В письме Минфина России от 26 июня 2020 года N 03-03-07/55377 даны разъяснения по вопросу учета расходов за негативное воздействие на окружающую среду при расчете налога на прибыль.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным затратам по налогу на прибыль можно отнести те НВОС, которые произведены в пределах нормативов. Если платежи за загрязняющие выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы производятся сверх нормативов, такие суммы при определении налоговой базы по прибыли не подлежат учету.
Минфин также напомнил, что платежи за НВОС, рассчитанные по итогам года, нужно внести не позднее 1-го марта года, следующего за истекшим годом. Ежеквартальные авансовые платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Поэтому расходы по платежам за НВОС в налоге на прибыль нужно признавать в том периоде, в котором возникает обязанность по их уплате.
О компании
Партнерство и сотрудничество
- Сотрудничество с нами
- Наши партнеры
- Наши эксперты
Онлайн-сервисы
Социальные сети:
Cлужба поддержки пользователей:
Источник: kodeks.ru
Экологические платежи: Виды, расчет, штрафы
Экологические платежи – это обязательные взносы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за негативное воздействие (выбросы, сбросы, отходы) обязаны вносить все хозяйствующие субъекты РФ, кроме объектов 4 категории НВОС. Экологический сбор является отдельным платежом для производителей. В статье перед вами мы расскажем о том как снизить экологические платежи.
Виды экологических платежей
- Плата за пользование природных ресурсов;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
- Суммы вреда, нанесенного объектам окружающей среды;
- Экологический сбор.
- Федеральные или региональные органы государственной власти;
- Граждане Российской Федерации;
- Некоммерческие организации;
- Общественные объединения.
Экологический сбор
Производители, импортеры товаров, обязаны уплачивать экологический сбор в случае, если ими не обеспечивается самостоятельная утилизация отходов от использования товаров. Подробнее с этим требованием экологического законодательства можно ознакомиться в статье 24.5 «Экологический сбор» Закона № 89-ФЗ.
Расчет экологических платежей
Экологические платежи рассчитываются раз в квартал. Например, предприятия Санкт-Петербурга и ЛО вносят плату за НВОС в департамент Росприроднадзора по СЗФО не позднее 20 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
- Опасных отходов, размещенных предприятием;
- Выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- Загрязняющих веществ, сброшенных в поверхностные и подземные воды.
Так, для оплаты выбросов, осуществляющихся в пределах ПДВ, действуют базовые тарифы. Для выбросов, осуществляющихся в пределах лимитов ВСВ, плата берется в пятикратном размере. Плата взимается в 25-кратном (в зависимости от категории объекта – и в 100-кратном) размере за выбросы, превышающие лимиты, установленные для предприятия.
Если у предприятия отсутствует разрешение на сброс вредных веществ, ему необходимо оплачивать экологические взносы в 25-кратном размере (иногда и в 100-кратном размере).
- Предприятие оплачивает экологические взносы по базовым тарифам, если образование отходов не превышает установленных лимитов;
- Особенности внесения платы за НВОС зависят от категории того или иного объекта.
Штрафы за неуплату экологических платежей
- Должностные лица – в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
- ИП – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 250 000 рублей;
- ЮЛ – невнесение платы за НВОС влечет штраф от 50 000 до 100 000 рублей;
- Организации – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 500 000 руб. согласно статье 8.41.1 КоАП РФ.
Как снизить экологические платежи?
Для предприятия есть легальные и рабочие способы снизить сумму экологических платежей. Рассмотрим несколько из них.
Первый способ – правильная разработка нормативной документации и ее согласование. Каждое предприятие (в зависимости от своей категории НВОС) должно разработать проекты:
- НДС (Нормативов допустимых сбросов);
- ПДВ (Предельно допустимых выбросов);
- НООЛР (Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Мы не рекомендуем игнорировать эти проекты, потому что их отсутствие приводит к значительному увеличению суммы платежей НВОС. Для разработки проектов рекомендуется привлекать профессиональных экологов с большим опытом работы в создании вышеуказанных проектов.
Второй способ – перерабатывать отходы и повторно их использовать. Передавать на повторную переработку можно:
- Стеклотару;
- Полиэтилен;
- Металлолом;
- Макулатуру.
Переработанные отходы не несут вреда окружающей среде и человеческому здоровью, соответственно, не облагаются экологическими платежами.
Третий способ – установка очистных сооружений. Для предприятия это шаг к модернизации, дорогостоящий и эффективный. Очистные сооружения на предприятии способствуют снижению загрязняющих выбросов в атмосферу в несколько раз, что приводит к снижению суммы экологических платежей.
Для согласования установки очистных механизмов с природоохранными органами требуется необходимо привлекать профессионалов в сфере экологического законодательства.
Компания «ЭкоПромЦентр» поможет вам снизить сумму экологических платежей легально и без больших затрат. Работают профессионалы в области экологии и экологического законодательства. Задать вопрос или заказать услугу можно по телефону — +7 (812) 425-61-45 или оставьте заявку на сайте.
Источник: ecopromcentr.ru
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
В данном материале представлены существующие на сегодняшний день налоговые льготы в виде государственной поддержки природоохранной деятельности для организаций, работающих в сфере обращения с отходами.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности по внедрению наилучших доступных технологий (далее – НДТ) и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) может осуществляться посредством:
- предоставления налоговых льгот;
- предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством страны.
В области обращения с отходами государственная поддержка осуществляется, в частности, при реализации следующих мероприятий (далее – мероприятия):
- внедрение НДТ;
- установка автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды (на территориях объектов размещенияния отходов (далее – ОРО) и в пределах их воздействия на окружающую среду);
- установка оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
1. Предоставление инвестиционного налогового кредита (в соответствии со ст. 66-68 ч. 1 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных налогов. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите
Инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока (действия договора об инвестиционном налоговом кредите) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Если организация имела убытки (по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода), излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Срок, на который предоставляется льгота: 1- 5 лет.
Одним из оснований для получения этой льготы является проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на осуществление одного или нескольких Мероприятий. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для заявленных целей.
Также инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при осуществлении организацией внедренческой или инновационной деятельности (в том числе при разработке новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов) на условиях, определяемых по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Льгота действует с 1 января 2016 г. К сожалению, найти в открытых источниках информацию о том, сколько организаций смогли воспользоваться этой льготой, не удалось. Есть данные, что инвестиционный налоговый кредит ввиду сложного механизма не получил широкого распространения.
Субъекты РФ (Например, Калужская, Челябинская, Омская, Вологодская области, Ставропольский, Забайкальский, Красноярский края, КабардиноБалкарская Республика, Республика Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ и др) своими законами могут устанавливать иные (чем предусмотрено НК РФ) основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций.
(в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам. Аналогично – по местным налогам (основания и условия устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований).
Так, законом Кабардино-Балкарской Республики от 22.03.2002 № 18- РЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» установлено, что инвестиционный кредит может предоставляться по налогу на прибыль организациям, осуществляющим деятельность на территории республики, при проведении НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В настоящее время рассматривается вопрос о расширении оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита и упрощении порядка его получения в качестве антисанкционной меры. Льготу планируется распространить на налог на добавленную стоимость, что позволит организациям направить высвободившиеся средства на инвестиционные цели
2.Инвестиционный налоговый вычет на прибыль
Инвестиционный налоговый вычет на прибыль (в соответствии со ст. 286.1 НК РФ- льгота введена Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и будет действовать до 31 декабря 2027 г), вводится по решению субъекта РФ, который своим законом может предоставить налогоплательщику возможность уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащую к уплате в региональный бюджет, на сумму до 90 % расходов на инвестиции в основные средства. При использовании инвестиционного налогового вычета его величина не может превышать установленную предельную величину. Неиспользованный остаток вычета может быть перенесен на будущие периоды (зависит от решения субъекта РФ).
ПРИМЕРЫ СУБЪЕКТОВ РФ, В КОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ), РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА РФ, МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ НАЛОГОВЫМ ВЫЧЕТОМ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ
Субъект РФ | Вид экономической деятельности | Процентная ставка для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, % | Максимальный размер вычета (от суммы расходов), % |
Чеченская Республика | Организация сбора и утилизации отходов | 5 | 90 |
Республика Карелия | Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья | 8,5 | 50 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | Сбор, обработка и утилизация отходов | 7 | 70 |
3. Применение повышающего коэффициента (не выше 2) к норме амортизации (в соответствии со ст. 259.3 ч. 2 НК РФ).
Специальный коэффициент (до 2) применяется в том числе в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р. В перечень вошли: установка для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, установка по переработке вторичного цинксодержащего сырья, установка для обезвреживания твердых и пастообразных замасленных отходов, установка сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) по обеззараживанию медицинских отходов, оборудование для сортировки отходов, оборудование для утилизации изделий из резины физическим способом, линия по переработке шин, пресс для прессования отходов перед размещением и пр.
Льгота действует с 1 января 2019 г.
Согласно данным ФНС России специальный коэффициент не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, в 2019 г. применили только 3 налогоплательщика, в 2020 г. – 8. По данным за 9 месяцев 2021 г. уже 12 налогоплательщиков (0,0014 % от общего числа плательщиков налога на прибыль) воспользовались льготой, а ее размер в денежном выражении составил 332,93 млн руб. При этом за период 2019-2021 гг. комплексные экологические разрешения получили 69 организаций.
4.Применение повышающего коэффициента 1,5 к затратам на НИОКР при исчислении налога на прибыль
(в соответствии со ст. 262 ч. 2 НК РФ).
Для расходов на НИОКР, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988, при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организация вправе учитывать такие расходы с применением повышающего коэффициента 1,5. Расходы учитываются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
С 1 января 2022 г. постановлением Правительства России от 18.02.2022 № 207 указанный перечень НИОКР был существенно расширен и дополнен новыми разделами VII-IX.
В разделе VII «Индустрия будущего» в подразделе 6 «Технологии производства и реализации питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов» указаны: разработка продуктов переработки новых видов биологического сырья, в том числе биомассы из водорослей и насекомых (синтезированный белок), отходов, псевдозлаковых и клеточных культур (в том числе для производства кормовых добавок, биопластика и биологически активных веществ).
В разделе IX «Создание систем улучшения состояния окружающей среды и повышения энергосбережения и эффективности использования природных ресурсов» приведены:
в подразделе 1 «Утилизация и переработка отходов»:
- разработка технологий обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), включая технологии их раздельного сбора, сортировки и использования для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, включая рекуперацию, регенерацию и энергетическую утилизацию;
- разработка технологий переработки и повторного применения отходов, образующихся при строительстве, реновации и ремонте зданий, сооружений и инфраструктурных объектов;
- разработка технологий утилизации отходов с выработкой электрической и тепловой энергии для энергетической утилизации отходов, для электростанций на свалочном газе, для пиролиза, газификации и биоразложения ТКО, для переработки отходов деревообработки, лесозаготовки и лесопереработки;
- разработка экологически безопасных технологий утилизации отходов с выработкой электрической и тепловой энергии для энергетической утилизации отходов с применением оборудования малой мощности по термической утилизации отходов для эксплуатации на удаленных и труднодоступных территориях;
- разработка технологий применения материалов из продуктов переработки техногенных отвалов, промышленных отходов и ТКО;
- создание производственно-технических конструкций по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I, II и III классов опасности, включая разработку технологий и конструкций для экологически безопасного сбора и транспортировки опасных отходов, а также производствоспециальных технических конструкций для вывоза опасных отходов и загрязненных материалов с территорий промышленных предприятий и предприятий сервисного обслуживания (включая автосервисы и автомойки);
- разработка технологий производства биоразлагаемых материалов, в том числе продукции из биоразлагаемых материалов, исключающей формирование микропластика;
- разработка технологий производства биоразлагаемых материалов для пищевой промышленности и торговли, в том числе по компостированию и утилизации биоразлагаемых материалов;
- разработка методов, технологий и систем автоматического контроля для оценки сбросов и выбросов на предприятиях различных категорий НВОС;
- разработка методов, технологий и систем цифровизации, учета и контроля за обращением с отходами и вторичными ресурсами, в том числе их транспортировки;
в подразделе 2 «Энергетика»:,
- разработка технологий, генерирующих энергию на основе возобновляемых источников энергии, в том числе энергии биомассы, свалочного газа, биогаза, органических продуктов переработки отходов производства и потребления, включая ТКО;
- разработка технологий переработки золошлаковых отходов во вторичные материалы для применения в промышленности и в строительстве, рекультивации золошлаковых отвалов;
в подразделе 3 «Строительство»:
- разработка строительных материалов из продуктов переработки техногенных отвалов, промышленных отходов и ТКО;
- разработка интеллектуальных электронных систем и средств для мониторинга воздействия на экологию при строительстве зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, а также воздействия на экологию при эксплуатации зданий, сооружений и объектов инфраструктуры;
• в подразделе 4 «Промышленность»:
- разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленности, позволяющих снизить НВОС;
- разработка энерго- и ресурсоэффективных материалов и технологий использования вторичных материалов и полупродуктов из крупнотоннажных отходов в производстве строительных материалов, мелиорантов и сорбентов для дорожного, коммунального и сельского хозяйства;
- разработка замкнутых (безотходных) технологий производства волокон, полотен и нетканых материалов из вторичных ресурсов;
- разработка замкнутых (безотходных) технологий использования промышленных отходов и вторичных материалов, полученных путем переработки промышленных отходов, для сооружения объектов транспортной инфраструктуры;
- разработка замкнутых (безотходных) технологий для комплексных целлюлозно-бумажных производств с утилизацией всех видов отходов и плановым применением вторичных материалов (макулатуры) в производстве;
- разработка замкнутых технологий для комплексных безотходных химических производств, производств резиновых, пластмассовых и композитных изделий;
- разработка замкнутых (безотходных) технологий для металлургических и металлообрабатывающих производств;
- разработка замкнутых (безотходных) технологий переработки обедненного сырья, металлического лома, утилизации автомобилей, речных и морских судов;
- разработка систем и средств автоматического мониторинга и контроля для оценки сбросов и выбросов на предприятиях различных категорий НВОС
- разработка технологий экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельско-хозяйственного сырья и продуктов питания;
• в подразделе 8 «Информационно-коммуникационные технологии»:
- разработка технологий обработки и хранения данных экологического обследования, мониторинга и контроля, включая реестры источников вредных выбросов, отходов и производств вторичных материалов;
- разработка интеллектуальных транспортных систем с применением энергосберегающих технологий.
О практике предоставления этой льготы применительно к природоохранной деятельности можно будет говорить не ранее 2023 г.
ПРИМЕРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В Камчатском крае при соблюдении определенных условий применяется пониженная налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения (в случае если объектом налогообложения являются доходы) для лиц, осуществляющих обработку и утилизацию отходов.
В Амурской области установлена налоговая ставка по патентной системе налогообложения в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, а также обработке вторичного сырья.
21 марта 2022 г. в Республике Татарстан был принят закон, согласно которому с 1 января 2023 г. устанавливается пониженная 10%-ная ставка
по налогу на прибыль организаций – участников региональных инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления. Организации отбираются по результатам конкурса в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности». Такая ставка устанавливается, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль, и заканчивая периодом, в котором разница между суммой налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из налоговой ставки в размере 20 %, и суммой налога на прибыль организаций, исчисленного с применением ставок согласно Налоговому кодексу РФ, приравнивается объему капитальных вложений в инвестиционный проект. Эта разница определяется нарастающим итогом за указанные периоды. Срок действия льготы устанавливается до 31 декабря 2026 г
Источник: verge-profit.ru