В современных условиях развития рыночной экономики финансы играют огромную роль как инструмент государственного регулирования и как неотъемлемая часть функционирования субъектов хозяйствования и домашних хозяйств. Именно по этим причинам в современном мире необходимо хорошо разбираться в функционировании финансов.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………. 4
1.2. Использование финансовых ресурсов и особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей…………………………………………….8
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…………………………….13
2.1. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………….13
2.2. Отрицательные последствия влияния государства на финансы индивидуальных предпринимателей…………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы
Лекция №8 ◯ Источники финансирования
1.1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей…………………………………… …………………………. 4
1.2. Использование финансовых ресурсов и особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей…………………………………… ……….8
Глава 2. Роль государства в функционировании финансов индивидуальных предпринимателей…………………………….13
2.1. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей…………………………………… ………………………….13
2.2. Отрицательные последствия влияния государства на финансы индивидуальных предпринимателей…………………………………… ……. 17
Список использованной литературы………………………………………. … 23
В современных условиях развития рыночной экономики финансы играют огромную роль как инструмент государственного регулирования и как неотъемлемая часть функционирования субъектов хозяйствования и домашних хозяйств. Именно по этим причинам в современном мире необходимо хорошо разбираться в функционировании финансов.
Особенно важным в наше время является малый бизнес, являющийся одним из самых приоритетных направлений для развития, и служащий важным показателем оценки конкурентоспособности экономики страны.
Составной частью малого бизнеса, как известно, является индивидуальное предпринимательство. Состояние экономики страны напрямую зависит от степени развития индивидуальных предпринимателей. По этому особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей заслуживает особого внимания.
Существует большое количество проблем, которые препятствуют развитию малых предприятий, на самой главной из них на протяжении многих лет является недостаточное количество финансовых средств.
Несомненно, для того, чтобы понять особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей, необходимо рассмотреть и проанализировать функции финансов, особенности формирования и использования финансовых ресурсов. Так же важным является особенность налогообложения индивидуальных предпринимателей, государственная финансовая поддержка и проблемы, препятствующие эффективному развитию индивидуального предпринимательства. Данные аспекты и будут рассмотрены в настоящей курсовой работе.
Финансовое право. Лекция 1. Основные понятия. Финансовая система Российской Федерации.
Глава 1. Сущность и функции финансов индивидуальных предпринимателей.
1.1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей
В связи с переходом России от плановой к рыночной экономике, стало необходимо создание новой финансовой системы. В составе современной финансовой системы можно выделить три сферы, такие как финансы субъектов хозяйствования, государственные и муниципальные финансы и финансы домашних хозяйств. Каждая сфера в свою очередь подразделяется на звенья.
Так, в составе субъектов хозяйствования выделяют некоммерческие организации и коммерческие структуры. В состав коммерческих структур и входят финансы индивидуальных предпринимателей. Для начала следует определиться с понятием «индивидуальный предприниматель».
Согласно статье 11 части первой «Налогового кодекса Российской Федерации», индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из данного определения, можно сказать, что, несмотря на то, что индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, они относятся к субъектам хозяйствования, так как основной их целью является предпринимательская деятельность.
Любая предпринимательская деятельность в современном мире невозможна при отсутствии финансовых отношений. Индивидуальные предприниматели вступают в финансовые отношения с государством, коммерческими и некоммерческими организациями, инвестиционными фондами, страховыми организациями, банками, наемными работниками и т.п. Следовательно, финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей – это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.
Основным отличием финансов индивидуальных предпринимателей от финансов коммерческих организаций является то, что финансовые отношения индивидуальных предпринимателей, как правило, тесно связаны с семейным бюджетом предпринимателя.
Сущность финансов индивидуальных предпринимателей наиболее полно отражается через характерные для них функции: воспроизводственную, распределительную и контрольную.
Воспроизводственная функция финансов обеспечивает непрерывный кругооборот капитала. Воспроизводственная заключается в:
— формировании первоначального капитала предприятия и его приращении;
— формировании доходности предприятия;
— привлечении из различных источников денежных средств с целью формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
Распределительная функция состоит в распределении ВВП в стоимостном выражении и национального дохода, а также определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения финансовых ресурсов и доходов предприятия. Финансы индивидуальных предпринимателей осуществляют данную функцию на стадии образования национального дохода, на стадии первичного и вторичного распределения и его перераспределения.
Контрольная функция проявляется в осуществлении стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнении работ, оказании услуг, формировании и использовании денежных фондов предприятия. Контрольная функция реализуется с помощью различных финансовых показателей деятельности предприятия, с целью их оценки и выработки необходимых мер для увеличения эффективности распределительных отношений.
Индивидуальный характер участия индивидуальных предпринимателей в хозяйственном обороте определяет состав и структуру финансовых ресурсов.
«Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей — это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой, осуществления и расширения своей деятельности». 1
Основные особенности финансов индивидуальных предпринимателей отражает структура их финансовых ресурсов. Основную долю в их составе занимают собственные ресурсы предпринимателя, которые, как правило, представлены в виде личных сбережений и прибыли.
Заемные средства в составе финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей имеют в значительной степени меньший удельный вес. Использует банковские кредиты только каждое четвертое – пятое предприятие. Как можно увидеть из расположенной ниже диаграммы, объем предоставленных кредитов индивидуальным предпринимателям составил всего85058 миллионов рублей, что не так уж много по сравнению с общими объемами кредитования коммерческих организаций, равными 3 874 483 миллионов рублей.
Объемы предоставленных кредитов индивидуальным предпринимателям по состоянию на 01.03.2013 (млн.руб.)
Внешние поступления обычно состоят из средств, получены взаймы у знакомых или родственников (физических лиц). Это связано с тем, что индивидуальных предпринимателям бывает очень сложно привлечь инвестиции, а также с проблемами организации кредитования данной сферы.
Если рассматривать причины, то для банковских организаций одним из самых существенных факторов, сдерживающих активность банковского сектора по отношению к индивидуальным предпринимателям, является его низкая рентабельность, а в некоторых случаях убыточность, при которой заемщики не в состоянии рассчитаться по предоставленным кредитам. Также ситуацию усложняют нормативно-правовые требования к банкам по осуществлению кредитных операций, с формированием резервов на возможные потери по ссудам. В большинстве своем кредиты индивидуальным предпринимателям относятся к ссудам проблемной и безнадежной категории качества, под которые требуется создавать резервы в размере полной суммы самого кредита, либо его половины. Это значительно увеличивает цену кредита.
Не менее сложно, чем в банковской сфере обстоят дела при формировании индивидуальными предпринимателями заемных средств за счет других источников финансирования, таких как средства обществ взаимного кредита (кредитных кооперативов), небанковских организаций по кредитованию индивидуальных предпринимателей, включая фонды поддержки малого бизнеса, средств местных и региональных бюджетов. В данной сфере часть проблем, вызванных технологиями банковского кредитования, вследствие не больших сроков рассмотрения заявок на выдачу кредита, упрощенных требований к документации и более гибких условий выдачи займов разрешаются. Однако проблемой данных источников является, как правило, высокая стоимость услуг кредитования. Поэтому лишь около 1-2% индивидуальных предпринимателей обращались в данные организации.
Главным источником финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей служит предпринимательский доход. «Предпринимательский доход – это прибыль, которая остается предпринимателю после уплаты всех налогов и сборов». 3 Совокупный доход предпринимателей уменьшается на сумму документально подтвержденных и фактически произведенных расходов, которые непосредственно связаны с получением дохода.
В состав расходов обычно входят затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, материальные затраты, износ нематериальных активов и прочие затраты. Производственные затраты индивидуальных предпринимателей как правило существенно отличаются от коммерческих организаций, которые имеют статус юридического лица.
Это бывает связано с тем, что индивидуальные предприятия обычно являются семейными хозяйствами. В данном случае не используется наемная рабочая сила, а как следствие не формируется фонд оплаты труда. Предпринимательский доход здесь обычно включает в себя оплату труда членов семьи наравне с прибылью. При использовании имущества семьи для предпринимательской деятельность за счет семейного бюджета могут покрываться такие расходы, как износ части основных фондов, коммунальные платежи, ремонт и другие производственные расходы.
1.2. Использование финансовых ресурсов и особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Распределение и использование предпринимательского дохода индивидуальных предпринимателей, так же как и коммерческих организаций, основывается на принципе первоочередного выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами.
Существует два подхода, на которых основывается налогообложение индивидуальных предпринимателей: общий или традиционный режим налогообложения и специальные налоговые режимы.
Доходы индивидуальных предпринимателей при традиционном порядке налогообложения облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), налогом на добавленную стоимость (НДС), акцизами (при осуществлении определенных операций с подакцизными товарами), страховыми взносам и взносами на обязательное пенсионное страхование с сумм, как выплачиваемых наемным работникам, так и со своих доходов.
Индивидуальные предприниматели могут являться плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых, налога на игорный бизнес, государственной пошлины, а также налога на имущество физических лиц.
Налоговая база обычно определяется на основе всех доходов, полученных в денежной и натуральной форме, а также доходов в виде материальной выгоды, уменьшенных на сумму стандартных, имущественных, профессиональных и социальных вычетов.
На формирование доходов индивидуальных предпринимателей непосредственное влияние оказывают профессиональные налоговые вычеты- вычеты, которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ на сумму фактических документально подтвержденных расходов, которые связаны с получением дохода.
Особенность налогообложения индивидуальных предпринимателей состоит в том, что действующем законодательстве индивидуальные предприниматели рассматриваются с одной стороны в качестве самостоятельных плательщиков налогов, а с другой стороны в качестве налоговых агентов — лиц, на которых возложены обязанности по удержанию, исчислению и перечислению в бюджет налогов у физических лиц.
Кроме общего режима налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяются также специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН).
УСН предусматривает замену налога на доходы физических лиц, в отношении доходов от предпринимательской деятельности, налога на имущество, в отношении имущества, использованного в предпринимательской деятельности, уплатой единого налога, исчисляемого за налоговый период по результатам хозяйственной деятельности. Индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения, не платят НДС, но должны уплачивать другие налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Источник: www.myunivercity.ru
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования: виды, источники, направление использования.
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
· Доходы от внешнеэкономической деятельности
· Национальное богатство (в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.))
Направления использования:
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.
Финансовая система: определение, характеристика основных элементов.
Финансовая система – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений.
Сферы финансовой системы — финансы субъектов хозяйствования и государственные и муниципальные финансы.
Финансы субъектов хозяйствования — исходная сфера финансовой системы, в ней происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Звенья (в зависимости от характера деятельности субъекта): финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.
Организации образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством (ГК РФ). В составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы ОАО, ЗАО, ООО, финансы хоз. товариществ, финансы производственных кооперативов, финансы гос. и муниципальных унитарных предприятий. Последние занимают особое место. Их финансовые ресурсы находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В составе финансов некоммерческих организаций: финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное место в этом звене занимают финансы бюджетных учреждений, потому что именно б.у. обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Основной источник финансовых ресурсов б.у. — бюджетные средства, это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов б.у. со сферой государственных и муниципальных финансов.
Сфера гос. и мун. финансов играет регулирующую и координирующую роль в экономике страны, целью ее функционирования является обеспечение субъектов власти необходимыми финансовыми ресурсами (для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций).
В составе сферы гос. и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий.
В России переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. Созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, множество внебюджетных фондов экономического назначения, дорожные, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п.
Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, основная материальная база пенсионного обеспечения, самый крупный из всех гос. внебюджетных фондов.
Фонд соц. страхования РФ предназначен для осуществления гос. гарантий по соц. обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.
Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам РФ возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.
Источник: lektsia.com
Финансы индивидуальных предпринимателей
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей — это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой, осуществления и расширения своей деятельности.
Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.
Так же, как и другие субъекты хозяйствования, индивидуальный предприниматель осуществляет управление финансами своего предприятия. Эта работа включает ежегодную разработку финансовых планов, ведение финансового учета и отчетности, анализ финансовых показателей деятельности за текущий и прошедшие периоды, контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов, выполнением финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.
Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей:
— общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях);
— специальные налоговые режимы.
При общем порядке налогообложения индивидуальные предприниматели облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%. Налоговая база при этом рассчитывается как разница между суммой полученных доходов и суммой налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных), предоставляемых индивидуальному предпринимателю в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы предпринимателя, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Кроме налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ уплачивают единый социальный налог. Они могут также являться плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами, платежей за загрязнение окружающей среды, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также государственной пошлины. С 1 января 2003 г. индивидуальные предприниматели — собственники транспортных средств — уплачивают транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ.
Помимо общего подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в России, как и во многих зарубежных странах, существуют специальные налоговые режимы.
В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
Применение упрощенной системы налогообложения может быть заменено уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели занимающиеся: — производством подакцизных товаров;
— добычей и реализацией полезных ископаемых;
Не допускается применять упрощенную систему налогообложения индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог на вмененный доход или единый «сельскохозяйственный налог», а также средняя численность работников у которых превышает 100 человек.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального предпринимателя превысит 15,0 млн. руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения доходов в рамках налога на доходы физических лиц.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход (М) налогоплательщика. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Вмененный доход определяется на основе базовой доходности (С), т. е. условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Базовая доходность корректируется на три коэффициента (К1, К2, К3), показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности:
где К1 — учитывает особенности
ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных
образованиях, населенных пунктах, местах расположения внутри населенного
пункта. Он определяется как отношение кадастровой стоимости земли по месту
осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости
земли, установленной для данного вида деятельности;
К2 — учитывает совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Он ежегодно определяется субъектами Российской Федерации на календарный год и устанавливается в пределах от 0,1 до 1; К3 — коэффициент-дефлятор, учитывающий индекс изменения потребительских цен в Российской Федерации. N – количество единиц физического показателя.
К физическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:
— количество работников — для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;
— площадь торгового зала или число торговых мест — для розничной торговли;
— площадь зала — для услуг общепита;
— число автомобилей — для частного извоза.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы вмененного дохода:
Источник: www.theory-of-money.ru