Нормы положения банка России 222 п на предпринимателей без образования юридического лица

Банк России в конце июля 2017 г. выпустил методические рекомендации «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» и «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Ниже воспроизведены тексты указанных документов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 г. N 19-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИО ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОПЕРАЦИЯМКЛИЕНТОВ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕСРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРПОРАТИВНЫХ КАРТ

В рамках осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России наблюдается существенное увеличение объемов операций по систематическому снятию их клиентами — юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт (далее — корпоративные карты).

Идентификация клиента на примере юридического лица


Возрастающая динамика объемов указанных операций может свидетельствовать о том, что возможными действительными целями таких операций являются легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
Данное обстоятельство, по мнению Банка России, является следствием формального отношения кредитных организаций к реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при обслуживании корпоративных карт, в частности, недооценки кредитными организациями рисков совершения клиентами — юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанных со снятием ими наличных денежных средств с использованием корпоративных карт, а также игнорирования кредитными организациями рекомендованного абзацем девятым пункта 2.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее — Положение Банка России N 266-П) к установлению для клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимального размера суммы наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).
Клиенты, возможными действительными целями операций которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, и их операции, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:
отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;

#26 Юридические лица


с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию денежных средств с банковского счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций ;
———————————
Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. рублей;
снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех — пяти дней со дня их поступления;
снятие наличных денежных средств осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. рублей, либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту — юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение одного операционного дня;
снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
В целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций в совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
на периодической основе проводить анализ и определять размер максимальной суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием корпоративных карт клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных кредитной организацией к счету такого клиента, принимая во внимание размер, рекомендованный абзацем девятым пункта 2.5 Положения Банка России N 266-П, рассмотрев при этом вопрос установления такого размера для совокупности всех корпоративных карт клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных кредитной организацией ко всем счетам такого клиента;
проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций с целью выявления клиентов, совершающих на регулярной основе операции, соответствующие признакам, указанным в настоящих методических рекомендациях, в том числе в части отношения объема получаемых клиентом наличных денежных средств к оборотам по его банковским счетам, а также клиентов, операции которых характеризуются незначительным отличием от таких признаков, и обеспечить повышенное внимание ко всем операциям этих клиентов и их контрагентов;
направлять в уполномоченный орган информацию об операциях клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, соответствующих указанным в настоящих методических рекомендациях признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с использованием кодов вида признака 1402, 1409, 1410, 1420, 1499 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 г. N 18-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИО ПОДХОДАХ К УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РИСКОМЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении и пресечении операций, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противозаконные цели, в том числе операций, обладающих признаками транзитных операций (далее для целей настоящих методических рекомендаций — сомнительные операции), Банк России рекомендует при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — риском ОД/ФТ) использовать следующие подходы.
———————————
Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

Читайте также:  Как подать документы на патент ИП

1. В рамках работы по выявлению клиентов, осуществляющих операции, отвечающие признакам транзитных, рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов (далее — счет) налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.
———————————
Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи.
Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 N 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 N 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

С учетом изложенного при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
По итогам проведенных анализа и обобщения практики работы кредитных организаций по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:
со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и страховым взносам , либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
———————————
Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
2. Обращаем внимание на установленную подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Положения Банка России от 09.06.2012 N 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» обязанность кредитных организаций располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства (далее — идентификатор устройства), с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств.
При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуем осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществлен доступ клиенту к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов кредитной организации, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий, а при их совпадении:
относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПВК по ПОД/ФТ) ;
———————————
В том числе в соответствии с письмом Банка России от 27.04.2007 N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.
3. В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением системы дистанционного банковского обслуживания (далее — ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 N 115-Т и от 31.03.2008 N 36-Т, рекомендуем анализировать факты получения лицами, выступающими от имени клиента (далее — представители), криптографических ключей и аутентификационной информации для доступа и работы в системе ДБО на предмет выявления случаев представления такими лицами интересов других клиентов, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.
В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществлявшим аналогичные полномочия в отношении другого (других) клиента (клиентов), в том числе того клиента (тех клиентов), счета которого (которых) были закрыты в рамках реализации кредитной организацией «противолегализационных» мероприятий, рекомендуем кредитным организациям относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ.
4. С целью единообразного применения кредитными организациями кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение Банка России N 375-П), при формировании подлежащих направлению в Росфинмониторинг сообщений рекомендуем принимать во внимание соответствие наиболее распространенных типов сомнительных операций нижеприведенным кодам.

Читайте также:  Можно ли оплатить авансовый платеж по УСН меньше

Источник: vestnik115fz.ru

Информационное письмо Банка России от 12.01.2023 N ИН-017-56/2 «О реализации кредитными организациями подпункта 7.1 пункта 7 Положения Банка России N 683-П»

В соответствии с вступившим в силу с 1 октября 2022 года подпунктом 7.1 пункта 7 Положения Банка России от 17 апреля 2019 года N 683-П «Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» кредитные организации в случаях, предусмотренных договорами с клиентами, на основании их заявлений устанавливают в отношении операций, осуществляемых с использованием удаленного доступа клиентов к объектам информационной инфраструктуры кредитных организаций через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», ограничения на осуществление операций клиентами либо ограничения максимальной суммы одной операции и (или) операций за определенный период времени (далее — ограничения).

В целях создания условий для установления клиентами ограничений рекомендуем кредитным организациям в срок до 1 июля 2023 года провести работу по уточнению условий договоров с клиентами и обеспечить возможность установления клиентами ограничений.

При определении возможных для установления клиентом ограничений рекомендуем предусмотреть наличие достаточного количества их вариантов в целях формирования их оптимального сочетания для предупреждения операций без согласия клиента и предоставления клиенту выбора соответствующих его потребностям ограничений.

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Источник: lawnotes.ru

Валютный контроль в 2023 году для юридических и физических лиц

Валютный контроль 2023 года вызывает большое количество вопросов у бухгалтеров. Какие операции подпадают под валютный контроль? Каков алгоритм действий бухгалтера, если организация решила работать с иностранным контрагентом? Есть какие-либо изменения в 2023 году по работе с иностранцами? Разбираем порядок валютного контроля в нашей статье.

Вам помогут документы и бланки:

  • Какая нормативная база регулирует валютный контроль
  • Основные понятия в валютном контроле
  • Основные правила проведения валютных операций
  • Ограничения 2022 года
  • Ставим контракт на учет в банке

Какая нормативная база регулирует валютный контроль

Валютный контроль в РФ осуществляется на основании следующих основных нормативных документов:

федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ и инструкция Банка России «О порядке предоставления резидентами…» от 16.08.2017 № 181-И.

Кроме того, могут выходить различные постановления правительства, регулирующие вопросы валютного контроля. В 2022 году выпущены указы Президента РФ с корректировками существующих норм закона в связи с введенными санкциями. Но отмены валютного контроля в 2022 году, конечно, не произошло.

С 01.01.2024 в закон № 173-ФЗ о валютном контроле вносятся изменения федеральным законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Некоторые новые положения о валютном регулировании и валютном контроле заработали с 14.07.2022:

  1. Расширен перечень операций, которые допустимо проводить между резидентами. Разрешены операции, совершаемые за пределами РФ, между находящимися за пределами РФ филиалами медорганизаций и резидентами РФ (кроме наличных расчетов с юрлицами-резидентами).

Важно не путать валютное и налоговое резидентство. В чём разница и что означает каждое из них, мы расскажем ниже в статье.

О резидентстве читайте наши статьи:

  • «Налоговый резидент РФ — это»;
  • «Соотношение понятий валютного и налогового резидента».
  1. Скорректирован порядок определения налогового органа по месту учета резидента. Если у физлица нет места жительства, места пребывания или недвижимости на территории РФ, то все документы о движении денежных средств по счетам в иностранных банках можно представить в любой налоговый орган.

Далее разберем основные понятия закона о валютном контроле.

Основные понятия в валютном контроле

Одним из основных понятий в валютном законодательстве является резидентство.

Налоговый резидент — это лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в году. От гражданства это не зависит.

Валютными резидентами, согласно подп. 6 п. 1 ст. 1 закона 173-ФЗ) и валютные нерезиденты (подп. 7 п. 1 ст. 1 закона 173-ФЗ, являются:

Валютный контроль — это соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами.

Таким образом, валютный контроль физических лиц производится наравне с валютным контролем юридических лиц в 2023 году.

Осуществляют валютный контроль органы и агенты валютного контроля.

Контроль ведется за валютными операциями.

Валютные операции — это операции с валютными ценностями. К валютным ценностям относятся не только деньги в иностранной валюте, но и внешние ценные бумаги.

Агенты и органы валютного контроля имеют право производить следующие операции:

ВАЖНО! До 31.12.2022 приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства. Приостановление не распространяется на нарушения по нормативным актам, принятым после 24 февраля 2022 года и устанавливающим особый порядок работы в связи с недружественными действиями некоторых стран.

Бухучет валютных операций мы описывали в статье.

Основные правила проведения валютных операций

Не все валютные операции разрешены. Какие операции можно проводить, а какие запрещены, рассмотрим ниже.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По общему правилу операции между резидентами в валюте запрещены. Но есть некоторые исключения.

Операции между нерезидентами, а также между нерезидентами и резидентами могут осуществляться без ограничений.

Подробнее о валютных операциях между резидентами и нерезидентами мы рассказывали в материале.

ВАЖНО! Рассчитываться с иностранными работниками наличной валютой нельзя!

Ограничения 2022 года

В связи с действиями недружественных иностранных государств, а также проведением СВО в валютный контроль в 2022 году были внесены некоторые корректировки.

Были наложены ограничения на операции резидентов с лицами из недружественных стран. К таким операциям относятся предоставление кредитов и займов в рублях и валюте, а также операции, по которым возникает право собственности на ценные бумаги или недвижимость.

Кроме того, особый порядок действует на следующие операции:

  • зачисление резидентами иностранной валюты (дивиденды от российских организаций) на свои счета за пределами РФ;
  • переводы денежных средств (дивиденды от российских организаций) без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

ВАЖНО! Репатриация валюты — это возврат денежных средств на территорию Российской Федерации. Каждый участник ВЭД должен своевременно обеспечивать репатриацию валюты.

Подробнее о репатриации валюты мы писали в статье.

ВАЖНО! Требование об обязательной продаже валютной выручки отменено Указом президента от 08.08.2022 № 579 и возвращаться к ней не планируется.

С 2023 года внесены корректировки в расчеты наличными между резидентами и нерезидентами Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433. Ознакомиться с изменениями можно, получив бесплатный онлайн-доступ к правовой системе КонсультантПлюс.

Читайте также:  Нужна ли ЭЦП для ИП на НПД

Валютный контроль в банке

Далее опишем порядок валютного контроля в банке для чайников, то есть простыми словами и алгоритмами.

Для того чтобы рассчитываться с иностранными поставщиками и покупателями в валюте, необходимо открыть валютный счет в России. Для возможности открывать такие счета у банка должна быть соответствующая лицензия. Также можно открывать счета в иностранных банках.

ВАЖНО! Об открытии и закрытии счетов в зарубежных банках следует уведомлять налоговую. Также необходимо составлять отчеты о движении денежных средств в иностранных банках и представлять их в налоговую. По валютным счетам, открытым в российских банках или в их зарубежных филиалах, такой обязанности нет.

Для работы с валютой необходимо открыть в банке валютный счет, также автоматически открывается транзитный счет. Для каждой валюты отдельный валютный счет.

Правила осуществления операций с валютой регулируются инструкцией Банка России № 181-И. Степень валютного контроля напрямую зависит от суммы контракта и от того, экспорт это или импорт.

Самые простые для валютного контроля по 181-И контракты — до 600 тысяч рублей. Если контракт заключен в валюте, то его сумма в валюте пересчитывается в рубли на дату заключения или последнего изменения. Для таких контрактов достаточно сообщить в банк только код вида операции. Коды приведены в приложении 1 инструкции 181-И.

Код передается в банк при зачислении валюты на транзитный счет, списании валюты или рублей с соответствующих счетов по иностранному контракту. Иногда могут быть запрошены дополнительные документы.

Подробнее о кодах вида валютной операции мы писали в статье.

Более дорогие контракты требуют усиленного валютного контроля в банке:

  • По контрактам от 600 тысяч до 3 миллионов рублей (импортные и кредитные договоры) и 10 миллионов (экспортные договоры) в банк предоставляется пакет документов. В обязательном порядке запрашивается сам контракт, а также сопроводительные документы: инвойсы, декларации, накладные, счета-фактуры.
  • Контракт на сумму свыше 3 миллионов (импорт и кредит) и 10 миллионов рублей (экспорт) должен быть поставлен на учет в банке. Постановка на учет — присвоение уникального номера контракта валютного контроля.

До 01.03.2018 не присваивали уникальный номер, а создавали паспорт сделки для валютного контроля в банке.

Лимиты по контрактам указаны в соответствии с последней редакцией инструкции 181-И по валютному контролю. До марта 2022 года лимиты были не 600 тысяч, а 200 тысяч; не 10 миллионов, а 6 миллионов. Лимит 3 миллиона остался прежним.

Нюансы работы с контрактами, превышающими 600 тысяч

Итак, банк вправе запросить документы по тем контрактам, которые суммарно не дотягивают до постановки на учет, больше 600 тысяч рублей. Это, помимо контракта и сопроводительных документов, могут быть самые разнообразные бумаги:

  • документы, удостоверяющие личность физлица;
  • документы, подтверждающие регистрацию юрлица;
  • свидетельство о постановке на учет;
  • документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость;
  • таможенные декларации;
  • документы, подтверждающие родство;
  • уведомление об открытии счета или вклада за пределами РФ.

Можно запрашивать не все документы, а только те, которые имеют непосредственное отношение к сделке.

Сроки подачи пакета документов:

  • при поступлении валюты на транзитный счет — не позднее 15 дней после зачисления денег;
  • при списании валюты — одновременно с распоряжением о списании денег;
  • при списании рублей — одновременно с платежным поручением на списание.

ВАЖНО! Перечисление рублей по расчетным счетам производится платежными поручениями, а перевод валюты — распоряжениями.

Ставим контракт на учет в банке

Ниже на схеме приведены сроки постановки на учет контракта в целях валютного контроля:

Посмотрите, какие нужны документы для постановки на учет контракт:

Банк присваивает уникальный номер — УНК — для валютного контроля на следующий день после получения пакета документов.

Банку необходимо сообщить ожидаемый срок репатриации валюты:

  • при импорте — это срок поставки товара (оказания услуг) или возврата аванса;
  • при экспорте — это срок поступления выручки в банк;
  • при кредитном договоре — срок возврата основного долга и процентов.

Осенью 2022 года в связи с возможными затруднениями в работе с иностранными контрагентами и с банками следует особенно внимательно отслеживать сроки поставок товаров, получения выручки, сроки возврата авансов для валютного контроля.

ВАЖНО! Указом президента от 08.08.2022 № 579 разрешено проводить валютные операции и в не уполномоченных банках в связи с введенными санкциями.

После исполнения обязательств по контракту в банк сдают справку о подтверждающих документах для валютного контроля. Бланк справки представлен в приложении 6 инструкции № 181-И. Представить ее следует:

  • если товар подлежит декларированию — не позднее 15 дней с последнего дня месяца, когда проставлена отметка о дате выпуска товара;
  • если товар не подлежит декларированию — не позднее 15 дней с последнего дня месяца, в котором оформлены подтверждающие документы.

Как заполнить справку о подтверждающих документах, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в образец готового документа.

Что будет за нарушение валютного законодательства

Нарушения и санкции за них в сфере валютного законодательства определены в ст. 15.25 КоАП РФ.

ВАЖНО! Если нарушение обусловлено ограничительными мерами недружественных стран, то с 24.07.2022 производство по такому нарушению прекращается.

Еще об ответственности за незаконные валютные операции читайте здесь.

Приведем некоторые виды нарушений валютного законодательства:

  • незаконные валютные операции (например, расчеты с иностранными работниками наличными, расчеты по валютным операциям, минуя счета в уполномоченном банке) — от 30% до 40% от суммы незаконно валютной операции;
  • непредставление резидентом отчета о переводе денежных средств без открытия счета в банке с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранцем, — от 30% до 40% от суммы зачисленных средств;
  • непредставление в налоговую информации об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета в иностранном банке — от 4 000 до 5 000рублей (на граждан); от 40 000 до 50 000 рублей (на должностных лиц); от 800 000 до 1 000 000 рублей (на юридических лиц);
  • несвоевременная репатриация — 1/150 ключевой ставки от незачисленной вовремя суммы за каждый день просрочки или предупреждение.

Как суды работают со ст. 15.25 КоАП? Оформите пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» и переходите к судебной практике. Это бесплатно.

Итоги

Операции с иностранными контрагентами подлежат контролю со стороны государства. Валютный контроль осуществляется таможенными органами, банками и налоговой. Проводить валютные операции можно только через уполномоченные банки, но в 2023 году действует послабления для этого условия, если в оношении уполномоченного банка введены санкции. Чем выше стоимость контракта, тем больше контрольных мероприятий проводится. В 2023 году в связи с введением санкций валютный контроль проходит с некоторыми послаблениями и внесены коррективы в порядок расчета наличными между резидентом и нерезидентом.

Источник: nalog-nalog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин