Оказание транспортных услуг в области пассажирских перевозок практически всегда сопровождается получением лицензии. Однако, часть лиц предпочитают выполнять подобные действия без разрешительной документации, чем нарушают актуальное законодательство. Ниже рассказано о том, в каких случаях обязательно требуется наличие лицензии, а когда от этой бумаги можно отказаться, а также, от том, какие санкции грозят нарушителю.
Нужна ли на пассажирские перевозки лицензия
Если в легковом автомобильном транспорте имеется более восьми мест для размещения пассажиров или же оно предназначено для работы в такси, то для перевозки людей водителю потребуется наличие разрешающего документа. Без оформленной лицензии такая деятельность является незаконной. Исключениями являются следующие случаи автомобильных перевозок:
- Автобус принадлежит организации и не эксплуатируется на дорогах общего пользования. Например, его предназначение доставка людей внутри завода к местам их работы.
- Пассажирское транспортное средство используется для обеспечения жизнедеятельности отдельных населенных пунктов или для поддержания безопасности людей, проживающих здесь. Сюда относятся автобусы военных, полиции, пожарной службы, следственных органов и других специальных служб, выполняющих свои прямые обязанности.
Применительно к железнодорожному, водному или воздушному пассажирскому транспорту получение лицензии является неотъемлемым пунктом их эксплуатации. Никаких исключений, в этом случае, не предусмотрено.
Кто проверяет наличие
Проверку наличия лицензии на пассажирские перевозки выполняют несколько инстанций, в зависимости от типа транспорта:
- Федеральная служба по надзору в области транспорта;
- Министерство отдельных видов транспорта (водного, воздушного);
- Роспотребнадзор (для служб такси и автобусов);
- Госавтоинспекция;
- Таможенная служба (при международных перевозках всех типов).
Порядок получения документа
Получить разрешительный документ можно в соответствующем транспортном ведомстве. Например, для автомобильных перевозок такой инстанцией является отделение Государственного автодорожного надзора. Место обращение – территориальное подразделение этой службы.
Этапы получения лицензии:
- Сбор полного пакета документов и передача его в ведомство.
- Указание вида работ, которые предполагается выполнять: собственные нужды или коммерческие цели. При выборе только одного пункта, выполнять другой нельзя.
- Оплата госпошлины за рассмотрение заявления. Она платится за каждое обращение, а не за количество транспортных средств, указанных в заявлении. Стоимость получения разрешения для автомобилей всех типов – 7500 рублей.
- Ожидание ответа. Срок рассмотрения бумаг составляет 45 рабочих дней с даты, указанной в принятом заявлении.
- Получение отрицательного или положительного ответа от инстанции.
Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован двумя распространенными причинами:
- предоставление заведомо подложных или недостоверных данных;
- отказ заявителя выполнять все нормы и требования, необходимые для получения разрешительного документа.
Возможна ли перевозка пассажиров по заказу без лицензии
При транспортировке людей на основании договора фрахтования, оформление лицензии на осуществление подобной деятельности не требуется. При этом договор или заказ-наряд должен иметь следующие обязательные пункты:
- Полное название документа и дату его оформления.
- Реквизиты перевозчика или же ФИО и паспортные данные водителя, если в качестве перевозчика выступает физическое лицо.
- Реквизиты заказчика услуг.
- Подробное описание транспортного средства: марка, модель, госзнак.
- Личные данные водителя.
- Пункты, между которыми осуществляется перевозка, точное время начала и окончания движения по маршруту.
- Перечень промежуточных остановок при их наличии.
- Стоимость услуги, а также, указание ФИО и должности человека, который производил расчет.
- Подпись лица, имеющего право разрешать подобные перевозки.
Правильно заполненный договор фрахтования должен иметься у водителя, он по первому требованию предоставляется уполномоченным лицам для проведения проверки. Такие транспортные средства в обязательном порядке обозначаются табличкой «Заказной», размещенной на лобовом стекле, на кузове справа и на заднем стекле. В салоне могут находиться только те пассажиры, которых указал заказчик в своем списке.
Можно ли избежать ответственности
Избежать ответственности за перевозку пассажиров без лицензии удастся в трех случаях:
- в транспортном средстве расположено не более восьми мест для пассажиров (на основании данных ПТС);
- цель перевозки не коммерческая, а личная или организационная (например, доставка сотрудников компании);
- доставка пассажиров к пункту назначения осуществляется в рамках договора фрахтования.
Все перечисленные условия-исключения применимы только для автомобильных перевозок. В случае с железнодорожным, водным или воздушным транспортом лицензия требуется во всех случаях.
Что делать, если при проверке обнаруживается отсутствие документа
Если перевозка осуществляется на любом виде транспорта без лицензии и при этом нет уважительных причин ее отсутствия (они перечислены в пункте выше), то юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю неизбежно придется понести ответственность. В этом случае, необходимо уплатить штраф (его размер установлен законодательством), а в некоторых случаях, компенсировать расходы, связанные с конфискацией авто.
С точки зрения пассажира, при выявлении перевозчика без лицензии, стоит отказаться от использования его услуг и незамедлительно сообщить о правонарушении в региональное подразделение ведомства, осуществляющего надзор в транспортной сфере.
Предусмотренные штрафы для разных видов транспорта
Мера наказания и размер штрафа зависят от лица, к которому он применяется. Например, при нарушениях в такси, суммы будут следующими:
- Водителю транспортного средства – 5 000 рублей.
- Должностному лицу, организовавшее незаконную перевозку – 5 000 рублей.
- Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу – 100 000 рублей.
Даже после оплаты штрафа, все перечисленные лица не освобождаются от необходимости оформления лицензии. До этого момента им придется прекратить оказание подобных услуг. За повторное нарушение всем виновным лицам грозит увеличение суммы штрафа и конфискация транспортного средства.
Но размеры взысканий определяются не только статусом лица, но и видом транспорта:
- Для автобусов – от 5 000 для водителя до 1 000 000 рублей для юрлица.
- Для такси – от 5 000 до 100 000 рублей.
- Остальному легковому транспорту, чьи водители занимаются извозом – от 1 000 до 500 000 рублей.
- Морского, воздушного или железнодорожного транспорта – от 20 000 до 200 000 рублей.
Обязательное требование к выполнению пассажирских перевозок – наличие лицензии на подобную деятельность. Оказывать услуги без разрешительных документов можно лишь в редких случаях- исключениях, полный список которых оговорен в законодательстве.
Источник: autourist.expert
Можно ли самозанятому оформляться на работу в такси
Комментарии: 0 30.06.2020 Многих, если заглянуть в запросы «Гугл», интересует вопрос, а можно ли самозанятым таксовать? Именно об этом поговорим более подробно. Дело в том, что само определение «самозанятые» появились полтора года назад, если говорить конкретнее, то 1 января 2019 года.
Теперь, совершенно на законных основаниях, людям, которые работали сами на себя, при этом не платя налоги, можно трудиться официально. Возьмём к примеру агрегатор «Яндекс.Такси», они обычно заключают договор с водителями, по которому те могут зарегистрироваться в конторе в качестве самозанятого лица. В таком случае автомобилисту не нужно получать разрешение на осуществление пассажирских перевозок. Главное в этом деле не забыть заплатить подоходный налог, который составляет 6 процентов. Впрочем, никто пока на это не жаловался.
Таксомоторная компания берёт комиссию с вашего заработка, но при всех плюсах, в виде предоставленных для работы авто, есть и минусы. Например, у таксиста нет соц.пакета, организация не делает страховые взносы и не платит налоги. Знаете что это значит? В будущем водитель пенсию не получит.
Нужна ли самозанятому лицу лицензия на такси? Этот документ позволяет перевозить пассажиров и багаж на легковом такси. Все разрешения вносятся в специальный реестр. Но важно понимать, что оформить и, собственно, получить лицензию имеет право либо физическое лицо, либо организация. Обычный гражданин получить подобный документ не сможет.
Конечно, выход есть, вы можете зарегистрироваться как ИП, либо как юридическое лицо. Но не забывайте, что на это всё нужно будет потратиться. И ещё уже проверенный вариант — заключить договор с таксомоторной компанией.
В случае аварии, спрос всегда идёт с таксомоторной компании, ведь именно она ответственна за состояние транспортных средств. Все машины, которые перевозят людей, в обязательном порядке должны проходить технический смотр раз в шесть месяцев. Так что отсюда можно сделать вывод, что для того, чтобы осуществлять подобную деятельность, нужно иметь при себе договор. Кстати, по закону, работать в такси могут лишь те водители, которые имеют стаж вождения не меньше пяти лет.
А к чему вообще такой интерес? Всё просто, многие водители хотят вернуть старый и проверенный способ возить людей без надзора каких-то компаний. Отдавать часть заработанных денег так же не хочется, да и соглашаться на все нюансы тоже хотят не все.
Все наверняка слышали от водителей такси, что к примеру «Яндекс.Такси» не показывает конечный адрес пассажира и стоимость, за которую он поедет. Многие, увидев маленькую сумму, просят пассажиров отказаться от поездки. Кому-то приходится ехать за тридевять земель, а отказываться от поездки самому водителю совсем невыгодно.
Ведь и это продумали до мелочей, пассажир всегда может написать причину отмены такси, если агрегатор посчитает, что водитель виноват, то его автоматически могут заблокировать. Так вот, сегодня, на просторах интернета встречается всё больше и больше объявлений о том, что мол какой-то водитель дядя Миша всегда к вашим услугам.
Нужна машина? Звони на номер, указанный в объявлении. Блогеры таких вот дядь Миш начинают активно рекламировать и можно даже не ходить к бабке, а сказать сразу, что лицензии на перевозку пассажиров у него нет. Действия противозаконные, но станут ли искать этого водителя, если только он сам же, совершенно случайно, не подвезёт кого-нибудь из соответствующих органов.
Вывод тут один, самозанятым быть вы можете, но опять же, для этого вам нужно будет зарегистрироваться в такси. Работать на себя ни в коем случае нельзя. Так что, если у вас и были такие мысли, то задумайтесь, а нужны ли вам проблемы, с которыми вы можете столкнуться в будущем.
Источник: car.ru
Объединение самозанятых России: «В Башкортостане может исчезнуть доступное такси»
В общественной организации «Объединение самозанятых России» считают, что принятие нового закона обернется серьезными изменениями в этой сфере: тысячи водителей такси могут остаться без заработка, а пассажиры не смогут привычным образом добраться до работы или отвезти детей в школу.
Кроме Объединения самозанятых России, на совещании присутствовали также представители Общественного совета по развитию такси, регионального отделения «Опоры России», Минтранса России, крупнейших агрегаторов такси – «Максим» и «Яндекс Go», индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан.
«В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан признают, что есть объективно неисполнимые требования к перевозчикам в новом законе. Наша инициатива ввести мораторий на специальные требования к самозанятым водителям такси нашла понимание»,
сообщил по итогам совещания президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин.
Как отметили участники совещания, в новом законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…» содержится два ключевых невыполнимых требования — предрейсовые медосмотры и техосмотры, а также ОСАГО по тарифам для такси.
В сентябре 2023 года самозанятым водителям без регистрации ИП впервые будет предоставлено право получать разрешение на легальную работу в такси. Они будут платить налог на профессиональную деятельность в региональный бюджет.
Несмотря на революционность нормы, она лишь констатирует давно сложившуюся экономическую действительность — до 100% перевозок пассажиров и багажа легковым такси выполняют фактически самозанятые водители.
Однако закон обязывает самозанятых водителей проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, а также проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.
В Объединении самозанятых России (ОСР) считают, что к физлицам с личными автомобилями предъявили такие же требования, как к советским государственным таксомоторным предприятиям 1970-х годов.
Согласно исследованию ОСР, услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра физических лиц в Уфе предоставляют всего лишь 5 медицинский организаций, а в городах Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский такие услуги предоставляют по одной организации.
По информации, полученной от этих медицинских организаций, каждая из них может провести не более 50 медицинских осмотров в день и ни одна из них не работает в круглосуточном режиме. В остальных населенных пунктах Республики у самозанятых перевозчиков возможность пройти медицинский осмотр полностью отсутствует.
«Очевидно, что медицинская система физически не способна принять тысячи самозанятых водителей, которые должны будут ежедневно обращаться за предрейсовыми и послерейсовыми медосмотрами с 1 сентября. На практике медики встанут перед выбором — принимать больных или вообще всем республиканским штатом измерять давление у водителей. С пунктами предрейсовых технических осмотров автомобилей такси, ситуация еще хуже»,
считают в ОСР.
Кроме того, с сентября без специального ОСАГО самозанятые перевозчики не смогут внести свой автомобиль в региональный реестр такси и получить разрешение на работу.
«Стоимость страхового полиса для автомобиля такси составляет от 80 тыс. до 120 тыс. рублей, что превышает средний месячный доход самозанятого перевозчика в полтора-два раза. При этом общеизвестна проблема отказов страховых организаций от страхования автомобилей такси под различными предлогами»,
комментируют в Объединении.
За передачу заказов «нелегалам» сайты и приложения агрегаторов теперь будут блокировать: из-за отсутствия «легальных» перевозчиков рынок схлопнется, прогнозируют эксперты Объединения самозанятых России.
«На весь Башкортостан может остаться несколько десятков водителей с разрешением на деятельность такси. Цена поездки вырастет в 10-15 раз, ожидание автомобиля увеличится до нескольких часов или дней, как было в советское время».
По мнению ОСР, агрегаторы такси не смогут продолжать бизнес с таким мизерным объемом перевозок, их модель рассчитана на массовость услуги, а без договора с агрегатором по закону самозанятый теряет право работать.
«Формально новый закон допускает самозанятых на легальный рынок такси. А фактически нам выстроили непреодолимые административные барьеры. Но других перевозчиков в стране нет и не будет по экономическим причинам. Создать требуемые новым законом условия для легализации не может ни один регион.
Давайте говорить честно, предрейсовые медосмотры и техосмотры в такси уже десятки лет существуют только на бумаге. Проводить их некому, негде, и денег для этого ни у кого нет. Да это и не нужно. Такси работает нормально.
Самозанятые водители на личных автомобилях являются самыми безопасными перевозчиками в отрасли такси — на сотни миллионов перевозок единичные случаи ДТП с пострадавшими. Причем почти в двух третях случаев виновны другие участники дорожного движения и состояние дорог.
В отношении всех водителей действуют общие требования, запрещающие эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и езду в нетрезвом состоянии. Выдавая водительское удостоверение, государство подтверждает право гражданина водить автомобиль и возить других людей. Никаких особых требований к самозанятым быть не должно, в том числе по страхованию.
Мы обратились по этой проблеме в Минтранс России, поскольку в сентябре отрасль такси просто встанет. Но больше надежды на региональные органы власти, которые не имеют никакой возможности обеспечить исполнение закона и ближе к людям. Мы приветствуем конструктивную позицию Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, в которым согласны с нашими аргументами за мораторий или отмену невыполнимых требований. Наша общая задача сохранить такси и заработки водителей, не допустить массовой безработицы и социального напряжения»,
говорит президент ОСР Игорь Жмакин.
По мнению участников совещания, намеренное выталкивание самозанятых с легального рынка введением избыточных и невыполнимых требований будет действовать только во вред пользователям услуг такси.
«Такси стало неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры городов. С его исчезновением мы с грустью будем вспоминать наши сегодняшние претензии к громкой музыке в салоне и другим мелочам. Главная жалоба будет на то, что невозможно вызвать автомобиль и ехать больше не на чем. Общественный транспорт всех не вывезет и от подъезда до подъезда не доставит»,
Источник: www.bashinform.ru