ФНС рассылает запросы по поводу уведомлений об исчисленных налогах и взносах. Расскажем, какие вопросы могут задать налоговики, как реагировать на запрос и какие ошибки чаще всего встречаются в уведомлениях.
В этой статье:
- Когда налоговая может запросить пояснение по уведомлению
- Как отвечать на запрос ФНС по уведомлению
- Почему не представлено уведомление
- С чем связана ошибка в уведомлении
- Почему уменьшилась сумма к уплате в уточняющем уведомлении по сравнению с первичным
- Почему сумма взносов за последующий квартал выше, чем за предыдущий
- Почему рассчитанный налог на 50% ниже налога за аналогичный период прошлого года
- Какие ошибки чаще всего встречаются в уведомлениях
Когда налоговая может запросить пояснение по уведомлению
Уведомления не просматривают в ходе камеральных проверок, но запросить пояснения по поводу уведомлений инспекторы вправе. Сведения из уведомлений сличают с декларациями и расчетами компании, а еще сравнивают суммы из уведомлений текущего года с суммами по тем же налогам и взносам предыдущих периодов. Если у ФНС возникают подозрения, что налогоплательщик применяет схемы по уклонению от налогов, могут запросить пояснение сразу после проверки уведомления.
Что делать, если пришло требование из налоговой
Еще одна группа запросов пояснений связана с техническими ошибками: неверно указан период или код. Также запрос может прийти, если компания не представляет уведомления.
Сейчас просьбы о пояснении от ФНС во многом направлены на помощь предпринимателям: таким образом инспекторы напоминают об отправке уведомлений и их корректном заполнении, чтобы с ЕНС предприятий списывались корректные суммы в пользу налогов и взносов, а бизнес работал без штрафов и пеней.
Рассчитывайте налоги и взносы прямо в Экстерне. Сервис сам заполнит платежки, книги учета и отчеты для отправки онлайн
Разберем самые частые варианты запросов.
Как отвечать на запрос ФНС по уведомлению
В стандартную формулировку для требований входит предложение посетить налоговую лично и дать пояснения инспектору. Но на практике личный приход в инспекцию не всегда обязателен. В требовании указан номер телефона инспектора, по номеру стоит уточнить, надо ли лично посещать инспекцию или достаточно ответа по ТКС.
Если инспектора устроит письменный ответ, сформулируйте его и отправьте в ФНС — например через Контур.Экстерн. К письму по возможности приложите подтверждение вашего пояснения: например скриншоты платежек с пометкой банка об исполнении.
Если по какой-то причине инспектор настаивает на личном визите, нужно прийти в ИФНС в указанный день и время, если они предложены в уведомлении.
В какие сроки направить ответ
Запрос ФНС по уведомлениям не проводится в рамках камералки, встречной или налоговой проверки, а значит сроки ответа на такой запрос не регламентированы. Но рекомендуем не откладывать ответ.
Почему не представлено уведомление
В 2023 году налогоплательщики имеют право работать по старой схеме без отправки уведомлений: отправлять платежи на отдельные КБК (п. 12 ст. 4 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). И даже при работе по новой схеме расчетов с бюджетом уведомления отправляют только в двух случаях (п. 9 ст. 58 НК РФ):
Когда писать пояснение в ФНС: примеры и детали | Как отвечать на требование налоговикам #Сапелкин
- если по налогу или сбору нет отчетности, как в случае с земельным и транспортным налогом;
- если платеж перечисляется на ЕНС до момента подачи отчетности, как в случае со страховыми взносами за первый и второй месяц каждого квартала.
Есть случаи, когда бухгалтеры исправно отправляют платежи на отдельные КБК и получают вызов для дачи пояснений, почему с начала года от компании не поступило ни одного уведомления. Такие запросы ИФНС рассылают массово.
Что отвечать. Сообщите в письме ваши обстоятельства. Например, вы отправляете платежи отдельными поручениями на конкретные КБК — в этом случае прикрепите сканы платежных поручений в качестве доказательства. Или у вас нет объекта для расчета налогов и взносов, поэтому уведомления не отправляли.
Пример пояснения. «Сообщаем, что ООО «Парус» направляет в банк распоряжения в виде отдельных платежных поручений на перечисление налогов и взносов согласно правилам переходного периода в 2023 году, заполняя реквизиты каждого перечисляемого налога (п. 12 ст. 4 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Прилагаем скан-копии платежных поручений об уплате налогов и взносов с отметками банка об исполнении. В связи с этим у организации в настоящее время нет обязанности по представлению уведомлений об исчисленных суммах налогов и взносов».
С чем связана ошибка в уведомлении
Система приема документов ФНС умеет отсеивать уведомления с ошибками — скажем, в отчетном периоде или КБК. По уведомлениям с ошибками чаще всего приходит отказ в приеме, но иногда вместе с отказом инспектор просит пояснить ошибку.
Что отвечать. Отправьте новое уведомление и сообщите в ответ, что исправленный документ отправлен, приложите квитанцию ФНС о приеме уведомления.
Пример пояснения. «Сообщаем, что при отправке указанного уведомления об исчисленных суммах налогов от 15.06.2023 возникла техническая ошибка в поле 5 «Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)». В поле 5 вместо данных 34/05 должны быть указаны данные 31/02. Сообщаем, что ООО «Парус» направила новое уведомление об исчисленных суммах страховых взносов за май 23.06.2023, в подтверждение прилагаем квитанцию о приеме от 23.06.2023 №11111».
Такого рода ошибки проверяются в Контур.Экстерне на стадии создания уведомления. При заполнении уведомления нужно выбрать конкретный период, например май, и система сама подберет числовой код обозначения периода.
Отправляйте уведомления об исчисленных суммах в ФНС через Экстерн. Календарь отчетности поможет контролировать сроки — система покажет даты подачи и статус уведомлений, которые вы уже отправили.
Почему уменьшилась сумма к уплате в уточняющем уведомлении по сравнению с первичным
ФНС старается выявлять занижение налогов уже на этапе приема уведомлений. Уведомления сравнивают с отчетностью, сравнивают между собой уведомления разных периодов, а также первичные и корректировочные.
В корректировочном уведомлении отражают не разницу в сумме по сравнению с первичным, а полную сумму за отчетный период, и корректировочный документ заменяет исходное первичное уведомление. Если сумма к уплате уменьшилась, инспекция примет документ, но может запросить пояснения.
Что отвечать. Если сумма уменьшилась по ошибке, отправьте еще одно корректировочное уведомление и укажите в нем заново все реквизиты предыдущего уведомления по тому налогу, в сумме которого была допущена ошибка, указав верную сумму. Если сумма уменьшилась обоснованно, обстоятельно поясните причину.
Пример пояснения. «В ответ на требование поясняем, что в уведомлении об исчисленных суммах налога от 25.06.2023 была указана полная сумма НДФЛ, удержанного за период с 23.05.2024 по 22.06.2023 в размере 26 000 руб. В уведомлении, представленном 24.06.2023 была указана сумма 27 300, в которую ошибочно была включена сумма НДФЛ (1300 руб), относящаяся к следующему периоду, поскольку была исчислена с отпускных, выплаченных 23.06.2023».
Почему сумма взносов за последующий квартал выше, чем за предыдущий
Еще у инспекции возникают подозрения в умышленном занижении взносов, если в уведомлении сумма взносов за месяц или квартал превышает сумму за предыдущий квартал. ФНС пропустит уведомление, потому что технически такое возможно, но попросит пояснить ситуацию.
Что отвечать. Дайте развернутое пояснение и покажите, какие изменения в организации привели к росту суммы взносов.
Пример пояснения. «Сообщаем, что сумма взносов за июнь 2023 составила 47 000 рублей и превысила сумму взносов за I квартал 2023 (18 000 рублей) по причине открытия нового направления в организации, для чего по трудовым договорам в течение июня были приняты новые сотрудники».
Почему рассчитанный налог на 50% ниже налога за аналогичный период прошлого года
Еще одно направление для анализа: инспекторы сравнивают суммы из текущих уведомлений с прошлогодними отчетами. Если в новом периоде суммы налогов или взносов снижаются более чем на 50%, могут запросить пояснения. Компании придется развеять подозрения, что она применяет схемы уклонения от налогов.
Что отвечать. Дайте развернутые пояснения и покажите, почему доходы компании в новом периоде так серьезно уменьшились.
Пример пояснения. «Сообщаем, что сумма страховых взносов к уплате за июнь 2023 указаны в полном размере. Сумма меньше аналогичной за июнь 2022 года по причине закрытия одного направления деятельности в организации: компания расторгла несколько трудовых и гражданско-правовых договоров».
Какие ошибки чаще всего встречаются в уведомлениях
Инспекторы подвели итоги I квартала 2023 и рассказали на официальном сайте в разделе «ЕНС» о самых частых ошибках в уведомлениях об исчисленных суммах. Помните об этих ошибках и проверяйте себя.
Подробно обо всех ошибках в уведомлениях и правилах их корректировки читайте в статье «Как исправить уведомление по ЕНП: правила и примеры».
Неверный код периода
При неверно определенном периоде ФНС не может соотнести платеж из уведомления с отчетом, не может списать деньги с единого счета в пользу нужного налога, а значит есть риск недоимки, штрафа, пеней. Если период прописан неверно, вы получите сообщение, что указанный период невозможен для этой обязанности.
Период проставляется в поле 5 уведомления, правила заполнения — в приложении к приказу ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047.
Неверный КБК или ОКТМО
В этом случае тоже нельзя идентифицировать платеж, поэтому возможен штраф и пени. При этой ошибке вам пришлют сообщение, что по указанному коду представление уведомления невозможно.
Уведомление отправили после отчета или одновременно с ним
Эта ошибка не фатальная: инспекторы просто не примут такое уведомление. Вы получите сообщение, что по сведениям, указанным в уведомлении, уже получена декларация или расчет. Отправлять уведомления нужно в двух случаях: если по этому платежу нет отчетности и если отчетность есть, но платеж нужно отправить раньше отчета.
В платежном поручении-уведомлении отразили неверные реквизиты
С подобной проблемой налогоплательщики регулярно сталкивались в прошлые годы. Если компания перечисляет налоги и взносы отдельными платежками, они и служат уведомлениями о принадлежности сумм. При ошибках в реквизитах таких платежек случается путаница, возможны переплаты по одному налогу, недоимки по другому, потерявшиеся платежи. Поэтому важно корректно заполнять реквизиты таких платежек.
В уточняющем уведомлении указали неполную сумму платежа
В уточняющем уведомлении вместо полной суммы платежа указали размер доплаты или переплаты. В этом случае ФНС не поймет, какую сумму списывать с ЕНС в пользу конкретного налога, может образоваться недоимка. Повторное уведомление считается корректирующим и полностью заменяет предыдущее. Если нужно скорректировать сумму исчисленного налога в большую или меньшую сторону, указывайте всю сумму платежа, а не разницу с суммой из первичного уведомления.
Итак, налогоплательщики начали массово получать запросы ФНС о представлении пояснений по уведомлениям. Это бывает связано с техническими ошибками и подозрениями инспекторов о незаконном занижении налогов. Отправить ответ в большинстве случаев можно письменно, например через Контур.Экстерн, приложив подтверждающие документы. Сделать это нужно в срок, который указан в требовании.
Источник: www.kontur-extern.ru
Нужно ли отвечать на требование налоговой если ип закрыто
Вопрос: Нужно ли индивидуальному предпринимателю отвечать на требование о представлении документов (информации) в связи с проведением налоговым органом проверки контрагента, если индивидуальный предприниматель применял ЕНВД и прекратил деятельность более двух лет назад? Каков порядок наложения штрафа в таком случае, если у индивидуального предпринимателя уже нет расчетного счета, а документы утрачены?
Ответ: Индивидуальному предпринимателю необходимо ответить на требование о представлении документов (информации), в противном случае на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф.
Обоснование: Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ, исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Режим ЕНВД не предполагает учета доходов и расходов, поскольку налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
От ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели на ЕНВД, что, в свою очередь, исключает возможность привлечения индивидуального предпринимателя на ЕНВД к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, которым, в частности, признается отсутствие первичных документов (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 120 НК РФ).
Если же физическое лицо не располагает указанными документами, то об этом сообщается налоговому органу (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Если бывший предприниматель не сообщит истребуемую информацию, налоговый орган может привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Требование об уплате штрафа должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты получения требования, если более продолжительный период времени не указан в требовании (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 8 ст. 69 НК РФ).
Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа за счет имущества физического лица в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате штрафа, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ).
Т.А. Руденко
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Источник: soveturista77.ru
Налоговая проверка 2020: истребуют много документов?
Актуальная правоприменительная практика в области налогового контроля свидетельствует о том, что зачастую налоговики в рамках проведения, прежде всего, выездных налоговых проверок направляют налогоплательщикам заведомо невыполнимые требования о представлении документов в рамках ст. 93 НК РФ, демонстрируя формализм и не вдаваясь в оценку объективных возможностей налогоплательщика представить в предусмотренный законом срок немалое количество документов. Мы рассмотрим что делать, если вы получили невыполнимые требования налоговой по документам и как защитить права.
Виталий Цапков
Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах
Чем грозит непредставление документов?
На практике проведение выездной налоговой проверки сопровождается необходимостью представлять налогоплательщику значительный объем документов (информации) проверяющим. Так, на основании п. 1 ст.
93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы; срок их представления — в течение 10 дней с момента получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Ответственность за непредставление налогоплательщиком документов в процессе проведения налоговой проверки предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ и выражается в наложении штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять в ходе такого мероприятия налогового контроля, как выемка документов и предметов (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Более того, последствием неисполнения требования проверяющих может быть то, что налоговики определят подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет суммы налогов за проверяемый период расчетным методом, на основании имеющейся у налогового органа информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Неопределенность норм НК РФ
При этом следует заметить, что соответствующие положения НК РФ в части истребования у налогоплательщика документов в рамках налоговой проверки в достаточной степени не определены — как в части состава, перечня и объема подлежащих истребованию документов по ст. 93 НК РФ, так и в части крайне ограниченного срока представления документов (10 рабочих дней) и отсутствия в законе оснований для продления налоговым органом указанного срока (например, исходя из объема истребуемых документов, из учета соответствующих объективных возможностей налогоплательщика и т.п.).
В частности, в настоящее время то обстоятельство, что в налоговом законодательстве не определен даже приблизительно состав первичных и иных документов, которые налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, привело к тому, что в судебно-арбитражной практике возобладал подход, согласно которому такой состав истребуемых документов определяет сам налоговый орган по своему усмотрению, с учетом предмета налоговой проверки. Например, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2019 по делу №А40-114260/19-107-1844 отмечено, что «налогоплательщик в силу положений статей 89, 93 НК РФ не вправе отказать в представлении документов, со ссылкой на не относимость к предмету проверки.
Количество и наименование документов определяется налоговым органом и не подлежит самостоятельному пересмотру налогоплательщиком». В свою очередь, нормы НК РФ, посвященные вопросу продления срока представления документов (п. 3 ст.
93 НК РФ), также являются весьма неопределенными, поскольку они не содержат даже примерный перечень оснований, при которых налоговый орган обязан продлевать срок представления документов. Налогоплательщик, получив в рамках выездной либо камеральной налоговой проверки требование в рамках ст.
93 НК РФ и обнаружив, что у него нет возможности в 10-дневный срок выполнить требование, должен не позже следующего дня после его получения отправить в налоговый орган уведомление (ходатайство) о невозможности представления документов, в котором налогоплательщик должен указать причины, в связи с которыми он не может представить документы в срок, а также указать срок, до которого он сможет представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом вопрос продления срока ст. 93 НК РФ законодателем отдан исключительно на усмотрение налоговиков (в НК РФ отсутствуют какие-либо условия для безусловного продления срока), которые в случае удовлетворения/отказа в удовлетворении ходатайства налогоплательщика выносят решение о продлении/об отказе в продлении срока представления документов по требованию.
Что говорят суды?
- фактически по рассматриваемому требованию налоговый орган запросил у Общества копии всех товарно-транспортных накладных, справок к ним за 3 проверяемых года в количестве более чем 1 миллион штук;
- у налогового органа до направления указанного требования уже имелась необходимая информация обо всех хозяйственных операциях Общества за проверяемый период, поскольку все необходимые данные, включая данные о перевозке и поставке алкогольной продукции, содержатся в системе ЕГАИС, доступ к которой имеется у налогового органа; при этом до направления требования у инспекции уже имелись указанные в нем документы, которые были ранее получены налоговым органом от контрагентов Общества в порядке ст. 93.1 НК РФ;
- по мнению арбитражного суда, с учетом объема истребуемых документов, фактических сроков их представления, в действительности нарушение сроков представления документов было вызвано не неправомерным бездействием налогоплательщика, а объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в части нарушения срока представления документов;
- арбитражный суд посчитал, что в рассматриваемой ситуации в нарушение правовых подходов к привлечению к налоговой ответственности, сформированных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-П инспекцией был применен исключительно формальный подход, не учитывающий такие факторы, как наличие или отсутствие вины налогоплательщика, размере причиненного ущерба и т.п.;
- по мнению суда, обстоятельства проведения выездной налоговой проверки, значительный объем подлежащих представлению документов, были намеренно использованы проверяющими с целью максимального увеличения суммы налагаемых на Общество налоговых санкций, в отсутствие каких-либо правовых и фактических оснований для этого.
Инструкция по взаимодействию с налоговым органом
С учетом вышеизложенного, считаем возможным прийти к следующим выводам.
В первую очередь, налогоплательщику, получившему в порядке ст. 93 НК РФ в ходе проведения в его отношении выездной налоговой проверки требование, необходимо оперативно оценить свои объективные возможности по представлению в 10-дневный срок истребуемых документов. В случае невозможности такого представления налогоплательщику следует, безусловно, подготовить и направить налоговикам ходатайство о продлении срока представления документов (желательно такое ходатайство направить, как того требует п. 3 ст. 93 НК РФ, не позднее следующего дня с момента получения требования, но его необходимо направить и в случае нарушения указанного срока).
При этом в ходатайстве о продлении срока налогоплательщику необходимо:
- во-первых, максимально подробно изложить совокупность имеющихся обстоятельств, которые объективно препятствуют исполнению им требования в 10-дневный срок (это могут быть ссылки на значительный объем истребуемых документов, на ограниченность трудовых ресурсов бухгалтерии по подбору, изготовлению копий документов, на отсутствие в достаточном количестве копировальной техники, на нахождение сотрудников бухгалтерии в отпусках и т.д.),
- во-вторых, указать на точное количество рабочих дней, дополнительно необходимых налогоплательщику для полного исполнения требования о представлении документов.
При этом к указанному ходатайству налогоплательщику необходимо приложить соответствующие доказательства в обоснование обстоятельств, свидетельствующих о невозможности представления в 10-дневный срок документов.
Также, на наш взгляд, в таком ходатайстве налогоплательщика, среди прочего, должно содержаться указание на то, что в кратчайшие сроки и в любое удобное для проверяющих время налогоплательщик готов предоставить им возможность ознакомиться с подлинниками истребуемых налоговым органом документов в помещении (на территории) налогоплательщика. Причем следует иметь в виду, что обязанность налогоплательщика по ознакомлению в ходе выездной налоговой проверки проверяющих с подлинниками первичных и иных документов за проверяемый период не освобождает его от обязанности по представлению копий указанных документов в порядке ст. 93 НК РФ, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (см. Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2020 по делу №А65-11619/2019).
В том случае, когда налоговым органом отказано налогоплательщику в ходатайтстве о продлении срока, истребуемые документы должны передаваться налогоплательщиком в инспекцию по мере готовности, частями.
В дальнейшем если налоговики в такой ситуации будут привлекать налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов, то при наличии заявленного налогоплательщиком ходатайства о продлении срока, весьма высоки шансы налогоплательщика успешно оспорить штраф по ст. 126 НК РФ, ссылаясь, среди прочего, на отсутствие признаков состава такого налогового правонарушения, на отстуствие вины налогоплательщика в непредставлении (несвоевременном) представлении документов в налоговый орган и др.
Таким образом, в ситуациях истребования налоговым органом значительного объема документов проверяемому налогоплательщику, безусловно, следует обжаловать штраф по ст. 126 НК РФ, с учетом того, что шансы на успех судебного оспаривания весьма высоки.
Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию их результатов (в том числе по оспариванию привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК за непредставление документов).
Источник: pravovest-audit.ru