Нормой этики предпринимателя является

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей.

Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

5.1. Понятие профессиональной этики и ее структура

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность.

Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Третьим элементом культуры предпринимательства является тесное ведение его субъектами своего бизнеса.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

v предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

v организацией предпринимательской деятельности;

v мотивацией собственника фирмы и служащих;

5.3. Этические нормы

v уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;

v наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

v созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;

v наличием набора четких, определенных представителей о ценностях, к которым стремится фирма;

v высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;

v умением руководства брать ответственность на себя, не выискивая виновников неудач;

v достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;

v ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;

v хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;

v высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

v созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

v обеспечением здорового морального климата в фирме и др.

Предпринимательская этика и этикет

Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

v он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, а для других, для общества;

Читайте также:  ИП сколько человек может работать РБ

v исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

v верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

v признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

v уважает себя как личность, а любую личность — как себя;

v уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

v стремится к внедрению нововведений;

v не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

v терпим к недостаткам других людей;

v согласовывает цели с личными целями сотрудников;

v никого не унижает.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Дата добавления: 2022-06-11 ; просмотров: 11 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА

специфическая подсистема общественной нравственности (см. Прикладная этика) и социальной этики, отчасти совпадающая с трудовой моралью и с особым сектором профессиональной морали.

В своем существенном и специфическом содержании связана с предпринимательством как типом хозяйствования, который возникает в раннеиндустриальной цивилизации в эпоху первоначального накопления капитала и основывается на частной собственности, товарно-денежных отношениях и экономических свободах. В отношении к прибыли у предпринимателя превалируют продуктивно-творческие, а не потребительско-распределительные мотивы побуждения.

Как проявление особого этносе хозяйственного поведения и «духа капитализма» предпринимательство исследовалось М. Вебером, В. Зомбартом, Э. Трельчем, Г. Шмоллером, Т. Парсонсомидр. Сложившийся благодаря этим исследованиям образ предпринимательства отличался от развивавшегося в классической политэкономии, которая рассматривала экономические процессы и «экономического человека» изолированно друг от друга.

Такой человек трактовался в качестве вполне автономной личности, эгоиста, иногда «разумного» (см. Эгоизм разумный), и расчетливого рационалиста. Социология и теоретическая этика, отчасти и современная экономическая теория стремятся преодолеть разрыв экономических процессов и личностного фактора. «Экономический человек» — а предприниматель оказывается таковым в первую очередь — не может не считаться с социальными, в т. ч. и нравственными, нормами. В случае, когда эти нормы принимаются не из подражания или приспособления, а убежденно, возникает предпринимательская этика, а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентации, соответствующей мотивации образует профессиональный этос хозяйствования.
Предпринимательская деятельность, рыночный способ обретения дохода, осуществляемый в рамках законодательства и при соблюдении правил «честной игры», имеют в моральном отношении положительное значение, т. к. в этом случае деятельность предпринимателя общественно полезна, а предпринимательский доход связан с его организационными и творческими усилиями, с платой за компетентность, понимание конъюнктуры, бремя риска и индивидуальной ответственности. Из этого не следует, что эффективность и польза всегда нравственно оправданны.

Более того, стратегически эффективное само зависит от соблюдения предпринимателями правил «честной игры» как условия личной долгосрочной успешности и общественной эффективности. Именно в этом смысле «выгодно быть этичным». Экономисты не единодушны в своих суждениях по данному вопросу. Так, М. Фридмэн и его школа полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они ориентированы на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми ограничениями. В то же время Ф. Хайек и его последователи считают, что нормы и правила «честной игры», стандарты экономического поведения не должны истолковываться ситуативно, ибо имеют характер безусловного поведения.
Правовые обязательства предпринимателя (уплата налогов, выполнение контрактов, долговых обязательств, обеспечение определенных условий труда и мер по экологической безопасности, требований добросовестной конкуренции, убережение деловой репутации и т. п. ) получают дополнительное значение в качестве морального долженствования, без которого одна только правовая регуляция оказывается недостаточным барьером от противоправного и аморального поведения. Кроме вполне естественного стремления к эффективности и прибыли у предпринимателя есть и другие мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к самореализации, к независимости от опеки различного вида, склонность к благотворительности.

Предпринимательская этика регулирует и отношения между предпринимателями в различных ответственных сообществах — ассоциациях, гильдиях, корпорациях. Эти отношения предусматривают как отстаивание конкурентных позиций, так и солидаристские связи, кооперативно-организационные программы деятельности.

Последние строятся на принципах равенства, доверия, взаимоуважения, взаимопомощи и ответственности. Исследования предпринимательской этики и бизнеса велись с начала 20 в. и получили наибольшее развитие в последние десятилетия, что выразилось в издании значительного числа фундаментальных и популярных работ, специальных журналов, формировании сети исследовательских центров, проведении множества региональных конференций и даже мирового конгресса (1996).

Читайте также:  Как закрывается 19 счет при УСН

Особый интерес представляют исследования национальной специфики духа предпринимательства, культурно-региональных моделей предпринимательского этоса, в которых обнаруживается всякий раз различная, чаще всего асимметричная конфигурация базовых ценностей. В России такие исследования пока ограничиваются изучением социокультурных предпосылок предпринимательской этики. В отличии от Запада, где в фундаменте предпринимательской этики находился менталитет средневековых городов, этос буржуа и особенно этика протестантизма, в России ее духовными истоками могли оказаться только служебные этосы сословного общества, которые содействовали становлению таких важных для предпринимательской деятельности моральных качеств и черт характера, как верность долгу, принятие аскезы и бремени государственных обязанностей, упорство в труде, дисциплинированность и т. п. Вместе с тем те же этосы задерживали выработку существенных для этики предпринимательства формул частной жизни, личного успеха, достоинства, персональной ответственности, порождали перекосы в сторону этатизированного сознания, духа подданничества — в ущерб гражданской самостоятельности. На характер предпринимательской этики как составной части культурной идентичности Страны повлияла специфика дореволюционной, советской и, особенно, постсоветской модернизации.
Лит.: Осювская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.— Избр. произв. М., 1990; Этика бизнеса: межкультурные аспекты. М., 1992; Будь лицом: нравственные ценности гражданского общества, т. 1—2. Томск, 1993; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека.

М., 1994; КозловскиЛ. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб., 1996; РихА. Хозяйственная этика. М., 1996; EtyoniA.

The Moral Dimension. Towards the New Economics. N. Y.—L. 1990; Ethical Theory and Business, ed., T. L. Beauchamp, N. E. Bowie. Englewood Cliffis, N. J., 1979; Donaldson T. The Ethics of International Business. N. Y.—Oxf., 1989; Huber R. M. The American Idea of Success.

Pushcart, 1987; De George R. Business Ethics. N.Y„ 1996.
В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА

специфическая подсистема общественной нравственности (см. Прикладная этика), связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также именуют этикой бизнеса. Предпринимательством принято считать такой тип хозяйствования, к-рое опирается на а) экономическую свободу выбора направления деятельности, ее планирования, организации и управления; б) наличие прав собственника как на средства производства, так и на продукцию, а также получаемый доход, что в) предполагает существование рыночно-конкурентной среды деятельности и соответствующего нравственно-психологического климата в обществе, обеспечивающих данную деятельность необходимым уровнем свободы выбора отношений с другими агентами товарного производства.
С предпринимательством связан и определенный ментальный настрой, «воодушевляющий», «одушевляющий» производство и коммерцию, деятельность обслуживающих их ин-тов (банков, бирж, брокерских и риэлторских контор, страховых обществ и т.п.), своеобразный этос хозяйственного поведения, «дух капитализма», о к-рых говорили М.Вебер, В.Зомбарт, Э.Трёльч, Г.Шмоллер, Т.Парсонс и многие другие исследователи. «Экономический человек» — а предприниматель оказывается таковым в первую очередь — не может не считаться с социальными, в т.ч. и нравственными, нормами, с принятыми им поведенческими образцами культуры. При этом возможен вариант ориентации лишь на внешние офаничители активности, сведение их ценностной значимости до уровня этикетных правил и тем самым переоценка роли собственно моральных соображений. Вполне возможен и вариант опоры на внутренние побуждения — сознание долга и нравственные чувства (добрая воля, совесть, симпатии и т.д.).
В последнем случае как раз и возникает П.э., а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентации, соответствующей мотивации образует профессиональный этос (см. Этос) капиталистического хозяйствования.

Этика и этос предпринимательства признают морально положительными социализированные индивидуалистические ориентации и побуждения, не допуская их сведения к голому эгоизму и своекорыстию, критикуя офаничение рациональных подходов одними лишь соображениями максимизации прибыли. Индивидуалистические ориентации и побуждения только тогда способны обрести моральную значимость, когда они, с одной стороны, опираются на мотивы жизненного призвания, служения делу путем повышения эффективности общественного капитала, с другой — связаны с приверженностью к правилам «честной игры» на рынке, к-рая контролируется с помощью санкций общественного и фуппового мнения (см. Санкции моральные). Экономисты не единодушны в конкретных истолкованиях данного вопроса. Так, М.Фридмэн и его школа полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они ориентированы на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми офаничениями.
В то же время Ф.Хайек и его последователи считают, что нормы и правила «честной игры», стандарты экономического поведения не должны истолковываться ситуативно, ибо имеют характер безусловного повеления. Правовые обязательства предпринимателя (уплата налогов, выполнение контрактов, долговых обязательств, обеспечение определенных условий труда и мер по экологической безопасности, требований добросовестной конкуренции, поддержание деловой репутации и т.п.) получают дополнительное значение в качестве морального долженствования, без к-рого одна только правовая регуляция оказывается недостаточным барьером для противоправного и аморального поведения.

Читайте также:  Как ИП работать с юр лицами

Предпринимательская деятельность служит общественному благу не только в экономическом, но и в собственно моральном плане, поскольку только социум с динамично развивающейся экономикой может быть процветающим. Кроме вполне естественного стремления к эффективности и прибыли у предпринимателя могут быть и другие субъективные мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к самореализации, к независимости от опеки различного вида, склонность к благотворительности, желание помочь конкретным людям, их объединениям и т.п.

П.э. регулирует и отношения между предпринимателями в различных ответственных сообществах — ассоциациях, гильдиях, корпорациях. Эти отношения предусматривают как отстаивание конкурентных позиций, так и солидаристские связи, кооперативно-организационные программы деятельности.

Последние строятся на принципах равенства, доверия, взаимоуважения и взаимопомощи, доброжелательности, ответственности за собственность. Партнерские отношения предусматривают не просто солидаристскую поддержку, но и предполагают определенную степень близости, привязанности людей и именно поэтому могут строиться на принципах доверия и ответственности.

П.э. санкционирует (обосновывает, оправдывает и поощряет) эгоизм, ориентацию на собственный интерес и выгоду, поскольку они реализуются в общественно заданных рамках хозяйственного поведения. Следует различать честный эгоизм (эгоизм в рамках честной игры за рыночный успех) как норму П.э. от деформаций этой нормы.

Попрание ценностей общественной нравственности без труда отыскивается во всех видах человеческой деятельности, и предпринимательство в этом смысле не составляет исключения. И в практике вполне зрелого бизнеса нарушаются ценности, нормы, запреты и дозволения П.э., к-рой приходится функционировать в сфере повышенного морального риска. И в самых передовых странах бизнес и поныне сопровождается актами мошенничества, «сбрасывания ответственности», безудержного (не соблюдающего оговоренные правила) эгоизма, к-рый не способен совладать с искушением власти денег, давлением мотивов циничной наживы, бессердечия, унылого прагматизма. Сам рыночный механизм не обязательно справедлив, награждая, как в нравоучительном повествовании, достойных, умелых, предприимчивых и наказывая недостойных, безответственных.
В известном смысле рынок — необходимое зло, подобно любому другому хозяйственному механизму, и все же меньшее зло, т.к. не может быть эффективной экономики, движущей силой к-рой были бы не интересы, не соображения выгоды, а тяга к абсфактной справедливости и любви к ближнему.
В отличие от Западной Европы, где в фундаменте П.э. находился менталитет средневековых городов, этос буржуа и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками такой этики могли оказаться гл.о. служебные этосы сословного общества, к-рые содействовали становлению таких важных для предпринимательской деятельности моральных качеств и черт характера, как верность долгу, принятие аскезы и бремени государственных обязанностей, упорство в труде, дисциплинированность и т.п. Вместе с тем те же этосы задерживали выработку существенных для П.э. формул частной жизни, личного успеха, достоинства, персональной ответственности, порождали перекосы в сторону этатизированного сознания, духа подданничества — в ущерб фажданской самостоятельности.

На характер П.э. как составной части культурной идентичности страны повлияла специфика дореволюционной, советской и особенно постсоветской модернизации. Лит.: Аузан А.А. Путь к социалистическому предпринимательству. М: Политиздат, 1990; Бакштановскии В.И., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т. 1. Игры рынка.

Т. 2. Торговец в Храме. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992; Батыгин Г.С. Предпринимательский асксзис // Будь лицом: нравственные ценности гражданского общества. Т. 2. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебср М. Избр. произв.

М.: Прогресс, 1990; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994; Козяовски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996; Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня:
В 2 т. М.: Радуга, 1992; Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. М: Дело, 1992; Тюмень, 1997-1998; Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987; РихА. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992; Этика российского рынка: Антология. М.: Златоуст, 1992; Ethics Issues in Business. A philosophical approach / Ed. by T.Donaldson Donaldson T. The Ethics of International Business. New York; Oxford: Oxford U.P., 1989; Sen A. The Moral Standing of the Market // Ethics and Economics. Oxford: Blackwell, 1985. В. И. Бакштановскии, Ю. В.Согомонов

Источник: terme.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин