В июле прошел вебинар, в котором приняли участие представители таксомоторного бизнеса из разных регионов страны. Организатором онлайн-семинара выступил сервис моментальных выплат для таксопарков MOZEN. На встрече председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова ответила на вопросы, касающиеся нового закона о такси, и рассказала о том, как отрасль будет работать после 1 сентября 2023 года. По итогам вебинара было решено сделать выборку наиболее часто задаваемых вопросов, которые интересуют большинство участников бизнеса такси.
– Как работать по всей стране, если реестры региональные?
– Разрешение перевозчиков на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси предоставляется уполномоченным органом субъекта РФ, на территории которого расположено место нахождения (место жительства) перевозчика. А также в субъектах, исполнительные органы которых заключили соответствующее соглашение о взаимодействии с субъектом, внесшим данные в реестры.
ВНЕЗАПНАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ ТАКСИСТОВ! ВСТУПИЛ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН О ТАКСИ! БЛОКИРУЮТ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ?
Что касается СЗЛТ, то также необходимо направить заявление о предоставлении права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, местонахождение ООО/ИП значения не имеет.
– Нужно ли получать разрешение самозанятым водителям на своем автомобиле, которые очень редко работают?
– Обязательно ли становиться службой такси виртуальному парку с 1 сентября?
– Кто должен зарегистрироваться как перевозчик, если авто есть в реестре, но принадлежит третьему лицу?
– Зарегистрироваться должен тот, кто осуществляет перевозку.
– Нужно ли парку включаться в реестры после 1 сентября, если оформить лицензию до 31.08.2023?
– Нет, разрешения, полученные до 1 сентября, продолжают действовать. Перевозчик по такому разрешению попадет в новый реестр перевозчиков, а автомобиль – в новый реестр легковых такси.
– Какой алгоритм действий, чтобы попасть в реестр СЗЛТ для партнеров агрегаторов?
– Для того что бы попасть в реестр, необходимо соответствовать требованиям 14 статьи 580-ФЗ и подать заявление о предоставлении права на осуществление деятельности СЗЛТ в порядке, предусмотренном 15 статьей закона. Уточнить, какой исполнительный орган осуществляет деятельность по ведению реестров агрегаторов в субъекте (чаще всего это региональный Минтранс). Направить заявление о предоставлении права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси в исполнительный орган (шаблон уведомления и перечень документов будут опубликованы на сайте ведомства).
– Можно ли работать на авто с номерами другого региона?
– Запрета на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на автомобиле с регистрационным номерным знаком другого региона нет. Главное, чтобы автомобиль был внесен в региональный реестр.
– Как паркам регистрировать машины, оформленные на другие юридические лица?
КРЕДИТ на поездку в ТАКСИ. Гибридное ОСАГО. Новости такси Бородач
– Внести автомобиль в реестр такси можно на основании доверенности, договора аренды или на ином законном основании.
– На какой срок будут выдавать разрешения на перевозку для самозанятых водителей?
– Разрешения выдаются бесплатно юрлицам и ИП – не менее чем на 5 лет, а самозанятым – на любой срок до 5 лет. При определенных обстоятельствах действие разрешения может быть приостановлено (например, при отсутствии полиса ОСАГО). Или даже аннулировано: если полис ОСАГО не появился и после приостановления; если заказ взял один человек, а исполнял на его машине другой; если повторно в течение года водитель брал заказы и работал на территории другого субъекта и т.д. Уже выданные разрешения будут действительны до окончания срока их действия, но не более пяти лет.
– Как водитель без статуса ИП или СМЗ может попасть в реестр перевозчиков?
– Никак. Такой водитель может работать через таксопарк (ЮЛ/ИП), получивший разрешение перевозчика.
– Можно ли СМЗ получить разрешение на перевозку до 1 сентября?
– До 1 сентября разрешение на такси выдается ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не смогут. Однако некоторые агрегаторы могут оформить самозанятого как партнера в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.
Если водитель хочет заниматься перевозкой пассажиров в статусе «такси», то ему придется сначала оформиться как ИП, получить разрешение и только потом переоформляться как самозанятый. В большинстве субъектов РФ подать заявку на получение разрешения на такси можно онлайн. Для этого нужно зайти на сайт Госуслуг и ввести в поиске «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
– Зачем самозанятым будут нужны таксопарки после 1 сентября?
– 580-й ФЗ содержит много норм, которые самозанятым сложно выполнить без сторонней помощи. Парки могут не только заниматься своей основной деятельностью по осуществлению перевозки, но и помогать самозанятым с выполнением требований закона. Например, с регистрацией в регионе осуществления деятельности, с получением разрешения (консультативная помощь), с выполнением требований о ведении журналов учета рабочего времени, а также выдачи путевых листов, прохождении медика и механика и т.п. По сути, новый закон – кладезь для предпринимателей со смекалкой.
– Нужно ли работающему парку подавать данные в реестры или они будут поданы автоматически?
– Если на автомобиль имеется действующее разрешение, полученное в соответствии с ФЗ-69, то данные об автомобиле и владельце разрешения будут автоматически перенесены в новые реестры. Дополнительных действий со стороны парка не потребуется.
– С кем взаимодействовать региональным службам заказа такси, если они не работают с агрегаторами?
– Региональным службам заказа такси необходимо подать заявление о предоставлении права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси в уполномоченный орган субъекта РФ, в котором зарегистрирована СЗЛТ о внесении их в региональный реестр служб заказа такси. Если ООО, то не имеет значения местонахождение, если ИП, то по месту жительства, где осуществляется деятельность. Какое-либо взаимодействие с агрегаторами не требуется.
– Как после 1 сентября работать водителям-нерезидентам?
– Получить ВНЖ или РВП, открыть ИП с патентом.
– Сколько будет стоить внесение в реестр?
– Внесение в реестры осуществляется бесплатно во всех субъектах Российской Федерации. Для СЗЛТ основание – пункт 6 ст. 15, для перевозчиков – пункт 3 ст. 5, для реестра легковых такси – пункт 10 ст. 10.
– Если разрешение на авто и перевозку пассажиров оформлено на близкого родственника, нужно ли вносить изменения?
– Если родственник готов выполнять все требования нового законодательства, предъявляемые к перевозчику, а также нести соответствующую ответственность, то вносить изменения не нужно.
– Как сотрудничать с водителями из других регионов?
– Так же, как и с водителями вашего региона. В соответствии с законодательством, требования к кандидатам в водители едины по всей России. Исключение составляют граждане других стран, от них необходимо получить больший перечень документов.
– После получения разрешения, что делать со страховкой ОСАГО, которая выдана для личных целей? После выдачи разрешения, старый полис аннулируется? И будет ли выплата от страховой при ДТП с полисом ОСАГО для личных целей, но с полученным разрешением (но разрешение не будет предоставлено при оформлении ДТП)?
– Если речь идет про 69-ФЗ, то после получения разрешения необходимо обратиться в страховую компанию с уведомлением об изменении целей использования автомобиля. Наличие обычной страховки на автомобиль такси может повлечь следующие последствия:
– аннулирование полиса по инициативе страховой компании без компенсаций;
– исключение из реестра автомобилей такси (после 1 сентября 2023-го) по инициативе исполнительного органа региона;
– регресс страховой выплаты в случае ДТП (страховщики могут проверить автомобиль по реестру такси).
– Как организовать медицинский и технический осмотр, если есть собственный автосервис, и если его нет?
– Для организации медицинских и технических осмотров необходимо получить соответствующие лицензии на деятельность. Организовать медицинский кабинет и пункт техосмотра в соответствии со всеми требованиями законодательства, нанять квалифицированный персонал с необходимыми удостоверениями. Или заключить договор с организациями, оказывающими услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских и технических осмотров.
Источник: os-taxi.ru
Как работать в такси на своей машине без лицензии?
Рынок частных такси-перевозок был конкурентен всегда. Всем куда-то нужно ехать и кругом всегда оказывается много перевозчиков, готовых эту услугу предоставить. С появлением виртуальных агрегаторов рынок во многом переформатировался: на нем по-прежнему остались крупные и средние операторы, но больше места стало и для частников.
Работа без официальной регистрации для частных перевозчиков чревата негативными последствиями. Но все-таки варианты есть. Как работать в такси на своей машине без лицензии? Рассмотрим ситуацию на страницах данной статьи.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
Различные агрегаторы – разные подходы для работы без лицензии
Государственная администрация именно так и поступает: вместо того, чтобы гоняться за каждым потенциальным уклонистом-нелегалом («бомбилой») она выставляет требования для агрегаторов, обязуя транслировать их всем партнерам, подключаемым к их системам. Попробуем оценить, какие же здесь для частников существуют возможности для того, чтобы и лицензию не получать, и к системе Яндекс.Такси (к примеру) быть подключенным.
Подход Uber
Стоит начать с того, что компания не имеет никаких офисов в тех странах, где развивает свой сервис. А это означает, что в переговорах с властями Uber способен проявлять большую независимость и жесткость в отстаивании более либеральных для своих партнеров условий. Что он и делает.
Агрегатор нуждается в как можно большем количестве перевозчиков, поэтому Uber заинтересован в том, чтобы для деятельности таксистов-частников существовало как можно меньше преград. Поэтому компания использует нечетко прописанные места и формулировки в законе для того, чтобы трактовать их в свою пользу, идя при этом на разумные компромиссы с администрацией. А именно:
- Ссылаясь на режим своей работы, Uber справедливо утверждает, что не являющаяся регулярной подработка на личном авто не может считаться полноценным сервисом такси. Ведь где проходит та тонкая грань, когда вашу деятельность можно назвать профессиональной? Сколько раз в день или в час вы должны кого-то подвезти? А если при этом вы не брали с этих людей деньги? Стоит признать, что корректных ответов здесь не будет никогда.
- Предлагается работа не на личном транспорте, а на арендованном. Существует множество сервисов, которые сдают в аренду подготовленный для работы в такси легковой транспорт, имеющий все необходимы документы и разрешения (в том числе, и на регулярную перевозку пассажиров). Более того, в дальнейшем водитель может такую машину и выкупить.
Uber «пошел на сотрудничество с властями» на тему обязательного наличия лицензионной документации у водителей желтых и белых авто. Что касается машин, класса Uber-black, то здесь по-прежнему никаких разрешений не требуется.