Функционал портала Госуслуги постоянно расширяется и совершенствуется. С 01.09.2022 доступна регистрация самозанятого на Госуслугах, при этом сохраняются и старые способы — через приложение «Мой налог» и личный кабинет самозанятого на сайте налоговой.
Что необходимо для оформления самозанятости на Госуслугах
Самозанятые — это плательщики налога на профессиональный доход. В этом качестве вправе регистрироваться как физические лица, так и предприниматели. Режим НПД характеризуется относительной простотой в работе: самозанятые не подают деклараций или расчетов платежей, они обязаны только передавать налоговикам информацию о поступающих доходах, а сумма налога ежемесячно рассчитывается автоматически. В то же время для использования этого режима имеется ряд ограничений, в том числе по видам деятельности и общегодовой сумме выручки.
Чтобы оформить статус самозанятого, необходимо воспользоваться:
- мобильным приложением «Мой налог»;
- либо его веб-версией, реализованной в виде личного кабинета самозанятого на сайте ФНС.
С 01.09.2022 появилась возможность оформить статус самозанятого на Госуслугах, для этого потребуется регистрация на портале Госуслуг. Также эта регистрация значительно облегчит оформление через приложение или сайт налоговой — логин и пароль Госуслуг лицо вправе использовать для постановки на учет в качестве плательщика НПД.
ЭЦП в 2023 году. Что нужно знать?
Напомним, что зарегистрироваться на портале Госуслуг гражданин вправе одним из следующих способов:
- через личный кабинет банка, которым он пользуется. Банк самостоятельно отправляет сведения о лице на портал для проверки. Регистрация этим способом займет около десяти минут, и это самый простой вариант;
- через МФЦ — туда необходимо явиться с паспортом и СНИЛС. Специалист проверит данные и подтвердит личность лица, что займет около 15 минут. После чего на телефон придут логин и пароль к личному кабинету на портале;
- с помощью заказного письма. В этом случае в течение одной-двух недель гражданину придет заказное письмо с реквизитами доступа, которое необходимо получить на Почте России, предъявив паспорт;
- с помощью электронной подписи — этот вариант доступен, если у лица имеется работающая ЭП.
Таким образом, чтобы оформить регистрацию на Госуслугах, необходимы:
- регистрация в личном кабинете какого-либо банка;
- либо паспорт и СНИЛС;
- либо только паспорт;
- либо электронная подпись.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к самозанятым гражданам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Регистрация в качестве плательщика НПД через портал Госуслуги
Пошаговая инструкция, как зарегистрироваться самозанятым через Госуслуги, следующая:
Шаг 1. На главной странице портала выбрать раздел «Прочее».
Электронная подпись 2023: основные изменения, как получить, продлить удаленно или по доверенности
Шаг 2. В подразделе «Налоги финансы» выбрать раздел «Регистрация в качестве самозанятого».
Шаг 3. Ознакомиться с краткой информацией о режиме НПД и том, кто вправе зарегистрироваться как плательщик налога на профессиональный доход, а затем нажать «Начать».
Шаг 4. Ознакомиться с перечнем сведений, которые необходимо предоставить для регистрации, и нажать кнопку «Перейти к заявлению».
Шаг 5. Система автоматически загрузит данные заявителя из его личного кабинета, пользователю останется проверить их правильность и, при необходимости, скорректировать. Затем необходимо нажать кнопку «Верно».
Шаг 6. Проверить номер ИНН и нажать «Верно».
Шаг 7. Подтвердить номер телефона.
Шаг 8. Указать регион, в котором гражданин намерен работать, и нажать «Отправить заявление».
Помимо того, что на портале появилась такая функция, как оформиться как самозанятый через Госуслуги, в 2022 на нем реализована и возможность снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход. При этом функция «кабинет самозанятого» на Госуслугах до сих пор отсутствует.
Постановка на учет через другие сервисы
Инструкция для других сервисов зависит от того, предпочитает гражданин пользоваться приложением «Мой налог» или личным кабинетом на сайте налоговой.
Регистрация с помощью приложения «Мой налог» выглядит так:
Шаг 1. Скачать приложение на смартфон или другое используемое мобильное устройство с помощью AppStore или GooglePlay.
Шаг 2. Открыть главную страницу приложения и нажать кнопку «Стать самозанятым».
Шаг 3. Выбрать способ регистрации «Через портал Госуслуг».
Шаг 4. Ввести логин и пароль, которые пользователь использует для входа на портал.
Шаг 5. Выбрать регион, в котором пользователь намерен вести деятельность, и отправить заявление на регистрацию.
Шаг 6. Дождаться решения о регистрации. Оно придет максимум на следующий день, но обычно долго ждать не приходится, и подтверждение поступает в течение нескольких десятков минут.
Если гражданин предпочитает пользоваться компьютером, а не мобильными устройствами, то у него есть возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого через личный кабинет на сайте налоговой, пошаговая инструкция, как стать самозанятым через Госуслуги, в этом случае следующая:
Шаг 1. Перейти на страницу регистрации пользователей в качестве самозанятых на сайте налоговой, перейти во вкладку «Госуслуги» и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Шаг 2. Ознакомиться с приветственным сообщением и нажать «Далее».
Шаг 3. Согласиться на обработку персональных данных и с правилами пользования приложением.
Шаг 4. Ознакомиться с предупреждением о регистрации в качестве плательщика НПД и согласиться с ним.
Шаг 5. Последний шаг пошаговой инструкции, как оформить самозанятого через Госуслуги, — введение логина и пароля пользователя, которые он использует для входа на портал, чтобы завершить регистрацию.
После прохождения регистрации гражданину автоматически не выдается справка самозанятого на Госуслугах или где бы то ни было еще. При этом документ, подтверждающий этот статус, лицо вправе в любой момент запросить через приложение или личный кабинет.
Функции ЛК самозанятого на Госуслугах
На сегодняшний день функционал портала таков, что вход в личный кабинет самозанятого через Госуслуги отсутствует. Такой кабинет реализован в приложении «Мой налог» и в его веб-версии на сайте налоговой.
Функций этого ЛК достаточно, чтобы самозанятым самостоятельно вести всю необходимую бухгалтерию. С его помощью они:
- учитывают все поступающие от клиентов доходы;
- формируют счета на плату и чеки;
- направляют информацию в налоговые органы;
- ведут статистику выручки по месяцам;
- получают информацию о начисленных налогах;
- имеют доступ к другим сопутствующим услугам и сведениям, например, о добровольном пенсионном страховании.
Доступ в «Мои налоги» для самозанятых через Госуслуги невозможен: он доступен только через сайт налоговой, но войти в ЛК гражданин вправе, в том числе с помощью логина и пароля Госуслуг.
Источник: clubtk.ru
Что вы могли не знать о самозанятости?
Да, можно. Например, бухгалтер работает как штатный сотрудник в корпорации, а по выходным ведет бухучет в микробизнесе как самозанятый. Или работает продавцом и сдает квартиру в аренду. Важно запомнить, что налоги по дополнительному доходу плательщик НПД уплачивает самостоятельно.
Важно! Самозанятому нельзя оказывать услуги действующему или бывшему работодателю в течение 2 лет со дня увольнения.
У меня есть ИП на УСН (АУСН, ОСН или патенте). Могу ли я перейти на НПД?
Предприниматели могут стать самозанятыми в любое время, но должны отказаться от других систем налогообложения.
Нужно ли самозанятому открывать отдельный счет в банке?
Если самозанятый — физ. лицо, и у него есть банковская карта, дополнительно счет открывать не нужно. Он может получать оплату от клиента на карту. Самозанятый в статусе ИП может открыть расчетный счет в банке или принимать оплату на банковскую карту — закон разрешает оба варианта.
Я самозанятый и планирую оформить ипотеку. Как мне подтвердить свой доход?
Если самозанятому нужно подтвердить доход, он может получить справку в приложении «Мой налог». На главной странице приложения нужно выбрать раздел «Прочее» внизу экрана. В открывшемся меню следует перейти в раздел «Справки» и выбрать «Справка о доходах».
Справку можно скачать, распечатать, отправить онлайн. Документ промаркирован специальным кодом, который обозначает электронную подпись налоговой. С ее помощью можно проверить подлинность и подтвердить сведения.
Заказчик просит подтверждения, что я самозанятый. Какой документ нужен и как его оформить?
В разделе «Справки» можно получить документ, подтверждающий, что россиянин зарегистрировался или снялся с учета в качестве плательщика НПД.
Эту справку требуют некоторые бизнес-клиенты, чтобы подтвердить налоговикам факт работы с самозанятым. Кроме этого, справка пригодится, чтобы получить кредит в банке.
В текущем месяце я не получил дохода от самозанятости. Какую сумму налога мне нужно уплатить?
Если самозанятый не получил дохода, налог он не платит. Или самозанятый решил отдохнуть, за время «простоя» налог платить также не придется. Что касается предпринимателей, у них на НПД нет фиксированных платежей, в отличие от других налоговых режимов у ИП.
На какой социальный пакет может рассчитывать самозанятый?
Социальные пособия — самое слабое место самозанятости. Самозанятый не платит страховые взносы, обязательные для налогоплательщиков на других налоговых режимах. Поэтому он не может рассчитывать на соцпакет: оплату больничного листа и декретные выплаты. Если самозанятый не заработал пенсионный стаж и не накопил пенсионные баллы, он будет получать только социальную пенсию.
Как самозанятому получить выплаты по больничному листу и декретным пособиям?
Если самозанятый добровольно заплатит в ФСС взносы, ему оплатят больничный и выплатят декретные.
Нужно учесть важное условие — если перечислили взносы в текущем году, социальные выплаты начнете получать на следующий год.
Будет ли самозанятый в будущем получать пенсию?
Самозанятый без трудового стажа и накопленных баллов может рассчитывать только на социальную пенсию, которая ему начнут выплачивать на 5 лет позже, чем обычная страховая. Женщины смогут получать пенсию с 65 лет, а мужчины — с 70.
Чтобы не остаться без пенсии, самозанятый может добровольно перечислять взносы в ПФР. Тогда он доберет стаж и накопит баллы, которые учитывают при расчете пенсии.
Отметим, что если пенсионер оформил самозанятость и добровольно уплачивает взносы в ПФР, их не засчитают и стаж не добавят.
Я зарегистрировал самозанятость, но клиентов так и не нашел. Могу ли я встать на учет в центре занятости и получать пособие по безработице?
Самозанятый не считается безработным и не может зарегистрироваться в центре занятости как безработный и получать пособие.
Зарегистрироваться в качестве безработного можно лишь после того, как человек снимется в налоговой службе с учёта как самозанятый и перестанет быть плательщиком налога на профессиональный доход.
Пошаговая инструкция, как закрыть самозанятость:
Самозанятый может самостоятельно изменить статус через приложение «Мой налог» — не нужно подавать документы в налоговую инспекцию или что-то дополнительно сообщать. Сведения о статусе в приложении изменятся автоматически.
1. На главном экране приложения нужно последовательно выбрать раздел «Прочее» ⟶ «Профиль» ⟶ «Сняться с учета НПД».
2. Выбрать причину отказа от самозанятости: «Отказываюсь от применения специального налогового режима» или «Утратил право на применение специального налогового режима». После этого запрос поступит в налоговую инспекцию. Налоговики обрабатывают запрос от нескольких минут до суток. Когда россиянина снимут с учета, он получит уведомление.
Важно! Закрыть самозанятость можно с долгами по НПД. Но за каждый день просрочки начисляют пени по ставке 1/300 от ставки ЦБ.
В любой момент россиянин может вернуть статус самозанятого. Главное, чтобы не было долгов по НПД и пеням. С долгами не получится повторно стать самозанятым.
Источник: gazeta-n1.ru
Электронная подпись
для физлиц и самозанятых
Купить от 1000 р.
Как получить ЭП, не выходя из дома
При первичном получении подписи
Онлайн-продление подписи через личный кабинет
Выберите нужную подпись, способ доставки и оформите заказ в личном кабинете на сайте
Заполните заявку на выпуск подписи, прикрепите сканы или фото необходимых документов. Затем нажмите кнопку «Получить подпись»
Оплатите электронную подпись по счету или банковской картой
После того, как заявка пройдет проверку, менеджер свяжется с вами и уточнит адрес и удобное время доставки электронной подписи
Привезем электронную подпись в любой регион России
Инженер УЦ, прошедший обучение и аттестованный по требованиям ФСБ, доставит подпись, не допустив компрометации. Дополнительно он может настроить компьютер и ПО для работы с ЭП (услуга оплачивается отдельно).
Если поблизости нет филиала УЦ
«IT Monitoring», мы доставим подпись
с помощью курьера Государственной фельдъегерской службы.
Источник: e-signature.pro