Внеплановая выездная проверка проводится сотрудниками территориального подразделения ФНС. Данное мероприятие доставляет немало неудобств руководству и персоналу проверяемой организации. По большей части это связано с опасениями выявления налоговых нарушений, а также с тем, что сотрудники ИФНС длительное время находятся на территории организации.
В каких случаях и в какие сроки проводится такая проверка? Что может стать основанием для ее проведения? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
Что такое внеплановая выездная проверка?
Внеплановая выездная проверка налоговой – это комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки правильности расчета налоговых платежей и своевременности погашения задолженности перед ФНС. Предметом проверки может быть один или несколько налогов и сборов.
Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Исключением являются случаи, когда помещение, в котором расположена фирма, или ведет свою деятельность ИП, не позволяет сотрудникам налоговой выполнить свои обязанности. Проверка проводится в соответствии с положениями главы 14 НК РФ.
Как снизить риски назначения выездной налоговой проверки?
Порядок проведения мероприятия практически полностью совпадает с проведением плановых выездов налоговиков. Но есть одно отличие: для внезапного приезда сотрудников ФНС не надо ждать предварительного извещения о проверке от налоговых органов. Налоговая служба не обязана заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке (письмо ФНС РФ № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).
По приезду в организацию налоговики должны предъявить ее руководителю решение о проведении внеплановой выездной проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ, в документе должно быть указано следующее:
- полное наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
- предмет проверки (перечень проверяемых налогов);
- периоды, которые будут проверяться;
- должности и Ф.И.О. сотрудников, которые будут проводить проверку.
Представители налоговой службы имеют право проверять только те объекты, которые были заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в утвержденный документ запрещено.
Основные задачи проверки:
- изучение финансово-хозяйственной деятельности компании;
- формирование выводов о правильности начисления налогов и сборов и полноте их уплаты в государственный бюджет;
- выявление ошибок и неточностей в проверяемой документации;
- обнаружение фактов нарушения правил ведения бухгалтерского учета;
- доначисление налогов, которые не были уплачены из-за наличия ошибок;
- привлечение нарушителей к ответственности.
Что является основанием для проведения внеплановой выездной проверки
Чем руководствуются сотрудники ФНС при выборе проверяемой организации? Ведомство имеет право проверить любую компанию, но у него недостаточно времени и ресурсов для этого. Поэтому налоговая служба тщательно отсеивает налогоплательщиков. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности конкретного предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения проверки, направленной на выявление нарушений.
Грамотная подготовка к выездной налоговой проверке
Основанием для выездной налоговой проверки организации могут стать в т.ч. следующие факторы:
- налоговая нагрузка компании менее среднего показателя по отрасли;
- размер расходов ИП максимально приближен к годовой сумме дохода
- результаты финансово-экономической деятельности субъекта за текущий налоговый период значительно расходятся с результатами предыдущих налоговых периодов;
- уровень рентабельности организации значительно отклоняется от среднего показателя по отрасли;
- использование налоговых вычетов в крупных размерах;
- низкий уровень зарплаты сотрудников предприятия (ниже среднего показателя по региону и отрасли);
- опережение роста расходов над ростом доходов от деятельности;
- значение показателей финансово-экономической деятельности организации неоднократно приближалось к показателям, установленным в качестве лимита для использования налогового спецрежима;
- налогоплательщик не предоставил пояснения и ответы на запросы налогового органа;
- организация неоднократно снималась с учета в одной территориальной ФНС и вставала на учет в другой.
Выездная проверка проводится также при реорганизации или ликвидации компании (п. 11 ст. 89 НК РФ).
- при истечении срока, отведенного для исполнения предписания об устранении нарушений, выданного субъекту ранее;
- при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории и культуры, госбезопасности, а также угрозы чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных).
Этапы проведения мероприятия
Внеплановая выездная проверка проводится в несколько этапов:
- Налоговый орган принимает решение о проведении проверки.
- Сотрудники ФНС вручают решение о проведении проверки руководству компании по факту прибытия на место.
- В ходе проверки налоговики тщательно изучают документы бухгалтерского и налогового учета. Они имеют право запросить нужную документацию и пояснения к ней.
- В ходе проверки могут проводиться следующие процедуры: инвентаризация, осмотр помещений, истребование документов, выемка документов, экспертиза и получение экспертного заключения, допрос свидетелей.
- Сотрудники ФНС документально оформляют результаты проверки и знакомят с ними представителей проверяемой организации.
В какие сроки проводится проверка
Сроки, в которые проводятся выездные внеплановые проверки инспекции, не должны превышать двух месяцев. Отсчет начинается с момента утверждения соответствующего решения.
- продление возможно в отношении налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений,
- если в ходе проверки были получены сведения о нарушениях, требующие дополнительной проверки,
- если проверяемый не представил вовремя требуемые документы и т.д.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Выездная налоговая проверка по налогу НДС организации, зарегистрированной в 2018 году: законность проведения и соответствие Федеральному закону
18.11.2020 г пришло решение о проведение выездной налоговой проверки по налогу НДС. Имеет ли право налоговая инспекция проводить данное мероприятие. Не противоречит ли это Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020).
Ответы на вопрос (4):
18.11.2020, 20:29,
Согласно поправкам, внесенным Постановлением № 862, явиться с проверкой в 2020 году инспекторы могут в следующих случаях:
Если компания или ИП сами об том попросят. Например, ранее прошла проверка и было выдано предписание об устранении нарушений. И затем компании или ИП понадобилось подтверждение, что предписание выполнено. Для начала такой проверки проверяемым должно быть подано ходатайство о ее проведении.
Некоммерческая или религиозная организация заподозрена в экстремизме (основания для проведения проверки установлены подп. 2, 3 и 5 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответственно).
Для таких проверок необходимо согласование органом прокуратуры.
Допустима внеплановая проверка организации, если есть основания считать ее нарушившей государственную тайну (абз. 3 ч. 4 ст. 30.1 Закона РФ «О государственной тайне»).
Все прочие случаи инициирования проверок, включая налоговиков, приостановлены до 31.12.2020.
Проведение проверки вопреки перечисленным изменениям – грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».
С учетом нововведений, установленных Постановлением № 862, малый и средний бизнес почти полностью освобождены от проверок контрольных и надзорных органов до конца 2020 года.
18.11.2020, 20:34,
г. Краснодар
Это лучший ответ (выбран автоматически)
Добрый вечер. Вы не пишите какая организация, является ли она СМП, например. В целом не противоречит.
Налоговые органы могут проверять в данном случае. Даже если после регистрации прошло только 2, 5 года.
Положения Федерального закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля) как налоговый контроль.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
2) государственный контроль за экономической концентрацией;
3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
4) налоговый контроль;
18.11.2020, 20:37,
г. Мурманск
1) Имеет такое право налоговая инспекция.
2) И это не противоречит указанному Вами закону, а также ст. 89 НК РФ.
Дело в том, что указанный в ФЗ № 249 трехлетний срок не распространяется на налоговый контроль.
18.11.2020, 20:43,
г. Владикавказ
В вашем случае если не было ранее вынесено предписание о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры, то проверка не закона , что дает Вам право обжаловать действия ФНС
В 2020 году не проводятся проверки по Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
за исключением проверок, указанных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ —
в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
и) плановые проверки юридических лиц — участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Источник: www.9111.ru
РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Каков порядок вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности организации-налогоплательщика по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки? В какой срок выносится решение? Когда оно вступает в силу? Каков порядок апелляционного обжалования налогоплательщиком данного решения?
Акт налоговой проверки
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Если нарушения налогового законодательства выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (КНП), акт составляется в течение 10 дней после ее окончания.
Примечание. В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ этот срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обратите внимание! Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Дополнительные мероприятия налогового контроля, в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств в целях подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. При этом указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Данный вывод следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П. В нем отмечено, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями.
Примечание. Срок проведения мероприятий дополнительного контроля не может превышать один месяц (два месяца — при проверке КГН, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.
Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки налогоплательщик может представить письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Ознакомление проверяемого лица с материалами
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения ее материалов. Несоблюдение данного предписания нарушает право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов и представление соответствующих пояснений по фактам, выявленным в ходе проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является бесспорным основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом по процедурным основаниям.
Кроме того, налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Ознакомление с материалами (визуальный осмотр, изготовление выписок, снятие копий) осуществляется на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Процесс ознакомления оформляется протоколом, составляемым в соответствии со ст. 99 НК РФ.
К сведению. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Рассмотрение материалов налоговой проверки
В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
— объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
— установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;
— проверить полномочия представителя проверяемого лица, если такой представитель участвует в процессе рассмотрения материалов проверки;
— разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
— вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости — иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства (документы, ранее истребованные у проверяемого лица, документы, представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП, иные документы, имеющиеся у налогового органа). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении (в случае необходимости) к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Процесс рассмотрения материалов проверки оформляется протоколом.
В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:
— совершало ли проверяемое лицо нарушения налогового законодательства;
— образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
— имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Решение по результатам рассмотрения материалов
Согласно п. 7, 9 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения всех материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает:
— либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Примечание. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.
Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены в ходе проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с отражением статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обозначаются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
По общему правилу, установленному п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Обжалование решения налоговой инспекции
В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.
Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:
— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);
— в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);
— в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).
«Налог на прибыль:
учет доходов и расходов»
Источник: www.delta-i.ru