Нормы расхода топлива — это определяемая организацией или установленная в нормативных законодательных актах величина средней потребности транспортных средств в горючих материалах. Этот показатель прямо зависит от вида транспорта, типа ГСМ и расстояния.
Какие НПА регулируют нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте регулируются Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008. Они периодически пересматриваются и в распоряжение вносятся изменения. Отметим, последняя редакция таблицы нормы расхода ГСМ Минтранса на 2023 год соответствует изменениям, внесенным в сентябре 2018 года. Документ достаточно легко воспринимается, несмотря на сложную тему, и содержит в себе общие положения, порядок расчета нормативов с примерами и т. д.
Какая базовая норма расхода топлива на 100 км по приказу Минтранса на 2023 год установлена в распоряжении? Единой таблицы здесь не предусмотрено, так как для каждой модели, марки, модификации автомобиля предусмотрена базовая цифра. Она измеряется в литрах на 100 км и зависит от вида топлива (например, Б — бензин, Д — дизельное топливо). Полный список таблиц с базовыми данными содержится в распоряжении.
Нормы расхода топлива в транспортных компаниях!
Для примера — выдержка из распоряжения по автомобилю Alfa Romeo:
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовое значение, л/100 км
Alfa Romeo 116 2.4 TD (5L-2,387-150-6M)
Alfa Romeo 166 2.0 (4L-1,969-155-6M)
Например, для автомобиля Alfa Romeo (первая строка таблицы) на 100 км необходимо 8,3 литра дизельного топлива, а автомобилю из второй строки — 9,9 литров бензина.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать расход ГСМ по нормам. Используйте эти инструкции бесплатно.
С какого числа применяются зимние нормативы
В распоряжении АМ-23-р найдете зимние нормы расхода ГСМ и сроки их применения в 2023 году в зависимости от климатической принадлежности региона. Группировка идет по субъекту РФ, количеству месяцев и сроку действия зимней надбавки и предельной величины зимней надбавки в процентах. В приложении подробно расписана зимняя норма расхода топлива по регионам в 2022 году.
Например, в Москве зимняя надбавка действует 5 месяцев, с 1 ноября по 31 марта. В соответствии с таблицей, предельный процент по зимней надбавке для выбранного нами субъекта — 10%. Чем теплее в регионе, тем меньше по времени применяют процент надбавки. Анализ приложения показал, что коэффициенты предельных значений расположены в границах от 5 до 20 процентов.
Для сравнения проанализируем показатели в Республике Саха (Якутия). Срок действия — 7 месяцев, с 15 октября по 15 мая, а предельная величина составила 20 процентов.
Минтрансом установлено, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2023 году по регионам, в приложении № 2.
Нормирование расхода топлива на автомобильном транспорте
В приказ о переходе на зимнюю надбавку включите информацию:
- с какого числа, на какой период и на какой процент используется надбавка;
- кто контролирует указание правильных данных в путевых листах;
- кто отражает данные с учетом нового коэффициента надбавки на зимний период;
- за кем останется контроль за исполнением приказа.
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Обязательно ли использовать утвержденные нормы
Каждая организация вправе самостоятельно разработать показатели списания ГСМ. Многие списывают ГСМ по фактически израсходованному объему.
Как разработать собственные нормы
В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:
- утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
- сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
- оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
- утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.
Учтите технические особенности автомобиля, место и режим его работы, период времени года для осуществления замера. Надежнее определить норму в летний или осенний период, чтобы взять эту цифру за базу, а после уже корректировать на зимние коэффициенты.
Источник: clubtk.ru
Нормы расхода топлива
Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в горючем (бензине, газе или дизтопливе) для различных видов автотранспорта на конкретный километраж.
Норма расхода топлива, как правило, устанавливается из расчета литров горючего на 100 км пути.
Для каких целей используются нормы расходы топлива
Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:
- определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;
- ведения отчетности;
- ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.
- учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.
Порядок расчета нормы расхода топлива
При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).
После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.
В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.
Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.
Документальное оформление списания топлива
Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:
- путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);
- акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).
Порядок оформления путевого листа
Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты.
Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
- наименование и дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.
На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.
Порядок учета и списания топлива
Бухгалтерский учет топлива
Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».
Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).
При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.
Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:
Дебет счета | Кредит счета | Наименование операции |
10.3 «Топливо» | 60 «Расчеты с поставщиками» | Отражена операция по приобретению бензина у поставщика |
10.3 | 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо |
19 | 60,71 | Отражен НДС по покупке ГСМ |
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов | 10.3 | Списано расчетное (или фактическое) количество бензина |
Налоговый учет списания топлива
На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).
То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.
Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.
Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.
При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.
Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.
Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.
Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:
- марки автомобилей,
- рассчитанные лимиты по расходу.
При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.
Также стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, так как зимой расход топлива будет выше.
Источник: alt-nn.ru
Утвержденные нормы списания ГСМ
Нормы списания ГСМ необходимы не только для обоснования учета затрат на них в расходах для целей налогообложения, но и для контроля над использованием этих материалов. Рассмотрим, что представляют собой такие нормы и на чем они базируются.
- Нормативы списания ГСМ — зачем нужны и где их взять
- Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)
- Формула списания по Минтрансу
- Образец таблицы, учитывающей данные расчета
Нормативы списания ГСМ — зачем нужны и где их взять
ГСМ (горюче-смазочные материалы) — это тот ресурс, без которого автотранспорт не может функционировать. Основная доля расходов в нем отводится топливу, которое в зависимости от вида транспорта может быть представлено:
- дизельным топливом;
- бензином;
- керосином;
- природным или сжиженным газом.
Юрлица и ИП, имеющие такой автотранспорт в собственности или владении (в аренде) и осуществляющие его эксплуатацию в целях своей основной, направленной на получение дохода деятельности, должны по мере расходования ГСМ производить дозаправку авто горючим. И чаще всего эту операцию осуществляет сам водитель в специально оборудованных для этого местах — на заправочных станциях, не контролируемых налогоплательщиком.
НК РФ не ограничивает объемы ГСМ, которые могут быть включены в расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы по прибыли или УСН, но требует эти расходы обосновать (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).
Поэтому установление нормативов списания ГСМ преследует несколько целей:
- вводится контроль того, насколько расходы на приобретение этого вида ТМЦ для конкретного автотранспорта соответствуют необходимым для его нормальной работы;
- определяются те объемы списания ГСМ, которые без лишних вопросов со стороны проверяющих можно отнести в расходы при расчете базы по прибыли или УСН-налога;
- появляется возможность анализа и планирования расходов на топливо, а следовательно, и оптимизации их.
Нормы списания ГСМ в 2018 году каждый из налогоплательщиков может разработать самостоятельно. Однако существуют утвержденные Минтрансом России нормы списания ГСМ (распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р), устанавливающие не только базовые объемы расхода горючего для транспорта каждой определенной модели и марки при работе в определенном технологическом режиме (что важно для специализированной автотехники), но и те показатели, которые оказывают влияние на расход горючего, с указанием степени этого влияния.
Разрабатывая свои нормы, налогоплательщик может взять нормы Минтранса за основу или создать свои совершенно автономно от них. Если же по имеющемуся авто нормы в документе Минтранса отсутствуют, то их однозначно придется разработать самостоятельно. Но в любом случае применение выбранных норм налогоплательщику придется утвердить внутренним документом.
Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)
Базовая норма расхода горючего устанавливается в количестве его литров, расходуемых на 100 км пробега автотранспорта. Для специализированных авто, дополнительно оборудованных техникой, работающей на том же топливе, существует еще одна норма, отражающая расход, обеспечивающий работу этого оборудования. Она указывается в литрах на 1 час работы.
Однако объем расхода ГСМ определяют еще и множество иных факторов, которые в основном приводят к увеличению этого объема, но могут служить и основанием для снижения расхода. В первую очередь, это факторы, которые отражают варианты нормальной работы (загрузка грузом или пассажирами, наличие прицепов/полуприцепов и их вес или загрузка) и приводят к необходимости деления норм на:
- базовые, отвечающие стандартному снаряжению авто конкретного вида, обычному для него топливу, типовым условиям эксплуатации;
- транспортные, учитывающие грузоподъемность, конкретный вес груза или нормальную загрузку пассажирами; для грузовых авто их устанавливают в литрах на 100 тонно-километров.
Каждая из этих норм корректируется на поправочные коэффициенты, отражающие реальные условия эксплуатации. Повышающие их значения (с необходимой детализацией в зависимости от градации, применяемой для конкретного фактора) установлены для работы:
- в горной местности;
- в крупных населенных пунктах;
- с частыми остановками;
- с пониженной скоростью при движении;
- при обкатке нового или прошедшего ремонт авто;
- при перегоне или буксировке;
- без учета транспортной составляющей перевозок;
- в качестве специального или технологического транспорта;
- в условиях отсутствия дорог;
- в период чрезвычайных климатических явлений.
Учитывают при использовании повышающих коэффициентов для списания ГСМ также срок эксплуатации автомобиля и его пробег. Увеличение нормы возможно на величину:
- до 5% при сроке использования, превышающем 5 лет, или пробеге свыше 100 тыс. км;
- до 10% при сроке использования, превышающем 8лет, или пробеге свыше 150 тыс. км.
Кроме того, повысить норму позволяют:
- учебная езда;
- применение кондиционера или установки «климат-контроль»;
- наличие дополнительного оборудования (например, рефрижераторов);
- невозможность выключения двигателя в пунктах погрузки-разгрузки;
- работа в холодное время года (в зависимости от региона);
- необходимость перемещений для осуществления техобслуживания;
- увеличение собственной массы авто.
Снизить норму можно, когда:
- собственная масса авто уменьшена;
- работа ведется на несложных трассах в слабохолмистой местности.
Применяемые коэффициенты можно суммировать с учетом отражающего их суть знака (повышающие или понижающие).
Формула списания по Минтрансу
В распоряжении АМ-23-р Минтранс приводит не только величину норм и пределы возможных их корректировок, но и формулы списания ГСМ по норме, давая 6 их вариантов в зависимости от того, для автотранспорта какого вида они будут использоваться:
- легковых авто;
- автобусов;
- грузовых бортовых авто, тягачей и фургонов;
- самосвалов;
- специализированных авто — для них указаны 2 формулы: для выполняющих работу во время стоянки и для делающих ее в процессе движения.
Каждая из формул учитывает специфику работы транспорта соответствующего вида, вследствие чего формула:
- для легкового авто оказывается самой простой, в которой взятая из справочника норма делится на 100, умножается на фактический пробег и на поправочный коэффициент;
- для автобуса содержит дополнительное слагаемое, отражающее расход топлива на использование отопителя с учетом времени его работы;
- для грузовых авто (кроме самосвалов и специализированных) использует 3 значения нормы (на пробег самого автомобиля, на массу прицепа/полуприцепа и на транспортную работу), применяемых каждый к своему показателю, и сумма этих произведений затем делится на 100 и умножается на поправочный коэффициент;
- для самосвалов также задействует 3 значения нормы (на транспортную работу самого самосвала, на массу его прицепа/полуприцепа и на каждую ездку с грузом), но деление на 100 и поправочный коэффициент применяются к сумме произведений, полученных от первых 2 видов норм, а расчет от 3-го является дополнительным к этой сумме слагаемым;
- для специализированных авто, выполняющих работу во время стоянки, содержит корректируемую на поправочный коэффициент сумму расчетов, сделанных от нормы на пробег, деленной на 100 (можно дополнить его расчетом от нормы по перевозке груза), и от норматива на работу спецоборудования;
- для специализированных авто, делающих работу во время движения, тоже формируется как корректируемая на поправочный коэффициент сумма расчетов, но здесь она вся будет делиться на 100 и составится из умноженных на соответствующие им показатели нормы на пробег и нормы на пробег при выполнении работы.
Таким образом, расчет, который выполняется по нормам Минтранса, не так уж и прост. И хотя примеры подобных вычислений приведены в документе этого ведомства, устанавливающем нормативы, лучше систематизировать все данные, относящиеся к имеющемуся в наличии автотранспорту, постаравшись свести к минимуму возможность возникновения ошибок в расчетах.
Образец таблицы, учитывающей данные расчета
Оптимальным способом ежемесячной систематизации данных по автотранспорту является таблица Excel, сводящая воедино сведения о:
- автотранспорте, имеющемся в наличии (его вид, марка, госномер, год выпуска);
- видах используемого им топлива;
- всех применяемых поправочных коэффициентах и итоговом их значении для конкретного авто;
- всех необходимых для расчета нормах по транспорту каждого вида;
- полученных за месяц показателях, к которым будут применяться соответствующие нормы (пробег, время работы спецоборудования, масса прицепа, вес груза, пробег с грузом или при выполнении работы, число ездок);
- полученному по расчетной формуле объему нормативного топлива определенного вида;
- фактическом расходе топлива и возникших в сравнении с расчетом по норме разницах;
- итоговых величинах расходов (нормативного, общего, излишне израсходованного).
В таблице также может присутствовать графа «Примечание», поясняющая допускаемый в каких-либо конкретных ситуациях перерасход топлива. А сам транспорт можно сгруппировать по видам используемого им топлива.
Вариант образца таблицы списания ГСМ по нормам смотрите на нашем сайте.
Нормирования расходов на топливо для служебного автотранспорта НК РФ не требует. Однако с его помощью не только становятся обоснованными списываемые в затраты объемы горючего, но и осуществляется контроль над расходованием. Нормы можно разработать самостоятельно или использовать утвержденные Минфином России. Документ Минфина помимо норм приводит значения поправочных коэффициентов к ним, а также формулы и примеры расчета для разных видов автотранспорта. Для применения на практике данные, используемые в расчете, лучше помесячно систематизировать, сводя их в единую таблицу.
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai