Вопрос о важности сверки расчётов с контрагентами часто интересует начинающих бухгалтеров. Сверка – одно из обязательных действий между сторонами, с помощью которого не только осуществляется инвентаризация обязательств обоих предприятий, но и подтверждаются факты наличия долгов или переплат друг перед другом.
Конечным результатом сверки является специальный бухгалтерский документ – акт сверки, подписывающийся уполномоченными представителями каждой стороны. Если сверку расчётов организовать и оформить грамотно, то бухгалтер может минимизировать возможные погрешности в налоговом и бухгалтерском учёте.
Более того, акт сверки расчётов будет необходим юрисконсульту предприятия в случае невыполнения контрагентом обязательств по договору. Если вторая сторона не реагирует на досудебные претензии, юристы компании готовят на основании акта сверки соответствующий иск для обращения в суд.
Обязательно ли проводить сверку взаиморасчётов?
Каждый субъект хозяйствования вправе самостоятельно определять порядок, периодику и сроки проведения сверки взаиморасчётов с контрагентами. Всё, что касается процедуры анализа обязательств, должно быть закреплено во внутренних документах предприятия, а именно – в учётной политике компании на определённый финансовый год.
Что такого в сверке с контрагентами? // Акт сверки взаиморасчётов
Однако, существует и обязательная сверка расчётов, проводить которую необходимо перед составлением бухгалтерской отчётности за отчётный год.
Сверить взаиморасчёты – означает обеспечить корректность ведения налогового и бухучёта.
Итак, не меньше одного раза в год нужно проводить сверку в связках следующих контрагентов:
1) покупатель – заказчик;
2) поставщик – подрядчик;
3) кредитор – дебитор.
Порядок организации проведения анализа взаиморасчётов прописан в Методических указаниях, утверждённых Приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 года (с изменениями от 08.11.2010 года).
Так, необходимо анализировать задолженность по счетам № 60, 62, 76 , а также по другим счетам, если того требует особенности ведения предпринимательской деятельности бизнес-субъекта.
Организация сверки взаиморасчётов
По результатам анализа взаиморасчётов составляется двусторонний акт сверки. Оформлять его нужно в двух экземплярах.
Один акт остаётся в бухгалтерии предприятия. Предварительно его нужно зарегистрировать в специальном журнале и подшить в папку, где хранятся документы по расчётам с покупателями (поставщиками, кредиторами и т.д.).
Второй экземпляр необходимо направить на рассмотрение стороне по договору. В законодательстве нет обязательного условия, каким письмом следует отправлять акт сверки контрагенту – простым или с уведомлением. Более того, чтобы сократить сроки на почтовую доставку, акт можно параллельно отправить в электронном виде (e-mail или факс).[/dt_quote]
После получения своего экземпляра акта сверки, контрагент обязан проверить документ и, как результат, может:
1) подтвердить сальдо;
Акт сверки
2) составить акт разногласий;
3) проигнорировать указанный акт.
Данные в акте могут быть указаны некорректно. Это возможно, если бухгалтер предприятия допустил счётные ошибки или неправильно отобразил данные из первичной документации. Если были обнаружены неточности в бухучёте у кого-то из контрагентов, нужно дополнительно их изучить и скорректировать.
Акцентируем внимание, что списание дебиторской или кредиторской задолженности в одностороннем порядке, без проведения сверки взаиморасчётов, не допускается. Единственное исключение – можно списать безнадёжный долг, если истёк срок для обращения в суд.
Как документально оформить сверку?
На законодательном уровне не утверждён унифицированный (типовой) акт сверки, поэтому контрагенты, проводящие анализ взаиморасчётов, составляют акт в свободной форме.
Однако, есть целый ряд требований/правил, которых следует придерживаться во время составления акта сверки:
1. Необходимо предварительно проверить наименование контрагента. Делается это для того, чтобы выявить, не изменилось ли название предприятия за определённое время. Для этой цели проще всего обратиться за электронной выпиской из ЕГРЮЛ через сайт nalog.ru.
2. Нужно указать реквизиты договора (№, дату, название), на основании которого между контрагентами происходит сотрудничество. Особенно важно такое указание во время сверки расчётов предприятий, которые одновременно сотрудничают по нескольким гражданско-правовым договорам (к примеру, по договору поставки и договору оказания услуг). В случае возникновения спора, по номеру и дате договора можно оперативно установить спорное обязательство и сроки исковой давности по нему.
3. Заполняя акт сверки взаиморасчётов, нужно указывать и бухгалтерскую первичку (накладные, платёжки). Перечисленные первичные документы в дальнейшем помогут вычислить хронологию в расчётах и удостоверить сальдо.
4. В обязательном порядке в акт сверки вписывается дата проведения анализа взаиморасчётов, корректное название сторон, суммы выявленной задолженности и подписи уполномоченных лиц предприятий с указанием их должностей.
5. В случае, когда один из контрагентов является плательщиком налога на добавленную стоимость, в акте сверки взаиморасчётов необходимо прописывать уточнение по данному факту, например, указывать, что сумма долга включает в себя НДС 18%.
6. Важнейший реквизит – дата подписания акта, так как она влияет на сроки исковой давности по задолженности. Однако, следует учитывать, что дата оформления и дата подписания – это разные понятия. Налоговики в первую очередь обращают внимание именно на дату подписания сторонами акта сверки. Более того, если одной стороной акт был подписан 15 числа, а второй – 22, отталкиваться нужно от более поздней даты из них, т.е. от 22 числа.
7. Лица, подписывающие акт сверки, должны иметь для этого соответствующие полномочия. Как правило, данный документ заверяется руководителем предприятия. Если же акт подписывается другим сотрудником предприятия, для подтверждения его полномочий необходимо издать приказ или выдать доверенность, в которых прописать все его права и обязанности.
Рекомендуем следовать всем вышеуказанным требованиям к составлению акта сверки. В таком случае, бухгалтер предприятия сможет обезопасить себя от возможных притязаний как со стороны недобросовестных контрагентов, так и со стороны налоговиков. К тому же, желательно прописать в Учётной политике предприятия пункты о форме и содержании акта сверки взаиморасчётов.
Источник: enterfin.ru
Акт сверки взаиморасчетов
Довольно распространенным в экономической деятельности субъектов предпринимательства является акт сверки взаиморасчетов. Самая популярная сфера его применения – договоры поставки. Когда товары поставляются несколькими партиями в течение определенного периода времени, а оплата следует позже.
Тем не менее, акт сверки взаиморасчетов может применяться и по любым другим договорам, когда необходимо зафиксировать документально задолженность. Он может быть оформлен после акта приемки выполненных работ, оказания услуг, приема-передачи, а также в любых других правоотношениях, предусматривающих расчеты между субъектами в течение определенного периода времени.
Пример акта сверки взаиморасчетов
26 марта 2017 г. г. Новосибирск
Акт сверки взаиморасчетов
по состоянию на 20 марта 2017 г.
между ООО «Сельхозмаш» и главой КФХ Исаевым Эдуардом Юрьевичем
по договору поставки от 11 апреля 2016 г. № НВ 11/04/16
Что такое акт сверки
Акт — это не обязательный документ, периодичность его составления не регламентирована. На практике бухгалтерия часто использует этот документ, чтобы исключить ошибки перед составлением отчетности.
Обычно сверку взаиморасчетов делают поквартально нарастающим итогом. Это связано с тем, что большую часть налогов и авансовых платежей по ним нужно платить таким же образом. Например, УСН, НДС и налог на прибыль.
Зачем составлять акт сверки
Проверка взаиморасчетов решает сразу несколько задач. Разберем каждую из них подробнее.
Сверить данные бухгалтерского и налогового учета
Это самая известная цель составления акта. Контрагенты проводят инвентаризацию расчетов друг перед другом. Например, бухгалтерия покупателя может обнаружить, что забыла учесть одну из накладных.
Иногда в акт сверки добавляют отдельную колонку с НДС. Это помогает поставщикам и покупателям проверить реквизиты счетов-фактур и суммы «исходящего» и «входного» НДС, чтобы в будущем избежать требований со стороны налоговой.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризацию не только имущества, но и расчетов (ст. 11 ФЗ от 06.12.2020 № 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99). В этом может помочь сверка взаиморасчетов с контрагентами.
Найти долг или переплату
На основании проверки стороны выявляют задолженность друг перед другом. Виды задолженности могут быть разные:
- долг покупателя за уже отгруженные товары;
- долг поставщика по авансу или переплате от покупателя;
- долг заемщика перед займодавцем по процентам и телу займа и так далее.
Крупная задолженность обычно на контроле у ответственных сотрудников компании. По акту сверки взаиморасчетов на практике находят небольшие долги.
Прервать срок исковой давности
Об этой особенности могут знать не все. В общем случае срок исковой давности для взыскания задолженности — три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Он начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии долга (п.
1 ст. 200 ГК РФ).
Если с задолженностью в течение трех лет ничего не делать, то даже через суд взыскать ее будет сложно. Должник просто сошлется на истечение срока исковой давности, и судья прекратит разбирательство.
Акт прерывает срок исковой давности. Трехлетний период начинает течь заново с даты подписания документа. Даже если контрагент в суде заявит об истечении искового срока, достаточно будет предъявить суду акт сверки взаиморасчетов, чтобы он продлил срок на подачу иска.
Например, с момента возникновения долга у покупателя прошло два года. Значит, на обращение в суд остался один год. Этот срок можно продлить, подписав акт сверки. Тогда обратиться в суд можно будет в течение трех лет с момента подписания, несмотря на то, что до этого уже прошло два года.
Устраняйте расхождения по НДС, получайте полный вычет с Контур.НДС+
Кто делает акт сверки
Акт может составить любая сторона: продавец, покупатель, заемщик, займодавец и так далее. Обычно акт составляет бухгалтерия организации на основании первичных документов: товарных накладных, УПД, платежных поручений, а также на основании счетов-фактур, если стороны добавили данные о суммах НДС.
Сторона, составившая акт, направляет документ другой стороне на подпись. Пока сверка не подписана двумя контрагентами, документ не будет иметь юридической силы.
Как правильно сделать сверку
Свериться можно на любую дату. На практике ее проводят либо на последний день отчетного периода (месяца, квартала, полугодия и так далее), либо по факту исполнения сторонами всех обязательств, то есть после отгрузки и получения оплаты.
Сделать сверку можно в разрезе:
- периода;
- договора;
- номенклатуры;
- конкретной сделки.
Эту детализацию можно комбинировать. Например, стороны могут составить акт в рамках одного конкретного договора за отчетное полугодие.
Сверка состоит из двух частей: сведения поставщика и сведения покупателя. Каждая сторона должна самостоятельно заполнить свой блок. Если расхождений нет, акт можно подписать. Если есть расхождения, их нужно отдельно отразить в документе.
С каждой стороны акт подписывают бухгалтер и руководитель компании. Также это сделать может иное лицо, имеющее доверенность на подписание этого документа за директора и бухгалтера.
Поможет ли акт сверки в суде
Сверка подтверждает состояние взаиморасчетов между сторонами. Суд примет его в качестве доказательства, но оно не будет бесспорным. Без первичных документов доказать наличие долга у контрагента будет сложно.
Дело в том, что этот документ не отвечает признакам сделки, согласно ст. 153 ГК РФ. Поэтому суд будет истребовать все доказательства, подтверждающие возникновение долга: договоры, накладные, акты, платежки и даже переписку.
Что делать, если в акте сверки была ошибка
Акт сверки обычно формирует учетная система на основании записей об операциях, которые провел бухгалтер. Если что-то было забыто, то в документе будет указана неверная сумма долга.
Если ошибка была обнаружена после подписания акта, стоит провести сверку заново. Лучше всего составить новый документ и написать письмо с описанием допущенной ошибки.
В какой форме составлять акт сверки
Законодательно утвержденной формы для сверки взаиморасчетов нет. Кроме того, акт не является первичным учетным документов, поэтому в нем не нужно отражать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 ФЗ от 06.12.2020 № 402-ФЗ.
Акт взаиморасчетов условно можно разбить на три части: вводную, табличную и заключительную.
В вводной части указывают:
- наименование документа;
- договор, в рамках которого проводится сверка;
- период, за который составлен акт;
- реквизиты подписантов.
Табличная часть — это основа акта. Обычно она состоит из восьми граф — по четыре графы для каждой из сторон:
- графа 1 — дата записи;
- графа 2 — наименование операции и реквизиты документа;
- графа 3 — оборот по дебету;
- графа 4 — оборот по кредиту.
Также в табличной части указывают сальдо расчетов на начало и конец проверяемого периода и сумму оборотов по дебету и кредиту.
Иногда добавляют дополнительную графу для суммы НДС. Обычно это делают компании, которые отгружают товары и услуги с разными ставками налога на добавленную стоимость.
Под таблицей текстом пишут сумму задолженности одного контрагента перед другим на конкретную дату.
Заключительная часть — это подписи и печати сторон сверки.
Как подписать акт сверки
Акт сверки можно составить в сервисах Контур.Эльба или Контур.Бухгалтерия. Подписывают документ на «бумаге» либо через систему электронного документооборота. Например, через Контур.Диадок. После того как документ подписан с двух сторон, сверка считается проведенной. С даты его подписания следует исчислять срок исковой давности.
Со сверкой НДС поможет Контру.НДС+. Сервис сопоставляет сведения из деклараций покупателей и их поставщиков и сигнализирует о возможных разрывах по НДС до отправки отчетности в налоговую. Значит, исправить ошибки можно будет до того, как придет требование из ФНС.
Модуль Контур.Экстерна НДС+ помогает снизить риски на всех этапах работы с НДС: проверить добросовестность контрагентов, устранить ошибки и расхождения в данных, составить декларацию, получая советы экспертов, оперативно ответить на требование налоговой о пояснениях.
Источник: skbpartner.ru