Новые правила ЭЦП для ИП

Есть бизнес-задача? У нас есть решение! Для получения бесплатной консультации звоните по телефону горячей линии:
8 800 333 91 03 или оставьте заявку.

С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 No63-ФЗ «Об электронной подписи». Поэтапно изменения затронут как игроков рынка электронных подписей, так и клиентов, использующих ЭП.

О том, что изменится на рынке УЦ и как работать с электронными подписями в 2022 году, рассказывает генеральный директор УЦ ITCOM, Елена Мельникова.

О датах и основных изменениях:

  • С 1 июля 2021 года, Федеральная налоговая служба РФ начала выдавать электронные подписи индивидуальным предпринимателям и руководителям коммерческих организаций.
  • После 1 июля 2021 года удостоверяющие центры, которых ранее на рынке работало более 500 — должны были получить аккредитацию в соответствии с новыми требованиями 63-ФЗ «Об электронной подписи». В противном случае, они не имеют права продолжать выдачу электронных подписей.1 июля 2021 года УЦ ITCOM успешно получил аккредитацию в соответствии с обновленными требованиями.
  • До 31 декабря 2021 года ITCOM продолжает выдавать квалифицированные ЭП руководителям и ИП.Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подтвердило, что ЭП, выпущенные удостоверяющим центром, аккредитованным по новым правилам, проработают доконца своего срока действия, т.е. 12 месяцев с даты выпуска. Например, если вы оформите в УЦ ITCOM подпись 30 декабря 2021 года — она бесперебойно проработает до 30 декабря 2022 года, несмотря на нововведения.
  • С 1 января 2022 года, электронные подписи для руководителей организаций и ИП будут выдавать регуляторы (такие как ФНС), а также их доверенные лица.
  • С 1 января 2022 года продолжат работу подписи, выпущенные в 2021 году Федеральной налоговой службой, и ее доверенными лицами.
  • Перестанут работать после 1 января 2022 года сертификаты, выпущенные не аккредитованными по новым требованиям УЦ.

Кому и где получать электронную подпись в 2022 году?

В 2022 году сценарий получения ЭП, как вы уже поняли, меняется. Куда именно обращаться за новой ЭП зависит от того, кто ее получает — первое лицо компании или сотрудник.

Электронная подпись. Новые правила работы с июля 2021 года

Руководителям

Руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы будут получать электронную подпись в ФНС или в её доверенном удостоверяющем центре.

Руководителям банков и кредитных организаций за новой ЭП придется отправиться в Удостоверяющий центр Центрального банка России.

Сотрудники бюджетной сферыэлектронную подпись будут получать и продлевать в Управлении Федерального казначейства.

Если в 2022 году на руках останется действующая подпись УЦ ITCOM или другого УЦ, получившего аккредитацию по новым правилам 63-ФЗ, то ей можно продолжать пользоваться, пока ее срок действия не закончится.

Сотрудникам

Ранее заявлялось, что с 1 января 2022 года, сотрудники организаций больше не смогут использовать электронную подпись руководителя для подписи документов

Вебинар: «Новые правила работы с ЭЦП»

Читайте также:  Как оформлять путевой лист ИП

Они должны будут заказать личную электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Такие сертификаты ЭП будут содержать информацию о ФИО владельца. Предполагалось, что для того, чтобы подтвердить свои действия, необходимо будет дополнительно оформить специализированную машиночитаемую доверенность (см. ниже), в которой будут указаны полномочия сотрудника.

Но по последним данным, внедрение доверенностей перенесено на 2023 год.

Таким образом, организации, как и раньше, смогут выпускать ЭП на сотрудников от именикомпании в аккредитованных по новым правилам удостоверяющих центрах. Таких как УЦ ITCOM.

Машиночитаемая доверенность

Для пресечения передачи сертификата руководителя организации третьим лицам, регуляторы приняли решение выдавать только один неэкспортируемый сертификат ЭП на руководителя.

Согласно поправкам в закон, с 2022 года, сотрудники орагнизаций должны были использовать личные электронные подписи, и подтверждать свои полномочия специализированной машиночитаемой доверенностью.

Это новый тип документа, нюансы работы с котором ещё не до конца ясны. Но уже понятно, что МЧД будет оформляться руководителем на имя сотрудника. Срок действия доверенности также будет определяться руководителем.

Но в октябре этого года, появились сведения о том, что Правительство решило отложить применение машиночитаемых доверенностей до 2023 года, так как бизнес оказался не готов к полному переходу на новый формат ЭП для сотрудников.Следовательно, использование МЧД в 2022 году будет добровольным.

Электронная подпись от ФНС

Уже сейчас любой руководитель может заказать электронную подпись в Федеральной налоговой службе. Она выдается бесплатно, и обладает полной юридической силой, т.е. является квалифицированной. Как это сделать:

Если суммировать все вышеперечисленное, то получается, что электронную подпись ФНС выдает бесплатно, но это относится только к файлам ЭП, которые запишут на токен. Отдельно нужно докупить токен и лицензию на КриптоПро CSP.

Более того, ЭП в налоговой выдается в единственном экземпляре и защищена от копирования — поэтому всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, понадобится купить свои подписи.

Также подпись от налоговой не включает никаких расширений, которые дают доступ к специализированным площадкам и порталам, например, для работы с торгами. Пока не все порталы отказались от расширений полностью, поэтому потребуется дополнительное приобретение так называемых OID-ов — дополнительных и необязательных атрибутов сертификата электронной подписи, который либо предоставляет дополнительную информацию о владельце, ключах, удостоверяющем центре, либо несёт какую-то дополнительную информацию для приложений и сервисов, которые используют этот сертификат электронной подписи.

Новые виды УЦ: аккредитованный или доверенный?

На данный момент, разница между понятиями«Аккредитованный Удостоверяющий центр» и «Доверенный Удостоверяющий центр ФНС» не слишком очевидна. Что же это такое и чем будут отличаться два вида УЦ?

Аккредитованный Удостоверяющий центр, как и сейчас — это компания, чья деятельностьлицензирована и аккредитована Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. С 2022 года такие УЦ смогут работать только с физическими лицами и сотрудниками организаций.

Читайте также:  Форма 1150010 образец заполнения для ИП

Доверенный лицо ФНС (Доверенный удостоверяющий центр ФНС) — это аккредитованный УЦ, который соответствует дополнительным требованиям регулирующих органов и может с их разрешения выдавать КЭП всем: юрлицам, индивидуальным предпринимателям и их сотрудникам.

Итоговый список УЦ со статусом «доверенных лиц» на данный момент находится впроцессе формирования.

Удостоверяющий центр ITCOM также претендует на получение данного статуса. Как только информация о сформированных списках «доверенных лиц» будет доступна — мы уведомим всех наших клиентов.

Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием поможем вам в их решении!

FAQ о работе с электронной подписью в 2022 году

Какие требования предъявляются к Доверенным УЦ ФНС? Об этом вы можете прочесть в Постановлении Правительства No2409 от 31.12.2020.

Я ИП. Работаю на ЭТП по госзакупкам и на торгах по банкротству. Где мне получать на ЭЦП в 2022 — в ФНС или в УЦ? И примут ли ЭЦП от ФНС площадки, которые требуют наличие OID’а. Потому что ФНС не включает OID’ы.а. Потому что ФНС не включает OID’а.

Потому что ФНС не включает OID’ы.ы.

Пока нет достоверной информации по выпуску электронных подписей от ФНС для торгов. Вариант, который поможет переждать переходный период без сбоев в работе — это выпуск электронной подписи для торгов в аккредитованном удостоверяющем центре, пока есть такая возможность. Ведь, если вы выпустите в УЦ ITCOM подпись сейчас — она будет работать до полного истечения своего срока действия, т.е. 12 месяцев.

Если я приобрел бессрочный КриптоПро, он будет продолжать действовать в 2022? «КриптоПро» продолжает работать. Для криптопровайдеров правила работы не изменились.

Как быть с подписями для ЕГАИС? Ведь требуется ЭП для каждой торговой точки, а ФНС выдает только одну подпись на организацию?

По последним данным, подпись ЕГАИС для торговой точки можно выпустить на имя сотрудника этой ТТ, как на физлицо. Его действия в системе будут подтверждаться специальной доверенностью по форме Росалкогольрегулирования. Но пока что образца данной формы нет.

Обязательно ли получать ЭП от ФНС до 1 января 2022?

Нет. Если срок действия вашей электронной подписи еще не истек — вы можете продолжать ею пользоваться, и лишь после обратиться в ФНС за новым сертификатом.

Получите сертификат электронной подписи для физлица, сотрудника или руководителя организации за один визит. Сертификат электронной подписи для руководителя организации или ИП выдается в офисах, где открыты подразделения доверенного лица УЦ ФНС — УЦ Основание (АО «Аналитический Центр»).

Источник: uc-itcom.ru

Как получить и работать с электронной подписью с учетом новшеств-2022

И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению Начиная с января 2022 года налогоплательщики для сдачи налоговой отчетности обязаны будут использовать только электронные подписи (ЭП), которые выданы ФНС или доверенными удостоверяющими центрами (УЦ). Подпись, которую налоговая начала выдавать с 1 июля 2021 года, универсальна. Она подходит для любых электронных документов. Еще одна особенность — этой подписи — она записывается только на специальный носитель. Чтобы подписывать документы, нужно вставлять токен в компьютер с установленной программой «КриптоПро CSP» или другой подобной программой. Подписать электронные документы на рабочем месте, где нет этой программы, не получится. А теперь обо всем подробнее. Процедура получения электронной подписи состоит из четырех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Подача заявления.
  3. Получение ЭЦП.
  4. Настройка рабочего места.
Читайте также:  Как восстановить ЭЦП для ИП

Подготовка к оформлению электронной подписи

Если у вас уже есть носитель, проверьте наличие действующего для него сертификата.

Подготовьте документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • номер страхового свидетельства (СНИЛС) государственного пенсионного страхования заявителя-физлица;
  • ИНН заявителя-физлица;
  • ОГРНИП заявителя — индивидуального предпринимателя.

Запишитесь на прием в налоговый орган.

Подача заявления

Для получения подписи необходимо обратиться в налоговый орган вашего региона. Например, в Санкт-Петербурге в Межрайонную ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, 10-12, Лит. «О»).

Информацию о том, какой налоговый орган оформляет ЭЦП в вашем регионе, можно узнать на сайте ФНС России по этой ссылке.

а) в налоговом органе вашего региона;

б) в личном кабинете налогоплательщика — в виде электронного документа, при условии, если у вас имеется действующая цифровая подпись.

Для оформления электронной подписи Главному бухгалтеру (или другому сотруднику), который подписывает документы от лица организации, необходимо приложить электронную доверенность, заверенную квалифицированной электронной подписью юридического лица (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

В этом случае сотруднику будет оформлена подпись физического лица, в которой будут отображаться только его персональные данные.

Использовать такую подпись для документов компании сотрудник сможет только вместе с электронной доверенностью, подписанной усиленной электронной подписью руководителя.

Получение ЭЦП

Получить подпись юрлица руководитель должен сам. Отправить с нотариально заверенной доверенностью сотрудника компании не получится.

Настройка рабочего места

На компьютере должна быть установлена программа криптозащиты «КриптоПро». Приобрести лицензию на нее можно в удостоверяющем центре, у доверенных лиц или у производителя программы на сайте КриптоПро https://www.cryptopro.ru/ .

Что делать, если у вас уже есть электронная подпись?

Если удостоверяющий центр, который оформил вам подпись не прошел аккредитацию по новым правилам, то такая подпись после 01.01.2022 не действительна (Письмо Минцифры от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604).

Если удостоверяющий центр, который оформил вам подпись аккредитован по новым правилам, то подпись будет работать до конца срока действия.

Как получить и использовать электронную подпись с учетом новшеств-2022

Какие документы нужны, как подать заявление дистанционно и как быть с подписями, которые вы используете сейчас. В КонсультантПлюс собрана вся информация — вам не придется искать в разных источниках.

И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

#Бухгалтер #Юрист #Новости законодательства

Источник: www.ascon-spb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин