Взыскание налоговой недоимки рассматривается в теории финансового права как применение финансовой санкции. Общей отличительной особенностью этой санкции является их четко выраженный право-восстановительный характер. Взыскание недоимки с правонарушителя позволяет восстановить соответствующие общественные отношения, обеспечить поступление денежных средств в бюджет или иной публичный фонд денежных средств, а также возместить ущерб, образовавшийся в результате задержки исполнения.
С правовой точки зрения недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога или сбора, не поступившую в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд, в результате противоправных действий налогоплательщика [2] [3] . Данное определение довольно точно отражает правовую сущность рассматриваемой категории.
Легальные определения недоимок вполне сочетаются с приведенной выше теоретико-правовой формулой. Так, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В основании возникновения недоимки лежит неисполнение обязанным лицом соответствующих денежных обязанностей. С правовой точки зрения недоимка представляет собой результат противоправной деятельности. Это обстоятельство дает основание для применения к правонарушителю мер государственного принуждения, в первую очередь в форме взыскания с него недоимки в принудительном порядке .
Налог на имущество физических лиц в 2023 году: Кто освобождается от обременений
НК РФ установил следующую процедуру взыскания налоговой недоимки.
Работа с налоговой недоимкой начинается с ее выявления. Для этого периодически, как правило, не реже одного раза в две недели, сотрудники отдела по принудительному взысканию недоимки формирует список должников. Список формируется автоматически, с использованием возможностей информационной системы инспекции. В ходе анализа этого списка выделяются суммы задолженности, которые уже находятся «в работе», суммы, невозможные к взысканию, а также суммы, достоверность которых вызывает сомнения. В результате такого анализа из общего списка должников выделяются те, по которым еще не начата процедура взыскания.
По таким плательщикам налоговый инспектор прежде всего изучает возможность погашения налоговой недоимки за счет имеющихся переплат по другим налогам. Зачет излишне уплаченных платежей по одному налогу в счет задолженности по другому налогу осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или по решению налогового органа. Зачет может быть произведен только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма. Сумма излишне уплаченного налога может быть также направлена на уплату пени, начисленной в тот же бюджет, в который она была излишне уплачена. В том случае когда налоговый орган произвел зачет самостоятельно, он обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете [4] .
Налоги для ЕГЭ по обществознанию за 50 минут | Умскул
Если налоговую недоимку нельзя покрыть за счет переплаты, то начинается процесс ее взыскания.
Определяющим документом для принудительного взыскания по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является налоговое уведомление. Все вышеуказанные налоги для налогоплательщиков — физических лиц исчисляются налоговыми органами, и, соответственно, на них возлагается обязанность не позднее 30 дней до наступления срока платежа направлять налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. По всем вышеуказанным налогам обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Исходя из этого следует, что объем налогового обязательства, подлежащего исполнению налогоплательщиком — физическим лицом по вышеуказанным налогам, определяется в налоговом уведомлении.
На практике имеется множество примеров, когда налоговые органы не могут представить налоговое уведомление и представляют в суд только требование об уплате налога, что является неправомерным. Другим важным моментом для установления наличия обязанности по уплате вышеуказанных налогов является вручение налогового уведомления теми способами, которые указывались выше. На практике имеется множество примеров, когда налоговый орган не представляет доказательств вручения налогового уведомления. Исходя из этого, следует, что если не представлено доказательство вручения налогового уведомления, то не имеется доказательства возникновения обязанности по уплате вышеперечисленных поимущественных налогов. Установление факта вручения налогового уведомления является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения требования налоговых органов по поимущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами.
Другим важным документом для реализации процедуры принудительного взыскания недоимок является требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данным документом определяются следующие юридически значимые обстоятельства для принудительного взыскания недоимок: — направление требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов является обязательным условием, предшествующим подаче в суд заявления о взыскании недоимок. Юридически данным документом определяется внесудебное и досудебное разрешение разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком — физическим лицом. Суд не может принять исковое заявление без указанного документа и доказательства его вручения способами, указанными выше; — требованием об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов определяется объем требований, заявляемых налоговым органом в суд. Согласно ст. 48 НК РФ объем заявляемых в суд требований по недоимкам определяется теми суммами, которые указывались в требовании, т.е. налоговый орган в заявлении о взыскании недоимки не вправе требовать взыскания сумм более того, чем указанно в требовании об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; — требование об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов не может подменить собой налогового уведомления.
Часто налоговые органы представляют в суд только требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и не предоставляют доказательства вручения налоговых уведомлений либо представляют только требование об уплате недоимки, должны влечь только одно последствие — отказ в удовлетворении заявлений. Поскольку это свидетельствует о том, что доказательства возникновения налогового обязательства у налогоплательщика — физического лица по вышеуказанным поимущественным налогам не представлены. Другим юридически значимым обстоятельством является наличие доказательств вручения требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов теми способами, которые указывались ранее. Определение момента вручения требования необходимо для правильного исчисления срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок и правильного установления факта соблюдения сроков, установленных ст. 48 НК РФ.
Если следовать общему положению п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном в ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.
Заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся налоговым органом в суд при наступлении одного из вышеуказанных условий: наличие у должника неисполненной обязанности в размере, превышающем 3000 рублей; истечение трехлетнего срока исполнения требования об уплате, в случае если общая сумма неуплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Так как эта процедура отличается большой трудоемкостью, необходимость введения досудебного порядка взыскания задолженности с физических лиц (по крайней мере, небольших сумм) является очевидной (п. 2 ст. 48 НК РФ).
При этом само заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания налогоплательщика [5] . Наряду с вышеуказанными документами к заявлению о взыскании недоимки должны прикладываться доказательства наличия объектов налогообложения, в частности, это документы, которые представляются уполномоченными органами налоговому органу для исчисления поимущественных налогов. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы обращаются с требованиями о взыскании налоговых недоимок физических лиц за налоговые периоды, за которые объекты налогообложения уже не принадлежали налогоплательщикам. Как следствие, это приводит к вынесению судебных актов о взыскании недоимок, которые существовать не могут.
Обязательным условием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок является представление доказательства направления копии заявления о взыскании недоимки налогоплательщику — физическому лицу. Копия заявления о взыскании недоимки согласно ст. 48 НК РФ должна направляться налогоплательщику до подачи заявления в суд.
При этом само заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания налогоплательщика. Наряду с вышеуказанными документами к заявлению о взыскании недоимки должны прикладываться доказательства наличия объектов налогообложения, в частности, это документы, которые представляются уполномоченными органами налоговому органу для исчисления поимущественных налогов. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы обращаются с требованиями о взыскании недоимок по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды, за которые объекты налогообложения уже не принадлежали налогоплательщикам. Как следствие, это приводит к вынесению судебных актов о взыскании недоимок, которые существовать не могут.
Таким образом, при обращении с заявлениями о взыскании недоимок по поимущественным налогам с налогоплательщиков — физических лиц к заявлению должны быть представлены следующие документы: налоговое уведомление и доказательство его вручения, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов и доказательство его вручения, доказательство направления копии заявления налогоплательщику, документ, подтверждающий наличие объекта налогообложения.
Другим немаловажным моментом при рассмотрении вопросов о взыскании недоимок является распространенная практика налоговых органов перерасчета или доначисления налоговых платежей налогоплательщикам по поимущественным налогам. Законодательно такая возможность предусмотрена с 1 января 2010 г. и не распространяется на отношения по уплате налога и сборов, существовавшие до указанной даты. Однако имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы осуществляют перерасчет и (или) доначисление налогового обязательства по поимущественным налогам за периоды 2009 г., 2008 г., 2007 г. и более поздних налоговых периодов. Представляется, что такая практика налоговых органов неправомерна, нормы, установленные с 1 января 2010 г., обратного действия не имеют [6] .
Можно и дальше приводить примеры того, что современное законодательство о налогах и сборах далеко от совершенства и, как следствие, развивается незаурядная правоприменительная практика. Поэтому, следует внимательно относиться к документам, получаемым из налоговой инспекции и сохранять все платежные документы по исполнению своей налоговой обязанности, чтобы в случае ошибок налоговых органов защитить свои права.
- [1] Научный руководитель: Лещина Э. Л., доцент кафедры государственно-правовыхдисциплин УФ ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н.
- [2] Титов, А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М, 2003. С. 39-40.
- [3] Кучеров, И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации //Журнал российского права. 2013. № 5. С. 26.
- [4] Тютин, Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплатеналога // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 5.
- [5] Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. № 16-В11-25 //СПС Кон-сультантПлюс.
- [6] Цинделиани, И.А. Правовое регулирование взыскания недоимок по налогам,сборам, пеням, штрафам с налогоплательщиков — физических лиц: современноезаконодательство и правоприменительная практика // Финансовое право. 2012. №И. С. 19-21.
Источник: bstudy.net
Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым или таможенным органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается налоговым или таможенным органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1,5 тыс. руб., за исключением случая истечения 3-летнего срока со дня исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым или таможенным органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым или таможенным органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым или таможенным органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1,5 тыс. руб., налоговый или таможенный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1,5 тыс. руб. Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1,5 тыс. руб., налоговый или таможенный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение б месяцев со дня истечения указанного 3-лстнсго срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица па основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом следующих особенностей.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
- 1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;
- 2) наличных денежных средств;
- 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
- 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему РФ пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.
Источник: studme.org
Взыскание недоимки и пени с физических лиц. Гражданский процессуальный и арбитражный процессуальный механизм взыскания налоговых платежей
Взыскание недоимки и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в судебном порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. В судебном порядке взыскиваются налоги также с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, установленных законом. Такие случаи определены поди. 1-4 п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 46, абз.
3 п. 1 ст. 47 НК РФ. В частности, только судебный порядок взыскания недоимки и пени с организаций и индивидуальных предпринимателей возможен в случае пропуска пресекательных сроков, установленных для бесспорного взыскания и взыскания за счет иного имущества.
Налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В целях разгрузки судебной системы от малозначительных требований в отношении физических лиц действует ограничение по минимальной сумме взыскания. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки и пени сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки и пени такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст.
101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Дела о взыскании недоимки и пени за счет имущества физического лица рассматриваются в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Для требований налоговых органов о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам предусмотрен порядок приказного судопроизводства (гл. 11 ГПК РФ).
Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГИК РФ.
Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным в ГПК РФ.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме.
В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
- 2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;
- 3) наименование должника, его место жительства или место нахождения;
- 4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;
- 5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;
- 6) перечень прилагаемых документов.
Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 134 и 135 ГНК РФ для отказа в принятии и возвращения искового заявления.
Кроме того, судья отказывает в принятии заявления в случае, если:
- 1) заявлено требование, не предусмотренное ст. 122 ГПК РФ;
- 2) место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации;
- 3) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;
- 4) из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве;
- 5) заявленное требование не оплачено государственной пошлиной. Однако следует иметь в виду, что согласно поди. 4 п. 1 ст. ЗЗЗ 35 налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины, когда обращаются в суды в случаях исполнения возложенных на них функций по контролю и надзору в сфере налогообложения.
Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа судья в течение трех дней со дня поступления заявления в суд выносит определение.
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.
В судебном приказе указываются:
- 1) номер производства и дата вынесения приказа;
- 2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ;
- 3) наименование, место жительства или место нахождения взыскателя;
- 4) наименование, место жительства или место нахождения должника;
- 5) закон, на основании которого удовлетворено требование;
- 6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;
- 7) размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;
- 8) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;
- 9) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебный приказ составляется па специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа.
Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.
В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.
Дела о взыскании недоимки и пени с физических лиц в случае отмены судебного приказа рассматриваются в общем порядке искового производства по правилам гл. 12-22 ГНК РФ.
Взыскание недоимки и пени с организаций и индивидуальных предпринимателей производится путем обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд. Арбитражные суды рассматривают такие требования в порядке, предусмотренном гл. 26 АПК РФ «Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций».
Дела о взыскании недоимки и пени с организаций и индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями.
Производство по делам о взыскании недоимки и пени возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений налоговых органов с требованием о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Заявление о взыскании недоимки и пени должно подаваться в арбитражный суд с соблюдением срока давности взыскания недоимки.
Так, к примеру, в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пени с организации или индивидуального предпринимателя в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пени. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст.
47 НК РФ налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пени с организации или индивидуального предпринимателя в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пени, в случаях, предусмотренных подп. 1-4 п. 2 ст. 45 НК РФ, — в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пени.
Заявление о взыскании налога (сбора) должно соответствовать требованиям, предусмотренным для исковых заявлений ч. 1, п. 1, 2 и 10ч. 2,ч. Зет. 125 АПК РФ.
Кроме этого в заявлении должны быть указаны.
- 1) наименование налога (сбора), подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
- 2) нормы НК РФ и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату налога (сбора);
- 3) сведения о направлении требования об уплате налога (сбора) в добровольном порядке, что свидетельствует о соблюдении обязательной досудебной процедуры урегулирования спора. Несоблюдение налоговым органом досудебной процедуры урегулирования налогового спора путем направления требования об уплате недоимки и пени влечет оставление заявления без движения или без рассмотрения (ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
К заявлению о взыскании налога (сбора) прилагаются те же документы, что и к исковому заявлению, и указанные в п. 1-5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате налога (сбора) в добровольном порядке. При принятии к рассмотрению заявлений налоговых органов о взыскании штрафов арбитражным судам необходимо исходить из того, что в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Дела о взыскании налога (сбора) рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания недоимки и пени, возлагается на заявителя.
В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
При рассмотрении дел о взыскании недоимки и пени арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы налога и пени, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решение арбитражного суда по делу о взыскании недоимки и пени принимается по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.
При удовлетворении требования о взыскании недоимки и пени в резолютивной части решения должны быть указаны:
- 1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности по налогу, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
- 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности по налогу, пени и санкций.
Источник: studref.com