Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом регулируется:
— главой 40 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ;
— Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ), далее – Устав;
— Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (начало действия – 25.07.2011), далее – Правила.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Транспортная накладная – обязательный документ при перевозке грузов перевозчиком
С 1 марта заполняйте транспортную накладную на новом бланке и по новым правилам
Согласно п. 1 ст. 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, который перевозится на основании договора фрахтования (п. 3 ст. 8 Устава).
Форма транспортной накладной приведена в Приложении № 4 к Правилам. Порядок ее заполнения установлен разделом II Правил.
Товарно-транспортная накладная была обязательной до 25.07.2011 при перевозке грузов транспортной компанией
Форма товарно-транспортной накладной (1-Т) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 как унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте.
Товарно-транспортная накладная представляет собой единый документ: товарную накладную и транспортную накладную, и является первичным документом, подтверждающим отгрузку/получение товаров и расходы на транспортировку товаров (грузоперевозку).
Согласно указаниям по заполнению этой формы она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Таким образом, до 25.07.2011 товарно-транспортная накладная была обязательной к применению в случаях, когда в перевозке груза участвовала транспортная компания (грузоперевозчик). Форма 1-Т составлялась в 4-х экземплярах: для отправителя груза (1 экз.), получателя груза (1 экз.) и грузоперевозчика (2 экз.).
ФНС России в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 указала:
— если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает;
— утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
Путевой лист для самозанятых водителей
Аналогичный вывод был сделан в письме Минфина РФ от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413: если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12).
Обратите внимание! Указанные письма контролирующих органов были выпущены еще до 25.07.2011 г. Таким образом, оформление товарно-транспортной накладной до этой даты требовалось только в случаях, когда в процессе отправки и получения грузов участвовали три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.
Товарно-транспортная накладная составляется в случаях, предусмотренных договором или внутренними правилами
В настоящее время организация-поставщик может применять форму товарно-транспортной накладной (1-Т), в том числе вместо товарной накладной (ТОРГ-12) или накладной (М-15), в случаях, когда это предусмотрено внутренними правилами документооборота или договором поставки (купли-продажи, перевозки груза, др.).
В любом случае, перечень и порядок предоставления первичных документов организацией-поставщиком следует указывать в договоре на поставку товаров. В случаях, когда формы документов контрагент разрабатывает самостоятельно, рекомендуется привести указанные формы в приложениях к договору.
Оформление транспортной накладной при доставке груза транспортом поставщика
По мнению Минфина РФ (письмо от 22.12.2011 № 03-03-10/123) в случаях, когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.
При этом уазанные отношения не могут быть квалифицированы как договор перевозки груза в смысле ст.785 ГК РФ, поскольку сторонам договора перевозки являются отправитель груза и перевозчик, а предметом договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.
Таким образом, если по условиям договора доставку товаров осуществляет поставщик (отправитель) собственным транспортом, и покупатель оплачивает стоимость перевозки(транспортные расходы) отдельно от стоимости товаров, то для покупателя подтверждением расходов на перевозку являются:
— указание транспортных расходов отдельной строкой в товарной накладной (накладной);
— (или) акт на оказанные услуги по доставке груза;
— (и) транспортная накладная по форме, приведенной в приложении к договору; или экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам; или отрывной талон путевого листа № 4-П; или копия путевого листа; или товарно-транспортная накладная (1-Т).
Если же стоимость доставки груза (транспортные расходы) поставщиком не выделяется, и отдельно покупателем не оплачивается, то предоставление поставщиком каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт перевозки груза, законодательством не требуется. Для оприходования товаров покупателю необходима только накладная на товар (ТОРГ-12, М-15, др.).
Самовывоз
В случае если договор перевозки не заключался, и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123).
При этом затраты на перевозку груза относятся в издержки обращения (при приобретении товаров для перепродажи), либо в текущие производственные затраты или транспортно-заготовительные расходы (при приобретении сырья и материалов), либо на затраты вспомогательного производства при его наличии (транспортного участка, гаража, управления автомобильным транспортом, др.).
Вопросы читателей
Наш поставщик отказывается предоставить товарно-транспортную накладную, ссылаясь на то, что ее давно отменили. Раньше мы требовали транспортную и товарно-транспортную накладные и счет-фактуру. Какие документы нам запрашивать сейчас у поставщиков при получении товара?
Если товар доставляется транспортом поставщика, и организация-покупатель отдельно не оплачивает доставку товара, то для принятия к учету поступивших товаров достаточно иметь:
— товарную накладную (ТОРГ-12);
— (или) накладную (М-15);
— (или) универсальный передаточный документ (УПД),
— (или) накладную, форма которой приведена в приложении к договору и которая содержит обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Для получения налогового вычета НДС необходимо одновременное соблюдение трех условий (п. 1 ст. 172 НК РФ):
— товар принят к учету;
— имеется счет-фактура от продавца;
— товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС.
Если товар доставляется перевозчиком (транспортной компанией, индивидуальным предпринимателем), у организации-покупателя всегда будет один экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам, поскольку пунктом 9 Правил предусмотрено составление транспортной накладной в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
Если доставка товаров осуществляется транспортом поставщика, и при этом согласно условиям договора покупатель оплачивает доставку отдельно от цены товара, то покупателю потребуется первичный документ, подтверждающий несение транспортных расходов. Таким документом может быть транспортная накладная, либо товарно-транспортная накладная, либо путевой лист (копия или отрывной талон).
У нас небольшой магазин. Товары для магазина мы закупаем на оптовых базах и доставляем собственным грузовиком. Должны ли мы оформлять транспортные накладные?
В данном случае обязанность по оформлению транспортных накладных законодательством не установлена.
При этом согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.
Источник: amnagency.ru
Нужно ли делать транспортную накладную самозанятому
Представьте себе ритейлера с более чем 140 магазинами в Москве и тысячей по России. Каждый день каждый магазин нуждается в доставке товаров со склада, и каждая доставка требует колоссального количества документов.
Это и договор между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, и путевой лист, и транспортная накладная, и экспедиторские и складские расписки, а при определенных грузах — еще и санитарные и ветеринарные паспорта, сертификаты качества продукции и прочее.
Несмотря на то что все сведения о транспортируемом грузе есть в электронном виде, перевозчики продолжают вместе с погрузкой самих отправлений грузить еще и коробки с сопроводительной документацией.
Законодательство
Первый шаг к изменениям уже сделан — вступление в эпоху электронного документооборота началось еще в прошлом десятилетии. К ЭДО сегодня подключается и крупный бизнес, и государственные структуры, которые зачастую гораздо менее гибкие. Сейчас остается все меньше компаний, которые не используют электронную цифровую подпись для сдачи бухгалтерской отчетности в ФНС и ПФР или обмена счетами и актами с контрагентами.
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Нормативная база не запрещает использовать электронные документы, подписанные ЭЦП, однако до сих пор не введено такое понятие, как «электронная транспортная накладная» (ЭТрН).
Но с недавних пор Министерство транспорта предлагает ввести это понятие в поправки к постановлению от 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Преимущества и риски перехода на ЭТрН
Электронные транспортные накладные уже применяются на практике и охватывают 100 % железнодорожных перевозок на территории РФ. Такой опыт должен значительно облегчить процесс внедрения ЭТрН в автомобильные грузоперевозки, так как можно использовать полученную на смежном рынке экспертизу.
Когда все будет утверждено на законодательном уровне, клиенты транспортных компаний смогут пойти по пути полной цифровизации грузоперевозок, а пока использование электронной транспортной накладной — это удел самых передовых компаний.
Плюсы
- Скорость бизнес-процессов. Современные пользователи требуют быстрых решений. Факт перевозки подтверждается подписанной ЭТрН мгновенно, что дает возможность всем сторонам сделки выполнять свои обязательства по оплате услуг и зачету затрат.
- Прозрачность перевозки. ЭТрН помогает не только заказчикам и исполнителям, но и регулирующим органам. Подписание документов через ЭЦП если не исключает, то существенно снижает число серых схем и мошеннических действий при перевозке.
- Снижение затрат на документооборот. Как материальные, так и человеческие ресурсы на выписку, обработку, доставку и хранение бумажных документов сводятся к минимуму.
Минусы
- Нет единого реестра операторов, данные от которых принимаются регуляторами.
- Сотрудники ГИБДД воспринимают безбумажную перевозку как нарушение ПДД.
- Хранение данных: есть сложности в технической реализации подписания документов всеми сторонами; управление потоками поручений зачастую приводит к путанице; существуют опасения по утечке информации.
Наш первый опыт
Сегодня мы уже успешно апробировали использование ЭТрНа c рядом ритейлеров. Первым таким проектом стала работа с компанией «Л’Этуаль».
Для этого мы сделали следующие шаги.
Подписали соглашение об электронном документообороте между:
- грузообладателем/грузополучателем — сетью магазинов парфюмерии и косметики «Л’Этуаль» (операторы склада и представители розничных магазинов);
- транспортно-экспедиторской компанией — Traft;
- перевозчиками — водителями-подрядчиками, подключенными к интеллектуальной системе Traft-Online.
Подключили электронно-цифровую подпись (ЭЦП) всем участниками процесса. Причем если для «Л’Этуаль» и для нас требовалась усиленная квалифицированная подпись (УКЭП), то для водителей достаточно было наличие простой (ПЭП).
Создавали и подписывали все необходимые документы в электронном виде.
При перевозках для «Л’Этуаль» мы не пользовались услугами операторов ЭДО. Торговая сеть установила IT-продукт на собственные серверы и самостоятельно управляла процессом подписи документов и их передачи в требуемые законодательством инстанции. Тем не менее, чтобы избежать создания новых бизнес-процессов внутри компании-грузообладателя, можно обратиться к операторам ЭДО.
Как выглядел весь процесс?
Сначала оператор склада подписывал и отправлял ЭТрН. Затем электронный документ поступал водителю, который, используя мобильное приложение, ставил свою электронную подпись. А грузообладатель, отслеживая статус перевозки в онлайн-режиме, подписывал электронный документ в момент приемки груза перевозчиком — тем самым он подтверждал факт сдачи товара.
Та же схема происходила при передаче товара перевозчиком в торговую точку. В конце мы завершали цепочку своей электронной подписью, чтобы подтвердить оказание услуги перевозки.
При переходе на ЭТрН в перевозках мы достигли следующих результатов для «Л’Этуаль»:
- сократили потерю, порчу и неправильное заполнение документов до «нуля»;
- сократили трудоемкость обработки транспортных накладных на 80%;
- снизили затраты на пересылку, архивацию и хранение документов в пять раз;
- снизили временные затраты на подготовку документов для регулирующих органов;
- сэкономили время и деньги на каждом этапе работы с транспортными документами.
Как получить максимум
Переход на электронную транспортную накладную — решение, к которому надо подойти со всей серьезностью. Технический прогресс все равно приведет компании к введению ЭДО, но сегодня перед внесением изменений в бизнес-процессы нужно оценить потенциальные риски и понять, готова ли компания к такому шагу.
- Чтобы избежать путаницы в схемах передачи информации, а также ее утечки, нужно проработать и утвердить все процедуры формирования документооборота.
- Выбирая между самостоятельным ведением ЭДО и подключением к оператору, надо понимать, что первый вариант приведет к дополнительным расходам на IT. Второй — менее затратный, но требует грамотного подхода к выбору поставщика. Здесь не стоит руководствоваться самой низкой ценой, а лучше выбрать максимально надежного партнера.
- Подключая ЭЦП, продумайте необходимые затраты на электронные подписи. Если достаточно простой подписи, не нужно тратиться на квалифицированную.
- Переходя на ЭТрН, будьте готовы к негативным ситуациям на дорогах. Пока сотрудники ГИБДД не готовы принимать электронную транспортную накладную. Но судя по тому, что ОСАГО уже постепенно переходит в электронный вид, не за горами тот момент, когда и ЭТрН станет официальным документом для сотрудников дорожной полиции.
Источник: rb.ru
СМИ о нас
Обзор новостей и публикаций о компании «Трафт» и других событий в области логистики.
Как работать с новой транспортной накладной
Новая и старая форма форма: как используют транспортные компании грузовладельцы
Кто-то из грузоотправителей уже внедрил новые требования к оформлению документов, а кто-то все еще заполняет старую форму.
Главное: что нужно обязательно заполнять в транспортной накладной чтобы снизить налоговые риски:
- дата составления транспортной накладной;
- наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;
- размер провозной платы в разделе 1;
- наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.
Поле для галочки «является экспедитором»
В раздел «Грузоотправитель» добавили поле «является экспедитором».
Нужно ставить отметку в этом поле, если экспедитор заключает договор с заказчиком от своего имени и сам оформляет транспортную накладную. В этом случае экспедитор также заполняет новую графу 1а «Клиент (Заказчик организации перевозки)», где указывает данные грузовладельца.
Раздел «Грузоотправитель» заполняет грузовладелец или экспедитор.
Теперь из транспортной накладной сразу видно, что грузоотправителем является экспедитор, а не грузовладелец.
Стоимость груза
В разделе «Груз» теперь нужно вносить стоимость груза.
При повреждении груза у заказчика будет подтверждение его стоимости, а значит будет проще сделать расчет компенсации.
Лицо, от которого забирается груз
В раздел «Прием груза» добавили поле «Лицо, от которого забирается груз». В нем нужно указывать фактического грузоотправителя, который осуществляет погрузку.
Сведения из этой строки позволяют государственным органам точно идентифицировать фактического отправителя.
Тип владения транспортным средством
В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.
С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное.
В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.
По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.
Источник: traft.ru