Накладная — это сопроводительный документ, который идёт вместе с товаром и подтверждает его передачу от одного владельца другому.
Продавец отгружает товар с накладной, перевозчик может предъявить этот документ ГИБДД во время проверки, а покупатель подписывает бумаги, принимая товар (если, конечно, у него нет претензий к объёму и качеству прибывшего груза).
Накладные относятся к документам первичного бухгалтерского учёта. Они служат подтверждением расходов как для самой компании, так и для налоговой.
Есть разные формы накладных.
Товарная оформляется, когда груз доставляет либо сам продавец, либо его забирает покупатель. На основе накладной продавец списывает стоимость товаров в бухучёте, а покупатель оприходует полученные материальные ценности.
Товарно-транспортную накладную оформляют, если товар перевозит транспортная компания.
В транспортной накладной, в отличие от первых двух, нет товарного раздела, этот документ лишь подтверждает факт доставки и выполнение услуг по перевозке.
Документы: счета и накладные.
Ещё бывает накладная на отпуск материалов на сторону — её оформляют при передаче материалов со склада сторонним организациям или филиалам своего предприятия.
Требование-накладная нужно для учёта движения материальных ценностей между отделами или цехами одного предприятия.
Обычно в накладной указывают:
- вид, количество и стоимость товара;
- ставку и величину НДС;
- реквизиты покупателя и продавца, их подписи и печати;
- в транспортных и товарно-транспортных накладных — также информацию о том, кто перевозит товар.
Пример употребления на «Секрете»
«Отсутствие нужных накладных легко может привести к недостоверности баланса, а это и невозможность правильно посчитать дивиденды, и проблемы с получением кредита. Кроме того, только документы подтверждают совершение сделки и исполнение обязательств. Это отправная точка при рассмотрении споров и доказательства в суде, если до этого дойдёт».
(Сооснователь онлайн-сервиса «Кнопка» Евгений Кобзев — об ошибках начинающих (и не только) предпринимателей.)
Нюансы
В комплекте с товарной накладной часто идёт счёт-фактура. Оба документа выписывают при отгрузке товара или при переходе права собственности, но накладную в момент отгрузки, а счёт-фактуру можно выдать в течение 5 дней после. Хотя во многом эти документы дублируют друг друга, один не заменяет другой. Товарная накладная предназначена для учёта материальных ценностей, а счёт-фактура — для учёта НДС.
Для упрощения документооборота была разработана единая форма, соединяющая в себе товарную накладную и счёт-фактуру, — универсальный передаточный документ (УПД).
Факт
И накладные, и универсальный передаточный документ можно оформить как в бумажном, так и в электронном виде. Электронная накладная составляется в одном экземпляре, состоящем из двух частей. Одну часть заполняет и подписывает продавец, вторую — покупатель. Для использования электронных накладных и у продавца, и у покупателя должна быть электронная подпись.
Источник: secretmag.ru
Об оформлении документов в случае работы ИП без печати
Перевозчик (ИП) оказывает организации транспортные услуги. Работает без печати, наше законодательство не обязывает ИП иметь печать. Но бухгалтерия обязывает ставить пометку «без печати верно» в документах и актах выполненных работ.
Вопрос.
Есть ли в законодательстве такие требования?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Действующие нормативно-правовые акты не содержат положений о необходимости наличия печати у индивидуального предпринимателя.
Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не говорится о том, что индивидуальный предприниматель должен иметь печать. В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) также указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. Действующее законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь и использовать в работе собственную печать (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2019 N Ф07-4034/2019 по делу N А44-1599/2017).
Таким образом, наличие печати остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.
Печать не является способом идентификации физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, хотя на практике и используется в обороте (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 N 08АП-5755/2015 по делу N А46-16903/2014).
Законодательство не содержит указания на обязательность наличия у индивидуального предпринимателя собственной печати или обязанность предпринимателя использовать печать при осуществлении своей деятельности, а следовательно, не является нарушением законодательства ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без печати (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.05.2018 N Ф10-1162/2016 по делу N А64-1376/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 13.07.2018 N 310-ЭС18-10136 отказано в передаче дела N А64-1376/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2017 N Ф06-28031/2017 по делу N А12-12456/2017).
Законодательно не закреплено ИП, иметь печать, на месте печати ИП может написать б/п. В Законодательстве не прописано, что для подтверждения подписи, ИП нужен какой- либо штамп. Подлинность документа Индивидуальный предприниматель подтверждает подписью.
С нашей точки зрения, письма от индивидуального предпринимателя с указанием об отсутствии у него печати вполне достаточно для обоснования того, что на накладной отсутствует печать принимающей стороны.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в декабре 2020 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Источник: www.ntvpkedr.ru
Нужно ли сохранять накладные?
(КонсультантПлюс, 2021)Товарные накладные нужно хранить не менее пяти лет после отчетного года (ч. . Он исчисляется с 1 января года, следующего за годом составления товарной накладной (п. п. 4.1, 4.11 Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов).
Сколько хранить счета фактуры и накладные?
Счет-фактура не является первичным документом. На него минимальный пятилетний срок из Закона о бухучете не распространяется. Срок хранения счета-фактуры – четыре года. Сколько лет хранить другие документы, читайте в статье «Ваш архив бухгалтерских документов – нерушимые правила» журнала «Семинар для бухгалтера».
Нужно ли хранить транспортную накладную?
Ответ: Да, копии накладных, как транспортных, так и товарно-транспортных Вам сохранять необходимо. В случае проверки они лишними не будут.
Как правильно хранить товарные накладные?
Все документы, в том числе товарные накладные, храните по тематическим папкам в соответствии с номенклатурой организации. То есть, все документы одного назначения складывайте в отдельные папки и размещайте в алфавитном порядке или по регистрационным номерам.
Сколько хранить накладные на товар?
(«Главная книга», 2020, N 13)В соответствии с Перечнем Росархива хранить товарные накладные необходимо 5 лет. Течь этот срок начинает с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз.
Кто хранит Ттн?
Транспортную накладную выписывают в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Каждый экземпляр необходимо заверить подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченных лиц.
Сколько хранить накладные ИП?
Текущий срок их хранения в соответствии с новыми правилами Росархива — 5 лет. При этом декларации ИП до 2002 года включительно хранятся 75 лет (п. 310 Перечня).
Как правильно архивировать путевые листы?
Поскольку путевой лист относится к первичной документации, то его и следует хранить в бухгалтерии точно так же, как и остальные бумаги, попадающие под эту категорию. Сданные в бухгалтерский отдел листы оттуда переносятся в архив, где и лежат до тех пор, пока не придет время их списывать и уничтожать.
Сколько времени хранятся первичные бухгалтерские документы?
Срок хранения для первичных документов в Налоговом кодексе определен как 4 года, но в Законе о бухучете обозначен на год больше. Годовую бухгалтерскую отчётность необходимо хранить постоянно, этот срок определен в Приказе Росархива № 236.
Сколько хранить договора с поставщиками?
Договоры, соглашения, не указанные в отдельных статьях Перечня, хранятся 5 лет после истечения срока их действия (п. 436 Перечня).
Источник: uchetovod.ru