В декабре 2021 г. компания «РБК Исследования рынков» выпустила очередной отчет об исследовании «Рынок МВА и бизнес-образования в России 2021» (предыдущий был выпущен в 2019 г.).
Отчет содержит много статистических сведений, полученных от российских бизнес-школ, а также аналитику макроэкономической ситуации (нефть, розничная торговля, социальная сфера, общественное питание и пр.) и, в целом, является интересным источником данных. Заметим, что хотя общее состояние экономики, безусловно, влияет на стремление получить бизнес-образование, оно не столь сильно проявляется в отношении программ высшего уровня. Перейдем к рассмотрению представленных в исследовании выводов и рейтингов, построенные на их основе. К сожалению, некоторые из них вызывают сомнение.
1. Участники рынка представлены не полностью (авторы сделали оговорку, что совокупность опрошенных участников составляет 70% рынка), отсутствуют данные, как минимум, нескольких крупных бизнес-школ: Высшей бизнес-школы ГУУ, Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, Международной бизнес-школы Финуниверситета, Высшей школы бизнеса КФУ, Урало-Сибирского института бизнеса, Бизнес-школы ВАВТ.
Анализ рынка. Как посчитать рынок? Конкуренты, объем, динамика, 5 сил Портера и TAM SAM SOM
Неполный учет данных уже сказывался на точности прогноза в предыдущем исследовании РБК Исследования рынков (2019 г.), когда портал MBA.SU выявил дополнительно свыше 700 обучающихся (об этом см. «Российский рынок MBA: спад или рост?»). В отчете 2021 года это число вместо 7100 заявлено уже как 8628 человек (+1528).
Число выпускников за тот же 2018 год в последнем отчете было определено в 4964 человека; видимо, эта цифра не была результатом какого-либо подсчета, просто на тот момент в разных публикациях СМИ мелькала оценочная цифра «5000 выпускников». В то время, как по реальным данным таких было намного меньше — порядка 3700 человек .
Далее. Желающие могут сравнить отчеты 2019 и 2021 года и заметить «нестыковки» в цифрах, характеризующих объем рынка: объем рынка на 2018 г. в отчете 2019 г. составлял 3,52 млрд. руб. ( рис.9 ), а в 2021 году на тот же 2018-й стоит уже цифра 4,81 млрд. руб. ( рис. 27 ). Нестыковка составляет практически 1,5 миллиарда рублей или треть . Для дотошных критиков сразу сделаем оговорку: несмотря на присутствие в заголовке диаграммы 2019 года только аббревиатуры MBA, в исследовании рассматривались все программы высшего уровня.
Кто-то скажет, какое нам, собственно, дело до уже далекого 2018 года, раз речь идет о нынешнем 2021-м? Ответ: неясность происхождения тех или иных цифр заставляет с сомнением воспринимать другие. Вернемся и к числу выпускников в 2020 и 2021 году. Из таблицы 1 , содержащей основные результаты анкетирования российских бизнес-школ / университетов, следует, что общее число выпускников в 2020 году составляет 3429, в 2021г. — 4026. Приведя эти цифры к ста процентам, получим 4899 и 5751 соответственно.
Как определить объем рынка. Как добиться успеха в бизнесе. Секреты успеха в бизнесе.
Эти цифры отличаются от обозначенных на рис.21, однако в приведенных выкладках содержится еще одно серьезное «но». Так, в перечне участников рынка бизнес-образования (программы МВА/EMBA/DBA), данные которых включены в таблицы, присутствуют бизнес-школы, которые такие программы не реализуют, например, Русская школа управления, Академия EY. Программы Mini-MBA вообще никак нельзя сравнивать с программами МВА, ни по объему, ни по продолжительности, ни по стоимости, ни по отдельным характеристикам слушателей.
В итоге, за вычетом из таблицы 1 выпускников программ Mini-MBA, общее число выпускников составит в 2020г. — 3210 (70%) или 4586 человек , а в 2021 — 3738 (70%) или 5340 человек. Они отличаются от представленных на рис. 22 на 11 и 12 процентов соответственно . Очевидно, «плывут» и оценки объема рынка.
Конечно, погрешности существуют, и невозможно статистически точно измерить сложный рынок. Но когда погрешности в оценках доходят до 20%, как в случае с объемом рынка, это бросает тень и на остальные выкладки и прогнозы.
Отсутствие разделения по классу программ МВА и Mini-MBA, помимо указанного, приводит и к курьезу. Например, согласно рис. 40. среди опрошенных посетителей портала rbc.ru 4% обладателей степени МВА (т.е. уже имеющих в своем активе высшее и бизнес-образование) в 2021 году планируют поступить на бакалавриат/ магистратуру/ специалитет (?).
2. Нельзя признать корректным подход к оценке копроративных программ МВА/ EMBA совместно с программами МВА/ EMBA для открытого рынка. Пример: выведенная в стоимостные лидеры корпоративная программа EMBA «Развитие управленческого IQ» Бизнес-школы AMI.
Корпоративные программы, как правило, создаются под конкретного заказчика, осюда и разная их стоимость; они не реализуются на регулярной основе, а как правило, ситуативно. Кроме того, их стоимость является коммерческой тайной и непроверяема по открытым источникам.
КАК СЛЕДСТВИЕ, составленные на основе не вполне полных и корректных данных, не вполне достоверными являются и рейтинги:
- программ российских бизнес-школ по стоимости обучения (нужно вычесть выпускников программ Mini-MBA и корпоративные программы)
- рейтинг программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников с момента запуска программ и в 2020-2021 гг. (нужно вычесть выпускников программ Mini-MBA)
- бизнес-школ по стоимости обучения (нужно вычесть выпускников программ Mini-MBA и корпоративные программы)
- бизнес-школ по числу выпускников программ (каких? вообще всех, включая краткосрочные?)
УЗНАВАЕМОСТЬ БИЗНЕС-ШКОЛ
Как следует из отчета, оценки узнаваемости получены на основе опроса 1 228 посетителей портала rbc.ru в сентябре-октябре 2021 года (в 2019 году их было всего на пять человек меньше — 1223).
Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) имели 37% опрошенных. 10% респондентов учились на MBA и EMBA, но поскольку сумма ответов превышает 100%, видимо, можно было давать несколько ответов.
Итак, соответственно, остальные 63% участников опроса являются людьми без высшего образования, и по существующему правилу, программы МВА в ближайшие 4 года им недоступны. Тогда возникает вопрос, насколько ценны их ответы для понимания текущей ситуации в бизнес-образовании? Возможно их представления о бизнес-образовании вообще, и о бизнес-школах, в частности, для кого-то и представляют научный интерес, но очевидно не имеют практической ценности для рынка сегодня.
Тем не менее, проанализируем список бизнес-школ и университетов, за который отдали свои голоса участники опроса на сайте rbc.ru в 2021 году (он практически идентичен списку 2019 года, за вычетом ликвидированной «Бизнес-молодости» и добавлением Skillbox).
Раньше мы уже не раз писали, что нельзя смешивать отдельные бизнес-школы с университетами, в составе которых могут находиться несколько бизнес-школ, а равным образом сопоставлять учреждения, которые ведут обучение по программам МВА/EMBA/DBA с теми, кто занимается программами высшего образования или короткими программи бизнес-образования. В этом ключе нужно было или готовить перечень институтов для голосования или исключать из итогового рейтинга непрофильные организации.
Это требование необходимо, т.к. рейтинг является одним из инструментов конкуренции, которую ведут между собой бизнес-школы, и его корректность очень важна. В отсутствие четкого разграничения, мы видим путаницу и цифры, чья правдоподобность сомнительна. В отношении последнего — пример с Российской экономической школой (РЭШ) — 27% участников опроса отметили ее, как известную им.
При всем уважении к действительно прекрасному учебному заведению (возможно, одному из лучших), такая известность невероятна. Мы не раз прловодили опросы об известности российских бизнес-школ среди выпускников (!) МВА, но ее упоминание не достигало и десятых долей процента. Тем более, что широкой рекламной кампании РЭШ не ведет да и программами МВА не занимается.
Другим примером является Сберуниверситет, который не занимается реализацией программ МВА/EMBA/DBA для открытого рынка; в рейтинге он известен 19% респондентов. Другие 13% знают о существовании «Бизнес-школ МГИМО», хотя там есть только одна — Школа бизнеса и международных компетенций.
Дополнение рейтинга известности неназванными «институтами при РАНХиГС» и «факультетами при МГУ», а также — международными грандами бизнес-образования, которые рассматриваются респондентами в качестве мест будущего обучения, окончательно запутывает ситуацию и превращает «ТОП-15 бизнес-школ по 3 критериям» (рис.45) в рейтинг непонятно чего . Конечно можно использовать его в рекламе, как свидетельство уровня качества и популярности якобы соответствующих уровню ведущих мировых школ бизнеса, но любому понятно, что сравнения с Harward Business School, Stanford Business School, London Business School в большинстве случаев неуместны. Тем более, что известность сложно определить по результатам опроса всего 450 человек с высшим образованием.
ОДНАКО, НАРЯДУ С ВЫСКАЗАННЫМИ КРИТИЧЕСКИМИ ЗАМЕЧАНИЯМИ (НАДЕЕМСЯ, СПРАВЕДЛИВЫМИ), НУЖНО ОТМЕТИТЬ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ПРОДЕЛАННОЙ КОМАНДОЙ «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ» И ВЫРАЗИТЬ ЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ ЛИЦА ВЫПУСКНИКОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ РЫНКА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ .
Источник: www.mba.su
Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители
Пандемия и самоизоляция еще раз доказали, что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя. Именно поэтому рынок онлайн-образования в России и мире стал расти еще быстрее. Причем в свое развитие активнее всего стали вкладывать женщины, занимающие высокие позиции или работающие на себя
Объем российского рынка b2c онлайн-образования достиг 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%, по данным исследования, проведенного EdMarket, «Нетологией» и Talent tech. По прогнозам экспертов, к 2023 году его величина составит 60 млрд рублей в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%. При этом объем мирового рынка онлайн-образования по итогам прошлого года составил $74 млрд, по данным отчета «Интерфакс Академии». Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина рассказывает, какое место в системе онлайн-образования занимают женщины и чему они будут учиться в будущем.
Женщины в онлайн-образовании
Наиболее «денежные» сектора онлайн-образования в нашей России — это дополнительное профессиональное и высшее образование, чей объем составляет около 7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно, следует из данных исследования Russian EdTech Research 2020. И большая часть потребителей таких услуг — женщины, занимающие руководящие позиции или имеющий свой бизнес, среди которых популярна идея об «обучении длиною в жизнь». Они считают, что, чтобы добиться успеха в современном мире, надо постоянно получать актуальные знания и осваивать новые навыки, иначе можно безнадежно отстать от жизни.
Если говорить о рынке дополнительного профессионального образования, то там дамы составляют ядро аудитории. По данным исследования EdMarket, «Нетологии» и Talent Tech, на онлайн-курсы чаще всего записываются девушки, которые являются предпринимателями, руководителями или высокооплачиваемыми специалистами, без детей, чей средний возраст около 25 лет.
Их основная мотивация для обучения — это желание лучше разбираться в себе и людях и вести здоровый образ жизни. Впрочем, женщины более старшего возраста тоже не отстают, но у них главная цель обучения — это развитие бизнеса и карьеры и повышение профессиональных навыков. Это и понятно. В более молодом возрасте мы больше сконцентрированы на познании себя, поиске предназначения, создании семьи. А чем старше становимся, тем больше хотим развивать тот успех, которого уже добились, и обеспечить себе финансовую стабильность.
Кроме того, российские предпринимательницы обычно не останавливаются на каком-то одном направлении, а осваивают разные сферы, потому что хотят развиваться всесторонне. И это очень позитивный тренд, поскольку именно баланс во всех сферах жизни помогает не только добиваться поставленных целей, но и предотвратить эмоциональное выгорание и стать счастливее. В 2019 году, например, 24% целевой аудитории рынка брали две различные образовательные программы, 16% — три, 8% — четыре, а 9% — не менее пяти. Причем почти одинаково популярно обучение и для продвижения по карьерной лестнице и развития бизнеса, и для «удовольствия».
По данным исследования EdTech, 17% студентов учатся онлайн для повышения квалификации, а для 13% основная цель — творчество. Далее по популярности курсов идут занятия по тематике спорт/здоровье и духовные практики/личностный рост (9% и 7% соответственно). Затем по убыванию интереса обучающихся идут психология и отношения; финансы, налоги, документооборот; иностранные языки; продажи, маркетинг, реклама и PR; красота и уход за собой; IT, анализ данных, информационная безопасность; дизайн (интерьерный, предметный, веб-дизайн, декор и др.), бизнес-образование и навыки предпринимательства, менеджмент и управление, педагогика и воспитание. Таким образом, спектр интересов российских женщин в плане обучения довольно велик.
Прибыльные направления и последние тренды
Если говорить о том, сколько денег приносит каждая ниша в онлайн-образовании, то здесь в пятерку лидеров входят иностранные языки (5,3 млрд рублей), маркетинг, коммуникации, продажи (2,7 млрд рублей), IT, анализ данных, информационные технологии (2,2 млрд рублей), дизайн (2 млрд рублей), менеджмент и управление (1,2 млрд рублей). Одна из основных причин — это высокий средний чек в данных сферах.
При этом женщины — предприниматели и руководители изучают новые направления не только для того, чтобы самим применять полученные знания на практике, а чтобы грамотно выбрать подрядчиков или нанять сотрудников и иметь возможность объективно оценивать качество их работы.
Еще одно популярное направление сегодня — это обучение удаленным профессиям. Все больше женщин начинают задумываться о том, чтобы сменить карьеру в офисе на фриланс, некоторые из них хотят заниматься дистанционной работой, чтобы переехать в другой город или страну. Именно поэтому они осваивают профессии копирайтеров, интернет-маркетологов, администраторов социальных сетей, онлайн-менеджеров по продажам, дизайнеров и др. Впрочем, некоторые просто хотят перейти из найма в малый бизнес и изучают, что нужно для открытия собственного дела. Например, бухгалтеры открывают бухгалтерские компании, юристы — юридические, а репетиторы — школы иностранных языков.
При этом получать второе высшее образование обычно мало кто хочет, поскольку это связано с огромными временными затратами, а краткосрочное онлайн-обучение становится выходом в данной ситуации. К тому же, в отличие от классических университетов, оно является более прикладным и позволяет начать зарабатывать сразу после выпуска, а иногда еще и во время учебы. Например, в вузе будущему копирайтеру необходимо будет изучать философию, историю, социологию и другие фундаментальные дисциплины, а на онлайн-курсах будут давать только практические советы о том, как лучше писать и словом воздействовать на читателей.
Другой тренд последнего времени — появление акселераторов и специальных онлайн-школ, где учат тому, как открыть свой бизнес в сфере онлайн-образования. С одной стороны, это хорошо для начинающих предпринимателей, поскольку они получают необходимые знания для успешного старта своего дела, а иногда и привлекают инвестиции. С другой стороны, это одна из причин, по которой конкуренция на этом рынке растет с каждым годом и появляется все больше новых игроков. Например, компания ACCEL на своем сайте утверждает, что уже более 1500 их студентов благодаря им открыли свои прибыльные онлайн-школы в различных нишах.
Также известные акселераторы: Лобачевский, ED2 EdTech, Фонд поддержки социальных проектов при АСИ, акселератор 500 Startups и Сбербанка, Startup.EdMarket от «Нетология групп», EdTech Accelerator Daniil.
Что касается онлайн-сегмента высшего образования, то среди женщин, занимающих высокие посты, и бизнес-леди наиболее популярными остаются программы MBA. Однако дистанционно их пока все-таки осваивает небольшое количество человек. По данным РБК, онлайн рынок MBA в России составляет 350 млн рублей (около 6-7% от рынка в целом). Если же говорить о первом высшем образовании, то его решают осваивать онлайн более молодые студенты, которые только начинают свой профессиональный путь.
Лидерами среди компаний, которые занимаются онлайн-обучением в России по выручке являются: SkyEng, «Нетология-Групп», Skillbox, «Учи.ру», Like Центр, iSpring, MAXIMUM Education, Geekbrains, Getcourse и «Актион-МЦФЭР» (по данным РБК). Однако на рынке огромное количество более мелких игроков.
Лидеры и аутсайдеры
И одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок онлайн-образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых — заработать денег. И потребителям зачастую становится очень сложно определить, в какой школе можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги на ветер.
Чтобы не ошибиться в выборе онлайн-школы, необходимо обращать внимание на следующие критерии. Во-первых, нужно посмотреть на отзывы и кейсы выпускников. Важный момент — должны быть указаны какие-то контакты учащихся, например ссылки на их социальные сети, чтобы была возможность с ними связаться и подтвердить информацию. Если речь про обучение каким-то бизнес-навыкам, то должны быть показаны результаты, с какого уровня человек начинал и чего ему удалось добиться после прохождения программы, в идеале результат должен быть отображен в деньгах (увеличение прибыли, количества клиентов, точек продаж и т. п.)
Во-вторых, лучше выбирать специализированное учебное заведение. Безусловно, самые большие компании на рынке предлагают совершенно разные направления занятий, однако наиболее глубокие знания и экспертизу обычно можно получить в узконаправленных центрах.
Среди других трендов онлайн-образования также можно отметить рост числа бесплатных услуг, особенно в период самоизоляции, когда онлайн-школы предлагали попробовать свои занятия, чтобы привлечь новую аудиторию. Также развитие рынка спровоцировало быстрое масштабирование компаний и увеличение инвестиций в эту сферу. По данным Startup Barometer 2019, EdTech и до пандемии входил в десятку самых привлекательных направлений для инвесторов, а в условиях новой реальности этот тренд может усилиться.
Кроме того, онлайн-школы начинают использовать в процессе обучения VR-технологии (например, российский проект MEL Science позволяет изучать структуру вещества изнутри в онлайн-режиме), а также искусственный интеллект и машинное обучение (в SkyEng каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи).
Источник: www.forbes.ru
Анализ рынка образовательных услуг
BusinesStat начиная с 2010 года проводит исследования рынка образования.
Анализ рынка образовательных технологий (EdTech) в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 66 Содержание
110 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного образования детей в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 82 Содержание
90 000 ₽ Купить
Анализ рынка дошкольного образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 95 Содержание
85 000 ₽ Купить
Анализ рынка общего среднего образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 71 Содержание
80 000 ₽ Купить
Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 104 Содержание
85 000 ₽ Купить
Анализ рынка коммерческого высшего образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 115 Содержание
85 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 73 Содержание
80 000 ₽ Купить
Анализ рынка профессионального онлайн-образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 83 Содержание
100 000 ₽ Купить
Анализ рынка музыкального образования в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 70 Содержание
120 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного образования врачей в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 88 Содержание
95 000 ₽ Купить
Анализ рынка систем управления образовательным процессом в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 58 Содержание
130 000 ₽ Купить
Анализ рынка франшиз в сфере образовательных услуг в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 53 Содержание
130 000 ₽ Купить
Анализ рынка цифровых образовательных инструментов в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций
Страниц: 55 Содержание
130 000 ₽ Купить
Бизнес-план школы
Страниц: 50 Содержание
70 000 ₽ Купить
АТЛАС РЫНКА
Дополнительно к любому Анализу рынка Вы можете приобрести Атлас рынка, где информация представлена в виде сборника карт с детализацией по регионам страны. Подробнее…
Обзоры по другим регионам
Анализ мирового рынка высшего образования в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 56 Содержание
115 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в Казахстане в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 30 Содержание
95 000 ₽ Купить
Анализ рынка образования в Казахстане в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 35 Содержание
105 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в Армении в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 30 Содержание
95 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в Беларуси в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 30 Содержание
95 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в Киргизии в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 30 Содержание
95 000 ₽ Купить
Анализ рынка дополнительного профессионального образования в Узбекистане в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг
Страниц: 30 Содержание
95 000 ₽ Купить
В 2022 г объем рынка дополнительного профессионального образования в России сократился на 3,8%: с 824 до 793 млн акад часов.
Происходит перераспределение спроса на более короткие и дешевые программы.
За 2017-2021 гг в России число студентов, получающих профессиональное образование дистанционно, увеличилось в 3,4 раза: с 0,67 до 2,28 млн.
Онлайн-формат обучения с каждым годом становился все более востребованным.
В 2021 г в России в учреждениях допобразования обучались 14,29 млн детей, что на 2,6% превысило значение 2020 г.
Показатель восстанавливался по мере ослабления карантинных ограничений, но не достиг допандемийного уровня.
В 2017-2021 гг численность учащихся программ дополнительного образования врачей в России выросла на 29%: с 935 до 1 202 тыс чел.
В 2020 г Минздрав разработал специальные курсы для переподготовки на борьбу с коронавирусом непрофильных врачей.
В 2021 г объем рынка коммерческого высшего образования в России достиг 2,36 млрд акад часов, что на 8% превысило значение 2020 г (2,18 млрд акад часов).
Сократилось число студентов, обучающихся на платной основе.
В 2017-2021 гг численность студентов колледжей и техникумов в России увеличилась на 17%: с 2,87 до 3,37 млн чел.
Среднее профобразование становится все более популярным и-за сокращения числа бюджетных мест в вузах страны.
За 2020-2021 гг численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений в России сократилась на 3,5% относительно 2019 г и составила 7,34 млн чел.
Причиной сокращения стало снижение рождаемости в стране.
Оборот рынка образовательных технологий (EdTech) в России за 2017-2021 гг вырос более чем в 2 раза: c 28,7 до 58,9 млрд руб.
Основным фактором роста послужил массовый переход обучения в онлайн на фоне карантина.
Рынок дополнительного профобразования в России
Услуги дополнительного профессионального образования оказывают как небольшие специализированные организации с узкой направленностью курсов (например, строительство, безопасность, менеджмент), так и многопрофильные образовательные учреждения. Центры дополнительного профессионального образования могут быть организованы при вузах, профессиональных образовательных организациях среднего образования и научных организациях, как их структурные подразделения. Также предприятия отрасли представлены корпоративными университетами, в которых обучаются сотрудники Сбербанка, Росатома, Газпрома и других холдинговых структур. Данные организации необходимы как для обучения и адаптации новых сотрудников, так и для постоянного повышения квалификации опытных специалистов. В ряде корпоративных университетов реализуются программы подготовки руководителей, что способствует карьерному росту сотрудников.
Программы дополнительного профессионального образования зачастую реализуются без постоянного состава преподавателей, так как требуется привлечение специалистов различных направлений из реального сектора экономики. В этом случае преподавательский состав формируется под конкретную программу, на которую поступил запрос со стороны предприятия.
Участники рынка отмечают, что в сфере дополнительного профессионального образования существует нехватка преподавателей-практиков, знающих предмет не только в теории, но и активно работающих в данном направлении. Особенно высокая потребность в практикующих преподавателях наблюдается в бизнес-школах. Подробнее см. в нашем обзоре.
Смежные рынки
Источник: businesstat.ru