Не всегда наличие контейнерной площадки может гарантировать соблюдение всех санитарных норм. Порой во дворах встречаются площадки, где скапливаются ТБО, и подолгу не меняются мусорные контейнеры. Расскажем, как часто вывозится мусор из контейнеров, какими нормативно-правовыми актами регулируется этот вопрос, и что изменилось с 2021 года.
Как часто вывозится мусор из контейнеров по требованию СанПИНа
В сфере обращения с отходами с марта 2021 года произошел ряд изменений. Вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.1.3684-21). Изменился не только порядок обращения с ТКО, но и правила, по которым должны содержаться контейнерные площадки. Основные моменты, связные с нормами, коснулись таких моментов:
- Владельцы площадок для сбора мусора должны проводить ее уборку.
- В зависимости от температуры окружающей среды обязательными стали дезинсекция и дератизация.
- Число контейнеров определяет теперь хозяйствующий субъект.
- Владелец площадки обязан соблюдать меры. Связанные с местом размещения контейнеров, и расстоянием до разных объектов.
- Установлены четкие сроки, и частота вывоза отходов.
27.01.2023 Вывозом мусора теперь смогут заниматься ИП и самозанятые
Часто ли должен вывозиться мусор из контейнеров по нормативу?
В последнем СанПиНе оговорен и срок, за который должны скапливаться отходы, и вывозиться с площадки. Это рассчитывается исходя из среднесуточной температуры, которая определяется за последние 72 часа. При этом частота следующая:
- Не реже раза в двое сутки, если среднесуточный показатель выше +5 °С.
- При более низких температурах, мусор может оставаться не вывезенным до 3 суток.
Данные показатели относятся к общим отходам, которые собираются в контейнеры, не участвующие в раздельном сборе. Что касается крупногабаритного мусора, его вывоз осуществляется по мере скопления. Однако и здесь учитывается среднесуточный показатель температуры:
- 1 раз в 10 суток, если температура до +4 °С включительно.
- При более высоких температурных показателях, такие отходы должны вывозить раз в неделю.
Обратите внимание! Решение о периодичности вывоза мусора в северных, арктических и труднодоступных районах принимается местной администрацией, и сроки могут быть изменены.
МАЛЫЙ БИЗНЕС С НУЛЯ НА ВЫВОЗЕ МУСОРА. КАК ЭТО РАБОТАЕТ? РАССКАЗАЛ О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ.
Кто отвечает за соблюдение норм вывоза мусора
По новому СанПиНу изменился и тот, кто принимает решение о количестве контейнеров на мусорной площадке. От регионального оператора эта задача переложена на хозяйствующий субъект. По новым нормам на одной контейнерной площадке может быть размещено:
- До 8 контейнеров для смешанных отходов.
- Если предусмотрен раздельный сбор мусора, то 4 емкости устанавливается под сортировку, и до 8 для общих отходов.
- При использовании бункеров их количество на одной площадке ограничивается двумя емкостями.
Важно помнить! Ответственность за соблюдение сроков вывоза ТКО, чистотой территории, своевременной санитарной обработкой, возложена на управляющие компании, и иные лица, являющиеся владельцами контейнерных площадок.
Они несут полную ответственность не только за своевременный вывоз ТКО, но и за чистоту площадки. Ранее эти процедуры вменялись региональному оператору, но с марта 2021 года их исключили из зоны ответственности.
Источник: o-musore.ru
Особенности принятия расходов в УСН: вывоз отходов производства и потребления
В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющий «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу ТБО. Если вы обслуживаете домовладение, то вопросов по учету расходов обычно не возникает. А вот с вывозом мусора и отходов производства не все так однозначно.
В статье рассматриваются нормы налогового законодательства и приводится комментарий заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.
В данной статье мы рассмотрим порядок принятия в учете индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», затрат, связанных с вывозом отходов производства и потребления.
Виды отходов
Отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Такое определение дано в п. 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001).
Различают отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (п. 3.11 ГОСТа 30772-2001).
Отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТа 30772-2001). Речь идет в основном о твердых, порошкообразных и пастообразных отходах (мусоре, стеклобое, ломе, макулатуре, пищевых отходах, тряпье и др.), образующихся в результате жизнедеятельности людей. Кстати, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений (их еще называют твердыми бытовыми отходами – ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».
В свою очередь отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые.
Используемые отходы – отходы, которые используют в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива (п. 3.13 ГОСТа 30772-2001). В состав указанных отходов входят возвратные отходы, которые потребляются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции.
Неиспользуемые отходы – отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (п. 3.14 ГОСТа 30772-2001).
Все отходы в зависимости от общих признаков делят на следующие виды: бытовые, пищевые, биологические, безопасные/опасные, химические, токсичные и т.п.
Отходы производства и отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Обращение с отходами
Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03).
Временное хранение
Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые не могут быть утилизированы на предприятиях (п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Хранение отходов на производственной территории предназначается для их селективного сбора либо для использования в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания, частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).
При временном размещении отходов следует соблюдать требования, прописанные в СанПиН 2.1.7.1322-03. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходы хранят (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Транспортировка и утилизация
Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Данное определение содержится в абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами (абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяют на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст.
12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Несанкционированные свалки
В настоящее время повсеместно встречаются несанкционированные свалки. Данный факт – результат неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов в место их утилизации. В связи с этим были разработаны Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (далее – Рекомендации). Указанные рекомендации размещены на официальном сайте Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru) в подразделе «Методические документы» раздела «Документы». Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов также остается нерешенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.
Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
На это указано в п. 3 Приложения к Рекомендациям. Материалы по факту выявленных нарушений могут быть переданы в Россельхознадзор, в органы государственного лесного надзора либо в прокуратуру. Если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с несоблюдением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это уже уголовно наказуемое преступление. Данный вывод следует из п. 5 Приложения к Рекомендациям.
Порядок принятия расходов к учету
В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Указанный подпункт, судя по определению ТБО, предусмотренному ГОСТом 30772-2001, касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Так что учесть расходы на транспортировку ТБО вправе лица, обслуживающие домовладения.
Здесь не лишним будет напомнить, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то тут не все так однозначно.
Уже давно (еще до введения в 2008 году подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) чиновники утверждают, что расходы по оплате услуг организаций по вывозу мусора и услуг по уборке территории не могут быть учтены при налогообложении. Такой вывод содержится в следующих письмах Минфина России: от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49.
По нашему мнению, здесь есть некоторая нелогичность. К примеру, в том же письме финансистов от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49 сказано, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по оплате услуг городского центра дезинфекции относятся к расходам по техническому обслуживанию основных средств. Поэтому такие затраты на основании подп. 5 п. 1 и п. 2 ст.
346.16 НК РФ могут быть учтены в составе материальных расходов. Обычному человеку, далекому от разъяснений Минфина, понять, чем в налоговом учете при УСН различаются услуги дезинфекции от услуг транспортировки мусора, практически невозможно.
Тем не менее не все так безнадежно. Дело в том, что арбитры не раз подтверждали правомерность учета затрат на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, объясняя это тем, что указанные расходы связаны с производственной деятельностью. Ведь обязательный сбор и вывоз отходов производства и потребления предусмотрены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Суды установили, что затраты на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов были обоснованно включены в расходы по УСН. Ведь обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов предусмотрен Законом № 52-ФЗ. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.
Норматив или факт, вывоз ТКО и паспорта отходов: «АВТОСПЕЦТРАНС» разъясняет юрлицам порядок заключения договоров с регоператором
Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эта норма закреплена ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Договоры с потребителями-юрлицами учитывают объемы вывозимых региональным оператором отходов как по нормативу, так и по факту. Если юрлицо не имеет собственной контейнерной площадки, то объем отходов будет учитываться по нормативу с учетом вида деятельности юридического лица. И в зависимости от использования юрлицом помещения (магазин, студия красоты, ресторан и пр.) расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО (площадь помещения, количество сотрудников, мест), будет разная. Уточнить нормативы юрлица могут, ознакомившись с Приказом Минстроя РК от 23 марта 2018 года № 81 (см. приложение).
Если у юрлица есть свои контейнеры и контейнерная площадка, которой не пользуются другие потребители, у него появляется возможность учитывать и оплачивать только фактический вывоз ТКО. Для использования этой методики расчета юридическое лицо должно определить необходимую ему периодичность вывоза, которая, наряду с количеством и объемом контейнеров будет определять общую стоимость платы за услуги. При указании в заявке периодичности вывоза отходов необходимо руководствоваться нормами СанПиН, которые говорят о том, что при температуре -5 градусов и ниже вывоз производится один раз в трое суток, при плюсовой температуре — свыше +5 градусов – ежедневно. Юридическому лицу будет отказано в приеме заявки на заключение договора, если периодичность вывоза ТКО будет указана не в соответствии с санитарными нормами (к примеру, раз в полгода).
Предприниматели, арендующие помещения в офисных зданиях, торговых центрах могут заключить договор с региональным оператором самостоятельно либо этот договор заключает арендодатель, который впоследствии распределяет плату за услугу «обращение с ТКО» между всеми арендаторами.
Также обращаем внимание на еще один важный момент. Потребители-юрлица согласно ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» (ст. 14) обязаны иметь паспорт отходов. Это экологический документ, который содержит сведения о видах отходов, образовавшихся во время производственной деятельности предприятия, его наименованиях и классе опасности.
Кроме того, у юрлиц должны быть сведения о нормативах образования отходов и лимитах их размещения. Все эти документы могут оказаться необходимыми, в том числе в случае возникновения спорных ситуаций, когда юридическое лицо обращается в «АВТОСПЕЦТРАНС» с заявлением о внесении изменений в договор в части уменьшения объема образуемых ТКО.
Приложение
к приказу N 81 от 23 марта 2018 г.
Министерства строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Карелия
Наименование категории объектов
Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на единицу
ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Административные здания, учреждения, конторы:
научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро
банки, финансовые учреждения
Источник: rotko10.ru