Особые условия для партнеров
по услуге «Онлайн курсы НОК».
Приглашаем на работу специалистов включенных в НРС или желающих быть в него включенными
Москва
+7 (499) 677-52-90
Екатеринбург
+7 (343) 382-25-35
Что такое СРО в сфере строительства, зачем вступать в СРО и как это сделать
Когда не нужен допуск СРО!
Строительные компании ,
не имеющие допуск СРО, нередко задаются вопросом:
«А нужно ли нам вступать в СРО и приобретать допуск к работам,
которые мы выполняем»?
Разберемся в этом вопросе:
Опишем ситуации, когда строителям не нужно получать допуск СРО.
Допуск СРО не понадобится:
1. ЕСЛИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА.
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту выполняются в отношении объектов, где не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 — 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если компания выполняет строительные работы на объектах, по которым не нужно получать разрешение на строительство, то соответственно для выполнения строительных работ на данных объектах допуск СРО не понадобится.
На каких строительных участках не требуется получение разрешения на строительство и как следствие не требуется допуск СРО?
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
а) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном под ведение садоводства, дачного хозяйства;
б) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов, вагончиков и других);
в) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
г) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Допуск СРО: что нужно знать при вступлении в СРО
д) иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Итак, если строительная компания выполняет вышеперечисленные работы на объектах, где не нужно получать разрешение на строительство, то нет необходимости вступать в СРО и получать допуск к строительным работам.
2. ПРИ МАЛОЭТАЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ:
1. В отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не больше чем три, предназначенных для проживания не больше чем двух семей);
2. В отношении жилых домов с количеством этажей не больше чем три, состоящих из нескольких блоков, где их количество не превышает десять и каждый предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3. В отношении многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
* Однако, согласно Градостроительному кодексу России и классификатору работ, из малоэтажного строительства, в котором не требуется допуск СРО, выведены объекты с определенным покрытием (кровлей):
- в виде ребристо-кольцевых и ребристых куполов,
- оболочек двоякой кривизны,
- сетчатых куполов,
- мембранных покрытий,
- висячих конструкций,
- покрытий из клееных элементов древесины, включая ригели, арки, рамы.
3. НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ОБЪЕКТАХ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ОСОБО ОПАСНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫМ И УНИКАЛЬНЫМ
В перечне работ, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», присутствуют виды работ, в конце наименования которых установлен значок звездочки .
Этот значок обозначает, что д анные виды и группы видов работ требуют получения Свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
ВНИМАНИЕ:
Тем не менее, в отдельных ситуациях строительным компаниям, выполняющим работы, не требующие получения допуска СРО, приходится вступать в СРО. Это, как правило, касается компаний, у которых «привередливый» заказчик или участвующих в тендерах. Организаторы тендеров и подобные заказчики в подавляющем большинстве случаев устанавливают для участников обязательное условие – членство в СРО, даже если работы выполняются на объектах, не предусматривающих обязательное вступление в СРО. Организаторов тендеров в данном случае понять можно, поскольку их имущественные интересы более защищены при работе со строительной компанией, состоящей в СРО, чем при работе со строителями, не вступившими в саморегулируемую организацию.
Данный факт необходимо учитывать
при решении вопроса о целесообразности
вступления в СРО
Источник: sro-ssl.ru
Нужно ли ип вступать в сро для строительства
АКЦИЯ сетификат
ИСО 9001
8 000 руб
до конца месяца
АКЦИЯ сетификат
ИСО 9001
8 000 руб
до конца месяца
Лицензии МЧС
Нужен ли допуск СРО на проектирование, если сумма не превышает 3 млн? Опубликовано: 15 / Ноябрь / 2019
Законодательство требует членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования от юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих подготовку проектной документации, (пункт 4 ст.48 ГрК РФ) в случае если данная подготовка осуществляется по договору, заключенному с Застройщиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, техническим заказчиком….. с оговоркой «если иное не предусмотрено настоящей статьей».
Вступить в СРО за один день — 50 000 руб.
Вырезка из ст 48 пункт 4:
«Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.»
И тут же, сначала в пункте 4, а потом и в пункте 4.1 указанной статьи четко ограничил перечень ситуаций, при которых не требуется членство СРО : 1. Вырезка из статьи 48 пункт 4:
«Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.»
2. Также пункт 4.1 статьи 48 установил перечень лиц, которым не требуется членство в СРО – эти ограничения в основном зависят от организационно-правовой формы лица, осуществляющего проектирование, а также доли государства в уставных (складочных и т.д.) капиталах указанных лиц. Вырезка из статьи 48 пункт 4.15 «4.1.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования: 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)»
Однако в указанных ограничениях нет ни слова об отсутствии необходимости членства в СРО при суммах контракта менее каких либо значений.
Если смотреть по аналогии со статьей 52 ГрК РФ, то получается следующая картина: в указанной статье законодатель также установил требование членства в СРО в области строительства к лицам, осуществляющим строительные виды работ (пункт 2 статьи 52), за исключением случаев, установленных в той же статье и тут же в пункте 2.1 установил ограничение по сумме договора: «Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.»
Следуя логике законодателя можно сделать вывод о том, что для осуществления работ по проектированию зданий и сооружений необходимо вступить в члены СРО в области архитектурно-строительного проектирования, и при этом не имеет значения на какую сумму заключили контракт: на сумму до 3х миллионов рублей или свыше трех миллионов.
А вот для осуществления строительных работ по договору на сумму менее 3 млн. рублей (за исключением случая, установленного Жилищным кодексом) членство в СРО не требуется.
Источник: cpz21.ru
Членство в СРО для строительных компаний: инструкция по применению
Практически каждая компания, которая хочет заниматься строительством, сталкивается с трудностями при реализации своего замысла, так как на этапе изучения информации, критериев к компаниям, а также наличию необходимой документации, возникает больше вопросов, чем ответов. Законодательство в области строительства весьма разрозненное и, к сожалению, структурировать его может только человек, знающий систему изнутри.
Учим правильно вести бухгалтерский учет в строительных компаниях на курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» .
Вы узнаете об учете капитальных вложений, долевого строительства, их особенностях для инвестора, подрядчика, застройщика и заказчика.
Курс ведут эксперты из строительной сферы, которые на живых примерах, с тестами и практическими заданиями помогут освоить материал.
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 120 часов и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.
Посмотреть бесплатный урок
В этой статье мы попытаемся облегчить вопросы понимания того, с чего начинать компаниям, рассмотрим основные критерии и постараемся их структурировать.
Система саморегулируемых организаций
- строительные СРО — члены СРО занимаются строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом;
- проектные СРО — члены СРО занимаются подготовкой проектной документации;
- СРО инженерных изысканий — члены СРО проводят инженерные изыскания.
Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ предусмотрено, что СРО, по своей сути, выполняют надзорные функции применительно к своим членам, следят за выполнением заключенных ими контрактов, могут налагать меры дисциплинарного воздействия в случае наличия нарушений, а также проводить аттестацию и обучение работников своих членов по строительным направлениям.
Каждое СРО, в зависимости от своего вида, состоит в определенном объединении саморегулируемых организаций.
Существуют 2 объединения:
- Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ);
- Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).
Объединения созданы с целью защиты интересов СРО и контроля за их деятельностью, а за самими объединениями наблюдают Минстрой России и РосТехНадзор.
Критерии организаций для вступления в СРО
На официальных сайтах НОСТРОЙ и НОПРИЗ опубликованы открытые реестры всех СРО https://www.nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/https://reestr.nostroy.ru/. В соответствии с этими реестрами можно найти все действующие СРО, в которые компания может вступить, и начать заниматься строительством.
Критерии для организаций по вступлению в СРО едины по всей России, они установлены ст. 55.6, ст. 55.5, ст. 55.5-1 ГрК РФ.
- Наличие в штате не менее двух сотрудников, включенных в НОСТРОЙ (для строительного СРО) или НОПРИЗ (для СРО по проектированию и изысканиям).
- Наличие у вышеуказанных сотрудников должностных инструкций, оформленных в соответствии со ст. 55.5-1 ГрК РФ.
- Наличие удостоверений о повышении квалификации в области строительства, проектирования или изысканий.
- Наличие у руководящего состава и специалистов высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Кроме критериев, установленных в ГрК РФ и в Законе о СРО, сама организация может установить дополнительные критерии для вступления — например, наличие действующего полиса страхования гражданской ответственности за причинение вреда при строительстве.
Компания может вступить в строительное СРО только по месту своей регистрации (п. 3 ст. 55.6 ГрК РФ). Таким образом компания, зарегистрированная в Московской области, не может вступить в строительное СРО, находящееся в Москве. Что касается проектных и изыскательских СРО — законодательством не устанавливается ограничение по территориальному признаку.
Подтверждением членства является выписка из реестра членов СРО. Такая выписка действительна в течение 1 месяца с даты выдачи.
Также проверить наличие компании среди членов СРО можно на официальных сайтах НОСТРОЙ или НОПРИЗ.
Взносы в СРО
В соответствии с Законом о СРО, внутренними документами организации устанавливаются членские, вступительные и целевые взносы в СРО. Эти взносы направлены на формирование имущества ассоциаций (ст. 12 Закона о СРО).
Взносы устанавливаются Положением о членстве, которое в обязательном порядке в целях раскрытия информации должно быть размещено на сайте СРО. При вступлении компаниям рекомендуется ознакомиться с ним и остальными документами СРО.
Вступительные взносы подразумевают под собой намерение вступить в конкретное СРО.
Членские взносы направлены на поддержание членства в ассоциации.
Целевые взносы являются отчислениями в НОСТРОЙ или НОПРИЗ.
При этом каждая ассоциация имеет возможность закрепить во внутренних документах свой порядок формирования имущества, т.е. вступительный или целевой взнос могут отсутствовать.
Компенсационные фонды
В соответствии с ГрК РФ в СРО формируются два компенсационных фонда:
Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ);
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Компенсационный фонд возмещения вреда обязателен для внесения каждым членом СРО при вступлении и направлен на обеспечение имущественной ответственности члена в случае причинения вреда при строительстве (повреждение или разрушение здания, нарушение требований безопасности, причинение вреда здоровью и жизни).
Все участники СРО несут совместную ответственность при любом нанесении ущерба. Если заказчик пострадал или получил убыток по вине некачественного или ненадлежащего выполнения работ или оказанных услуг организации—члена, ему выплачивается положенное возмещение убытков (компенсация) из средств фонда. СРО же в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов.
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, обязательным для внесения членом СРО только в том случае, когда компания—член намеревается участвовать в заключении контрактов на электронных площадках (44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ФЗ).
Различие фондов заключается в суммах покрытия ответственности:
- В фонде возмещения вреда фиксируется максимальная стоимость одного договора, превышать которую нельзя.
- В фонде обеспечения обязательств фиксируется предельный размер обязательств по заключенным договорам за отчетный период. Обычно такой период составляет 1 календарный год.
В соответствии с оплаченными фондами формируется уровень ответственности члена СРО.
Градация по фондам и уровням установлена ст. 55.16. ГрК РФ и составляет следующие цифры.
Компенсационные фонды строительного СРО:
Компенсационный фонд возмещения вреда
- 100 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 60 млн. рублей (первый уровень ответственности).
- 500 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. рублей (второй уровень ответственности).
- 1 млн. 500 тыс. рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. рублей (третий уровень ответственности).
- 2 млн. рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. рублей (четвертый уровень ответственности).
- 5 млн. рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. рублей и более (пятый уровень ответственности).
- 100 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять только снос и не осуществлять строительство (простой уровень ответственности).
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств
- 200 000 рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. рублей (первый уровень ответственности).
- 2 млн. 500 тыс. рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. рублей (второй уровень ответственности).
- 4 млн. 500 тыс. рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. рублей (третий уровень ответственности).
- 7 млн. рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. рублей (четвертый уровень ответственности).
- 25 млн. рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. рублей и более (пятый уровень ответственности).
Компенсационные фонды проектного и изыскательского СРО:
Компенсационный фонд возмещения вреда
- 50 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 25 млн. рублей (первый уровень ответственности).
- 150 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 50 млн. рублей (второй уровень ответственности).
- 500 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 300 млн. рублей (третий уровень ответственности);
- 1 000 000 рублей — в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 300 млн. рублей и более (четвертый уровень ответственности).
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств
- 150 000 рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн. рублей (первый уровень ответственности).
- 350 000 рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 50 млн. рублей (второй уровень ответственности).
- 2 500 000 рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 300 млн. рублей (третий уровень ответственности).
- 3 500 000 рублей — в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 300 млн. рублей и более (четвертый уровень ответственности).
Компания «СтройКонсалт» планирует производить ремонт электросетей по договору строительного подряда у компании «Ветер» на сумму 5 млн. рублей. В соответствии с суммой договора у компании «СтройКонсалт» должен быть заявлен 1 уровень ответственности возмещения вреда, так как сумма договора не превышает 60 млн. рублей. Уровень ответственности обеспечения договорных обязательств при заключении данного договора не нужен, так как он заключается не на электронной площадке.
Компания «СтройКонсалт» планирует заключить договор с Администрацией г. Москвы на осуществление капитального ремонта школы на сумму 178 млн. рублей. В данном случае у компании должен быть 2 уровень ответственности возмещения вреда и 2 уровень ответственности обеспечения договорных обязательств.
При этом при заявлении обоих уровней ответственности они должны быть равны друг другу. Таким образом не может быть, чтобы был заявлен 1 уровень ВВ и 2 уровень ОДО (Решение ФАС по делу № 14 759/03-2018, Постановление Арбитражного суда западно-сибирского округа по Делу № А70-14006/2018).
Взносы оплачиваются один раз. В последующем, если компания захочет увеличить уровень ответственности, в СРО оплачивается только суммарная разница между уровнями.
Включение в НОСТРОЙ и НОПРИЗ
Как было указано выше, чтобы вступить в СРО в организации должно быть трудоустроено не менее двух сотрудников, включенных в Национальный Реестр Специалистов (НРС). При этом трудоустройство сотрудников должно быть только по основному месту работы. Сотрудники, работающие по совместительству, не подойдут (п. 7 ст. 55.5.
ГрК РФ). При вступлении в СРО относительно специалистов в обязательном порядке предоставляются копии трудовых книжек, содержащих запись о трудоустройстве в компанию.
Для включения в НОСТРОЙ или НОПРИЗ надо, чтобы специалисты соответствовали следующим требованиям (ст. 55.5-1 ГрК РФ, Разъяснение Минстроя от 08.06.2017 № 20243-ТБ/02, Разъяснение Минстроя от 12.07.2017 № 24613-ХМ/02).
- Наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, включенной в Приказ Минстроя № 672/пр.
- Наличие не менее 10 лет общего трудового стажа с момента получения диплома о высшем образовании по специальности или направлению подготовки из Приказа Минстроя.
- Наличие не менее 3х лет стажа на инженерных должностях в компаниях, занимающихся строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом.
- Наличие повышения квалификации в области строительства, проектирования или изысканий не старше 5 лет.
- Наличие справки, подтверждающей снятую или погашенную судимость, либо её отсутствие.
- Наличие должностной инструкции.
Пошлина за включение в НРС законодательством не предусмотрена.
Документом, подтверждающим внесение в соответствующий реестр, является Уведомление, содержащее реестровый номер специалиста.
Проверки членов СРО
ГрК РФ и Законом о СРО предусмотрены проверки членов СРО относительно их соответствия критериям законодательства и внутренним документам СРО, устанавливающих дополнительные требования к своим членам. Минимальные требования соответствуют тем, что предусмотрены при вступлении в СРО. Дополнительные же указаны в соответствующих Положениях СРО, а также законах и приказах, предусматривающих безопасность на строительных объектах (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.).
При этом критерии к проверкам также меняются в зависимости от заявленного уровня ответственности и допуска к работам.
Законодательством и внутренними документами СРО предусмотрены ежегодные плановые проверки (документарные или выездные) и внеплановые проверки (документарные или выездные). Плановые проверки направлены на контроль за текущим состоянием члена СРО, внеплановые устанавливаются в том случае, если имеется основание для их проведения (например, предписание государственного органа об устранении нарушений при строительстве).
В случае непрохождения проверки или неустранения нарушений на компанию может быть наложен либо административный штраф, либо приостановлено право выполнять заявленные виды работ, либо компанию могут исключить из СРО.
Исключение из СРО и прекращение членства
В процессе строительной деятельности возможны ситуации, когда по той или иной причине компаниям больше не нужно членство в СРО.
Среди основных причин можно выделить следующие:
- смена вектора деятельности компании;
- неудовлетворительная работа СРО;
- изменение требований законодательства в сфере строительства;
- утверждение СРО дополнительных требований к своим членам;
- размер членских взносов.
Зачастую в СРО вступают для выполнения какого-то определенного контракта, по окончанию действия которого необходимость в дальнейшем членстве отпадает.
Если компания решает прекратить членство, то она должна направить соответствующее заявление в адрес СРО (ст. 55.7 ГрК РФ). СРО в течение 3х дней с момента получения заявления принимает решение о прекращении членства и передает данные в НОСТРОЙ или НОПРИЗ для отражения на официальном сайте.
При этом все оплаченные членские взносы и компенсационные фонды не подлежат возмещению, а компания, добровольно прекратившая членство, не сможет вступить в новое СРО в течение 1 года с момента выхода.
Исключение из СРО отличается от прекращения членства тем, что решение о таком исключении принимает не компания, а сама СРО.
Основаниями для исключения могут служить следующие:
- Неоднократное нарушение предписаний государственных органов в области строительства об устранении нарушений на объектах;
- Неоплата членских или иных взносов в установленные сроки;
- Несоответствие члена СРО требованиям законодательства: отсутствие в штате необходимых сотрудников, документации;
- Несоответствие члена СРО требованиям, установленным внутренними документами СРО: отсутствие договора страхования, удостоверений;
- Непредставление или несвоевременное представление документов, запрашиваемых СРО в рамках проверок своих членов.
В случае, если орган СРО принимает решение об исключении, информация о таком исключении направляется в саму компанию, а также публикуется на официальных сайтах НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Внесенные взносы при исключении так же, как и при добровольном выходе, не возвращаются, однако на исключенные компании не распространяется годовое ограничение на вступление в другое СРО (Письмо Ростехнадзора от 06.07.2017 № 09-01-04/830).
Итоги
Так как законодательство в области строительства, связанное с саморегулируемыми организациями, объемное, а разъяснений государственных органов практически к каждой статье законов огромное количество, целью нашей статьи было упростить его понимание и объяснить критерии максимально простым языком, так как во всем массиве данных простому обывателю можно потеряться.
Надеемся, наш труд хотя бы немного приоткрыл завесу и помог структурировать информацию.
- саморегулируемые организации
- строительная компания
- свой бизнес
Источник: www.klerk.ru