Многим работникам запись в трудовой книжке без печати кажется недооформленной или вовсе недействительной. Так ли это на самом деле?
НПА, содержащие правила заполнения трудовой книжки
Трудовая книжка — основной документ, содержащий сведения о работе человека за всю его жизнь. Он является основой для расчета стажа при оплате больничных, предоставлении льгот, начислении пенсий и т. п. Наличие трудовой книжки предусматривается ст. 66 ТК РФ.
С 2020 г. взамен бумажной появилась электронная трудовая книжка (ст. 66.1 ТК РФ). Уже работающие выбирают, в какой форме вести ТК, а впервые поступающие на работу с 2021 г имеют только ЭТК.
Форма и порядок ведения трудовых книжек утверждены Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320Н. В нем приведен образец бланка ТК и вкладыша в нее и разъясняются правила заполнения, в том числе нюансы заверения записей.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кому можно работать без печати. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Обязательна ли печать ООО в трудовой книжке
Исходя из актуальных правил ведения трудовой книжки, заверяются записи:
Трудовая книжка (2023): запись об увольнении
- о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, образовании, профессии владельца (на титульном листе ТК при первичном заполнении);
- об изменении личных данных владельца . В этом случае сведения указывают на форзаце на основании документов и заверяют печатью организации;
- о работе в организации при увольнении.
Печать ставят один раз, после сведений об увольнении. Заверять каждую запись (прием, перевод, переименование) излишне.
Но в п. 35-36 порядка, утвержденного Приказом 320Н, есть важная оговорка: печать организации ставится при ее наличии. Она понадобилась, т. к. законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ отменена обязанность организаций ее иметь. Правда, есть исключения:
- госорганы, муниципальные унитарные предприятия;
- некоммерческие организации.
А вот общества (АО, ООО) сами решают, использовать штампы или нет.
Сведения о наличии или отсутствии печати обязательно включают в устав.
Таким образом, если в книжку внесена запись без печати, это не всегда ошибка. Возможны следующие ситуации:
- запись не требует заверения;
- организация работает без печати. Запись заверяется только подписью ответственного лица, никаких дополнительных отметок не делают.
Если штамп отсутствует, сведения вносят обычным порядком, но заверяют запись только подписью ответственного лица.
Для сведения: кто ответственный за оформление факта хозяйственной жизни
Вот пример оформления титульного листа трудовой книжки:
Вот как выглядит в трудовой книжке запись без печати при увольнении:
Для сведения: как оформить карточку образцов подписей
Должен ли ИП ставить печать в трудовую книжку
ИП, как и другие работодатели, обязан вести трудовые книжки на наемных работников, работающих больше 5 дней.
Но ни один НПА не обязывает индивидуального предпринимателя иметь печать, и записи в ТК заверять не нужно. Но если она есть, ставить ее не возбраняется, но с соблюдением общих правил заполнения.
Вот пример заполнения трудовой книжки у ИП:
А вот что ставить в трудовой книжке, если у ИП нет печати, при увольнении:
Иногда бухгалтеры заостряют внимание на необходимости проставить отметку «б/п» (без печати) при оформлении записей в ТК. Но такого требования не содержится ни в порядке заполнения, ни в других НПА. А вот запрет на использование сокращений там есть (п. 3 порядка). Таким образом, проставлять такую отметку представляется излишним.
Но окончательное решение принимает сам ИП.
Действия, если в трудовой у сотрудника нет печати
Обычно сотрудники начинают волноваться, что компания или ИП не поставило печать в трудовой книжке, столкнувшись с необходимостью подтверждения стажа при расчете больничного или оформлении пенсии. Что же делать в таком случае? Придется подтвердить его другими документами:
- приказами;
- трудовым договором;
- архивными справками.
Обращаться за ними следует к работодателю, чья запись не заверена или вызывает сомнения. Аналогичным способом поступают и при наличии нечитаемого оттиска.
Об авторе статьи
Федотова Анна
специалист по кадровому учету, по миграционному учету
Образование высшее экономическое + переподготовка » Специалист по кадрам» , » Менеджер по управлению персоналом» . Опыт работы — 10 лет. Сфера интересов — миграционный учет, кадровый учет
Источник: gosuchetnik.ru
Запись в трудовой книжке ИП самому себе – как заполнить правильно
ИП – лицо, которое не является наемным рабочим. Поэтому способ подтверждения стажа отличается. Определим, как сделать запись в трудовой книжке ИП самому себе и в каких случаях это правомерно.
Когда делают записи
На законодательном уровне в РФ предусматривается 3 вида нанимателей. Один из них – физлица, получившие свидетельство о регистрации ИП. Исходя из этого, ИП не является работником. Следовательно, он не может вступить в трудовые взаимоотношения с самим собой.
ИП – самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Причем он может осуществлять такую деятельность единолично либо с привлечением третьих лиц. Следовательно стандартный порядок оформления книжки для ИП не действует.
У индивидуальных предпринимателей должна быть трудовая книжка. Однако она не заполняется и предназначена только для двух целей:
- Оплата больничных. Отметка вносится в книжку, если ИП получал материальную компенсацию от ФСС из-за временной нетрудоспособности.
- Расчет пенсии. При условии, что ИП делает взносы в ПФР, книжка может использоваться для регистрации времени работы. Однако общий порядок в данном случае отличается. Расчет пенсии реализуется на основании свидетельства о регистрации ИП.
На заметку! Не исключены ситуации, когда ИП одновременно работает на другом предприятии. В этом случае заполнение бланка осуществляют в том же порядке, что и для обычных сотрудников.
Также бывают случаи, когда гражданин одновременно регистрируется как ИП и создает юридическое лицо. В этой ситуации он может официально назначить себе любую должность и, приобретя статус работника, заполнять книжку в общем порядке.
Подробнее смотрите на видео:
Можно ли заполнять свою книжку собственноручно
Согласно статье 66 ТК РФ, бланк оформляют при приеме на работу. Данная обязанность возлагается на работодателя либо уполномоченного сотрудника. Срок оформления – 5 рабочих дней.
Являясь самостоятельным субъектом предпринимательства, ИП не является работником. Так как законом не предусмотрена возможность оформления договора с самим собой, предприниматель не может выступать руководителем самого себя. Таким образом, ИП не может вести книжку, оформленную на себя, так как ведет предпринимательскую, а не трудовую деятельность.
При такой ситуации нередко возникает вопрос о том, каким образом исчисляется страховой стаж ИП. Для обычных сотрудников для этого делают пометки в книжке, что позволяет в дальнейшем претендовать на пенсионные выплаты.
В случае с ИП такой порядок исчисления не действует. Трудовой стаж начинает исчисляться с момента регистрации индивидуального предпринимателя в реестре, и завершается моментом, когда ИП из него исключается. В дальнейшем на основании полученного стажа начисляется пенсия либо пособия в связи с временной нетрудоспособностью.
Процедура постановки ИП на учет в ПФР варьируется в зависимости от того, является ли предприниматель работодателем. Если он не нанимает сотрудников, то обязан в течение 3 дней с момента регистрации ИП встать на учет в ПФР. Ему присвоят индивидуальный номер, который в дальнейшем необходимо указывать при сдаче отчетной документации.
В случае, если ИП нанимает сотрудников, потребуется регистрация в ФНС в качестве работодателя. При этом постановка на учет в ПФР не потребуется.
Стоит принимать во внимание случаи, когда ИП параллельно работает на другом предприятии. В данной ситуации он не обязан заполнять трудовую собственноручно. Это делает его руководитель. Книжка хранится на предприятии с момента начала действия трудового договора до момента увольнения.
Другая ситуация – когда гражданин, ранее зарегистрировавший ИП, оформляет юридическое лицо. В этом случае он одновременно имеет статус работодателя и может принять самого себя на работу. Даже с учетом того, что работодатель и сотрудник – одно и то же лицо, в юридическом плане это разные субъекты. Поэтому ЮЛ может принять ИП на работу. При таких условиях книжка заполняется таким же образом, как это принято для обычных сотрудников.
Заполнение трудовой книжки
В бланке делаются записи о приеме на работу, увольнении, переводах. В документе обязательно указывается наименование работодателя. При этом запрещается использовать аббревиатуры либо сокращения. Если сотрудник трудоустраивается впервые, заводится новый бланк трудовой книги. Ее должен предоставить сам работник либо наниматель.
За заполнение и хранение трудовой отвечает работодатель. По запросу сотрудника он может выдать книжку на руки, например, если работник трудится по совместительству.
Обязательными реквизитами при заполнении ТК являются:
- дата внесения записи;
- сведения о месте и должности;
- номер документа, которое является основанием внесения пометки;
- подпись лица, уполномоченного за ведение книжки и издание внутренних документов.
Обычно каждая отметка сопровождается текстовыми пояснениями. Особых трудностей при заполнении трудовой книжки, как правило, не возникает. Чтобы минимизировать риск ошибок, можно ознакомиться с образцом записи в трудовой книге на просторах интернета.
Специфика оформления
Правила ведения трудовых книжек описана в Приказе Минтруда № 320, который действует с сентября 2021 года. Этим нормативным актом утверждена унифицированная форма книжки. Там же указан порядок ведения и хранения.
В соответствии с данным приказом, при заполнении бланка не используют сокращения и аббревиатуры. Ранее такие приемы были разрешены. Все отметки должны иметь порядковый номер. Если свободные страницы в книжке закончились, добавляется вкладыш, в котором делаются отметки строго по порядку.
С 2021 лица, работающие по совместительству, не обязаны вести данные со второго (не основного места работы). Это можно делать по желанию. О нарушениях внутреннего распорядка записи в книжку не делаются.
ИП не относится к категории работников, а является самостоятельным субъектом предпринимательства. Поэтому лица с таким статусом не могут вести трудовую книжку на самих себя. Исключение составляют случаи, когда ИП работает на юридическое лицо. В этом случае действует стандартный порядок оформления, утвержденный действующими нормативными актами.
Источник: pravodeneg.net
Порядок заполнения трудовой книжки индивидуальным предпринимателем
Обычно наличие этого документа нужно на практике для двух целей:
- подтверждение стажа для оплаты больничного;
- при сдаче необходимых документов для оформления пенсионных выплат.
В первом случае речь идет о страховом стаже. Законодательством предусмотрено, что в указанный стаж засчитывается время, когда человек был индивидуальным предпринимателем и выплачивал взносы в Фонд социального страхования.
Больничный может потребоваться ИП в следующих случаях:
- Он прекратил деятельность и теперь является наемным работником и при этом болеет или травмирован.
- Он продолжает быть индивидуальным предпринимателем и одновременно является наемным работником, которому выдали больничный.
- Предприниматель сам себе выписывает больничный.
Оформить больничный сам себе он имеет право, если вносил деньги в Фонд социального страхования (ФСС) за себя на добровольной основе. В этом случае он имеет право обращаться в ФСС для его оплаты, которая предоставляется ему в полном размере на уровне минимальной зарплаты, если на этот момент у него было не менее двух лет страхового стажа. В этом его отличие от наёмного работника, которому часть суммы обязан выплатить его работодатель.
В случае если ему выписан больничный в качестве работника, то время, в течение которого он добровольно выплачивал взносы в ФСС при наличии регистрации в качестве ИП включаются в страховой стаж.
Когда речь идет о начислении пенсии, законодательство разрешает учитывать период предпринимательской деятельности ИП в качестве пенсионного стажа. Делается это при условии, что он платил взносы в Пенсионный фонд в течение этого времени.
Поэтому индивидуальный предприниматель может решать такие вопросы без ведения трудовой книжки. Если до начала своей предпринимательской деятельности он был наемным работником, то за этот период трудовая по-прежнему будет нужна.
Обязанности ИП
Статус ИП имеют зарегистрировавшиеся предприниматели. Однако есть исключения – это частные нотариусы и адвокаты. Хотя регистрация как ИП им не нужна, у них тоже могут возникать определенные обязанности при ведении деятельности, поэтому эти лица тоже учитывают правила, когда речь идет о предпринимателях и о заполнении ИП трудовой книжки.
Ведение этого документа на всех наемных работников выступает одинаковой обязанностью для организаций и предпринимателей. Регламент, касающийся правил оформления и занесения в него информации, действует в обоих случаях.
Сам принцип заполнения такой же, как и у юридических лиц:
- вносят информацию о сотруднике;
- указывают сведения о характере деятельности и занимаемой должности;
- при переводе на другую работу это также необходимо отразить;
- отмечают факт увольнения в книжке;
- сведения о награждении также должны быть отражены.
Что касается назначения взысканий, то здесь действует то же правило, что и для организаций: выговоры и замечания не заносят в книжку, а вот увольнение (например, за прогул) уже должно быть обязательно указано.
Также см. «Правила заполнения трудовых книжек в 2020 году».
Запись в трудовой книжке ИП
Поскольку сам для себя ИП трудовую книжку не заполняет, сведения о нем могут появиться там в одном из следующих случаев:
- Индивидуальный предприниматель зарегистрировал юридическое лицо и принял себя в него на работу, оформив трудовую.
- ИП работает наемным работником одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности.
В первом случае нужно учитывать, что юридическое лицо, его учредитель и наемный работник являются разными юридическими субъектами даже в том случае, если речь во всех трёх случаях идёт об одном человеке. Поэтому оформление трудовой в этом случае соответствует закону.
Во втором случае работа с трудовой происходит обычным образом. В обоих рассматриваемых случаях оформление происходит в соответствии с общепринятыми правилами.
Особенности оформления
Поскольку отдельных инструкций для ИП не существует, то они пользуются общими. Однако существует ряд нюансов, касающихся именно предпринимателей.
В частности, там, где должно быть указано полное название организации, вписывают информацию из свидетельства о регистрации ИП. При этом его Ф.И.О. должны быть также записаны полностью, без сокращений.
Правила заполнения трудовых книжек предписывают использование печатей, если они есть в принципе у коммерсанта. Но для ИП наличие штампа не является обязательным требованием. Поэтому в данном случае можно обойтись для подтверждения только росписью. И это не будет считаться нарушением.
Подробнее об этом см. «».
В целом, процесс заполнения трудовых книжек не слишком отличается от того, который используют организации, поэтому это не должно доставить каких-либо трудностей.
Ниже приведён образец заполнения ИП трудовой книжки:
Источник: profzentr.ru