осуществляется изменение действующих или введение новых налогов. Происходящие с налогами действия оказывают, в свою очередь, прямое влияние на действующие ставки и льготы. Но, вводя корректировки в налогообложение, государство стремится придерживаться золотой середины, позволяющей избежать превышения уровня давления на экономику. Помогает налоговая нагрузка государству и в реализации реформ.
Применяется налоговая нагрузка и в создании социальной политики. Ее величина дает возможность осуществить более равномерную нагрузку на все группы населения. Также нагрузку можно считать и своего рода индикатором. В этом виде она используется в экономике, касающейся хозяйствующих объектов. То есть в зависимости от величины нагрузки применяются разного рода решения, к примеру, о размещении инвестиций.
В расчете налогового бремени предприятием используются не только перечисленные суммы налога, но и другие виды затрат в виде штрафов, зарплат работникам и судебных издержек.
Реальный и номинальный в чем их отличие
Номинальным налоговым бременем является сумма налога, перечисленная предприятием по ставке, умноженной на налоговую базу. Для большего понимания можно применить такой пример: при использовании ставки налога в 13% доходы населения, подходящие под налогообложение, достигли 4 трлн. рублей, в этом случае величина налогового бремени будет около 520 млрд. рублей.
А вот реальное налоговое бремя является своего рода показателем, отражающим общую величину уплаченных платежей и налогов. Иногда этот показатель применяется для выяснения уровня влияния государства на экономическую ситуацию в стране.
Изменения налогового бремени
Не только налоговое бремя используется государством, оно часто применяется и налоговиками для поиска очередного «счастливчика», которого они в ближайшее время навестят. Некоторые предприниматели, стараясь снизить налоги до критически минимального уровня, забывают, что заниженные налоги привлекают к себе внимание. Расчет налогового бремени осуществляется и руководителями предприятий. Зная величину налогового бремени, руководитель сможет оценить выгодность деятельности предприятия на данном этапе и, возможно, рассмотрит другие виды систем налогообложения, позволяющие снизить величину уплачиваемых налогов.
У каждого предприятия имеется свой перечень налогов, подлежащих обязательной уплате. Но кроме них каждое предприятие сталкивается с уплатой страховых сумм, и хотя они прямого отношения не имеют к налоговому бремени, все же являются обязательными, высчитываемыми из дохода предприятия.
Каждое увеличение налоговых ставок предназначено для пополнения бюджета государства. Но не всегда распределение налогового бремени происходит по задуманному сценарию. Несмотря на то, что при увеличении или изменении налогов государство старается увеличить поступление налоговых сумм, в то же время оно старается и приложить все усилия для более легкого ведения бизнеса. Но не всегда внедряемые государством налоговые изменения благоприятно отражаются на экономике и налоговом бремени.
Чаще всего в итоге от повышения налогов происходит спад поступления налоговых сумм, так как многие предприятия, особенно в начале деятельности, не способны выдерживать увеличенное налоговое бремя. Такое поведение предпринимателей означает, что государством было применено избыточное налоговое бремя. Но не стоит думать, что это неприятность только для государства. На самом деле страдать начинают практически все, даже предприниматели и обычные налогоплательщики.
Подобное увеличение обязательных платежей было проведено для предпринимателей в 2014 году. Тогда государство решило увеличить величину страховых взносов. В итоге многие ИП формально закрылись и перешли на теневое ведение деятельности. Таким образом, вместо увеличения поступления средств в бюджет, государство еще и потеряло определенную часть доходов.
От налогового бремени невозможно спрятаться. Оно есть везде, где имеются хозяйствующие объекты. Несмотря на то, что налоги заставляют многих предпринимателей отдавать часть дохода государству, невозможно иными способами поддерживать работу тех сфер, которые функционируют за счет бюджета.
Да, повышение налогового бремени часто становится препятствием для многих предприятий, не способных уплачивать увеличенную величину налогов. И государство уже задумалось о применении другого метода для увеличения поступления в бюджет средств. Так, теперь вместо повышения налогового бремени государство направило все свои силы на улучшение налоговых систем, способствующих развитию предприятий.
Источник: saldovka.com
Налоговое бремя ИП перестанет зависеть от слов “фиксированный размер взносов”
Принятый в третьем чтении законопроект №274631-7 меняет подход к уплате взносов предпринимателями.
Объектом обложения взносами “за себя” для ИП перестанет быть МРОТ – таким объектом станет факт ведения предпринимательской деятельности. При этом устанавливается фиксированный размер взносов на ОПС, не связанный с МРОТ, для тех, чей доход менее 300 тысяч. Эта величина теперь сразу проиндексирована на три года вперед: на 2018 год она составит 26 545 рублей в год, на 2019 – 29 354, на 2020 – 32 448 рублей в год.
Для тех, кто получает больше трехсот тысяч, к указанным величинам прибавляется 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей в год. При этом взносы не могут превысить соответствующую фиксированную сумму, умноженную на 8.
Взносы на ОМС будут равны 5840 рублей в 2018 году, 6884 – в 2019 году и 8426 рублей в 2020 году.
Разработчик законопроекта убрал слово “фиксированном” из первого абзаца первого подпункта первого пункта статьи 430 НК, и к фиксированному размеру будет относиться только 26 545 рублей (и соответствующие суммы в следующих годах). Однако теперь согласно законопроекту это же слово будет убрано из норм об уменьшении налогов при УСН “доходы” и при ЕНВД. Предприниматели смогут уменьшать эти налоги на взносы, уплаченные в ПФ и ФФОМС за себя, не в “фиксированном” размере, а в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК, то есть на всю сумму взносов. В результате поправки не повлияют на размер уменьшения налогов – не сбылись опасения, имевшие место при внесении законопроекта.
Кроме того, отдельно будет оговорено, что 50%-ный предел уменьшения налога по УСН “доходы” на взносы, на пособия (и так далее) не касается ИП без работников. Аналогичные поправки вносятся и в соответствующие нормы по ЕНВД.
Источник: kroosp.ru