С приходом пандемии закрытие авиасообщения между странами, введение обязательного карантина для туристов и многие другие факторы оказали существенное влияние на туристическую отрасль. Однако это вовсе не означает, что туризм умер — он жив, но отныне будет не таким, к которому мы привыкли. Сергей Пирожников, основатель компании «Купибилет», попытался предсказать, какие изменения ждут рынок и его клиентов в следующем, 2021 году
19 ноября 2020 14:50
В конце 2019 года туристическая отрасль была на подъеме: строились отели, открывались рестораны, авиакомпании приобретали новые самолеты. Путешествия стали новым культурным кодом миллениалов, которые возвели их ценность на пьедестал. Были даже случаи, когда в Париже и Амстердаме ограничивали посещаемость некоторых объектов. Никто не мог предположить, что вскоре индустрия путешествий окажется в кризисе.
Согласно недавно опубликованному отчету МВФ о внешнем туризме за 2020 год, Коста-Рика, Греция, Марокко, Португалия и Таиланд, экономика которых ориентирована на иностранных путешественников, понесли убытки свыше 3% от ВВП. Глобальный доход отрасли туризма в 2020 году составит около 447,4 млрд долларов, что на 34,7% меньше, чем в предыдущем.
Всё про организацию авторских туров
Тем не менее на сегодняшний день можно говорить об общем восстановлении рынка авиаперелетов на 70% (по сравнению с октябрем 2019 года). Сейчас спрос на рейсы по России восстановился почти полностью, а на международные — всего на 20%. Причиной столь быстрой реанимации внутреннего рынка стали ограничения для граждан на полеты за рубеж.
Какие тренды будут определять развитие индустрии в 2021 году?
1. Внутренний туризм как альтернатива международному
В условиях коронавируса жителям почти всех стран ничего не остается, кроме как обратить внимание на внутренние направления. Многие государства приняли меры повышенной безопасности и стимуляции локального туризма. Интересную практику ввели в Великобритании — зонирование внутренних маршрутов по степени опасности.
По нашим данным, Россия находится на втором месте в мире по восстановлению внутреннего туризма: в минувшем октябре он просел на 17% относительно того же периода 2019 года. На фоне драматического падения международных направлений это выглядит как достижение.
В этом году россияне отправились исследовать Карелию, Урал, Ингушетию, Чукотку и добрались до Магадана — количество отдохнувших там туристов увеличилось на 35%. В Бурятии и на Алтае, по данным АТОР, в июле и августе турпоток вырос на 5–10% по сравнению с прошлогодними значениями, а отели черноморских курортов были почти заполнены. Чтобы поддержать тренд, правительство продлило программу туристического кешбэка до 10 января 2021 года, изменив условия: сумма компенсации достигает 20 000 рублей, минимальный тур сократился с четырех до двух ночей. Впрочем, все это по-прежнему касается только тех туристов, которые оплатили поездку картой «Мир».
Самого большого успеха в увеличении потока внутри страны достиг Китай. Это единственная страна в мире, которая с приходом коронавируса показала рост внутренних авиаперелетов. Отложенный спрос реализовался в продажи и приобрел вид V-образной кривой: местные жители по-прежнему готовы и хотят путешествовать. Согласно ForwardKeys, количество бронирований в августе достигло 98% от уровня 2019 года. Помогли комплексные меры со стороны крупных туроператоров, авиакомпаний и правительства.
ТОП 15 БИЗНЕС ИДЕЙ ИЗ СТРАН ЕВРОПЫ! БИЗНЕС ИДЕИ К-Е МОЖНО АДАПТИРОВАТЬ У НАС. БИЗНЕС ИДЕИ 2022
Так, многие китайские авиалинии ввели скидки. Дешевые цены на билеты помогли Spring перевезти более 2 миллионов пассажиров в сентябре, что на 48% больше, чем год назад. Количество исходящих рейсов в международном аэропорту Феникс в августе выросло на 12%. Поездки в курортный Санью в Южно-Китайском море стали популярны благодаря новой политике беспошлинной торговли.
Кроме того, в Китае для стимуляции туризма 400 парков и музеев сделали вход бесплатным. Все регистрации проходят онлайн для соблюдения гигиенических требований и контроля потока посетителей.
В начале октября в Поднебесной за время празднования «Золотой недели» уровень туризма достиг 79% от показателей прошлого года. Внутренние путешествия совершили 62 млн человек. Пекинский музыкальный фестиваль клубники привлек огромную аудиторию, которую не смутили меры безопасности — ограничение количества выступлений, аутентификация посетителей, контроль кода здоровья, измерение температуры на входе и т. п. Эти мероприятия, по предварительным данным, не повлияли на статистику заболеваний коронавирусом в Китае.
2. Уменьшение глубины покупок из-за нестабильности в области перелетов
Если раньше туры покупали за месяц до вылета, а обычные авиабилеты — за десять дней, то сейчас путешественники делают это в самый последний момент, опасаясь отмены рейсов или невозврата денег за бронь отеля. Большинство продавцов пакетных туров до сих пор просят внести полную предоплату за две недели до вылета, но некоторые компании уже отреагировали на потребности покупателей и снизили сроки до нескольких дней.
Сокращение глубины покупок не избавляет от рисков полностью, но так у туристов появляется больше шансов, что страну или отель не закроют за три дня до вылета. Ситуация до сих пор нестабильна, что подтверждают недавние события, например, ограничение на празднование новогодних праздников в Москве, которое уменьшило надежды туроператоров заработать в период традиционного всплеска продаж. Это в очередной раз укрепило отдыхающих во мнении, что сейчас нельзя полностью положиться даже на внутренний туризм и заранее покупать билеты. Скорее всего, это приведет к росту спроса на непродолжительные туры от одного до трех дней в пределах своего региона.
3. Снижение количества прямых перелетов
Постоянные изменения правил вылета, открытие и закрытие границ, сдачи тестов в международных аэропортах, которые, конечно, вызывают вопросы у туристов, осложняются правительственными ограничениями на посещение разных стран.
Например, между Россией и Хорватией сейчас не восстановлено взаимное авиасообщение. Раньше авиакомпания могла доставить туристов до места назначения прямым рейсом или же, пользуясь договором об интерлайне с партнерами за рубежом, через транзитные зоны. Теперь опытные путешественники сами подбирают рейсы через разные страны и планируют стыковку, но те, кто еще ни разу не отдыхал за границей, отложат поездку до лучших времен.
Дополнительным аргументом становится и страх перед риском заражения в самолетах (тем более если маршрут сложносоставной), хотя исследования говорят об обратном. Например, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) подтверждает низкий уровень вероятности подхватить COVID-19 в полете. С начала 2020 года было зарегистрировано 44 случая, которые, предположительно, связаны с перелетом. За это время воздушными судами путешествовали около 1,2 миллиарда пассажиров.
4. Концепция Business pleasure
Среди туристов сейчас много сотрудников компаний, которые работают удаленно и могут путешествовать, не дожидаясь отпуска. Дистанционный режим позволяет выполнять свои обязанности и одновременно проходить лечение в санатории или отдыхать на Мальдивах. Теперь в перечне популярных требований к сервису отеля значатся дополнительные условия: стабильный интернет, доступные розетки, регулируемые столы и эргономичные стулья, тихие и комфортные номера.
Формат Hotel Office популярен во всем мире. Например, Marriott Providence Downtown сформировал пакеты Day Use со скидками 50% для тех, кто работает удаленно. Многие гостиницы выставили офферы на продолжительные туры до двух месяцев со скидками, предлагающие работать с ноутбуком на островах или в горах. Пакеты долгосрочного проживания иногда даже включают репетиторство и виртуальную помощь в обучении детей, рабочие места в беседках у бассейна для взрослых и т. д.
5. Быстрый переход туристической отрасли в цифру
Тренд на удаленную занятость коснулся и сотрудников туротрасли. В течение этого года многие в России, стремясь оптимизировать расходы, перевели консультации и продажи в онлайн, что соответствует актуальным запросам аудитории. Сегодня происходит глобальная смена потребительского поведения с переориентацией на онлайн. В отчете об электронной коммерции ЕС за 2020 год подчеркивается, что покупатели в возрастной группе от 25 до 54 лет чаще всего покупали туры в интернете (57%). При этом анализ по европейским странам показал разный уровень развития онлайн-услуг: в Британии цифровизация туризма составляет более 90%, в Румынии — менее 30%.
Уход от офлайн-продаж позволяет соблюдать предписанные государством эпидемиологические меры предосторожности, например исключение живых очередей. Логично, что правила социального дистанцирования должны соблюдаться и при покупке билетов в авиакассах. Если раньше туристический бизнес приспосабливался к онлайн-среде постепенно, то сейчас переход в цифру — вынужденная и необходимая мера, чтобы выжить.
Безусловно, пандемия окажет долгосрочное влияние на индустрию туризма и авиаперелетов. Развитие внутренних направлений и сервис, соответствующий новым паттернам поведения покупателей, станут драйверами восстановления.
Китай показал отличный пример комплексного подхода: рекламные акции по продаже туров были персонализированы на различные целевые аудитории, правительство поддерживало авиакомпании, фестивали, турфирмы. Благодаря технологиям, таким как система «кодов здоровья», в которой используются популярные приложения для смартфонов и QR-коды, стране удалось добиться внушительного объема внутренних поездок и поддержать индустрию на плаву. В целом по миру туристы стали осторожнее при выборе маршрутов и оценке рисков, повысились их запросы к организации отдыха и условиям гигиены. При этом потребность в путешествиях не уменьшилась. Задача участников рынка — проявить гибкость, не дожидаясь окончания пандемии, адаптироваться к новым условиям, ведь отложенный спрос на привычный заграничный отдых может реализоваться еще не скоро.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь
Источник: snob.ru
5 технологий, которые изменят туризм в будущем
Земля необычайно красива и интересна. Ежегодно миллионы людей со всего мира отправляются в путешествия, для того чтобы своими глазами увидеть ее красоту. Современные технологии позволяют по-новому взглянуть на нашу планету. Naked Science попытался представить туризм будущего.
Джет-паки и реактивные ранцы
Тысячи туристов ежегодно приезжают на плато Гиза в Египет посмотреть на пирамиды. Посмотреть, подняв головы вверх. Но как бы изменились впечатления от созерцания пирамид, если бы их удалось увидеть с высоты птичьего полета своими глазами. Или, что еще лучше, потрогать руками их верхушки. Высота пирамиды Хеопса – самой высокой из трех великих пирамид Гизы – 138 метров.
И эта высота достижима, если вы воспользуетесь джет-паком от новозеландской компании Martin Aircraft.
Персональный сверхлегкий летательный аппарат Martin Jetpack способен поднять в воздух одного человека на высоту до 915 метров, совершить вертикальный взлет и посадку и находиться в воздухе 30 минут. Martin Jetpack с самого начала создавался для туристического бизнеса. Хотя им уже заинтересовались представители государственных служб.
От других подобных устройств Martin Aircraft отличается тем, что полет осуществляется за счет воздушных винтов малого диаметра, расположенных в кольцевых каналах и приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания. Конкурирующая технология – реактивные ранцы – обеспечивают полет за счет реактивной тяги. В них тяга создается выбрасываемой двигателем вертикально вниз реактивной струей.
Martin Jetpack станет первым персональным летательным аппаратом, который будет выпускаться серийно. Предполагаемая цена изделия составляет 200 тысяч долларов. Продажа частным лицам запланирована на конец 2017 года.
С таким аппаратом вы сможете спуститься и полетать внутри Гранд-Каньона, пролететь вдоль Ниагарского водопада или облететь вокруг Статуи Свободы. К слову, такой тестовый полет в прошлом году провела компания JetPack Aviation, разрабатывающая реактивный ранец JB-9, оснащенный двумя газотурбинными двигателями.
Туристические подводные лодки
Не каждый решится стать дайвером. Но посмотреть подводные глубины и их обитателей интересно было бы многим. Туристические подводные лодки, большие и малые, для групповых туров и для удовлетворения личного любопытства, становятся незаменимыми помощниками. На многих курортах мира уже проводятся подводные круизы.
На Карибских островах, Гавайях, Кипре, в египетской Хургаде и в Испании можно посмотреть красоты подводной флоры и фауны и спуститься к затонувшим кораблям. Основные производители экскурсионных лодок – канадская компания Atlantis Submarines и финская Mobimar. Туристическая подлодка отечественного производства «Садко», выпущенная ЦКБ «Рубин» в 1997 году, катает туристов у побережья Ларнаки (Кипр).
Для тех, кто предпочитает путешествовать в более тесной компании, уже есть подводные лодки малого класса. Такие, например, производит компания U-Boat Worx. Ее недавняя разработка – подлодка Cruise Sub. В отличие от существовавших до нее подводных лодок, Cruise Sub оснащена не иллюминаторами, а большими прозрачными сферами, обеспечивающими панорамный вид и позволяющими рассмотреть все вокруг. Сиденья вращаются внутри сферы, и каждый из пассажиров может выбрать наилучшее для себя положение.
Есть подводные лодки и для индивидуалистов. Такие, например, разрабатывает дизайнер и инженер Грэхем Хоук. Его DeepFlight Super Falcon рассчитана на двух человек и предназначена для погружений на среднюю глубину. Выпускаться такие лодки будут пока только ограниченными партиями или по спецзаказу. Но несколько штук Хоук планирует произвести и для себя, чтобы сдавать в аренду желающим окунуться в красоты подводного мира.
Все говорит о том, что этот сектор туристического бизнеса будет только развиваться. В подводном мире есть что посмотреть. Если сейчас такие аппараты в основном плавают вдоль берегов, то завтра они позволят отправиться в длительные океанские круизы, предлагая по пути понаблюдать за миграциями синих китов, проплыть вдоль Гольфстрима, спуститься к месту гибели Титаника или даже в Марианскую впадину.
Роботы-путешественники
Не всегда хочется заморачиваться с долгими перелетами и оформлением загранпаспортов. Вот было бы хорошо прийти вечером после работы домой и оказаться, например, на знаменитом парижском бульваре Сен-Жермен или на Марсовом поле. Причем не снимая тапочек и не слезая с дивана. Такое собственное «окно в Париж» уже технически возможно, осталось сделать его доступным для всех.
Набор технологий, позволяющих человеку наблюдать за вещами и событиями в месте отличном от его физического местоположения, а также воздействовать на них, называется технологией телеприсутствия. Достигается эффект присутствия в другом месте с помощью специальных устройств: управляемых роботов, находящихся в интересующем пользователя месте, и терминала – это может быть монитор компьютера, планшет или шлем виртуальной реальности. При этом вам не надо детально управлять роботом. Он сам войдет в нужные двери и не уткнется носом в стены, от вас требуется только указать направление движения.
Сегодня роботы телеприсутствия уже используются. Таких роботов производит множество отечественных и зарубежных компаний. Их уже используют для посещения выставок, присутствия на конференциях, в том числе в качестве выступающего. Если человек заболел и не может выйти из дома, с помощью робота можно «прийти» на работу или в учебное заведение. Скоро технология придет и в туристический бизнес.
Данная технология имеет большой потенциал. В будущем можно будет арендовать робота в любом уголке планеты и совершить, не вставая с дивана, путешествие по практически любому городу мира. Причем в отличие от виртуальных панорам Google Maps, сделать это можно будет в реальном времени, общаясь с людьми, которые встретятся вам, а точнее роботу, на пути.
Там, где дорог нет, вам поможет дрон телеприсутствия. Конечно, это случится, когда беспилотники станут более совершенными. Вот тогда и полетать над ночным Нью-Йорком или Москвой можно будет не выходя из дома.
Сдача в аренду роботов и дронов телеприсутствия станет обычной услугой, такой как, например, сдача в аренду автомобилей. Роботы будут ждать подключения в любом более-менее привлекательном для туристов месте. Воспользоваться услугой сможет каждый, кто имеет доступ в Интернет. Фактически это тот же аватар, позволяющий оказаться в любом месте.
Путешествия в стратосферу
Мечтаете о полете в космос, но пока не можете себе это позволить? Не только вы. Пока космические путешествия не станут реальностью, относительно дешевой альтернативой могут стать полеты в стратосферу. Невесомости здесь еще нет, но основная масса атмосферного воздуха осталась внизу, поэтому небо практически черное, как в космосе, и звезды видны даже днем.
Горизонт искривлен, и видна округлость Земли. Не каждый отличит вид из иллюминатора стратосферной капсулы и вид с МКС, находящейся на низкой околоземной орбите. Хотя до нее еще около 400 километров.
Американская компания World View Enterprises планирует отправлять туристов в стратосферу в капсуле, которая будет подниматься на воздушном шаре на высоту около 32 км над уровнем моря. Здесь уже практически не летают самолеты, авиатрассы и облака, за исключением очень редких – серебристых, остались внизу. Полярные сияния, которые наблюдают космонавты на МКС, уже с высоты своей орбиты, тоже находятся гораздо выше. В остальном виды вполне космические. К слову сказать, озоновый слой, о котором так пекутся экологи, находится именно в стратосфере.
Гигантский воздушный шар, наполненный 400 тысячами кубометров гелия, поднимет герметичную кабину, рассчитанную на шесть пассажиров и двух пилотов. Полет в стратосфере продлится около двух часов. Но ему будет предшествовать подъем, это еще полтора-два часа. Воздушный шар ведь не ракета и не самолет, его скорость гораздо меньше.
В течение полета туристы смогут свободно передвигаться по капсуле и воспользоваться Интернетом. Затем шар просто обрежут, и капсула спустится на Землю на парашюте. На это уйдет столько же времени, сколько и на подъем в стратосферу.
В октябре прошлого года компания успешно испытала уменьшенную копию туристической капсулы, на этот год запланированы испытания с полноразмерной капсулой, а в следующем году в стратосферу отправятся первые туристы. Озвученная цена билета – 75 тысяч долларов США.
Космический туризм
Но рано или поздно космический туризм станет реальностью. Для тех, кто ограничен в средствах, придумали бюджетные суборбитальные полеты в космос, где за 15 минут можно успеть очароваться неземными видами и почувствовать невесомость.
Для тех, кто хочет побывать в космосе «по-серьезному», рассмотреть Землю подробно и увидеть Солнце на фоне звездного неба, предложат полеты на орбиту. Множество частных космических туроператоров и перевозчиков будут доставлять людей на орбиту или к космическим отелям. Несколько частных космических отелей на орбите и парочка на Луне будут готовы принять вас на ночлег. А с двумя пересадками можно будет добраться и на Луну. Первая – на околоземной орбите, вторая – на окололунной.
Самое интересное, что в целом технологии для космического туризма уже есть. Ведь первый космонавт полетел в космос уже 55 лет назад. Американские астронавты на Луне побывали 47 лет назад. Профессия космонавта уже давно не столь романтическая и опасная. Вот только доступными и массовыми полеты в космос сделать все еще никак не могут.
А так как революционных изменений в технологиях космических полетов пока не предвидится, то основная надежда на частные компании. И такие уже есть.
Blue Origin – аэрокосмическая компания, принадлежащая владельцу Amazon Джеффу Безосу. Основное направление работы – многоразовые суборбитальные корабли. В апреле этого года Blue Origin в очередной раз успешно запустила свою ракету в космос. И также успешно вернула на Землю. Причем данная ракета уже до этого побывала в космосе дважды.
Правда, в отличие от ракет Илона Маска, его ракета в два раза меньше и едва пересекает условную границу атмосферы и космоса. Но Безос делает ставку на космический туризм, и этих параметров вполне достаточно, чтобы пассажиры космической капсулы, рассчитанной на 6 человек, смогли почувствовать себя космическими туристами. Капсула, к слову, возвращается на Землю отдельно с помощью парашютов. Первый пилотируемый полет Blue Origin планирует совершить в 2017 году.
Кроме Blue Origin серьезную ставку на суборбитальный космический туризм делает и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Компания известна своими суборбитальными космическими кораблями SpaceShipOne и SpaceShipTwo. Спустя более года после аварии, которая унесла жизнь пилота, компания представила новый корабль для космического туризма.
О строительстве отелей на орбите, как и о турполетах в космос, задумывались уже давно. Еще в 1967 году Баррон Хилтон, владелец сети отелей Hilton и дедушка небезызвестной Пэрис Хилтон, в соавторстве с известным исследователем космоса Крафтом Эрике написал несколько работ о космическом туризме, в том числе и об отелях в космосе. В наши дни эти идеи пытается реализовать другой гостиничный магнат Роберт Бигелоу.
В его планах – строительство отелей на орбите с использованием технологии надувных модулей, некогда позаимствованной у NASA. Первый такой отель будет представлять собой полноценную орбитальную космическую станцию. Только по объему она будет в три раза меньше МКС: 330 кубических метров против 900. Рассчитан такой отель будет на 3–4 постояльцев, которые с комфортом смогут провести здесь несколько незабываемых дней.
Источник: naked-science.ru
Прощание с горящими путевками: как цифровые технологии изменят российский туризм
Туристический рынок ожидает глобальная трансформация — он будет контролироваться метапоисковиками и потребительскими цифровыми платформами, уверена Инна Бельтюкова, создатель одного из пионеров туристической индустрии в стране, компании «Инна Тур». В колонке для Forbes она рассуждает о том, какой путь за 30 лет прошла российская туротрасль и к чему стоит готовиться российским участникам рынка
Пионеры российского турбизнеса отмечают 30-летние юбилеи. «Роза Ветров», «Академсервис» и те немногие, кто смог пройти все этапы развития отрасли сквозь жернова жесткой конкуренции, устояли в периоды падения спроса и массовых банкротств, пережили все экономические коллапсы и законодательные инициативы. Грядущий 2020 год может стать для туристической индустрии годом, завершающим консолидацию российского рынка. Обязательный ввод электронных путевок должен сделать отрасль абсолютно прозрачной.
Сейчас, когда туристический бизнес находится в ожидании реформ, стоит вспомнить, как развивалась отрасль, преодолевая за считаные годы те отрезки пути, на которые западный рынок тратил десятилетия. У каждого этапа истории туристического бизнеса в России были свои критерии успеха.
Первые шаги
В начале 1990-х «железный занавес» рухнул и турпоток за рубеж рос на 40-50% в год. Ушла в прошлое монополия советских госструктур — «Интуриста», «Спутника», Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. На их место пришел частный бизнес.
На разломе советской и рыночной экономик коммерсанты первого поколения, не имея знаний, опыта и технологий, осваивали этот бизнес эмпирическим путем. Успех определялся наличием контактов или родственников за рубежом, банальным знанием иностранного языка и, конечно же, инициативой и креативностью, возродившейся в предприимчивых людях в эпоху перемен. В частности, «Библио-Глобус» одним из первых открыл продажу туров на Кипр, где жили члены семьи основателя.
Многие пришли в туризм, одержимые жаждой увидеть мир и показать его другим. После защиты диссертации по «Планированию туристско-экскурсионной деятельности в СССР» я работала старшим научным сотрудником в ЦЭНИИ, разрабатывала региональные рекреационные комплексы.
Идея уйти в турбизнес появилась в 1991-м после стажировки в американском турагентстве, которая полностью перевернула мои представления об отрасли. В США уже тогда активно применялись высокотехнологичные решения, автоматизирующие бизнес-процессы для всех участников туристического рынка. В Россию я возвращалась с перевесом в чемодане — везла тяжеленный каталог всех отелей мира. Это был настоящий актив для старта бизнеса! Полгода спустя мы с супругом заложили однокомнатную квартиру и взяли в кредит $25 000 на запуск собственной компании «Инна Тур», а еще через полгода полностью вернули заем.
Агенты и операторы
Лихие девяностые всем дались нелегко, но первые коммерческие турфирмы работали в условиях, когда спрос превышал предложение. Турфирмы росли гипертрофированными темпами с высочайшей по современным меркам рентабельностью. Наиболее успешные компании почувствовали потребность и возможность использования рискованных, но более выгодных блокчартерных и чартерных перевозок. Это ускорило разделение рынка на туроператоров — оптовых производителей турпродукта и турагентов-дистрибьюторов.
Туроператоры выступали для авиакомпаний оптовыми закупщиками кресел на сезон по специальному тарифу, брали на себя продвижение соответствующего направления и 100-процентную ответственность — заплатить перевозчику независимо от фактического использования блока. «Инна Тур» первой на рынке в 1993 году решилась взять блоки мест на рейсах «Аэрофлота», открыв для тысяч соотечественников «окно в Париж». Это помогло на многие годы стать лидирующим агентом национального перевозчика.
В те же годы поднимались первые чартеры. История получения разрешения компанией «Светал» на первый полет в Турцию для шоп-туристов могла бы быть предметом отдельной статьи. Скажу только, что окончательное «добро» на посадку в Стамбуле дали, когда самолет находился уже в воздухе.
Основатели компании «Светал» Светлана и Александр Головачевы были новаторами и общепризнанными лидерами старого рынка, а для нас с мужем — друзьями. Александр ушел из жизни в 37 лет в 1997 году, в День туризма. Светлана трагически погибла ровно через год. Эта пара была способна повлиять на судьбу отрасли.
Параллельно структурировался турагентский рынок. Открывали собственные розничные офисы растущие туроператоры («Инна Тур», Tez Tour, «Содис», сеть агентств «Гринэкс» компании «Натали Турс»). В конце 1990-х на рынке появилась первая франчайзинговая сеть «Куда.ру» , позднее турагентский рынок консолидировали десятки сетевиков, наиболее крупными из которых были «Магазин горящих путевок», «Горящее туры», «1001 тур», «География», «Ростур» и другие. Управляющие компании получали от туроператоров комиссию до 14% и делились ею с агентствами сети, продвигали единый бренд, разрабатывали стандарты сервиса и т. д. Однако далеко не все сетевые проекты дожили до сегодняшнего дня.
Тогда, в 1990-х, активно рос поток соотечественников, выезжающих за рубеж. Вместе с этим менялось отношение к российским туристам за границей. Никогда не забуду, как мы расстроились во время экскурсии по греческим островам, когда сопровождали группу своих туристов из 50 человек, практически заполнившую весь корабль, а перевод рассказа гида звучал на четырех иностранных языках, но, увы, не на русском. Мы тогда еще не знали, что через несколько лет большинство ведущих бутиков и самых дорогих ресторанов европейских столиц заговорят на русском, а на основных направлениях массового спроса россияне станут клиентом номер 1.
Новые лидеры, новые модели
Очередной глобальный этап развития отрасли начался после кризиса 1998 года. К началу нового тысячелетия рынок практически сформировался. Обозначилась двадцатка лидирующих туроператоров, которые делили между собой 80% рынка туристических услуг. Каждый из них специализировался на 2-3 направлениях: турецкие компании Pegas, Anex, Coral везли российских туристов в Турцию и Египет, «Натали Турс» — в Таиланд и Испанию, «Библио-Глобус» — на Кипр и в Таиланд и т. д.
В конце 2002 года, вскоре после помпезного празднования 10-летия «Инна Тур», на котором гуляла вся туристическая элита, мы покинули компанию. «Укрепление административного ресурса бизнеса» закончилось конфликтом интересов с мажоритарным партнером, который в последний момент отказался от сделки с ТUI, к которой мы вместе шли два года. Но благодаря этому российский рынок получил первого многопрофильного туроператора — «Капитал тур», который на старте предложил клиентам сразу 15 направлений.
По этому поводу было много дискуссий, даже заключались пари, но динамика роста проекта была беспрецедентной. На пике роста география полетов «Капитал тура» насчитывала 42 страны. Новая бизнес-модель прижилась на рынке, поскольку обеспечивала диверсификацию рисков, оптимизацию операционных затрат и востребованность универсального поставщика турагентами. Тем более что новой она была только для России — в Европе к тому моменту уже царили многопрофильники.
В 2003-2007 годах рынок туроператоров пережил качественные изменения. На авансцене остались те, кто сумел автоматизировать бизнес-процессы за счет развития информационных технологий. Тогда же появились первые устойчивые связи между туроператорами и авиакомпаниями, сильно повлиявшие на дальнейшую структуру рынка. Риски выросли многократно.
Именно тогда основные участники туроператорского рынка прошли точку невозврата. Массовые направления из низкомаржинальных стали превращаться в планово-убыточные. Тяжеловесы работали на выдавливание конкурентов, жертвуя рентабельностью в борьбе за долю рынка.
Большинство заметных участников рынка убытки оправдывали как инвестиции в рост, как актив — именно так они отражаются в балансах крупных западных компаний. Шанс на выживание стали определять условия и стабильность финансирования бизнеса. Оценка стоимости компаний, наращивающих капитализацию, строится не от прибыли, а от динамики объемов.
Один из возможных выходов в подобной модели — сделка со стратегическим инвестором, которому выгодно приобрести готовый объем на новом рынке, оптимизировать бизнес и через синергию получить положительный результат. Кто не успел «окешиться» до кризиса, оказались в западне. Большинство российских компаний, которые кредитовались в 4-5 раз дороже иностранных конкурентов, были обречены.
«Звездопад»
Основным системообразующим перевозчиком туроператорского рынка в начале 2000-х была авиакомпания «Трансаэро». Глава авиакомпании Александр Плешаков создал клуб партнеров «Трансаэро» и лично распределял квоты на рейсах между туроператорами. За каждым участником были закреплены «якорные» туристические направления. До кризиса 2009 года на все еще растущем рынке подобная консолидация дефицитной перевозки обеспечивала конкурентные преимущества партнерам авиакомпании.
Все резко изменилось с наступлением кризиса 2009 года. Покупательная способность населения и спрос резко упали, туроператорам в середине зимнего сезона необходимо было сокращать полетную программу на ряде направлений, чтобы выжить. Договориться с «Трансаэро» удавалось не всегда. Туроператоры были вынуждены покупать авиабилеты по $1000, а продавать в пакете по $500.
На этом этапе часть участников клуба, в том числе наш «Капитал тур», решили уйти в «Аэрофлот», который в 2010 году активизировал интерес к туристическим направлениям. Самые крупные туроператоры усилили курс на развитие собственных авиакомпаний, что стало впоследствии их спасительным конкурентным преимуществом. А в «Трансаэро» пришел «Библио-Глобус», который до последнего дня существования перевозчика оставался его основным партнером.
После 2010 года новых заметных лидеров на рынке уже не появилось. Наоборот — были громкие банкротства старых известных брендов. В 2014 году случился настоящий «звездопад». Возможно, поэтому банкротство авиакомпании «Трансаэро» в 2015 году не было таким шумным, как крушение его многочисленных партнеров.
С развитием информационных технологий бизнес классических туроператоров устойчиво уходит в зону убыточности. Низкая доходность туроператорской деятельности не позволяет балансировать риски, связанные с перепроизводством турпродукта. Во всем мире идет значительное сокращение объема чартерных и блокчартерных перевозок. Многие туроператоры полностью отказались от оптового турпродукта, уступив позиции немногочисленным лидерам рынка. Сохранили заметные позиции только те, кто имеет собственные авиакомпании или эксклюзивные условия на перевозку.
В 2014 году «Инна Тур» вывела на рынок первую российскую платформу динамического пакетирования туруслуг BOOKINNA. Динамическое пакетирование — это технология формирования и дистрибуции турпродукта в онлайн-режиме путем одновременного прямого обращения к ресурсным системам отелей, авиакомпаний, агрегаторам туруслуг. При наличии пустых кресел авиакомпании имеют возможность в составе динамических пакетов вести продажу по таким тарифам, которые значительно ниже не только опубликованных в системе, но и чартерных. Это обеспечивает большую коммерческую гибкость, стимулирует глубину продаж и повышает доходность перевозок. В настоящее время большинство заметных игроков туристического рынка активно внедряют технологию динамического пакетирования, обеспечивающую безрисковую модель бизнеса.
Главные тенденции туристического рынка сегодня
Развитие цифровых технологий радикально меняет туристический рынок, состав участников и их взаимоотношения.
Усиливается конфликт интересов между поставщиками и дистрибьюторами туруслуг в борьбе за клиента. Авиакомпании отменяют агентские комиссии, развивают программы лояльности для пассажиров, повышающие привлекательность прямого бронирования. У некоторых перевозчиков объем прямых продаж сегодня уже превышает 50%.
Меняются отношения с туроператорами и в гостиничном бизнесе. Если раньше оптовики, которые брали квоты мест, обеспечивали основную дистрибуцию большинства курортных отелей, то сегодня бронирование мест в отелях на 70–80% идет через онлайн-агрегаторы. Отели — так же как и авиакомпании — усиленно стимулируют рост прямых продаж.
Глобальными дистрибьюторами туристических услуг становятся метапоисковики, некоторые из них начинают участвовать в расчетах между клиентами и поставщиками, превращаясь в маркетплейсы.
Появляются новые непрофильные дистрибутивные каналы, такие как банки, информационные порталы, корпорации. Крупные банки, обладающие значительной клиентской базой, создают цифровые платформы с сервисами по бронированию туристических услуг. Самые разнообразные интернет-ресурсы, имеющие собственную лояльную аудиторию, стремятся диверсифицироваться и расширяют продуктовую линейку для своих клиентов, размещают на своих порталах тревел-сервисы.
Крупные компании в рамках социальных программ создают аффилированные структуры, организующие не только деловые поездки, но и отдых сотрудников.
Два основных потребительских тренда последнего времени — персонификация отдыха и уход туриста в интернет. За последние 5–7 лет 70% пассажиров ушли из авиакасс приобретать билеты онлайн. Аналогичный процесс начался среди туристов. Клиенты моложе 30 лет совсем не пользуются услугами турагентств. По данным туроператоров, от 10 до 30% туров продается на их сайтах в режиме B2C.
Эта цифра, которая ежегодно растет, — прямая угроза для классических турагентств, которые живут на продажах чужого турпродукта. ОТА (онлайн-тревел-агенты) увеличили продажи за последние два года в 10–20 раз. На сегодняшний день это наиболее технологичные участники туристического рынка.
Рынок завтра
Заглядывая вперед, можно прогнозировать, что завтрашний b2c-рынок будет в руках глобальных метапоисковиков и потребительских цифровых платформ, располагающих мощными финансовыми и маркетинговыми ресурсами, в том числе арсеналом инструментов Big Data. Обрабатывая миллионы обращений в секунду, они обеспечат персонификацию сервисов и максимально возможный ассортимент предложений для клиента. Думаю, что основными маркетплейсами туристических услуг будут Google, «Яндекс», экосистема Сбербанка, ВТБ, «Тинькофф». Технологические туристические стартапы сосредоточат усилия на реализации специализированных сервисных задач. Самые успешные проекты будут поглощаться гигантами.
Туроператоры будут все больше уходить в b2c-рынок. Чтобы противостоять конкуренции с маркетплейсами, они будут объединять свой продукт с предложениями сегодняшних конкурентов.
- Закат туроператоров: почему основатель «Библио-Глобуса» хотел продать бизнес и что он будет делать дальше
- Сумерки гипермаркетов: почему Metro Сash https://www.forbes.ru/biznes/389083-proshchanie-s-goryashchimi-putevkami-kak-cifrovye-tehnologii-izmenyat-rossiyskiy» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]