С последними изменениями от: 14 мая 2014 г., 14 июля 2015 г., 6 апреля 2018 г., 20 сентября 2018 г. Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.
Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п. Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении № 1. 16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
Легковые автомобили бензиновые
Легковые автомобили дизельные
16.2. Автобусы
Дизельные автобусы
16.3. Бортовые грузовые автомобили
Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на сжиженном и сжатом газе
Дизельные грузовые автомобили и самосвалы
16.4. Тягачи
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные и гидравлические масла | Специальные масла и жидкости | Пластич-ные смазки | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Avstro-Fiat 5DN-120, 6DN-130 | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
БелАЗ-537Л, -6411, 7421 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
Volvo-F10-33, -F89-32 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
ГАЗ-51П | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 | |
ГАЗ-52-06 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
ЗИЛ-130АН, -130В, -131В, -131НВ, -4415, -4413 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |
ЗИЛ-138В1, -4416 всех модификаций | 1,7 | 0,25 | 0,07 | 0,15 | |
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ, -164АН, -164Н | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 | |
Iveco-190.33, -190.42 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
КАЗ-120ТЗ, -606 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 | |
КАЗ-608 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | |
КамАЗ-5410, -54118 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | |
КрАЗ-221 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 | |
КрАЗ-255, -258, -260, -6437, -6443, -6444 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
KNVF-12T Kamacu-Nissan | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
КЗКТ-537, -7427, -7428 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
ЛуАЗ-2403 | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 | |
МАЗ-200 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 | |
МАЗ-504, -509 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | |
МАЗ-537, -543 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
МАЗ-6422 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
МАЗ-7310, -7313 всех модификаций | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
МАЗ-7916 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935, -2232S, -2235, -2236 всех модификаций | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Mercedes-Benz-2628, -2632 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Praga ST2-TN | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Tatra-815TP всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Урал-375С, -377С всех модификаций | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 | |
Урал-4420 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | |
Faun H-36-40/45, H-46-40/49 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | |
Chepel D-450 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Scoda-Lias-100 всех модификаций | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
Scoda-706 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
16.5. Самосвалы
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные и гидравлические масла | Специальные масла и жидкости | Пластичные смазки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Avia A-30KS | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
БелАЗ-540, -540А, -7510, -7522, -7526 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
БелАЗ-548, -548А, -549, -7509, -7519, -7521, -7523, -7525, -7527, -75401, -7548 всех модификаций | 4,3 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
ГАЗ-53Б | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-93 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508, -3509, -3510 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555, -4502, -4505 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
IFA W50/А, W50L/К | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
КАЗ-600 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
КАЗ-4540 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КамАЗ-5510, -5511 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-222 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
КрАЗ-256, -6505, -6510 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Magirus-232D19K, -290D26K | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
МАЗ-205 | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ-503, -510, -511, -512, -513, -5549, -5551 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
МоАЗ-75051 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
САЗ-3502 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
САЗ-3503, -3504 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
Tatra-138, -148 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Tatra-T815C всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Урал-5557 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
16.6. Фургоны
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные и гидравлические масла | Специальные масла и жидкости | Пластичные смазки | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Avia A-20F, -30F, -30KSU, -31KSU | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
ГЗСА-731, -947, -3713, -3714, -3718, -3719 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
ГЗСА-891, -891В, -892, -893А, -893Б, -3702, -37022, -3704, -37042, -3712, -37122, -3742, -37421 всех модификаций | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ, -950А, -37021, -3704 | 2,0 | 0,25 | 0,07 | 0,2 | |
ГЗСА-949, -950, -3705, -3706 -3711, -3716, -3721, -37231, -3726, -3944 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
ЕрАЗ-762, -3730 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 | |
ЕрАЗ-37111 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
ЕрАЗ-37121 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
Zuk A-03, A-06, A-07M, A-11, A-13, A-13M | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 | |
ИЖ-2715 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 | |
IFA-Robur LD 3000KF/STKo | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | |
КАвЗ-664 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
Кубань-Г1А1, -Г1А2 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
Кубанец-У1А | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 | |
ЛуМЗ-890, -890Б | 2,0 | 0,25 | 0,07 | 0,02 | |
ЛуМЗ-945, -946, -948, -949 | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 | |
Мод. 35101, 3716, 37311, 37231, 3726, 3718, 3944, 39021, 39031 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
Мод. 53423, 5703 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | |
Москвич-2733, -2734 | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 | |
НЗАС-3944 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
НЗАС-4208, -4951 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 | |
НЗАС-4347, -4947 | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 | |
Nusa C-502-1, -521C, -522C | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 | |
ПАЗ-3742, -37421 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
РАФ-22031-01, -22035, -22035-01, 22036-01 | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 | |
ТА-1А4, -943А, -943Н, -949А | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 | |
УАЗ-450А, -451А, -374101, 396201 | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 | |
Урал-49472 | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
Виды и сорта масел (смазок) | Временная норма расхода масел и смазок на 100 л общего нормируемого расхода топлив, не более: | ||
Легковые и грузовые автомобили, автобусы, работающие | Внедорожные автомобили-самосвалы, работающие на дизельном топливе | ||
на бензине, сжатом и сжиженном газе | на дизельном топливе | ||
Моторные масла, л | 2,4 | 3,2 | 4,5 |
Трансмиссионные и гидравлические масла, л | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Специальные масла и жидкости, л | 0,1 | 0,1 | 1,0 |
Пластичные (консистентные), кг | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
16.8. Специальные жидкости
AdBlue реагент, который применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4 — Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) — селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопов. SCR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue.
Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и водяной пар. Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue достигаются экологические стандарты Евро 4 — Евро 6. Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 — 2,7 литра на 100 км. Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4, расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 — не более 6% и Евро 6 — не более 7% от количества, потребляемого автомобилем топлива (таблица расход реагента Adblue). Для целей нормирования расхода реагента Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.
Источник: buhpressa.ru
Системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения
Примечания: 1. Нормы расхода воды установлены для основных потребителей и включают все дополнительные расходы (обслуживающим персоналом, душевыми для обслуживающего персонала, посетителями, на уборку помещений и т. п.). Потребление воды в групповых душевых и на ножные ванны в бытовых зданиях и помещениях производственных предприятий, на стирку белья в прачечных и приготовление пищи на предприятиях общественного питания, а также на водолечебные процедуры в водолечебницах, входящих в состав больниц, санаториев и поликлиник, надлежит учитывать дополнительно. Настоящие требования не распространяются на потребителей, для которых обязательным приложением 3 установлены нормы водопотребления, включающие расход воды на указанные нужды.
2. Нормы расхода воды в средние сутки приведены для выполнения технико-экономических сравнений вариантов.
3. Расход воды на производственные нужды, не указанный в настоящей таблице, следует принимать в соответствии с технологическими заданиями и указаниями по строительному проектированию предприятий отдельных отраслей промышленности.
4. Для водопотребителей гражданских зданий, сооружений и помещений, не указанных в настоящей таблице, нормы расхода воды следует принимать согласно настоящему приложению для потребителей, аналогичных по характеру водопотребления.
5. При неавтоматизированных стиральных машинах в прачечных и при стирке белья со специфическими загрязнениями норму расхода горячей воды на стирку 1 кг сухого белья допускается увеличивать до 30%.
6. Для предприятий общественного питания и других потребителей горячей воды, где по условиям технологии требуется дополнительный подогрев воды, нормы расхода горячей воды следует принимать согласно настоящему приложению без учета коэффициента, указанного в п. 3.10.
7. Норма расхода воды на поливку установлена из расчета одной поливки. Число поливок в сутки следует принимать в зависимости от климатических условий.
Источник: www.stelmarket.ru
Поправочный коэффициент к нормам расхода топлива
Понижающий коэффициент на линейные нормы расхода топлива
- Работа на дорогах I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности с высотой над уровнем моря 300 м. — до 15%.
- В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
- При применении одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Формулы для расчета расхода топлива
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн — расход топлива
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег
S — пробег автомобиля
D — поправочный коэффициент
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T
Qн — расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива с учетом рекомендуемой загрузки пассажиров;
S — пробег автобуса, км;
Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент
Грузовые бортовые автомобили, фургоны, тягачи
Qн = 0,01 x ( Hs + Hg x Gпр) x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)
Hs — базовая норма расхода топлива с рекомендуемой нагрузкой
Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;
Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Qн — нормативный расход топлива, л;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда снаряженном состоянии без груза;
D — поправочный коэффициент
Qн = 0,01 x( Hs + Hw x (Gпр + 0,5q)) x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z,
Qн — нормативный расход топлив, л;
S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;
Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа
Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение)
к норме, %.
Спецавтомобили, где основная работа выполняется в период стоянки
Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D)
Qн — нормативный расход топлив, л;
Hsc — норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hт — норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D — поправочный коэффициент
Узнайте, как уменьшить простой легкового транспорта и спецтехники в 2,5 раза из реального кейса «Газпромнефть-Ямала». Получите кейс в удобном мессенджере.
Источник: tmcorp.pro