Негативное влияние коррупции на бизнес

Безопасность и устойчивость являются важнейшими характеристиками экономической системы, которые определяют способность экономических субъектов к развитию и обеспечению достойных условий жизнедеятельности населения, устранению возникающих угроз. В зависимости от уровня исследования различают следующие виды экономических систем: мегасистема — мировая экономическая система в целом; макроэкономические системы — экономические системы отдельных стран; мезосистемы — экономические системы регионов, областей; микросистемы — экономические системы отдельных предприятий, отдельных хозяйствующих субъектов. В соответствии с уровнем экономических систем выделяют и уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, регионального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

На экономическую безопасность оказывают влияние множество факторов макро- и микросреды. В данной работе будет рассмотрено влияние на безопасность экономических систем такого фактора как коррупция. Актуальность изучения коррупции как фактора, угрожающего безопасности экономических систем, обусловлена глубокими изменениями экономических условий хозяйствования, её всеохватывающей интеграцией в наиболее важные структуры государств, а также в связи с глобализацией экономики, вызывающей необходимость поиска и внедрения новых инновационных методов и подходов обеспечения антикоррупционной безопасности всего мирового сообщества.

«Бизнес-барометр коррупции»


Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, затрудняет нормальное функционирование общественных институтов, бизнес-структур, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж страны на международной арене. Именно поэтому коррупцию правомерно рассматривать как одну из угроз безопасности экономических систем. В данной работе под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом властью, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, управленческими полномочиями для получения незаконных выгод и преимуществ для себя или других лиц.

В настоящее время в литературе доминируют две точки зрения: если первая рассматривает коррупцию однозначно как источник спада и упадка экономических систем, то вторая утверждает, что в условиях неэффективных формальных институтов и бюрократии коррупция как раз может оказаться фактором, содействующим динамике (коррупция как «смазка» для колес экономического роста, grease the wheels corruption). Рассмотрим подробнее экономические воззрения на природу коррупции.
Экономический анализ коррупции начал активно развиваться в 1970-е гг., когда методологическое лидерство захватила неоклассическая (неолиберальная) доктрина, делающая ставку на индивидуализм и утилитаризм. Экономические исследования коррупции встраивают это явление в общий логический ряд неолиберальной методологии: субъекты пытаются найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов (Г.

Как коррупция влияет на бизнес?

Беккер, Р. Вишни, Ф. Луи, С. Роуз-Аккерман, В.Танци, А. Шляйфе и др.). То есть коррупция — рациональный способ оптимизации издержек. В таком случае поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя, что отразилось в понятии «политического бизнесмена» (термин Д. де Ла Порта).

Одни оперируют капиталом политическим, другие — административным, третьи — экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности. Эта модель (принципал-агент-клиент) ясно показывает, что основная проблема борьбы с коррупцией в бюрократической среде состоит не в отсутствии политической воли и не в мягкости законов, а в принципиальной неустранимости ее базового условия. Речь идет о свободе маневра чиновников, то есть о его праве варьировать свое решение по собственному усмотрению.

С позиций институционального и экономико-социологического подхода коррупция выступает как взаимодействие социально укорененных субъектов. Основной посыл работ экономсоциологов, изучающих коррупцию, — попытка посмотреть на нее глазами участников, не сводимых к модели рациональных распределителей ограниченных ресурсов. Эти работы объединяет категоричное неприятие внеисторических и внекультурных «знаний» о коррупции.
Действительно, экономическая история знает массу примеров, когда социальные нормы сдерживали коррупцию, обусловленную экономической целесообразностью, или, наоборот, придавали ей труднообъяснимый размах. Этнокультурная специфика, конфессиональные особенности, семейный уклад, сетевые контакты, корпоративная культура, профессиональная этика, идеология, обычаи и прочие «социальные оболочки» индивида выступают ограничителями его поведения, существенно трансформируя его представление о должном и правильном. Например, уровень коррупции существенно различался в союзных республиках СССР, что было связано с различиями национальных культур. В весьма схожих по уровню экономического развития Чили и Мексике разительно отличается масштаб коррупции (Чили — «чище»). А страны с конфуцианской культурой (Сингапур, Япония) уступают по размаху коррупции странам того же региона (Пакистан, Индия), исторически не воспринявших конфуцианство как кодекс поведения честного и мудрого чиновника.
Анализ поведения коррупционера с позиций данного подхода позволяет сделать два вывода: во-первых, коррупция — это диагностика общества с позиции определенных взглядов, обычаев, норм. Во-вторых, использование служебного положения в личных целях не сводится к поиску экономической ренты, будучи обусловлено широким комплексом внеэкономических расчетов. При всех издержках и рисках взятка может быть привлекательна как элемент групповой этики, как акт демонстративной лояльности должностного лица по отношению к социальному окружению, как способ вхождения в сети, дарующие новые ресурсные и статусные возможности.
Особое внимание в контексте экономической безопасности уделяется административной коррупции, под которой понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам за определенное вознаграждение. Административная коррупция включает в себя: взяточничество; непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное участие в предпринимательской деятельности как лично, так и через близких или доверенных лиц (так называемое «чиновничье предпринимательство»); предоставление эксклюзивных прав, льгот и иных преимуществ в целях корыстного или иного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для любой корпоративной группы; использование или манипулирование служебной информацией, в том числе и инсайдерской, в личных или групповых интересах, нарушающих закон (положение); незаконное применение преференций для корпоративных групп и отдельных лиц, а также и некоторые другие подобные деяния.
Исследование коррупции позволило выявить ее основные причины: социально-экономические; политические; правовые; культурно-этические.
К социально-экономическим причинам могут быть отнесены: различие уровня заработной платы в государственном и частном секторе (низкая оплата труда чиновников побуждает их к поиску дополнительных источников доходов, которые в данном случае видятся как взяточничество через злоупотребление официальными должностными полномочиями); воздействие широко разветвленной сети теневой экономики (теневые капиталы составляют основной источник финансирования коррупционеров); устойчивая толерантность населения к коррупции; исключительная монополия бюрократии на чрезмерно большой объем функциональных возможностей; существенные ошибки в проведении социально-экономических реформ и т.п.
К политическим причинам относятся: особенности государственного строя (так, демократический строй обеспечивает такие возможности и стимулы для существования коррупции, как финансирование политических партий, электоральные должностные преступления, развитие новых систем политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах); стремительный количественный рост категории чиновничества как потенциального носителя коррупции; криминализация значительной части экономической и политической элиты; политическая нестабильность (гражданская неуверенность в завтрашнем дне провоцирует процветание коррупции).
К правовым причинам коррупции относятся: незнание или непонимание законов предпринимателями и населением (данный факт позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты); кадровая, техническая и оперативно-тактическая неподготовленность правоохранительных органов к активному противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней; минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие по отношению к ним адекватной уголовной ответственности и наказания; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

К культурно-этическим причинам относятся: культурная предрасположенность социума; низкие моральные стандарты населения и чиновников; коррупционный опыт ближайшего окружения; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; неразвитость общественных институтов.
В той или иной степени коррупция существует во всех странах, даже в таких благополучных в этом отношении, как Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия и Исландия. Однако для некоторых государств, в том числе и для России, уровень коррупции представляет серьезную угрозу ее национальной безопасности.
Согласно исследованиям, использовавшимся для выявления уровня коррумпированности стран в 2006 г., из 163 обследованных стран наиболее коррумпированными является Гаити, Гвинея, Ирак и Мьянма, в то время как наименьший уровень коррупции присваивается Финляндии, Исландии и Новой Зеландии. В 2007 г. из 180 обследованных стран наиболее коррумпированными оставались Ирак, Мьянма и Сомали. В 2008 г. наименьший уровень коррумпированности наблюдается в Дании, Новой Зеландии и Швеции, а сразу за ними расположился Сингапур. Замыкает список Сомали, являясь наиболее коррумпированной страной. По индексу восприятия коррупции Россия в 2008 году занимала 147 место среди 180 стран, что явно свидетельствует о неблагоприятном положении.
Совершенно очевидно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Негативное влияние коррупции на экономику еще в 1960-е гг. описал Г. Мюрдаль. Обобщая опыт модернизации стран «третьего мира», он заклеймил коррупцию как препятствие экономическому развитию. На наш взгляд, коррупцию следует рассматривать и как реальную угрозу безопасности экономических систем. Исходя из целей анализа, последствия коррупции будут рассмотрены в контексте влияния коррупции на безопасность экономических систем.
1. Экономические последствия:
o растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;
o нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Кроме того, предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции, подрыву экономической безопасности добросовестных субъектов предпринимательской деятельности;
o затрудняется появление эффективных частных собственников. Это связано как с нарушениями в ходе приватизации, так и с избыточными административными барьерами;
o неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;
o растут цены за счет коррупционных «накладных расходов», в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;
o коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать. В результате теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;
o расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом;
o . возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой — подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.
2. Социальные последствия:
o отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
o растет имущественное неравенство — богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения. Коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан и, таким образом, подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;
o дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;
o коррумпированность правоохранительных органов способ?ствует укреплению организованной преступности. Она сра?щивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и приобретения возможнос?ти для отмывания денег;
o увеличивается социальная напряженность в обществе, бью?щая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
3. Политические последствия:
o происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
o снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;
o падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;
o профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, возникает угроза разложения демократических институтов.
Вместе с тем, нельзя игнорировать функцию коррупции как амортизатора институциональных сдвигов. Одним из первых на это указал в начале XX в. М. Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Читайте также:  Как оформить бизнес на троих человек

Современные исследователи, сторонники институционального подхода, часто склоняются к частичному оправданию коррупции если не с моральной, то с функциональной точки зрения, — как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как рациональная альтернатива вооруженной борьбы за власть. Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения.

Принимая во внимание соображения представителей институционального направления, мы, тем не менее, придерживаемся точки зрения о крайне негативном влиянии коррупции на развитие общества и рассматриваем коррупцию как реальную угрозу безопасности экономических систем.

Источник: viperson.ru

Негативные последствия коррупции в государстве

Негативные последствия коррупции в государстве

Коррупция – это социальное зло, которое заключается в том, что государственные чиновники и другие высокопоставленные лица используют деньги народа (налоги) на достижение своих целей. В результате, население не получает качественной медицины, нормальной работы правоохранительных систем, социальных служб.

Коррупция есть во всех странах, но у некоторых она обретает характер политической системы, когда злоупотребление положением становится нормой.

Общая информация

Коррупция существует же давно, хотя о ней говорят сравнительно небольшой промежуток времени. Пока есть люди, которые могут принимать решения (а такие будут всегда), найдутся те, кто хочет повлиять на них.

В широком понимании этого термина коррупция являет собой злоупотребление властью с целью получения дохода или получения иной выгоды: захвата власти, лоббирования интересов определенных групп, поддержка своего бизнеса и так далее.

Фактически коррупция – это форма мошенничества. Государство присваивает себе не свои деньги. Толкований этого понятия много, но все они видят коррупцию, как уголовно преследуемую деятельность.

Коррупция – явление многоплановое, и она бывает одного из таких видов:

  1. Экономическая. Непосредственно получение денежной выгоды вследствие незаконных действий. Сюда относится подкуп, взяточничество. Также сюда относится лоббизм в негативном понимании этого термина. То есть, преследуются интересы конкретных лиц, а не категорий населения. Когда, например, общественные организации лоббируют интересы групп, которых они защищают (например, права студентов, детей или малообеспеченных), такое лоббирование является положительным. А вот защита интересов чиновников, крупных предпринимателей (более известных, как олигархат) – это коррупция.
  2. Политическая. Сюда входят действия, направленные на узурпацию власти. В качестве примеров можно привести незаконное финансирование партий, подавление прав и свобод граждан, массовые фальсификации на выборах, недопуск независимых кандидатов, ограничение возможностей для рекламы определенным партиям и политикам.
  3. Криминальная. Когда государственные чиновники непосредственно погрязают в криминальных схемах.

Коррупция

Коррупция может затрагивать абсолютно все сферы жизни общества, не только государственное управление. На территории постсоветского пространства она широко распространена в бизнесе, полиции, образовании, религии. Причем часто интересы каждой из этих сфер пересекаются. Например, государство может влиять на религию, чтобы удержать президента на своем посту или же подчинить большую часть общества своей воле.

Вмешательство в религию на государственном уровне практикуется сразу несколькими странами постсоветского пространства.

Последствия

Последствия коррупции обширны:

  • Если государство вмешивается в религиозные дела, это вредит самой религии. Например, во времена раннего СССР батюшки массово докладывали в спецслужбы о грехах своих прихожан. Следовательно, люди не хотели каяться в своих грехах, боясь получить наказание, зачастую несправедливое (поскольку государственная система тоже была погрязшей в коррупции).
  • Некачественное здравоохранение. Поскольку деньги, выделенные на медицину, оседают в карманах чиновников и государственных деятелей разных уровней, на лекарства, научные исследования и обслуживание пациентов остается очень мало денег. Это стимулирует коррупцию в сфере здравоохранения, поскольку взятка для врача остается единственным способом выжить. Поскольку медицина лишается такого мощного источника финансирования, прекращаются исследования в области разработки инновационных методов лечения. Здравоохранение стагнирует, а потом и вовсе деградирует.
  • Плохое образование. Коррумпированное государство выделяет на образование очень небольшие деньги, чем убивает двух зайцев. Во-первых, оно может присвоить деньги себе. Во-вторых, необразованное население не будет критически оценивать действия чиновников и задавать неудобных вопросов. А интеллигенцию нужно подавлять. Это приводит к оттоку мозгов (самого ценного ресурса в 21 веке) за границу. Как следствие, инновации начинают внедряться в других странах. Но коррумпированное правительство интересует только собственная нажива.
  • Разложение правоохранительной системы. Вместо того, чтобы защищать права граждан, полиция начинает оберегать права властимущих, разгоняя митинги, устраивая репрессии. Поэтому настоящие преступники оказываются пойманными. Просто полицейского ресурса на них не хватает, они заняты более «важными» вещами, чем поимка воров и убийц – поддержка политического режима.
  • Упадок предпринимательства. Как-то вести бизнес можно лишь через откаты всем возможным инстанциям. Как следствие, у предпринимателя почти ничего не остается, особенно если бизнес мелкий. В это же время в коррумпированном государстве олигархат только расцветает.
  • Отсутствие открытых социальных лифтов.
  • Деградация экономики. Не развиваются многие отрасли, чудовищная инфляция, недиверсифицированность экономики – это все следствия коррупции. Типичный пример – некоторые страны постсоветского пространства. Тех немногих отраслей, которые в ней действительно расцвели, вполне достаточно для обогащения верхушки. Зачем еще что-то развивать?
  • Развал армии. В конечном итоге, падение экономики приведет к отсутствию денежных поступлений в армию. В коррумпированном государстве финансирование этой сферы останавливается в последнюю очередь, но из-за проблем с экономикой и здесь начинается бедность. Как следствие – вооруженный мятеж.
Читайте также:  Куда сходить на бизнес ланч в Москве

Коррупционер

Вывод

Таким образом, коррупция вредна не только для населения, но и для власти в долгосрочной перспективе. Это подтверждается множеством исторических примеров, начиная падением Римской империи (которое началось именно после роста уровня коррупции) и заканчивая недавним падением некоторых империй мирового масштаба. Коррумпированная власть рано или поздно плохо кончает. Но желание сиюминутной выгоды затмевает все.

Источник: plusiminusi.ru

Суть коррупции в современном обществе

Чаще всего под этим определением имеют в виду злоупотребление властью или занимаемой должностью для личной выгоды. План противодействия коррупции – это комплекс мероприятий, направленных на борьбу с преступным использованием своих возможностей. Если рассматривать понятие в более широком смысле, то его суть заключается в злоупотреблении доверием.

Коррупцию можно изучать как со стороны государственного законодательства, так и мнения общества. В первом случае затрагиваются официальные правительственные документы, содержащие в себе информацию об использовании власти в корыстных целях и причиненном вреде. Второй вариант предусматривает более широкий взгляд на данное нарушение со стороны гражданского социума.

Коррупция может проявляться в частном, в общественном, а также в третьем секторе. Если представитель точки розничной торговли, отвечающий за приобретение товара, берет какую-либо неучтенную сумму от поставщика и закупает именно его позиции, невзирая на качество и стоимость, это считается проявлением коррупции частного сектора.

В результате таких действий страдает магазин, так как организация чаще всего отказывается от более выгодной для себя продукции. Ущербом может стать как утраченная репутация среди клиентов из-за низкокачественных позиций, так и прибыль, которую компания не получила.

В данной ситуации прослеживается явное злоупотребление занимаемой менеджером по закупкам должностью с целью персонального обогащения. Еще одним примером из этой же разновидности коррупции является вознаграждение фирме, осуществляющей надзор за деятельностью другого юридического лица. В итоге представители проверяющей стороны либо закрывают глаза на некоторые нарушения либо вовсе не контролируют действия компании. При даче взятки ответственность несут обе стороны. Ниже короткое, видео, которое поможет узнать всю суть коррупции.

Из-за чего возникает и развивается коррупция

  • фундаментальные;
  • правовые;
  • организационно-экономические;
  • информационные;
  • социальные;
  • культурно-исторические.

Причины коррупционного поведения

Чтобы люди начали нарушать закон и злоупотреблять своими возможностями, должен присутствовать хотя бы один из следующих «рычагов»:

  • низкий уровень правосознания;
  • лояльность социума к фактам должностных преступлений;
  • неграмотность по отношению к собственным правам и обязанностям управленцев;
  • отсутствие страха потери полученной материальной ценности в случае проверки;
  • подсознательное чувство собственной незащищенности простого человека в общении с чиновником;
  • наличие нескольких вариантов решения вопроса у должностного лица;
  • отсутствие контролирующего органа, отслеживающего поведение человека, занимающего высокую должность.

Если государству удастся устранить эти причины или хотя бы существенно снизить уровень самопроизвола и безнаказанности в среде руководящих звеньев, то число правонарушений сразу же уменьшится. Это и есть план противодействия коррупции.

Однако искать причины только в отрицательных качествах людей нельзя. Использование служебного положения в личных целях – это системное явление. Поэтому обычные перетасовки чиновников просто не дадут нужного эффекта. Прежде всего, необходимо убирать саму возможность возникновения коррупционного поведения.

причины коррупции

Влияние должностных преступлений на социально-экономическую сферу

Коррупция – явление с ярко выраженной негативной окраской. Учеными доказано, что оно способствует увеличению числа граждан, находящихся за чертой бедности. Кроме того, усиливается неравенство между разными слоями общества.

Коррумпированные чиновники наращивают капитал и инвестируют именно в те разделы экономики, которые позволяют пользоваться своей должностью и получать незаконный доход. Итогом становится шаткое положение государства, потеря международного влияния и снижение доверия населения к правительству. Экономика прекращает свой рост, так как финансы уходят далеко не на пользу экономики.

Несмотря на столь печальные выводы, есть специалисты, сумевшие отыскать и определенные плюсы в присутствии коррупции. В качестве примера они приводят ускорение бюрократических процедур. Однако такой аргумент не является веским на фоне столь масштабного отрицательного воздействия.

Свое экспертное мнение высказали и ученые из The Economist. Журнал опубликовал схему, на которой наглядно отображена взаимосвязь коррупции и бедности граждан государства. За основу были взяты показатели 2011 года: индекс развития человека и степень прогресса должностных нарушений. Как видно из рисунка, чем слабее коррупция, тем выше показатели сфер образования, здоровья и общего качества жизни.

the economist влияние коррупции

Разновидности злоупотребления властью

Должностные нарушения имеют многоступенчатую структуру. В зависимости от человека, пользующегося своим положением, коррупция бывает:

  • политическая (со стороны членов партий);
  • государственная (в рядах чиновников разного уровня);
  • коммерческая (среди сотрудников юридических лиц).

Если рассматривать инициаторов коррупционных действий, то варианта два:

  • проситель сам предлагает «подарок» взамен на услугу;
  • получатель вымогает (запрашивает) ценности у заинтересованного гражданина.

По типу субъекта, дающего «подарок», взятка бывает:

  • предпринимательская (в качестве просителя выступает официально зарегистрированная фирма);
  • индивидуальная (со стороны физического лица);
  • криминальная (одним из участников становится, к примеру, наркомафия).

Уровень централизации отношений дробит коррупцию на следующие типы:

  • централизованная с принципом «снизу вверх» (мелкие чины отдают часть взятки руководству);
  • централизованная с принципом «сверху вниз» (вышестоящие должностные лица частично делятся с подчиненными);
  • децентрализованная (у каждого собственная инициатива).

Уровень отношений, на котором возникают «взаимовыгодные» обязательства, говорит о таких видах коррупции как:

  • международная (уровень межгосударственных нарушений;
  • верхушечная (крупные политики и чиновники, приближенные к руководству страны);
  • низовая (самые мелкие местечковые должности).

Степень регулярности возникновения взяточных связей подразделяет коррупцию следующим образом:

  • клептократия (должностные нарушения становятся неотъемлемой частью отношений властных структур с присущим им лоббизмом);
  • систематическая;
  • эпизодическая.

Форма выгоды также влияет на разновидность взятки. Подкуп может осуществляться деньгами (как правило, наличными, чтобы невозможно было отследить движение средств) или же выглядеть как обмен определенными услугами (непотизм или патронаж).

Читайте также:  Лидеры бизнеса кто они

Последствия развития коррупции

Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.

Сферы
ПолитическаяЭкономическаяСоциальная
закон перестанет быть верховным регуляторомрезкое повышение коммерческих и финансовых рисковувеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строярасходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективнымвласть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами»
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру властичастная выгода окажется важнее общего результата производстварост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников
доверие к руководству страны существенно снизитсяведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержекусиление влияния со стороны мафиозных структур
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друганеконтролируемая инфляция и повышение ценобщественность теряет веру в правовые возможности руководства страны
судебные и политические институты окажутся неэффективныактивное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджетослабевают нравственность и мораль
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадетвнутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климатавозникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической аренеискоренение конкуренции в пользу монополизации
крах текущего строя страныостановка развития экономики государства
упадок в стране

В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.

Вот пара примеров столь необычного развития событий.

Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура.

На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми.

Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.

В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек.

Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».

Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.

План противодействия коррупции

Многие ученые умы написали труды, которые кажутся универсальной панацеей. Но у каждой страны свои меры предотвращения использования должности в корыстных целях. План действий зависит от уровня экономики, политического строя, глобальных исторических событий, географических особенностей, а также культуры и национальной идеи. Стоит более подробно рассмотреть несколько весьма успешных проектов, создатели которых отлично уловили саму суть коррупции.

Начнем с плана, разработанного в Сингапуре. После получения статуса независимого государства в 1965 году страна тут же достигла небывалого уровня развития коррупции. Правительство отреагировало довольно слаженно и четко:

  • Началось все со строжайшего контроля за каждый действием чиновников, соблюдения стандартов этики и снижения бюрократической волокиты.
  • Ужесточились законодательные рамки. Одновременно с этим судебная система получила высокую независимость. Ввели суровые штрафы за нежелание расследовать дела о взятках. Многие служащие таможни и других государственных структур были уволены.
  • Изменилась и политика подбора кадров. Теперь статус должностных лиц могли получить только высококвалифицированные специалисты. При этом уровень заработной платы также существенно увеличился.
  • Было создано независимое Бюро для расследования всех зафиксированных случаев коррупции. Его сотрудники рассматривали жалобы со стороны физических и юридических лиц, а также проверяли все действия, совершаемые госслужащими.

Отдельно я отмечу, что помимо стандартного уголовного наказания виновные в коррупционных сделках полностью компенсировали полученную взятку. Если же человек не имел возможности расплатиться, то его ожидал более суровый приговор. В случае смерти обвиняемого конфисковалось все его имущество для покрытия убытка.

За счет этих действий Сингапур практически распрощался с должностными преступлениями. Согласно публикации Transparency International государство заняло 4 позицию в Corruption Perception Index 2008. Очевидно, что основной движущей силой, позволившей стране так уверенно справиться с коррупцией, стала политическая воля.

В качестве второго примера я приведу Швецию. В этой стране власти сделали все, чтобы побудить свое население выступить против коррупции. Суть данного плана заключалась в следующем:

  • правосудие получило статус эффективного и независимого;
  • госслужащие стали получать достойную зарплату, что само по себе исключало появление у чиновника желания брать взятки;
  • в качестве главных инструментов выступили субсидии, налоги и ряд льгот для граждан;
  • ощутимо поднялась планка этических стандартов для должностных лиц;
  • все внутренние документы государственного значения обрели свободный доступ.

Эффективность стратегии была доказана уже спустя несколько лет. Сейчас Швеция получила первый ранг в Corruption Perception Index. И снова на главным пунктом становится улучшение благосостояние граждан. Искоренение бедности и социальное равенство являются ключевым моментом для адекватного восприятия норм морали и честности.

Действия этих стран, нашли применение и в планах по борьбе с коррупцией других государств.

Если не вдаваться в подробности, то наиболее эффективной до сих пор считается технология «кнут и пряник». Жесткий контроль должен непременно соседствовать с достойным уровнем жизни.

Глобальное движение по борьбе с коррупцией Transparency International, оценивает и ранжирует страны на основе того, насколько коррумпирован государственный сектор страны. Ниже в таблице, вы сможете отыскать вашу страну и увидеть её место в рейтинге. Чем выше страна в рейтинге, тем она менее коррумпирована по мнению Transparency International.

Подведение итогов

Должностные преступления и взяточничество полностью устранить крайне сложно. Однако некоторые меры могут сильно снизить уровень злоупотребления властью. Если государство не пытается активно бороться с коррупцией, можно считать, что оно поддерживает преступников. Ведь последствия для страны бывают разрушительными. И это коснется не только простых жителей.

Пострадают все, включая и прослойку богатейших граждан.

Очень важно грамотно изучить причины возникновения коррупции. Ведь есть успешный опыт других государств. Вернуть своей стране величие и стабильность вполне реально. Нужен один общий рывок, в котором будет участвовать и политическая верхушка и общество. В противном случае участь такого государства предрешена.

Источник: binaroption.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин