Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела ФСФР России.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен в гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона о страховании постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1227 «Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела».
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ ЛИШИЛАСЬ ЛИЦЕНЗИИ
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Лицензия выдается по установленной форме и содержит определенные реквизиты (рис. 5.1).
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально нс предусмотрено при выдаче.
Для получения лицензии на осуществление добро – вольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в ФСФР России следующие документы:
- • заявление о предоставлении лицензии;
- • учредительные документы;
Рис. 5.1. Основные реквизиты лицензии на осуществление страховой деятельности
- • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
- • сведения о составе акционеров (участников);
- • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
- • сведения о страховом актуарии;
- • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
- • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- • положение о формировании страховых резервов;
- • экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан представить в ФСФР России вышеуказанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.
📌 СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: ВИДЫ, НА ЧТО НАЧИСЛЯЮТСЯ, КТО ПЛАТИТ
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:
- • заявление о предоставлении лицензии;
- • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- • учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
- • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФСФР России об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФСФР России прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФСФР России выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
Федеральная служба страхового надзора рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФСФР России обязана сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:
- • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ;
- • использование соискателем лицензии – юридическим лицом полностью обозначения индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
- • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
- • необеспеченно страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодательства;
- • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
- • несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица но вине учредителя соискателя лицензии.
Об отказе в выдаче лицензии ФСФР России сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела выдается без ограничения срока ее действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более чем три года по желанию соискателя лицензии. Кроме этого временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.
За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Следует отметить, что к компетенции ФСФР России в части лицензирования деятельности страховых организаций относится дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дастся органом страхового надзора субъектам страхового дела.
Предписанием является письменное указание ФСФР России, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е., по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у него нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности:
- а) за осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков, в соответствии с Законом;
- б) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- в) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
- г) нарушение установленных требований о представлении в ФСФР России отчетности;
- д) непредставление в срок документов, затребованных ФСФР России;
- е) установление факта представления в ФСФР России недостоверной информации;
- ж) несообщение в установленный срок в ФСФР России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
- з) иные нарушения.
Предписания направляются ФСФР России субъектам страхового дела. Соответственно организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном законодательством.
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФСФР России, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно сообщается и страховщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления такого решения в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.
Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.
Источник: studme.org
Лицензирование страховой деятельности
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)
Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).
Временная лицензия может выдаваться на срок:
1. указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;
2. от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.
Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.
Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:
1. заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
2. учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5. сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);
7. документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);
8. сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
9. сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
10. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;
11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12. положение о формировании страховых резервов;
13. экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).
Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13.
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Особенностью получения лицензии в Федеральной службе страхового надзора соискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1—13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора (Федеральную службу страхового надзора):
1. заявление о представлении лицензии;
2. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3. учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4. образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
5. документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» предъявляет квалификационные и иные требования к должностным лицам, работающим у страховщиков (ст. 32.1). Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее 2 лет.
Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее 2 лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.
В случае принятого Федеральной службой страхового надзора решения о выдаче лицензии со страховщика взимается плата в федеральный бюджет в размере 4 тыс. рублей (ст. 32.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей.
Плата вносится страховщиком после принятия решения о выдаче лицензии, и только затем выдается лицензия по установленной форме. При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой Федеральной службы страхового надзора возвращаются страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются. В случае отказа в выдаче лицензии Федеральная служба страхового надзора сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии перечислены в ст. 32.3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:
1. использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;
2. наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
3. несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;
5. наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6. наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7. необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
8. наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9. несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа. Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного Законом. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.
Страховщик имеет право обжаловать действия Федеральной службы страхового надзора в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральная служба страхового надзора ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием наименования страховщика, юридического адреса, даты выдачи лицензии, номера лицензии, видов страховой деятельности, разрешенных лицензией. В соответствии с п. 4.6 Условий лицензирования при внесении изменений в документы, на основании которых было принято решение о выдаче лицензии, страховщики обязаны в месячный срок сообщить об этом в Федеральную службу страхового надзора, представив подтверждающие документы.
Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
1. наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
2. наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
3. территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов) страховой деятельности;
4. номер лицензии и дата ее выдачи;
5. подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать Федеральной службы страхового надзора;
6. регистрационный номер по Государственному реестру страховщиков.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
1. личного страхования;
2. имущественного страхования;
3. страхования ответственности;
4. перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.
Лицензия выдается на каждый вид страховых рисков, включенных в объекты страховой деятельности. Так, если страховщик намерен заниматься объектом страхования «личное страхование», а именно страхованием жизни, то он заявляет об этом в Федеральную службу страхового надзора и получает лицензию на право осуществления страхования жизни.
Если впоследствии страховщик решает заниматься страхованием от несчастных случаев и болезней, которое включено в тот же объект страхования «личное страхование», то он вновь обязан заниматься процедурой получения лицензии, которую выдадут на страхование от несчастных случаев и болезней. И так каждый раз: надумал заниматься страхованием средств наземного транспорта, то получай лицензию на страхование средств наземного транспорта, и т. д. На практике страховщики редко занимаются только одним видом страхования, поэтому они, обращаясь в Федеральную службу страхового надзора за лицензией, сразу заявляют о нескольких объектах страхования и видах страховых рисков. В таком случае на одном бланке лицензии может быть обозначено сразу несколько объектов страхования.
При появлении новых видов страхования страховщик вновь и вновь обращается за получением лицензий. В современных страховых компаниях можно увидеть стопку лицензий, в каждой из которых могут фигурировать как одно, так и несколько наименований объектов страхования. Если рассматривать добровольное и обязательное страхование, то на один и тот же объект страхования, являющийся объектом, например, добровольного страхования, на который у страховщика уже есть лицензия, необходимо получать отдельную лицензию в том случае, если этот же объект становится объектом обязательного страхования.
Так было массово в 2003 г., когда многие страховые компании, имеющие лицензии на добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев, устремились в Росгосстрах с заявлениями на получение права осуществлять обязательную «автогражданку».
Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют все вышеуказанные документы, кроме документов об экономическом обосновании, правил по видам страхования, расчета страховых тарифов.
Страховщики, уже получившие лицензии в Федеральной службе страхового надзора в установленном порядке, но обратившиеся за получением лицензий на новые виды страховой деятельности, не обязаны представлять:
1. учредительные документы;
2. документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справку банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);
3. положение о порядке формирования и использования страховых резервов (в экономическом обосновании страховой деятельности);
4. сведения о руководителе и его заместителях.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности
Лицензия на осуществление страховой деятельности — это документ, который удостоверяет права ее владельца проводить страховую деятельность на территории РФ при соблюдении им требований и условий, которые оговаривались при выдаче лицензии.
Лицензируется не деятельность по страхованию вообще, а определенные разновидности страхования, в которых законодательством устанавливается наличие страхового интереса. В связи с этим страховая организация, давно осуществляющая деятельность на рынке, при введении новой разновидности страхования должна получить лицензионный документ на его осуществление.
На какие разновидности страхования выдается лицензия?
Лицензии могут выдаваться на реализацию обязательного и добровольного личного страхования, страхования ответственности, страхования имущества, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика будет являться исключительно перестрахование.
В лицензии должны быть указаны определенные разновидности страхования, которыми может заниматься страховщик. Понятие разновидности страхования в документах законодательства четко не определяется. По факту разновидность страхования обособлена от иных существованием определенного объекта страхования, а также страхуемого риска, должна оформляться отдельными Правилами страхования.
Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности
Лицензирование страховой деятельности на российской территории регламентировано условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, которые утверждаются приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Лицензирование деятельности страховых медицинских компаний, которые занимаются обязательным медицинским страхованием, реализуется согласно Правилам лицензирования деятельности страховых медицинских компаний, которые осуществляют обязательное медицинское страхование, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Условия лицензирования иных обязательных разновидностей страхования регламентированы специализированными документами.
«Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Лицензирование страховой деятельности реализуется органами страхового надзора. Притом в Условиях лицензирования, в противоречии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в форме объекта страхования применяется понятие разновидности страховой деятельности, а не разновидности страхования. Разновидность страховой деятельности может содержать в себе множество разновидностей страхования. В лицензии должен указываться вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии — список определенных разновидностей страхования с соответственными Правилами страхования.
Замечание 1
Под лицензируемой деятельностью страхования принято понимать деятельность страховых компаний и обществ по взаимному страхованию (страховщиков), которая связана с образованием специализированных денежных фондов (резервов страхования), которые являются необходимыми для предстоящих выплат по страхованию. Деятельность по оценке рисков страхованию, вычислению величины ущерба, консультирование и т.п. не имеет нужды в получении лицензионного документа.
Лицензия может выдаваться для реализации страховой деятельности на определенной территории, которая заявлена страховщиком. Обычно лицензия на производство страховой деятельности не обладает ограничениями по сроку действия, если это специализированно не оговаривается при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии нет достоверной информации по риску, позволяющей дать ему оценку, страховщик получает временную лицензию.
Для того, чтобы обладать правом на получение лицензии страховая компания должна исполнить следующие условия:
- зарегистрироваться на территории РФ;
- обладать необходимым размером уставного капитала, уплаченного согласно действующему законодательству;
- исполнить определенные нормативные соотношения меж собственными средствами организации и объемами страховой премии, которые планируются по данной разновидности страхования на первый год деятельности;
- исполнить ограничения по показателям максимальной ответственности по отдельным рискам.
Процедура лицензирования предусмотрела выдачу лицензионной документации страховщикам, которые предварительно зарегистрировались в качестве юридических лиц. Отличаясь от мировых аналогов, подобный механизм обладает рядом недостатков, прежде всего, которые связаны с невозможностью еще на стадии регистрации страховщика, оказывать влияние на учредительный состав, знакомиться с их платежной способностью, происхождением капитала и тому подобное.
Для того, чтобы получить лицензии страховщик должен иметь оплаченный в денежной форме уставный капитал, величина которого устанавливается отдельно по каждой разновидности страхования.
Собственные средства организации должны находиться в конкретном соотношении с величинами страховой премии по данной разновидности страхования, которые запланированы на первый год его реализации. При первом обращении страховщика за обретением лицензии уплаченный уставный капитал и другие собственные средства страховщика должны обеспечить проведение планируемых разновидностей страхования и исполнение принятых страховщиком обязательств по страховым договорам, составляя в совокупности величину не менее той, что учреждена в условиях лицензирования для определенной разновидности страховой деятельности (r):
r = (уплаченный УК + другие собственные средства) / сумма страховой премии за первый год деятельности.
Максимальная ответственность по отдельным рискам по страховому договору не сможет превышать десять процентов собственных средств страховщика. Если максимальная ответственность по договору превысит отмеченный норматив, должно предусматриваться перестрахование избыточных рисков.
При обращении за получением лицензий на новые разновидности страховой деятельности уже действующие страховые организации должны соответствовать требованиям платежной способности согласно Положению по порядку расчета страховщиками нормативного соотношении активов, а также принятых ими обязательств по страхованию, которое утверждено приказом Минфина РФ от 02.11.2001 г.
Источник: spravochnick.ru