Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Галина Алексеевна, Шипунова Александра Александровна, Шипунов Данила Владиславович
В статье рассмотрены тенденции малого и среднего предпринимательства в современных условиях России в разрезе налогообложения , проанализированы налоговые поступления в соответствующие бюджеты, а также влияние уровня налоговой нагрузки на развитие малого бизнеса.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотарева Галина Алексеевна, Шипунова Александра Александровна, Шипунов Данила Владиславович
Совершенствование налогового инструментария в системе малого предпринимательства
Оценка налоговой нагрузки и налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса (на примере Магаданской области)
Анализ налогового регулирования малого предпринимательства в России при помощи специальных налоговых режимов
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПАТЕНТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
UTV. Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в Оренбурге увеличились по сравнению с 2019
Вы всегда можете отключить рекламу.
THE IMPACT OF THE TAX BURDEN ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES
The article discusses the trends of small and medium-sized businesses in the current conditions of Russia in the context of taxation, analyzes tax revenues to the relevant budgets, as well as the impact of the level of tax burden on the development of small businesses.
Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»
DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_104 УДК 330
Золотарева Галина Алексеевна,
Шипунова Александра Александровна,
Шипунов Данила Владиславович,
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье рассмотрены тенденции малого и среднего предпринимательства в современных условиях России в разрезе налогообложения, проанализированы налоговые поступления в соответствующие бюджеты, а также влияние уровня налоговой нагрузки на развитие малого бизнеса.
Ключевые слова: налогообложение; налоговая нагрузка; малый и средний бизнес; налоговые поступления; налоги на малый бизнес.
Zolotareva Galina Alekseevna,
Shipunova Alexandra Alexandrovna,
Shipunov Danila Vladislavovich,
THE IMPACT OF THE TAX BURDEN ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES
The article discusses the trends of small and medium-sized businesses in the current conditions of Russia in the context of taxation, analyzes tax revenues to the relevant budgets, as well as the impact of the level of tax burden on the development of small businesses.
Keywords: taxation; the tax burden; small and medium businesses; tax revenues; small business taxes.
Несмотря на увеличение финансирования мероприятий государственной поддержки малого бизнеса в России в 2018-2020 гг. в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», наблюдается сокращение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и доли сектора во внутреннем валовом продукте страны. В целом в 2019-2020 гг. в России наблюдались негативные тенденции развития сектора, связанные с повышением ставки НДС, введением онлайн-касс и почти нулевым ростом доходов населения.
Неналоговые льготы для малого бизнеса
Как указывается в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года [1], около 1/5 ВВП в стране, а во многих субъектах треть и более ВРП, создаются малыми предприятиями. Сектор малого и среднего предпринимательства сосредоточен в основном в сфере торговли, оказания услуг. На малое и среднее предпринимательство приходится только 5-6 % стоимости основных средств и
Доля инвестиций в обороте меняется в зависимости от изменений налоговой нагрузки. Когда в 2018 г. возросла налоговая нагрузка, то доля инвестиций в основной капитал уменьшилась, после же уменьшения налоговой нагрузки в 2020 г. с 37,2 до 36,3 %, доля инвестиций в основной капитал увеличилась с 4,85 до 5,61 %.
Также из данных табл. 5 следует, что в 2020 г. по сравнению с 2016 г. оборот предприятий малого бизнеса в России увеличился всего на 13,9 %, в том числе по федеральным округам: ЦФО — на 45 %, СФО — 10,1 %, ДФО —
6-7 % объема инвестиций в основной капитал.
В Российской Федерации низкая доля экспорта малого и среднего предпринимательства в общем объеме экспорта (6 %), в развитых странах, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, от 25 до 35 %, в Китае — более 50 %. Малый и средний бизнес в России развивается крайне неравномерно: на 10 субъектов Российской Федерации приходится около 46 % общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц. В России только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими индивидуальными предпринимателями (для сравнения: в Китае — 15,5 %, США — 13,8 %) [5].
В настоящее время Россия по многим параметрам, характеризующим деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, отстает от развитых стран.
Рассмотрим оборот малых предприятий и микропредприятий и инвестиции в основной капитал (табл. 1).
29,7 %. Доля малых предприятий в обороте за указанный период увеличилась с 48,2 % до 55,2 %, в том числе по ЦФО — с 46,2 % до 60,7 %. Доля микропредприятий в обороте в 2020 г. преобладает по стране (58,1%), ЦФО (60,8%), во всех округах преобладает доля микропредприятий.
Инвестиции в основной капитал в 2018 г. по сравнению с 2016 г. в абсолютных суммах увеличились по Российской Федерации на 31,9 %, при этом в СЗФО — в 2,1 раза, ДФО — в 2 раза, СКФО — на 2,4 %. Инвестиции в абсолютных суммах в микропредприятия пре-
Таблица 1 — Оборот предприятий и инвестиции в основной капитал
Год 2016 2017 2018 2019 2020
Оборот предприятий, млрд. руб. Всего, в т. ч.: 38877 48459,2 53314,2 42849,6 44265,4
Малые 18738,2 27586,4 29425,7 19186,7 18593,3
Микро 20138,8 20872,8 23888,6 23662,9 25672,1
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. Всего, в т. ч.: 801,6 998,5 1057,4 2078,1 2 483,5
Малые 411,6 553,8 514,4 966,8 1353,7
Микро 390,1 444,7 543 1111,7 1129,8
Налоговая нагрузка, в % Всего, в т. ч.: 28,5 24,6 26,2 37,2 36,3
Малые 13,7 14,0 14,5 16,7 15,2
Микро 14,8 10,6 11,8 20,5 21,1
Доля инвестиций в обороте, в % Всего, в т. ч.: 2,06 2,06 1,98 4,85 5,61
Малые 2,20 2,01 1,75 5,04 7,28
Микро 1,94 2,13 2,27 4,70 4,40
вышают значения инвестиций в малые предприятия, за исключением ПФО, УФО, ДФО. Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота предприятий в 2018 г. составили по стране 2 %, в том числе в СКФО — 4,8 %, УФО — 1,3 %. Оборот на одно малое предприятие составил: в 2016 г. — 108,4 млн руб. (18 738,2 млрд руб., 172 916 ед.), в 2018 г. — 123,5 млн руб. (29 425,7 млрд руб., 238 292 ед.).
Экономическая ситуация и налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 г. существенно отличаются от предыдущих лет. Это под-
тверждается данными консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по которым видно, что с апреля 2020 г. наблюдалось сокращение объемов поступлений налогов на совокупный доход, как за счет падения самих доходов, так и по причине принятия налоговых льгот и отсрочек для малого бизнеса в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики.
В табл. 2 представлены поступившие в бюджет налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, в 2017-2020 гг.
Таблица 2 — Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, 2017-2020 гг. (тыс. руб.) [4]
Год Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы Всего поступлений от СНР
федерального бюджета консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации местных бюджетов из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
2017 38 718 666 478 085 778 149 171 870 516 804 444
2018 104 572 826 550 009 600 163 024 934 654 582 426
2019 150 667 488 662 538 967 185 966 228 813 206 455
2020 31 586 406 586 390 761 179 495 100 617 977 167
Для наглядности представим дина- циальных налоговых режимов на мику налоговых поступлений от спе- рис. 1.
Всего ПОСТуШКЯМЙ от СНР, тыс. рослей
Рисунок 1 — Динамика налоговых поступлений от специальных налоговых режимов
в 2017-2020 гг. (тыс. руб.)
Из приведенных данных видно, что 2019 г. 24,2 %, в начале 2020 г. ситуация для МСП по сравнению с 2020 г. показал рост налого- складывалась хорошо: объемы налоговых вых поступлений в бюджет, они выросли на поступлений превзошли уровень предыду-
щего года. Но с началом пандемии, после введения поддерживающих мер для наиболее пострадавших отраслей в виде освобождения от уплаты налогов и взносов за 2 квартал 2020 г., отсрочек и рассрочек, а также приостановления ФНС России взысканий задолженности и перехода к мягким мерам урегулирования, фискальный потенциал
малого предпринимательства уменьшился. Уменьшение объема налоговых поступлений в период ограничений выявлена для всех на -логов на совокупный доход [3].
С каждым годом растет налоговая нагрузка на реальный сектор экономики. Динамика налоговой нагрузки на малый и средний бизнес представлена на рис. 2 [2].
2010г. 3011г. 2012г. 201Лг. 1014г. 2015г. 2016г.
2017г. 2016г. 101https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nalogovoy-nagruzki-na-razvitie-malogo-biznesa» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]
Доля поступлений от МСП в бюджете Москвы достигла 23%
Налоговые и неналоговые платежи в бюджет Москвы от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и индивидуальных предпринимателей за восемь месяцев 2021 года выросли на 107,3 млрд рублей в сравнении с годом ранее, сообщила в понедельник пресс-служба департамента финансов столицы.
Фото: из открытых источников
«По итогам января-августа 2021 года доля поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете Москвы достигла 23%. Всего за восемь месяцев 2021 года субъектами малого и среднего бизнеса и индивидуальными предпринимателями в столичный бюджет перечислено 468,6 млрд рублей. Это на 107,3 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года», – говорится в сообщении.
Отмечается, что сегодня МСП – это почти четверть столичной экономики, сектор обеспечивает занятость более 3,5 млн человек.
«Продолжающийся экономический рост в Москве, повышение деловой активности и потребительского спроса, а также меры поддержки со стороны правительства Российской Федерации и правительства Москвы привели к улучшению финансовых показателей субъектов МСП и, как следствие, увеличению поступлений в бюджет Москвы на 29,7% от уровня показателя января-августа 2020 года. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года рост составил 27,3%. В целом это свидетельствует о восстановлении данного сектора экономики после карантинных ограничений», – приводятся в сообщении слова руководителя департамента финансов Елены Зяббаровой.
В пресс-службе уточнили, что рост поступлений происходит по всем основным налоговым режимам, уплачиваемых субъектами МСП в бюджет города. Предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения, по итогам восьми месяцев перечислили 112,9 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. По сравнению с январем-августом 2019 года данный показатель вырос на 37,3%. Поступления от патентной системы налогообложения в текущем году в сравнении с прошлым годом увеличились на 20,9% до 3,3 млрд рублей. По отношению к аналогичному периоду 2019 года рост составил 2,3%.
Рост почти во всех сферах
По словам Зяббаровой, улучшение финансово-экономических показателей МСП, увеличение налоговых и неналоговых платежей в бюджете Москвы отмечено во многих отраслях экономики. Наиболее высокие темпы роста демонстрируют субъекты, осуществляющие деятельность в сфере предоставления услуг населению. Объем платежей за восемь месяцев текущего года увеличился на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг уровня в 28,3 млрд рублей. Превышение показателя января-августа 2019 года составило 19%.
«Сфера оказания услуг – одна из наиболее пострадавших отраслей в период действия карантинных ограничений. Тем не менее восстановление уровня потребления за счет отложенного спроса, а также изменение потребительского поведения горожан определяют высокую динамику развития отрасли. Фиксируется постепенное увеличение мобильности населения, восстановление туризма, гостиничного бизнеса, сектора общественного питания», – отметила руководитель департамента.
По итогам восьми месяцев 2021 года налоговые и неналоговые платежи от организаций МСП, осуществляющих деятельность в сфере операций с недвижимым имуществом, выросли на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составили 57,4 млрд рублей. Увеличились платежи от организаций субъектов МСП транспортной отрасли на 26% до 10,6 млрд рублей, а также от предприятий торговли – на 25% до 112,1 млрд рублей.
Поступления в бюджет Москвы субъектов МСП, занятых в обрабатывающей промышленности, за январь-август 2021 года по сравнению с восемью месяцами 2020 года выросли на 19%, составив 29,8 млрд рублей. Наибольшую динамику увеличения платежей показали организации электронной и радиотехнической промышленности, химической индустрии и производства мебели – на 39,9%, 33,9% и 29,3% соответственно.
«В Москве действует развитая система финансовой, организационной и методической поддержки малого и среднего предпринимательства. В период пандемии правительством Москвы было принято решение о ее расширении. Пять пакетов мер, включавших в себя отсрочки по уплате налогов и сборов, освобождение от арендных платежей, целевые субсидии, позволили субъектам МСП сохранить бизнес и получить ресурсы для дальнейшего развития. В текущем году сроки предоставления самых востребованных малым и средним бизнесом мер поддержки были продлены», – подчеркнула Зяббарова.
По словам руководителя департамента, программа льготного кредитования для субъектов МСП будет действовать до 31 декабря 2021 года. Для предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях, стоимость банковского кредита не превысит 7% годовых. С мая 2020 года по август 2021 года программой воспользовались свыше 18 тыс. предприятий и организаций. Общая сумма субсидируемых кредитов составила 132,9 млрд рублей.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
Сделано в России
Налоговые поступления от МСП в Москве выросли на 39% за год
В Москве объем перечисленных налогов от малого и среднего бизнеса (МСП) за 2021 год вырос на 39%, до 157,2 миллиарда рублей.
Как считает заместитель мэра Владимир Ефимов, упрощенная система налогообложения является одним из наиболее популярных налоговых режимов у малого и среднего бизнеса. В пандемийный 2020 год поступления по этому виду налога сохранились на докризисном уровне, а в 2021 году их рост возобновился.
В мэрии также отметили, что в 2021 году выросли поступления от применения патентной системы налогообложения (ПСН) достигли 5,7 миллиарда рублей, что на четыре процента больше показателя 2020 года и на столько же процентов меньше, чем в 2019 году.
Сделано в России // Made in Russia
Подпишитесь на нас в социальных сетях и будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на нашу рассылку новостей