Привлекать к работе самозанятых экономически выгодно, однако есть и подводные камни. Как сделать такое сотрудничество безопасным для компании? Чтобы избежать рисков, читайте статью SuperJob.
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) планирует изменить подход к проведению налоговых проверок, причиной стало увеличение числа случаев получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе и при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с плательщиками налога на профессиональную деятельность (с самозанятыми).
Проработан вопрос о характерных признаках уклонения от налогообложения, подразумевающего привлечение к выполнению работ самозанятых в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.
Преимущества договора с самозанятым
На сегодняшний день многие организации предпочитают заключать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) с самозанятыми гражданами вместо заключения трудового договора. В чем плюсы договора ГПХ?
Преимущества самозанятых и возможные риски. Стоит ли начинать?
Главное преимущество — это, конечно, экономия. Организация, которая заключила договор с самозанятым, не является его налоговым агентом, в связи с чем исполнять обязанности по исчислению и уплате НДФЛ не нужно.
Организации освобождены и от уплаты страховых взносов по самозанятым, но при условии:
• отсутствия с таким лицом трудовых отношений либо их завершения не менее двух лет назад;
• наличия чека из приложения «Мой налог». В нем должна быть указана дата, время, сумма платежа, Ф.И.О. самозанятого лица и его идентификационный номер.
Кроме того, поскольку речь не идет про трудовые отношения, обязанности работодателя в отношении «самозанятого» компанией не выполняются (конечно, если отдельные исключения не будут предусмотрены законом).
Признаки трудовых отношений в договоре ГПХ
Однако по закону заключить договор ГПХ с самозанятым можно только при условии, что он не содержит в себе признаков трудового договора (трудовых отношений). В противном случае с самозанятым должен быть заключен именно трудовой договор, и работодатель должен выступать в роли налогового агента (удерживать и перечислять НДФЛ), а также перечислять соответствующие страховые взносы.
• регистрация физического лица в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
• заказчик распределяет плательщиков НПД по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
• заказчик определяет режим работы плательщика НПД, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
• работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу плательщика НПД на объекте (администраторы объектов);
• инфраструктурная зависимость плательщика НПД от заказчика, то есть самозанятый выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием заказчика;
• порядок оплаты и учет услуг плательщика НПД аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.
Риски работы с самозанятыми: на что смотрит налоговая? #группафинансы
Указанные признаки характеризуют плательщика НПД как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности, указывается в письме ФНС. Следовательно, при выявлении таких признаков повышается риск проверки налоговым органом.
Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Источник: www.superjob.ru
Самозанятый директор
Может ли учредитель или генеральный директор быть самозанятым? Закон не содержит прямого запрета, однако есть определенные нюансы, связанные с передачей полномочий.
Нормативная база
Руководитель и самозанятость
Федеральный закон № 422-ФЗ регулирует применение специального налогового режима — налог на профессиональный доход (НПД). Законодатель определяет, может ли генеральный директор быть самозанятым, одновременно оказывая услуги своей компании. Директор вправе регистрироваться в качестве самозанятого, но при условии, что его услуги не приобретает возглавляемая им организация.
Работать по совместительству у другого работодателя директору допускается только с разрешения уполномоченного органа или собственника юридического лица (ст. 276 ТК РФ). Но гендиректор и самозанятый — это не совместительство, так как самозанятый не имеет ни работников, ни работодателей.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа (директора) управляющему по гражданско-правовому договору. Запрета управляющим регистрироваться в качестве самозанятых нет.
На что обратить внимание
Основные нюансы заключаются в следующем. Во-первых, доход руководителя за год не превышает 2,4 млн рублей.
Во-вторых, нельзя перевести на такой договор директора и бывшего директора, с которым трудовой договор расторгнут менее двух лет назад. Действующий директор может быть самозанятым гражданином, но выполнять работы и оказывать услуги вправе только для других юридических и физических лиц.
В-третьих, если инспекция докажет, что стороны заключили договор управления ООО исключительно, чтобы избежать уплаты взносов, увеличить расходы и уменьшить налог на прибыль, то соответствующие суммы будут доначислены сторонам. В частности, физлицу доначислят НДФЛ, а организации — налог на прибыль и страховые взносы.
Судебной практики по самозанятым — управляющим по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа пока нет, но есть похожая практика по ИП. Директор и единственный учредитель компании в одном лице не вправе стать ее управляющим, налоговики видят здесь необоснованную налоговую выгоду, искусственное завышение расходов на управление компанией (постановление АС СЗО от 30.08.2018 № Ф07-9953/2018 по делу № А66-11895/2017). Единственный учредитель ООО может быть самозанятым и даже управляющим, но не в собственной компании.
Кроме того, если с бывшим директором заключили договор об управлении обществом, но его функции остались в прежнем объеме, то суды увидят здесь скрытую форму оплаты труда, поддержат Пенсионный фонд и начислят взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.12.2018 № Ф03-4890/2018 по делу № А73-3601/2018). Налоговые органы, отвечая на вопрос, может ли учредитель быть самозанятым, считают, что может, если не оказывает услуги по управлению своему ООО.
Кто такие самозанятые
Самозанятые — это граждане, которые выполняют работы, оказывают услуги и продают товары собственного производства. Им не обязательно регистрироваться в качестве ИП, но необходимо встать на налоговый учет. Для них предусмотрена упрощенная регистрация через приложение «Мой налог» или через личный кабинет налогоплательщика.
Самозанятые находятся на специальном налоговом режиме — уплачивают налог на профессиональный доход (НПД). Одновременно самозанятому можно работать по трудовой книжке в организации или у ИП.
Чтобы применять специальный режим, необходимо соответствовать установленным требованиям:
- не заниматься видами деятельности, на которые установлен запрет;
- осуществлять деятельность в регионе, в котором введен такой специальный налоговый режим;
- получать доход не более 2,4 миллиона рублей в год.
Закон 442-ФЗ регулирует, может ли самозанятый нанимать сотрудников по трудовому соглашению. Самозанятый не вправе иметь работников, тогда он теряет право на уплату НПД.
Самозанятые осуществляют деятельность в Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан, в Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.
Законодателем регулируется, как самозанятость совместить с основной работой, — не оказывать услуги своему работодателю и бывшему работодателю в течение двух лет. Это единственное ограничение.
Самозанятые вместо сотрудников
Доходы самозанятых не облагаются страховыми взносами, а НПД меньше, чем НДФЛ:
- 4 процента — в отношении доходов, полученных от физических лиц;
- 6 процентов — в отношении доходов, полученных от ИП и юридических лиц.
Пройдя регистрацию в качестве плательщика НПД, самозанятый может быть наемным работником, продолжая работать на прежнем месте. Но работодатели не вправе заключать гражданско-правовые контракты с самозанятыми вместо трудовых, экономя на социальных взносах.
Существуют риски нанимать самозанятых вместо сотрудников, налоговая и трудовая инспекция при совместных проверках ищут признаки трудовых отношений: длительное сотрудничество, подчинение ПВТР, выполнение распоряжений работодателя, выплаты в зарплатные дни.
В соответствии с п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 рублей до 100 000 рублей, взыщут и социальные взносы.
Вправе ли организации и ИП заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми? Вправе, но не с собственными работниками, существуют налоговые риски при трудоустройстве самозанятых: они не вправе оказывать услуги своим работодателям и бывшим работодателям в течение двух лет после окончания трудовых отношений, чтобы не утратить право на применение специального налогового режима.
Источник: clubtk.ru
Работа с самозанятыми через интернет-платформы: риски и преимущества
Работа с самозанятыми через интернет-платформы: риски и преимущества
С июля 2020 года поправки в Закон № 422-ФЗ [1] позволили всем субъектам Российской Федерации ввести режим самозанятых в своем регионе. Республика Ингушетия, приняв Закон № 33-РЗ от 18.09.2020, стала последним из таких субъектов. Расширение географии действия режима самозанятых закономерно повлечет увеличение количества лиц, получивших такой статус и, как следствие, компаний-заказчиков, которые будут их привлекать.
Сегодня на рынке появились интернет-платформы, позволяющие оптимизировать поиск и привлечение лиц, получивших статус самозанятых. Стоит ожидать, что таких ресурсов станет появляться все больше. Для компаний подобные платформы могут не только облегчить взаимодействие с самозанятыми гражданами, но и помочь снизить риск предъявления претензий со стороны налоговых органов.
Преимущества работы с самозанятыми через интернет-платформы
Наличие у лица, которое действует в качестве исполнителя, статуса самозанятого, является необходимым условием для применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [2]. Только заключение договоров с лицами, имеющих действующий статус самозанятого, позволяет компаниям не уплачивать налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
Кроме того, организации при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у самозанятых при отсутствии чека [3]. Таким образом, наличие чека является обязательным условием для принятия в расходы по налогу на прибыль выплат в адрес самозанятых.
В этой связи заключение договора напрямую с самозанятым фактически возлагает на заказчика контроль за проверкой статуса привлекаемого лица и получением от него чеков для подтверждения своих расходов по налогу на прибыль, что в условиях большого количества привлеченных лиц может повлечь дополнительные операционные издержки.
В тоже время, использование интернет-платформы позволяет в автоматическом режиме проверять статус самозанятого перед заключением договора и фиксировать данное обстоятельство для возможности представления подтверждающего документа при налоговых проверках. Также интернет-платформа позволяет заказчику получать чеки от самозанятых в автоматическом режиме. Это исключает «человеческий фактор», в том числе умышленный уход самозанятых от уплаты налогов.
Налоговики исходят из того, что при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде, особое внимание должно уделяться разумному объяснению причин совершения тех или иных операций с позиции хозяйственной необходимости [4].
Удобство работы с интернет-платформой является разумным обоснованием выбора компанией такого метода взаимодействия с самозанятыми.
ФНС России также обращала внимание, что в актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны указывать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика на условия и результат экономической деятельности и искусственного создания условий для использования налоговых преференций.
Таким образом, при проведении налоговых проверок заказчик должен обосновать, как, где и в какой форме осуществлялся поиск, как проходила оценка квалификации привлекаемого лица, чтобы исключить факторы каких-либо предварительных договоренностей.
Заключение договоров с самозанятыми с привлечением интернет-платформ создает благоприятные обстоятельства, свидетельствующие о независимости участников: заказчика и исполнителя. При этом, как заказчик, так и исполнитель по факту не ведут преддоговорных переговоров и не могут заранее договориться о каких-либо нелегальных схемах взаимодействия. Позиционирование интернет-платформы в качестве специального ресурса, предназначенного исключительно для работы с самозанятыми, свидетельствует о реальности воли, в первую очередь, исполнителя выступать в отношениях с компанией именно как самозанятый, а не наемный сотрудник.
Налоговые риски исключить не удастся
Следует понимать, что использование интернет-платформ не исключает риски налоговых претензий, особенно в тех случаях, когда подобные ресурсы будут целенаправленно использоваться в целях незаконной налоговой оптимизации.
На заседании Государственной Думы 23.10.2019 министр финансов Антон Силуанов заявил, что в случае, если самозанятые оказывают услуги только одному предприятию, то налоговые органы будут досчитывать этому предприятию страховые взносы и соответственно подоходный налог.
Следовательно, если исполнители выступают в качестве самозанятых только во взаимоотношениях с одним заказчиком и аффилированных с ним лицами, то данное обстоятельство будет свидетельствовать об искусственности взаимоотношений и сговоре с целью подмены трудовых отношений. В равной степени, как и получение самозанятым статуса непосредственно перед заключением договора с заказчиком, так и прекращение статуса сразу же после выполнения работ, также привлечет повышенное внимание контролирующих лиц.
Поскольку законодательство позволят регистрироваться в качестве самозанятых также гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) [5], то можно ожидать использование интернет-платформ в качестве инструмента по легализации взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, которые ранее находились в тени. Учитывая, что при проведении мероприятий налогового контроля допросы являются одной из наиболее распространенных форм доказывания налоговых правонарушений, то перевод бывших нелегальных работников в самозанятые по указаниям работодателя с высокой долей вероятности будет раскрыто.
Важно понимать, что при установлении налоговыми органами определенных обстоятельств вероятность переквалификации отношений гражданско-правового характера в трудовые достаточно велика . Внимание налоговых органов наверняка привлекут следующие условия работы с самозанятыми гражданами:
- Личный характер прав и обязанностей работника. Подразумевается невозможность передачи возложенных обязанностей на третьих лиц, закрепление в предмете договора трудовой функции [6].
- Условие в договоре о ежедневном выполнении одних и тех же обязанностей. Например, по договору выполнялась не какая-либо конкретная разовая работа, а исполнялись определенные функции, входящие в обязанности физического лица — исполнителя, при этом отношения сторон носят длительный характер [7]. Если в договоре указано, что работник обязуется выполнить определенную работу, а заказчик — оплатить ее, то следует вывод, что предметом договора являлось выполнение работ определенного рода, носящих системный характер [8].
- Работа выполняется под контролем работодателя. Работа выполняется под руководством работодателя, которым выдавались допуски, удостоверение, проводилась аттестация [9].
- Наличие в договоре условия о получении фиксированной или почасовой оплаты труда ежемесячно за процесс труда, а не за конечный результат. Например, оплата труда по договорам была гарантирована в определенной сумме, выплачивалась ежемесячно после подписания акта приема-передачи услуг независимо от объемов выполненных работ, что подтверждается расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями и платежными поручениями [10].
- Указание в договоре и иных внутренних документах организации на конкретную должность, наличие должностной инструкции. Отношения можно признать не гражданско-правовыми, а трудовыми, если есть указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции. Также в качестве подтверждения могут быть любые документальные и иные указания на профессию, специальность, вид поручаемой работы. Одним из таких подтверждений может быть документ из центра занятости, направившего гражданина на работу в организацию, в котором указаны конкретная должность, режим работы компании и информация о факте трудоустройства [11].
- Установление в договоре графика работы. Признаки того, что трудовая функция выполняется в условиях коллективного труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка и соблюдением трудовой дисциплины.
- Отсутствие в договорах конкретного объема работ. Цель договора подряда (оказания услуг) — получение конкретного результата, а не выполнение работы как таковой. Работодатель, как правило, заинтересован не столько в конкретном результате деятельности работника, сколько в личном выполнении им определенной трудовой функции [12].
Стоит оговориться, что поскольку в 2019 году налоговые органы не проводили проверки на предмет злоупотреблений компаниями по привлечению самозанятых лиц, а с конца марта по июнь 2020 года наложен мораторий на налоговые проверки в связи пандемией COVID 19, то какой-либо актуальной судебной практики об оценке с налоговой точки зрения привлечения самозанятых, в том числе через интернет-платформы, в настоящий момент не сформировано. Однако ранее сформулированные позиции по переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые с большой долей вероятности могут быть экстраполированы и на современные реалии.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить, что использование интерне-платформ по поиску и привлечению самозанятых лиц имеет для заказчиков ряд положительных факторов. Это не только удобно с точки зрения контроля за наличием у привлеченных лиц действующего статуса самозанятого и выполнение ими обязанностей по перечислению в бюджет исчисленного налога на профессиональных доход, но также снижает риск предъявления налоговыми органами претензий, связанных с взаимозависимостью. Однако такой метод взаимодействия не является панацей от налоговых доначислений. Поэтому стоит внимательно относиться к содержанию договора с привлекаемым лицом и фактическим обстоятельствам сотрудничества с ним.
[1] Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
[3] ч. 8 ст. 15 Закона № 422-ФЗ;
[5] ч. 5 ст. 5 Закона № 422-ФЗ;
[6] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2010 по делу № А33-21611/2009;
[7] Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу № А55‑35154/2009;
[8] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.02.2011 по делу № А59-2316/2010;
[9] Определение ВС РФ от 25.09.2017 № 66-КГ17-10;
[10] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2010 по делу № А59-5463/2009;
[11] Определение ВС РФ от 05.02.2018 № 34-КГ17-10;
[12] ч. 2 ст. 58 ТК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Источник: b2b34.ru