В соответствии с законодательством Российской Федерации, водителям грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 1,5 тонн, включая ИП, необходимо проходить предрейсовый медицинский осмотр и проверку технического состояния автомобиля перед каждым выездом на дорогу. Данные требования установлены для обеспечения безопасности дорожного движения и жизни людей. Поэтому, даже если вы работаете редко, соблюдение этого правила является обязательным.
Необходимые документы
Для решения вопроса о необходимости предрейсового осмотра грузовой машины вам необходимо ознакомиться с законодательством Российской Федерации, а именно, с Федеральным законом от 10 марта 1995 года № 28-ФЗ «О дорожном движении» и Правилами дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2012 года № 1183.
Согласно законодательству, для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн предрейсовый осмотр является обязательным. Однако, для грузовых машин массой до 3,5 тонн Федеральный закон и ПДД не устанавливают обязательность ежедневных предрейсовых осмотров и медицинских осмотров.
Оформление путевых листов для ИП и собственников коммерческого транспорта.
Таким образом, если ваша грузовая машина имеет массу менее 3,5 тонн, и вы работаете редко, то вам не требуется проводить ежедневные предрейсовые осмотры и медицинские осмотры. Однако, рекомендуется заботиться о техническом состоянии автомобиля, чтобы предотвращать возможные аварии на дороге.
Необходимые статьи
Статья 13.5 Федерального закона «О дорожном движении» — обязательные требования к перевозке грузов. Статья 23.1 Федерального закона «О дорожном движении» — требования к водителям транспортных средств.
Источник: qwokli.ru
Предрейсовый контроль технического состояния, обслуживание и ремонт ТС
Выпуск транспорта на линию: документы ТО и предрейсового контроля
Закон обязывает любого автовладельца заботиться о том, чтобы его автомобиль был исправен. Это справедливо: техническая исправность транспорта — залог безопасности дорожного движения. При этом к юридическим лицам и ИП, использующим транспорт, законодательство предъявляет больше требований, чем к обычным автовладельцам.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно документально оформлять выпуск транспорта на линию. А именно — о периодическом техобслуживании (ТО) и предрейсовом техническом контроле. Это актуально для всех организаций, у которых на балансе есть хотя бы один автомобиль.
Навигатор по вопросам
Общие вопросы. Требования надзорных органов
Предрейсовый технический контроль. Специалист по безопасности дорожного движения
К Вам приедет инспектор и проверит всё, вплоть до шкафчиков водителей и комплектации аптечек.Таким образом, расчитывать, что Вашу организацию, если в ней есть автомобили, минует проверка — сильно не стоит. Также не стоит уповать на логику и человечность инспектора. Инспектор пользуется опросным проверочным листом, утвержденным его, инспектора, ведомтсвом и справочником инспектора, на основании которого формирует предписание и выписывает штрафы, как робот.
Круг замкнулся! Таким образом, чтобы избежать проверки нужно объяснить водителям необходимость избегать нарушения ПДД и попаданий в ДТП, вести путевую документацию и не попадаться транспортной инспекции и ГИБДД на глаза. А еще лучше — организовать работу с транспортом по правилам и никого не бояться! Вернуться к навигатору по вопросам
В настоящий момент каждое надзорное ведомство при проверке использует свои опросные проверочные листы. Листы эти составлены, на мой взгляд, криво, т.к. где-то они изобилуют ненужными подробностями, а где то предлагают обощенное требование, которое инспектор непременно «раскроет». Тем не менее, истребовать то, что не указано в проверочном листе, инспектор не вправе (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»).
Какими законами и приказами руководствоваться, если организация не осущетсвляет перевозки, а использует транспорт для собственных нужд
- Изменения в закон о безопасности дорожного движения с 21 декабря 2021 года. Каким организациям придется нанять на работу специалиста по безопасности дорожного движения
- Кто имеет право выпускать автомобиль на линию Кто обслуживает транспорт в организации Процесс выпуска автомобиля на линию. Предрейсовый технический контроль
- Если в организации есть транспорт, нужен ли механик (ответственный за БДД) Кто может быть механиком Какие документы должны быть у механика Где пройти обучение по БДД
- Должностная инструкция механика, ответственного за безопасность дорожного движения. Какие журналы должен вести механик (ответственный за БДД)
- Кто может выпускать автомобили на линию, если механик болен или в отпуске
Периодическое ТО
Статья 20 ФЗ-196 «О БДД» требует поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, которое обеспечивает безопасность дорожного движения. Поэтому для всего транспорта компании, которое есть на балансе, необходимо организовать регулярное прохождение ТО.
Для каждого автомобиля есть своя периодичность техобслуживания (периодическое ТО): она указывается заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Проводить ТО нужно до конца срока эксплуатации автомобиля — то есть все время, пока автомобиль используется.
Порядок проведения ТО (в том числе сезонного и ежедневного) и ремонта до недавнего времени регулировался «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 г.)», но с недавнего времени Положение перестало действовать. Приказом Минтранса России от 31 августа 2021 г. N 344 настоящий документ признан утратившим силу. Взамен этого Положения иных актов пока принято не было.
Особенности оформления бланка
Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.
Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.
На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.
Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.
Документальное оформление проведения ТО
У юридического лица или ИП должны быть документы, подтверждающие соблюдение установленных сроков проведения технического обслуживания ТС.
- Ежеквартальный план-график техобслуживания. В нем планируются месяцы проведения ТО на каждый автомобиль с учетом последнего ТО и рекомендуемого периода (километража). Предприятие всегда должно иметь такой график на квартал вперед.
- Копии документов о проведении ТО и текущего ремонта для каждого транспортного средства. Это акты выполненных работ (с расшифровкой) и накладные (где отражены расходные материалы). Копии этих документов должны храниться на предприятии.
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств — если ТО и ремонт автомобилей проходят на базе предприятия.
Многие серьезные организации предпочитают перестраховаться и проводят дополнительные техосмотры сами. Документально это оформляется просто. Локальным актом предприятие создает специальную комиссию и вводит регулярную проверку автомобилей (регулярность зависит от самого предприятия). Результаты вносятся в Типовой лист контрольного осмотра.
Ответственность за отсутствие журнала в организации
Контролер, диспетчер и автомеханик несут двойную ответственность за учет техсостояния транспорта.
Дисциплинарные меры вводит в действие руководитель, который приказом и должностной инструкцией возлагает на подчиненного ряд обязанностей.
В качестве наказания выступают: выговоры, лишение премий, штрафы. В случае неоднократных замечаний, а также жульничества со стороны водителей или ответственного лица делается соответствующая запись в трудовой книжке.
В общем порядке предусматривается административная мера по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП (отсутствие документа либо нарушения при заполнении):
- Для водителя штраф –до 3 тыс. руб.
- Для контролера (диспетчера) – до 5 000.
- Для ЮЛ (ИП) – до 30 000.
Уголовная ответственность наступает в случае аварии, где пострадали люди, или был нанесен ущерб. Если выяснится, что допуск ТС был совершен с нарушениями, начальника подразделения привлекут сразу по нескольким статьям УК РФ (в зависимости от рода деятельности).
Предрейсовый контроль технического состояния
Проверяющими органами дополнительное мероприятие по обеспечению БДД в организации явно будет оценено положительно.
Приказ Минтранса от 15 января 2014 г. N 7 обязывает все организации, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом обеспечивать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Выпускать на линию автомобили без такого контроля запрещено.
Предрейсовый осмотр автомобиля проводится контролером технического состояния транспортных средств — это требование Минтранса (приказ № 296 от 08.08.2018). Про требования к образованию контролера мы рассказывали в видео по ссылке. А если надо обучить контролера ТС, то все подробности про обучение в нашем учебном центре на странице Обучение контролеров технического состояния.
Что будет, если не вести журнал
Организации, занимающиеся транспортными услугами должны вести этот журнал в обязательном порядке. Если же его не будет, то государственные контролирующие органы (Ространснадзор и т.д.) оштрафуют как руководство, так и само предприятие.
По этой же причине вся информацию, вносимая в журнал должна быть достоверной и точной, поскольку, если вдруг с автомобилем что-то произойдет, проверяющие лица не в последнюю очередь займутся изучением данного документа. При выявлении ложных или неверных сведений на ответственные лица может быть возложено дисциплинарное взыскание.
Документы предрейсового контроля (выпуск на линию)
Прохождение предрейсовых технических осмотров должно быть правильно оформлено. Какие документы для этого требуются?
- Приказ о назначении контролера технического состояния.
- Должностная инструкция контролера.
- Перечень операций при проведении контроля технического состояния. Именно в нем отражается необходимая пошаговая работа.
- Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. Журнал должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. На обороте последней страницы необходимо сделать надпись: «В журнале прошито, пронумеровано и скреплено печатью столько-то листов». Эту надпись должен заверить руководитель организации или иной уполномоченный сотрудник.
- Путевой лист. Результатом проверки является подпись контролера в путевом листе. Рядом расписывается водитель
Источник: avpauto.ru
Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?
Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.
Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.
Специальные требования: кто выполняет?
На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.
В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.
Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию.
Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?
Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.
По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки.
Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст.
20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.
Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:
- создавать условия для повышения квалификации водителей;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;
- организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.
Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:
- назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
- обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;
- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.
До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.
Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.
Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.
Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.
Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия.
Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).
С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.
Маршрут построен, оформляем путевой лист?
В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.
Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).
Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.
Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.
Медосмотры на дорожку?
Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст.
2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.
Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.
Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.
Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).
Сверять или не сверять?
Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).
Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.
Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:
- основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;
- в штате организации отсутствует должность «водитель»;
- транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;
- имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;
- при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.
Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.
Источник: www.eg-online.ru