Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 09.07.2020 по вопросу о представлении решения одобрения крупной сделки в составе заявки на участие в закупке, проводимой в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ, Обращение), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Решение об одобрении крупной сделки
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в Обращении вопроса.
Согласно части 1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
Подпунктом «с» пункта 5 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752, установлено, что для регистрации юридического лица уполномоченное лицо формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
Согласно пункту 17 Правил ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет уполномоченное лицо.
Таким образом, при регистрации в единой информационной системе уполномоченное лицо участника закупки формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур.
Что такое справка об одобрении крупной сделки?
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсах и аукционах должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, в случае если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Таким образом, требования к составу заявки, в том числе требования о необходимости представления решения об одобрении или о совершении крупной сделки, устанавливаются заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Департамент обращает внимание, что Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не устанавливают требований к содержанию решения об одобрении крупной сделки.
При этом требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки установлены в части 4 статьи 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), в части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (или единственным акционером) решения, в том числе об одобрении крупной сделки, посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Учитывая изложенное, в случае если сделка для участника закупки является крупной, то в составе заявки такой участник закупки должен представить решение об одобрении крупной сделки, соответствующее требованиям, установленным ГК РФ, Законом N 208-ФЗ или Законом N 14-ФЗ соответственно.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 20 Август 2020
- Номер документа: 24-02-08/73111
- Название документа: О представлении решения одобрения крупной сделки в составе заявки на участие в закупках
Источник: zakupki-inform.ru
Нужно ли одобрять крупную сделку для ООО?
Фирма собирается совершить крупную оптовую сделку по договору поставки, обе стороны ООО. Будут ли распространяться на договор правила об одобрении крупной сделки, если оптовая торговля предусмотрена в качестве экономической деятельности ООО?
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой признается сделка (или несколько взаимосвязанных между собой сделок), которая направлена на приобретение, отчуждение или возможность отчуждения обществом имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества. Уставом общества может быть предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Из определения следует, что для заключения крупных сделок подписания соответствующего договора генеральным директором (директором) недостаточно, необходимо, чтобы собрание участников общества своим решением одобрило заключение этой сделки. В случае же если договор будет подписан без данного одобрения, данная сделка может быть признана недействительной по иску общества или его участника.
Далее закон устанавливает, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, из данного определения понятия крупной сделки явствует, что если общество совершает сделку, хотя и отвечающую критериям крупной, но это охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности общества, то по формальным признакам одобрения не требуется. Но так ли все однозначно происходит на практике?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, попробуем разобраться, что понимает законодатель под «обычной хозяйственной деятельностью общества». Из анализа законодательных актов невозможно выявить критерии, по которым определяется обычная хозяйственная деятельность организации. В связи с этим судебная практика выработала свою правовую позицию, согласно которой сделки, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности, — это реализация продукции, приобретение сырья, выполнение работ и др. Так говорится в совместном Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Аналогичные разъяснения в отношении обычной хозяйственной деятельности акционерных обществ даны в абз. 5 п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». Высший арбитражный суд РФ разъяснил, что к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций общества. То есть все эти операции являются по своей сути обычными, текущими, обслуживающими деятельность общества.
Вообще судебная практика выработала значительную массу показателей как отнесения сделки к обычной хозяйственной, так и выходящей за ее рамки. Можно добавить к вышеизложенному, что к обычной хозяйственной деятельности суды относят деятельность общества, направленную на получение прибыли от реализации товаров или продукции, осуществляемую за свой риск (Постановление ФАС Московского округа от 12.11.2008 № КГ-А41/10220-08 по делу № А41-К1-23263/07), а, например, если общество заключило сделку, направленную на расширение и развитие производства и при этом общество ранее не совершало аналогичных хозяйственных операций, такая сделка, по мнению суда, не признается обычной (Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 № Ф09-10994/09-С4 по делу № А60-12025/2009-С4).
Общие выводы, сделанные судами по этому вопросу, можно определить следующим образом: под сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности, следует понимать сделки, обслуживающие текущую деятельность общества, а также сделки, систематически заключаемые в процессе такой деятельности. Экономическую деятельность лица, являющуюся для него обычной, определяют коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Суды также обращают внимание, что при рассмотрении вопроса об отнесении сделки к обычной следует наряду с уставом общества исследовать доказательства, свидетельствующие о том, какой фактической деятельностью занимается общество, с какой целью заключается договор и связан ли он с производственной деятельностью общества.
Из анализа указанных судебных постановлений можно сделать малоутешительный вывод о том, что достоверно и однозначно не определены критерии отнесения сделок к обычным, и, в конечном счете, только суд принимает решение, требовалось или нет одобрение оспариваемой сделки. Суду в каждом конкретном случае необходимо устанавливать связь между предметом сделки, целью ее заключения и производственно-хозяйственной деятельностью юридического лица. А в случае несоблюдение порядка одобрения крупной сделки, установленного в законах и уставе общества, суд признает сделку недействительной.
Субъектам предпринимательской деятельности можно порекомендовать определить в уставе общества, нужно ли согласовывать все сделки, предметом которых является приобретение, отчуждение или возможность отчуждения обществом имущества, стоимость которого составляет не менее 25% от стоимости имущества общества, или совершение части этих сделок можно доверить генеральному директору без получения указанного выше одобрения. В последнем случае можно указать в уставе более высокий размер крупной сделки, требующей одобрения участников. Это может помочь избежать возможных споров относительно признания сделки крупной, ведь как отмечалось выше несоблюдение порядка одобрения крупной сделки, установленного в законах, влечет признание судом сделки недействительной. Судебная практика определяет, что суд, решая вопрос о том, подлежит ли данная сделка отнесению к крупной, определяет ее сумму, исходя из стоимости приобретаемого или отчуждаемого имущества без учета дополнительных начислений (неустоек, штрафов, пеней), требования, об уплате которых могут быть также предъявлены к соответствующей стороне в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Резюме. Крупной сделкой, согласно нормам законодательства, признается сделка (или несколько взаимосвязанных между собой сделок), которая направлена на приобретение, отчуждение или возможность отчуждения ООО имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок. Далее в законе указывается, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, из данного определения понятия крупной сделки явствует, что если общество совершает сделку, хотя и отвечающую критериям крупной, но это охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности общества, то по формальным признакам одобрения не требуется.
Критерии определения обычной хозяйственной деятельности в законе не определены. По этому вопросу имеется весьма обширная судебная практика, к сожалению, далеко не всегда однозначного характера. Суды указывают, что к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций общества. То есть все эти операции являются по своей сути обычными, систематическими, текущими, направленными на обслуживание деятельности общества.
При этом, сделки, направленные на расширение и развитие производства, приобретение основных материалов, и если при этом общество ранее не совершало аналогичных хозяйственных операций, суды не относят к обычным.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что окончательную точку в каждом конкретном случае отнесения сделки к крупной решает все-таки суд. Если у общества имеются сомнения в том, является ли сделка крупной или относится к сфере обычного хозяйственного оборота, рекомендуем в целях избежания возможных споров и риска признания сделки недействительной, осуществить предусмотренную уставом общества процедуру одобрения такой сделки. Также обществу можно порекомендовать указать в уставе более высокий размер крупной сделки, требующей одобрения участников.
Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!
Источник: law4free.ru
Нужно ли ип одобрение крупной сделки по 223 фз
Решение об одобрении крупной сделки
Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
- В обычной деятельности Решение не требуется:
- если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ);
- для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе.
Закупки по 44-ФЗ
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
В течение 2019 года все участники госзакупок должны пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.
- При формировании Решения:
- Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
- Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.
- Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
- Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
- Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
- В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы.
Закупки по 223-ФЗ
В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.
Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.
Источник: www.npmaap.ru