Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: — обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; — защита интересов низкодоходных групп населения; — обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; — защита прав потребителей. Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.
Краудинвестинг в России: потребности рынка и регулирование
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности.
Муниципальные органы имеют возможность: — не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; — оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия; — постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества. Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений.
Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка. Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан — союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе: — рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав; — обращаться в суды в защиту прав потребителей; — при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг). В таблице 4.6.1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/Municipalnoe_upravlenie/section-6-8.html
Лекция Экономика предприятия — Объединения предприятий
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
Конкуренция (в пер с латинского яз. – сталкиваться, сбегаться) является экономической категорией, характеризующей особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.
Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме п.1, ст.8 Конституции РФ, и состоит в государственной поддержке конкуренции.
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В упомянутом законодательном определении содержатся признаки конкуренции, которые приобрели правовое значение вследствие правового регулирования соответствующих отношений. В частности,
- конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;
- конкуренция осуществляется лишь между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;
- при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
- Конкурентные действия
- Субъекты конкуренции (конкуренты)
- Рекомендуемая литература
↑Конкурентные действия
Конкурентные действия – совершаемые хозяйствующими субъектами для приобретения ими правомерных преимуществ в своей сходной или аналогичной предпринимательской деятельности на рынке самостоятельные состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей. Различаются ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Другие конкурентные действия получили наименование «неценовых», т.к. непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. К важнейшим их них относятся действия по улучшении качества и потребительских свойств товаров ( работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлению гарантийных сроков, использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, занятии более удобного месторасположения фирмы, рекламные действия конкурентов (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и многие другие.
↑Субъекты конкуренции (конкуренты)
Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами) по российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации. Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст.
4 Закона о защите конкуренции). Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Одним из необходимых условий отнесения указанных лиц к конкурирующим субъектам является осуществление ими предпринимательской деятельности (а для некоммерческих организаций — осуществление деятельности, приносящей доход). Не могут быть признаны конкурирующими субъектами отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.
Важнейшим признаком конкуренции, как следует из ее законодательного определения, выступает ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении.
К числу общих условий обращения (оборота) товаров являются предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров ( работ, услуг) на рынке, в том числе свобода формирования договорных условий и установления договорных цен (ст. 421 ГК РФ). Важнейшим правомочием субъекта предпринимательства, характеризующим его право на конкуренцию, являются возможность свободного (т.е. юридически равного для всех предпринимателей) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности в целях получения прибыли посредством удовлетворения покупательского (потребительского) спроса. Для привлечения потребительского спроса субъекты предпринимательства вправе совершать другие (ценовые и неценовые) конкурентные действия, о которых уже ранее упоминалось: снижение цен, занятие более удобного месторасположения, использование оригинальной упаковки, товарных знаков, рекламы и многие другие.
↑Рекомендуемая литература
Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2002.
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Выходные данные:
- Просмотров: 3163
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 31.01.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Источник: www.lomonosov-fund.ru
Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
— обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
— защита интересов низкодоходных групп населения;
— обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
— защита прав потребителей.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис.2.
Рис. 2. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.
Муниципальные органы имеют возможность:
— не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;
— оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;
— постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципальной собственности.
Для социально значимых предприятий возможны отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком.
В табл.1. приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таблица 1
Источник: mydocx.ru