Для многих индивидуальных предпринимателей важным и актуальным является вопрос – какой налоговый режим для них более предпочтителен. В статье представлена сравнительная характеристика налоговых режимов, применяемых индивидуальными предпринимателями в условиях современного законодательства – это общая система налогообложения и специальные налоговые режимы.
Исследованы особенности формирования совокупной налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного налогового режима. Рассмотрены изменения в налоговом законодательстве для индивидуальных предпринимателей с 2015 года, в том числе по налогу на имущество и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Исследовано, как введение новой главы Налогового кодекса Российской Федерации «Торговый сбор» повлияет на выбор индивидуального предпринимателя. Предложены рекомендации по выбору налогового режима в целях оптимизации налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя.
Система нормативно правовых актов
налоговая нагрузка
налоговый режим
малый бизнес
система налогообложения
индивидуальный предприниматель
1. Васильев, П.А., Васильева, Т.Ю. Выбор налогового режима как оптимизация налоговой нагрузки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5 (Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/119-14716 (дата обращения: 06.01.2015).
2. Закон ЧР от 23.07.2001 № 38 (ред. от 01.11.2014) «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»
3. Минпромторг: предлагаемый торговый сбор приведет к закрытию магазинов шаговой доступности // ТАСС: Информационное агентство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1577900 (дата обращения: 06.01.2015).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) и Ч. II от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Основные нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации на федеральном уровне — Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств [4].
Цель исследования — исследование особенностей формирования налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного налогового режима.
Урок 16. Виды нормативно-правовых актов
В соответствии с российским законодательством индивидуальные предприниматели могут применять следующие режимы налогообложения [4]:
- общую систему налогообложения (ОСНО), при которой индивидуальный предприниматель уплачивает все основные налоги — налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- упрощенную систему налогообложения (УСНО);
- систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД, носит добровольный характер с 2013 года);
- систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- патентную систему налогообложения (ПСН), с 2013 года.
Специальные налоговые режимы функционируют в России в целях налогового стимулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства. Налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей при применении спецрежимов значительно уменьшается, так как не уплачиваются НДФЛ, НДС, налог на имущество, используемое для предпринимательской деятельности. С 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, ЕНВД, ПСН, уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Это следующие объекты недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, применяющие УСНО, ЕНВД и патент предприниматели, имеющие на праве собственности объекты недвижимости, с 2015 года не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, стоимость которого определяется как кадастровая.
Несмотря на значительные налоговые послабления, которые дают спецрежимы, некоторые предприниматели применяют общую систему налогообложения, в основном, в связи с тем, что контрагентам этих индивидуальных предпринимателей важно выделение входного НДС с последующим его зачетом из бюджета, а также когда деятельность предпринимателей влечет риск превышения установленных ограничений по спецрежимам (например, по выручке, численности работников и т.д.).
Единый сельскохозяйственный налог применяют только те индивидуальные предприниматели, у которых выручка от производства сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. При этом уплачивается 6% от исчисленных доходов за вычетом расходов.
Как и при общей системе налогообложения, при применении УСНО налоговая нагрузка напрямую зависит от выручки (уплачивается 6% от доходов при выборе объекта налогообложения «доход») или от прибыли (уплачивается 15% от прибыли при выборе объекта налогообложения «доходы за вычетом расходов»). Очевидно, что объект «доходы» выгодно применять тем предпринимателям, деятельность которых не связана со значительными вложениями и затратами (например, это аренда и услуги), а объект «доходы за вычетом расходов» выгодно применять при производственной, строительной, торговой деятельности, где значителен удельный вес затрат в выручке. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ). Например, в Чувашской Республике для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную налоговую систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», установлена пониженная налоговая ставка в размере 12% [2], что еще более снижает налоговую нагрузку предпринимателя.
В отличие от УСНО, специальные налоговые режимы в виде патента и ЕНВД могут применяться предпринимателями только по ограниченному перечню видов деятельности (розничная торговля, бытовые, ветеринарные, автотранспортные услуги, общественное питание и др.). При этом величина уплачиваемых налогов не зависит от реальных показателей хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя.
Так, при патенте налог исчисляется по ставке 6% от суммы потенциально возможного дохода, максимальный размер которого не может превышать 1 млн. руб. в год (с дальнейшей индексацией на коэффициент-дефлятор, который на 2015 год установлен в размере 1,147). Патентная система налогообложения применяется только при условии введении его в действие законами субъектов Российской Федерации. Регионы самостоятельно определяют конкретную сумму потенциального возможного дохода зависимости от вида деятельности, территорий внутри региона, а также имеют право в определенных Налоговым кодексом случаях увеличивать в 3-10 раз максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Ранее действующий минимальный размер возможного годового дохода предпринимателя (100 тыс. руб.) с 2015 года отменен. Предприниматели, применяющие патент, не подают налоговую декларацию, но в целях контроля выручки ведут Книгу учета доходов, так как максимально возможная выручка при применении патента — 60 млн. руб.
ЕНВД, как и патент, не зависит от таких показателей, как фактические доходы и расходы [1]. При ЕНВД налог исчисляется по ставке 15% от суммы вмененного дохода, который, в свою очередь, зависит от таких физических показателей, как количество работников, количество транспортных средств, площадь стоянки, торгового места, торгового зала и др. ЕНВД вводится в действие органами местного самоуправления. Например, в г. Чебоксары Чувашской республики ЕНВД введен Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1287 (с изм. и доп.)
С 2015 года в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 33 «Торговый сбор». Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Данный сбор носит обязательный характер для всех предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью, кроме тех, кто применяет ПСН. Таким образом, предприниматель на патенте освобожден от уплаты торгового взноса. Для остальных налоговых режимов:
- величина торгового сбора уменьшает сумму налога при УСНО [4, ст. 364.21], однако на сегодняшний день в Налоговом кодексе не конкретизировано, при каком объекте налогообложения сумма налога при УСНО уменьшается. Неясно, если применяется объект «доходы» — то действует ли 50%-ограничение, а если применяется объект «доходы за вычетом расходов» — уменьшается ли сам налог, и увеличивается ли сумма расходов при УСНО на величину торгового сбора;
- уплата торгового сбора отменяет (заменяет) уплату ЕНВД, так как в регионах, где будет введен торговый сбор, ЕНВД по торговой деятельности не применяется [4, ст.346.26];
- сумма НДФЛ уменьшается на величину торгового сбора (при применении ОСНО) [4, ст.225].
В настоящее время ведутся обширные дискуссии по поводу данного торгового сбора. Как отмечают в Минпромторге, «очевидным следствием принятия закона в предложенном виде станет рост несанкционированной торговли и связанной с этим коррупции на местах. Фактические поступления в бюджет субъектов, где будет введен торговый сбор, сократятся» [3]. Тем не менее, если данный торговый сбор будет введен в регионах, то предпринимателям, занимающимся торговой деятельностью, придется отказаться от привычного ЕНВД и проанализировать потенциальную налоговую нагрузку при ПСН, УСНО, ОСНО с целью выбора иной системы налогообложения. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу патента, так как размер торгового сбора не будет превышать стоимости патента по этому виду деятельности, однако применение патента имеет существенные ограничения по выручке и численности работников (таблица).
Кроме налогов, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы. Рассмотрим тенденцию государственного регулирования обложения предпринимателей страховыми взносами за последние три года.
В 2013 году, независимо от применяемой системы налогообложения, индивидуальный предприниматель «за себя» уплачивал страховые взносы в фиксированных размерах, исходя из МРОТ, с коэффициентом 2 для Пенсионного фонда — это 35 664,66 руб. в год, или 2972 руб. в месяц. В 2012 г. эта сумма составляла 17 208,25 руб. в год. Данное законодательное изменение 2013 года привело к созданию серьезного барьера для начинающего предпринимателя с нулевым доходом. В 2014 году индивидуальные предприниматели уплачивали 20727,53 руб. в год плюс 1% с выручки более 300 000 руб., но не более 142026,89 рублей [5]. В 2015 году фиксированные страховые взносы для ИП «за себя» снова увеличены в связи с повышением МРОТ (до 5965 руб.) и составляют 22261,38 руб. плюс 1% с выручки более 300 000 руб., но не более 148 886, 40 руб., в Пенсионный фонд РФ.
Предприниматель, нанимающий работников, начисляет НДФЛ и страховые взносы с их доходов (заработной платы) на общих условиях, при этом ставка страховых взносов для большинства видов деятельности составляет 30%, ставка 20% предусмотрена для отдельных видов деятельности (производственная, строительная, транспорт и связь) при УСНО, а также при применении патента (таблица).
Сравнительная характеристика налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей
Источник: science-education.ru
Нормативно-правовая база осуществления предпринимательской деятельности
Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). В нем говорилось, что под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В данном Законе были, на наш взгляд, наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии им со стороны государства.
Конституция РФ.Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ГК РФ
Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность безприпятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть вторая ГК РФ выполняет еще одну важную функцию: она закрепляет основополагающие, исходные принципы для тех отношений, которые нуждаются в дополнительной регламентации при посредстве кодифицированных актов. Например, Водный кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Лесной кодекс, Устав железных дорог и другие нормативные акты не могли разрабатываться и приниматься без учета тех основных положений, которые нашли свое отражение в Гражданском кодексе РФ, т.к. в них предусматриваются специфические особенности правовой регламентации соответствующих отношений в рамках принципов, сформулированных в ГК РФ (например, гл. 40 «Перевозка»).
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г.»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
2) федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
3) региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
4) муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета.налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими мероприятий федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 16. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 17. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 19. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 20. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 21. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Статья 22. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства
Статья 23. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности
Статья 25. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .
Источник: studopedia.org
Правовая база предпринимательства
Гарантирует единство эконом.пространства, свободные перемещения товаров и услуг, а так же финансовых средств, свободу эконом.деятельности, а так же К.признает и защищает частную, госуд., муницепальную и др.формы собственности.
ГК РФ – правовое регулирование субъектов собственности
Федеральные законы РФ
А) об акционерных обществах 26.12.95 №203 ФЗ
Б) о некоммерч.организациях 12.01.96 №7 ФЗ
В) о производственных кооперативах 8.05.1996 №41 ФЗ
Г) об обществах с ограниченной ответственностью 8.02.1998 №14 ФЗ
Д) о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ 24.07.07 №209 ФЗ
Е) о госуд.поддержке малого предпринимательства в РФ 12.05.95 №88 ФЗ
Ж) о конкуренции и ограниченной монополистической деятельности на товарных рынках 26.06.91 №1488-1 ФЗ
З) об иностранных инвестициях 4.07.91 №1545-1 ФЗ
И) о госуд.регистрации юридиц.лиц и индивидуальных предпринимателях 8.08.02 №129 ФЗ
Другие федер.законы, указы президента, постановления правительства и нормативные акты федер.органов власти
Организация бизнеса на условиях франчайзинга
Термин франчайзинг охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином лицензирование. Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет.
Во франчайзинге как способе организации бизнеса лицензиар (т. е. франчайзер) не просто дает разрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы.
Сейчас для того, чтобы организовать собственное дело, требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избежать многих проблем, которые в противном случае непременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, механика франчайзинга изначально освобождает вас от всех затрат и вложений, с которыми вы неизбежно столкнулись бы в противном случае.
Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу, технологии которого были всесторонне опробованы на практике. Это значительно минимизирует его предпринимательский риск. Обладатель франшизы гарантирует себе определенную стабильность на рынке, возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли.
Являясь владельцем торговой марки и имея право на процент вашей прибыли, франчайзор материально заинтересован в коммерческом успехе вашего бизнеса, который будет означать и успешное развитие его собственного дела. В связи с этим чаще всего франчайзоры осуществляют всестороннюю поддержку своих партнеров.
Таким образом, франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела.
Билет №4
Классификация фирм и видов предпринимательской деятельности
Признак классификации | Классификация группы |
вид торгового предприятия | -магазины -павильоны -киоски -палатки |
организационно правовые формы и виды деятельности | -хоз. товарищества в форме: а) полного товарищества б) товарищества на вере -хозяйственные общества в форме а)АО б)ООО в)общества с дополнительной ответственностью -унитарные предприятия -производственные кооперативы -ИП |
Вид здания | -отдельно стоящие -встроенные -встроенно-пристроенные |
Размер торговой площади | -крупные -средние -небольшие |
Вид реализуемого ассортимента | -универсальный -специализированный -неспециализированный: a) с комбинированным ассортиментом б) с комплексным ассортиментом в) со смешенным ассортиментом |
Тип (формат) магазина | -универмаг -универмаг “детский мир” -гипермаркет -универсам -супермаркет -магазин-склад -гастроном -продукты (мини-маркет) -магазин по продажам повседневного спроса -спец. магазины по продажи продовольственных и непродовольственных товаров. -неспециализированные магазины -дом торговли -комиссионный магазин |
Концентрация капитала | -независимый магазин -интегрированная структура |
Форма и вид интеграции | -торговое объединение -торговая сеть -торговая цепь -фирменный магазин -торговый дом -торгово-финансовая группа |
Организационные функции и ценовая политика предприятия | -дискаунт -дисконтный магазин -магазин cash https://infopedia.su/8x6ff4.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link] Загрузка ... |