Сметное нормирование — это система технических, организационных и экономических методов определения затрат времени, трудовых и материально-технических ресурсов на производство строительно-монтажных работ с целью разработки и обоснования сметных норм и нормативов.
Сметной нормой называют совокупность ресурсов затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин и механизмов, потребности в строительных материалах, изделиях и конструкциях, установленных на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Сметным нормативом называется комплекс сметных норм, расценок и цен, представленных отдельными сборниками, содержащими требования по выполнению строительно-монтажных работ, основу для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений.
Государственные сметные нормы являются первичным нормативным документом и служат для разработки единичных сметных стоимостей — единичных расценок. Эти нормы приведены в ч. IV СНиП «Сметные нормы и правила» и отражают:
Ролик «УСО: Укрупненные показатели сметной стоимости строительства»
данные о затратах труда, в человеко-часах;
нормы времени строительных машин и механизмов, в машино-часах;
нормы расхода материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций в натуральном выражении, в кубических метрах, штуках, тоннах.
Затраты труда определены исходя из средней продолжительности рабочего дня 6,82 ч.
В связи с тем, что ч. IV СНиП включает поэлементные затраты на строительные работы, их называют Государственными элементными сметными нормами на строительные конструкции и работы (ГЭСН).
В элементных нормах предусмотрена определенная степень оборачиваемости материалов и деталей, выраженная в виде дроби. В числителе (показатели предназначены для определения сметной стоимости) приведена норма расхода материалов, в которой учтено нормальное число оборотов и возврат материала, получаемого при демонтаже после последнего оборота. В знаменателе (показатели предназначены только для определения количества завозимых на строительную площадку материалов при числе оборотов, принятом в нормах) — норма расхода материалов, в которой предусмотрено определенное число оборотов без учета возврата материала. Понятие «оборачиваемость» обозначает следующее: оборачиваемыми называются материалы и детали, которые могут участвовать в строительном процессе многократно.
При выполнении строительных работ, монтаже оборудования и строительных конструкций затраты труда, заработная плата рабочих, монтажников и затраты машинного времени определяются в таблицах ГЭСН на основании сборников Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР).
Количество бетона и раствора для омоноличивания стыков устанавливается на основе производственных норм расхода материалов и технологических карт производства работ. Расход прочих материалов (щитов опалубки для омоноличивания стыков балок, проволоки, электродов и т.д.) из-за их незначительного количества усреднен и приводится в рублях.
Расчет УСН 2017 ТЕОРИЯ С ПРИМЕРАМИ
К каждой таблице элементных сметных норм дается описание состава работ, учтенного в нормах. Отдельные таблицы сметных норм сгруппированы по видам работ и конструкциям в главы. В каждой главе имеется техническая часть, в которой даны указания по применению норм и правил определения объемов работ.
В связи с тем, что нормы ч. IV СНиП содержат элементные данные о затратах трудовых и материально-технических ресурсов на строительно-монтажные работы, они применяются только для составления единичных расценок и укрупненных сметных норм, определения потребности в ресурсах на строительство зданий и сооружений. Непосредственно для составления смет элементные сметные нормы ч. IV СНиП не используются и применяются как справочный материал.
Элементные сметные нормы учитывают среднеотраслевой технологический уровень строительного производства, влияние специфических условий производства работ, предусмотренных проектом организации строительства и производства работ, которые учитываются соответствующими коэффициентами, приведенными в технических частях сборников ЭСН.
Сметные нормативы подразделяются на: федеральные, ведомственные (отраслевые), территориальные (местные) и собственную нормативную базу пользоваеля.
Федеральные нормативы утверждаются Госстроем, отраслевые и территориальные — соответственно министерствами и администрацией субъектов и регистрируются Госстроем.
Основой современного сметного нормирования являются сборники сметных норм и расценок на строительные работы — СниП-2001.
Укрупненные сметные нормы. Определение сметной стоимости строительства на основе единичных расценок требует большого объема исходных данных о местных условиях строительства, конструктивных решениях сооружений, методах производства работ, применяемых механизмах и других сведений, которые могут быть получены только из подробно составленного проекта основных сооружений, проекта производства работ и организации строительства. Как правило, на предпроектных проработках, на предварительных стадиях проектирования при сопоставлении нескольких вариантов проектных решений такие сведения в полном объеме отсутствуют. Кроме того, определение сметной стоимости по единичным расценкам требует больших затрат инженерного труда. Поэтому для упрощения сметных расчетов на ранних стадиях проектирования разработаны и применяются укрупненные сметные нормы.
Наиболее широкое распространение укрупненные сметные нормы (УСН) имеют в жилищно-гражданском и промышленном строительстве, для которых разработаны специальные сборники УСН. Для гидротехнического и гидроэнергетического строительства разработаны сборники УСН ГЭС. Сборники УСН для промышленного и гражданского строительства подразделяются на две группы.
Первая состоит из УСН на здания и сооружения в целом и предназначается для определения сметной стоимости зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым проектам. Во вторую группу входят УСН на конструктивные части зданий и отдельные виды работ. Они предназначаются для составления смет на здания и сооружения, строящиеся по индивидуальным проектам, предусматривающим применение типовых решений узлов и конструкций.
Укрупненные сметные нормы разрабатываются на укрупненные измерители: типовое здание и сооружение в целом, 100 м 2 площади типового здания, 1 км трубопровода, 1 км автомобильной дороги, 1 м длины моста и т.д.
В массовом жилищно-гражданском строительстве, где сооружение объектов осуществляется на основе типовых проектов, при составлении смет широко используются прейскуранты на строительство зданий и сооружений. В отличие от УСН прейскуранты могут быть использованы как для определения сметной стоимости на ранних стадиях проектирования — при разработке проектов, так и для составления смет по рабочим чертежам. Прейскуранты на строительство жилых домов разрабатываются на 1 м 2 площади домов; школьные здания, детские учреждения, больницы, кинотеатры и другие объекты социального и культурно-бытового назначения разрабатываются на количество мест посещаемости; отдельные производственные здания и сооружения — на единицу мощности; линейные объекты — линии электропередачи, объекты транспортного строительства — на единицу длины, и др.
Введение в практику строительства цен за конечную продукцию строительного производства взамен многочисленных расценок на отдельные виды работ значительно упрощает процесс составления сметной документации, а главное, упрощает взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, повышает качество сметной документации, максимально сближает фактическую и расчетную стоимости строительства.
В гидротехническом строительстве применение твердых укрупненных цен встречает объективные трудности из-за значительного влияния на ценообразование местных условий. Однако, несмотря на эти трудности и в гидротехническом строительстве метод укрупненных сметных нормативов также находит применение, но только на ранних стадиях проектирования, где используются укрупненные покупатели стоимости (УПС).
Укрупненным показателем сметной стоимости строительства называют среднюю стоимость укрупненных единиц объемов строительных и монтажных работ или отдельных частей зданий и сооружений. УПС позволяют быстро рассчитать сметную стоимость всех работ перемножением ее величины на объем работ или объем зданий и сооружений. При этом не требуется составления подробных проектов производства работ и калькулирование стоимости материалов.
Укрупненные показатели сметной стоимости на отдельные виды работ и конструкций гидротехнических сооружений в УПС даны для условий базисного района. Для определения стоимости в конкретных условиях строительства базисные цены привязываются к местным условиям введением специальных коэффициентов к зарплате и тарифам на перевозки, которые, как правило, приводятся в общей части сборника УПС.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают:
основные задачи сметного нормирования и ценообразования в строительстве;
виды сметных нормативных документов, входящих в систему сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве;
требования к сметным нормативам;
систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП «Сметные нормы и правила»;
порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, издания сметных нормативов и информации о них;
порядок пересмотра и изменения сметных нормативов;
ответственность за разработку и правильное применение сметных нормативов;
организацию контроля за правильным применением сметных нормативов.
В данной главе наряду с общими положениями, приведенными в СНиП «Система нормативных документов в строительстве» (СНиП I.01.01-82*, СНиП I.01.02-83 и СНиП I.01.03-83*), содержатся положения, непосредственно относящиеся к сметным нормативам.
Система сметных нормативов и ценообразования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть IV «Сметные нормы и правила» и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства и утверждаемые Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и госстроями союзных республик. Отдельные сметные нормативы утверждаются Советом Министров СССР.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства и промышленности.
Документы, детализирующие основные правила и положения, содержащиеся в IV части СНиП, могут выпускаться как вспомогательные, в виде инструкций, методических указаний, пособий и других материалов, которыми следует также руководствоваться при составлении сметной документации.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
общесоюзные сметные нормативы;
ведомственные сметные нормативы;
республиканские сметные нормативы.
В совокупности с IV частью СНиП «Сметные нормы и правила», содержащей в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве, приведенную в справочном приложении 1.
В систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве не входят нормативы, применяемые при определении в сметной документации стоимости оборудования и относящиеся к нормативам смежных систем:
оптовые цены на продукцию машиностроения, групповые лимитные цены на вновь осваиваемое оборудование и тарифы для перевозки грузов для строительства, — утверждаемые Госкомцен СССР или госкомценами союзных республик;
лимитные цены на конкретные виды оборудования, групповые лимитные цены на нестандартизированное оборудование, цены единичного заказа на оборудование, временные оптовые цены на вновь осваиваемое стандартизированное оборудование, — утверждаемые министерствами и ведомствами СССР.
К общесоюзным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила». Они утверждаются Госстроем СССР, а наиболее важные из них утверждаются Советом Министров СССР.
Общесоюзные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.
Общесоюзные сметные нормативы, утвержденные в соответствии со структурой IV части СНиП «Сметные нормы и правила», образуют систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП.
При разработке и применении общесоюзных сметных нормативов следует руководствоваться правилами и указаниями, содержащимися в главах IV части СНиП, перечень и описание которых приведены в разделе 4 настоящей главы, а также указаниями, приведенными в технических частях соответствующих сборников сметных нормативов.
К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, не входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» — и утверждаемые министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. Эти нормативы применяются в пределах той отрасли и в пределах того региона (района, угольного бассейна и т.п.), для которых они разработаны.
Ведомственные сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие нормативов соответствующим министерством (ведомством).
Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
К республиканским сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые также не входят в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» и утверждаются Советами Министров союзных республик или по их поручению госстроями союзных республик. Эти нормативы применяются для отдельных видов строительства (объектов, конструкций и видов работ), специфических для данной республики.
Республиканские сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство на территории данной республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
Республиканские сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
Все сметные нормативы по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся:
элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН);
нормы для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин (НЭМ) и сметные цены эксплуатации строительных машин (ЦЭМ);
сметные цены на привозные и местные строительные материалы, изделия и конструкции (СЦМ);
сметные цены на перевозки грузов для строительства (СЦПГ);
единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы (ЕРЕР), единичные расценки на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС);
расценки на монтаж оборудования (РМО).
К укрупненным сметным нормативам относятся:
нормы накладных расходов (HP);
норма плановых накоплений (ПН);
нормы заготовительно-складских расходов;
нормативы, разработанные в процентах к сметной стоимости строительства или строительно-монтажных работ:
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ);
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (НВЗ);
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
другие нормативы. (Другие нормативы перечислены в главе СНиП IV-10-84 «Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство»).
Укрупненные сметные нормы (УСН):
на здания и сооружения в целом;
на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ;
прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
укрупненные расценки (УР);
укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ).
Источник: www.studwood.net
Содержание мостов
Укрупненные нормативы и показатели стоимости
Укрупненные сметные нормативы предназначены для определения простым и менее трудоемким методом стоимости работ и объектов исходя из укрупненных еди-ниц.объемов работ, конструктивных и других параметров зданий и сооружений.
Укрупненные сметные нормативы в основном дают информацию о размере прямых затрат на укрупненную единицу. Пользоваться укрупненной расценкой просто и удобно — расценку нужно умножить на объем конструктивного элемента, например на площадь перекрытия или на общую площадь жилого здания.
Укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости подразделяются на следующие виды (сборники):• Показатели на виды работ (ПВР).
• Укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС BP).
• Укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС строительства зданий и сооружений).
• Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС).
• Прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС).
• Укрупненные сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ.
• Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР).
• Укрупненные расценки ( УР-2001).
» Укрупненные показатели стоимости (УПС) на испытание свай, геодезические работы и отвод участка под строительство на территории Санкт-Петербурга в базисном уровне цен 2000 г.
• Удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС).1
Укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости применяются на следующих стадиях разработки проектно-сметной документации:
• на ранних стадиях проектирования и в составе предпроектной. документации (обоснование инвестиций) используются все виды укрупненных сметных нормативов и показателей;
• на стадии разработки рабочей документации с использованием ПВР, ПРЗС, УР и отдельных видов УСН.
Укрупненные показатели базовых сборников используются с применением соответствующих индексов, учитывающих отношение текущего уровня цен в строительстве к базисным ценам сборников 1969,1984,1991,1999 и 2000 гг.
Укрупненные показатели указанных сборников широко используются независимыми оценщиками при оценке рыночной стоимости недвижимого имущества затратным подходом. Оценщиками применяются также сравнительный и доходный методы.
В сборниках показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР) Госстроя России на соответствующие единицы измерения приводится стоимость материальных ресурсов, эксплуатации машин, основной заработной платы и всей общей суммы прямых затрат с выделением суммарной зарплаты рабочих (строителей и машинистов). При использовании сборников ПВР требуется соответствующая Индексация элементов прямых затрат, учет накладных расходов, сметной прибыли и действующих налоговых ставок.
В сборнике укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС BP) приведены показатели в ценах на 01.01.1991 по Московской области. Данные цены названы в сборнике базисными. Для использования по другим регионам в сборнике приводятся территориальные коэффициенты.
Источник: sodmostov.ru
Назначение укрупненных сметных нормативов усн это
Разработка сметной документации проводится во время планирования постройки. На сегодняшний день самый удобный способ подсчёта стоимости строительства – метод, базирующийся на укрупненных нормативов цены. Он позволяет с высокой точностью определить объём финансовых инвестиций, необходимых для возведения проекта без необходимости подготовки детализированной сметы. Для заказчика указанный метод предоставляется оперативно оценить рентабельность проекта ещё на этапе инвестирования или подготовки проектной документации.
Определение метода
Укрупненные сметные нормативы – специальные показатели, используемые с целью определения максимальной суммы финансовых средств, необходимых для реализации конкретного строительного проекта, независимо от его назначения. Для финансирования указанных проектов используют средств из федерального, регионального или местного бюджета. Укрупненные нормы сметного расчёта предназначены для:
- планирования финансовых инвестиций, капиталовложений;
- установления технико-экономических параметров в рамках проектного задания;
- анализа эффективности использования финансовых расходов;
- снижения ряда показателей при оценке стоимости реализации проекта строительства.
Разработка укрупненных нормативов проводится на основе сметных и проектных документов по конкретным строительным объектам, которые были запланированы или возведены на территории Российской Федерации в период с 1995 по 2009 год. Для обеспечения высокой точности значений осуществлялся сбор информации по огромному количеству готовых объектов, отличающихся не только площадью, но и функциональным предназначением. Затем следует основательный анализ проектной документации по конкретным объектам.
В итоге, доводом для разработки укрупненных сметных нормативов стали данные, прошедшие экспертизу на предмет соответствия конструктивным и объёмно-планировочным требованиям. Для расчёта по указанной методике применяется индекс-дефлятор в ценах, определенных по состоянию на 2012 год.
Важно акцентировать внимание – для калькуляции на основе действующих укрупненных нормативов важно выполнять строительные работы в благоприятных условиях. Если же возникают непредвиденные инженерно-геологические, экономические или климатические условия, важно выполнять дополнительные расчёты, ориентируясь на специализированные индексы, указанные в МДС 81-02-12-2011.
Как правильно провести расчёт по укрупненным нормативам
Для расчёта по укрупненным нормативам используют специализированные программные комплексы, среди которых особого внимания заслуживает ПК РИК НЦС в котором используются методические рекомендации по сравнению государственных сметных нормативов, а также прогнозы по ценовым индексам и инфляции до 2030 года, ПК РИК НЦС поставляется с нормативными базами 2011 и 2012 годов, включающих в себя 16 сборников укрупненных нормативов..Нормативная база НЦС 2017 года включает в себя 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства. Метод сметного расчёта по укрупненным нормативам позволяет инвестору установить стоимость сооружения объекта строительства до начала работ, а также выполнить оценку рентабельности будущих капиталовложений.
Специалисты также рекомендуют придерживаться следующей последовательности процессов:
- Подготовить исходные данные об объекте будущего строительства. В рассматриваемом контексте особого внимания заслуживают следующие факторы и критерии:
- Регион, в котором планируются строительные работы.
- Функциональное назначение объекта строительства.
- Дата старта и завершения реализации проекта строительства.
- Технические особенности объекта: этажность, площадь и т.п.
Калькуляционная схема сметы по методу укрупненных нормативных цен можно представить следующей последовательностью действий: суммируется стоимость по укрупненным нормативам цены для каждого типа ресурсов, а затем умножают на базовые значения коэффициентов. После к итоговому значению прибавляют сумму дополнительных расходов, определенную рядом дополнительных вычислений. Полученное число умножат на специальный индекс-дефлятор. К итоговому значению прибавляют процентную ставку НДС.
Не искушенным опытом обывателям может показаться – указанная методика расчёта является очень запутанной, в то же время для опытного сметчика она не представляет ничего сложного.
Подводя итоги, необходимо отметить – метод сметного расчёта по укрупненным нормативам актуален в первую очередь на этапе разработки строительного проекта. Он позволяет инвестору установить стоимость сооружения объекта строительства до начала работ, а также выполнить оценку рентабельности будущих капиталовложений.
Дополнительная Информация:
В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 31.12.2019 включены ФЕР-2020 и НЦС 2020. Сборники НЦС 2020 применяются с 1 января 2020 г! НЦС 2017 года отменены. Вступает в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр).
Планируется также расширить номенклатуру сборников НЦС (объекты атомной энергии, объекты ракетно-космической промышленности, учет отраслевых особенностей строительства объектов электроэнергетики).
- НЦС 81-02-01-2020. Сборник № 01. Жилые здания (приказ №909/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-02-2020. Сборник № 02. Административные здания (приказ №910/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-03-2020. Сборник № 03. Объекты народного образования (приказ №868/пр от 25 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-04-2020. Сборник № 04. Объекты здравоохранения (приказ №911/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-05-2020. Сборник № 05. Спортивные здания и сооружения (приказ №913/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-06-2020. Сборник № 06. Объекты культуры (приказ №915/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-07-2020. Сборник № 07. Железные дороги (приказ №917/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-08-2020. Сборник № 08. Автомобильные дороги (приказ №919/пр от 30 декабря 2019 года).
- НЦС 81-02-09-2020. Сборник № 09. Мосты и путепроводы (приказ №921/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-10-2020. Сборник № 10. Объекты метрополитена (приказ №904/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-11-2020. Сборник № 11. Наружные сети связи (приказ №912/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-12-2020. Сборник № 12. Наружные электрические сети (приказ №914/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-13-2020. Сборник № 13. Наружные тепловые сети (приказ №916/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-14-2020. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации (приказ №918/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-15-2020. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения (приказ №825/пр от 19 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-16-2020. Сборник № 16. Малые архитектурные формы (приказ №920/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-17-2020. Сборник № 17. Озеленение (приказ №908/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-18-2020. Сборник № 18. Объекты гражданской авиации (приказ №903/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-19-2020. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры (приказ №905/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-20-2020. Сборник № 20. Объекты морского и речного транспорта (приказ №906/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-21-2020. Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) (приказ №907/пр от 30 декабря 2019 года).
- Вопросы и ответы
- Азбука сметчика
- Ценообразование в строительстве
- Материалы и технологии в строительстве
- Википедия для сметчика
- Публикации в прессе
- Интересные
Источник: www.xn--e1aggfyi9a.xn--p1ai