Среди многообразия первичных документов выделяется акт выполненных работ, который оформляется в виде приложения к договору подряда или оказания услуг и является для налоговой своеобразным доказательством правомерности предоставляемых услуг.
Акт помогает официально сократить налоговую базу (чаще всего это нужно при типе налогообложения УСН «Доходы минус расходы») и правильно оформить все нюансы налогового и бухгалтерского учета. Поэтому любые ошибки и исправления в при оформлении недопустимы.
Что такое акт выполненных работ — назначение и функции
Составление акта является своеобразной итоговой чертой – оно происходит только после того, как подрядчик или заказчик подтверждают качество, полноту, своевременность и иные условия, ранее прописанные в договоре подряда.
Обязателен в таких случаях:
- при сдаче объекта недвижимости;
- при оформлении договора между арендатором и арендодателем;
- при выполнении работ строительного подряда;
- при передаче предприятия.
Если при сдаче таких работ акт отсутствует, возможно наложение штрафных санкций со стороны контролирующих структур.
Споры о качестве выполненных работ по договору подряда
В иных случаях оформление акта приемки выполненных работ носит рекомендательный характер. Факт заверения данного документа обеими сторонами сделки служит основанием для выплат по договору.
- Документальное подтверждение качества, сроков и полноты работ (если они сорваны, обоснованный отказ от подписи акта заказчиком освобождает последнего от необходимости производить оплату).
- Возможность грамотного делопроизводства в налоговой и бухгалтерской сферах (акты предоставляются для отчетности по режимам УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН, потому как позволяет сократить налоговую базу за счет НДФЛ, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ).
- В случае явных нарушений, мошеннических махинаций и иных противоправных деяний недобросовестных исполнителей с помощью акта можно привлечь к административной и уголовной ответственности.
- Путем предоставления акта можно через прокуратуру или суд обязать исполнителя доделать/переделать определенный этап или даже заново произвести весь объем работ так, чтобы он соответствовал всем требованиям, которые обе стороны ранее описали в договоре.
При наличии третьей стороны процесса (экспертов, специалистов из государственных организаций), их также нужно обозначить в акте.
Как оформить
Акт выполненных работ не имеет установленной формы, однако должен содержать минимальный набор сведений об объекте и процессе, проведенном на нем.
Процесс составления должен соответствовать следующим правилам:
- отображается полная информация об обеих сторонах договора;
- кратко описывается сам договор, на основании которого должен произойти процесс сдачи/приемки;
- наименование работ и дата их выполнения прописываются отдельной строкой;
- в дополнительную графу выносится качество выполненных работ и их стоимость.
При выполнении объемных, важных и/или дорогостоящих работ для процесса сдачи/приемки собирается комиссия из нечетного количества работников от заказчика и подрядчика, которые должны провести приемку по всем правилам.
Для этого в комиссию включается специалисты в отрасли работ, бухгалтер, специалист по охране труда или по пожарной безопасности, штатный эколог или приглашенный инспектор из экологического надзора.
Договор подряда – можно ли взыскать деньги, если заказчик не подписывает акты выполненных работ.
- Первая часть является вводной. В ней отображается данные о первоначальном договоре на оказание услуг или подряда: название договора, его номер, дата заключения. После идет название составляемого бланка.
- Вторая часть содержит сведения о самом процессе. Она имеет вид таблицы и состоит из следующих столбцов: наименование выполненных работ, фактические сроки их окончания; стоимость, качество выполнения, замечания заказчика. Таблица заполняется, а в случае необходимости под ней текстом делают сноски о замечаниях, порядке ликвидации недостатков.
- Следующий пункт – отметка об отсутствии претензий от заказчика.
- Ниже перечисляется информация о сторонах договора, а ниже идут подписи представителей обеих сторон и печати, если их использование закреплено внутри организации.
Подписанный акт выполненных работ является доказательством, что ни у одной из сторон сделки нет претензий. Если же потом возникают разногласия, требующие срочного решения, придется рассматривать случай в судебном порядке.
Скачать образец
Выводы
Акт сдачи-приемки выполненных работ незаменим для оформления отсутствия претензий у заказчика к исполнителям, а также используется для формирования налоговой базы при режимах УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН.
Документ должен иметь ссылки на договор оказания услуг или подряда, принятый сторонами.
Текст составляется в свободной форме, но вся информация о сторонах-участниках и предмете должна расписываться максимально полно.
Основная часть оформляется в виде таблицы. После подписания документа в случае возникновения разногласий их нужно решать через суд.
Источник: dokuform.ru
Акт приемки выполненных работ по договору подряда
Акт выполненных работ – это исполнительный документ, которым оформляется сдача и приемка работ или услуг по договору подряда. Приемка бывает окончательной или промежуточной.
Бланк акта приемки работ по договору подряда
Проверено экспертом
Унифицированная форма № КС- 2
Проверено экспертом
Когда нужен акт сдачи-приема
Для выполнения каких-либо услуг предприниматель-заказчик привлекает исполнителя-подрядчика. Взаимные обязательства оформляются подрядным договором, в котором оговариваются: объемы заказа, сроки выполнения, договорная цена. После выполнения работ подрядчик сдает их заказчику.
Процесс сдачи-приема оформляется двусторонним актом. Этот исполнительный документ является неотъемлемой частью заключенного договора. Если со стороны работодателя и контрагента нет взаимных претензий, подписанный акт приемки служит основанием для оплаты услуг. Выявленные недостатки и возникшие претензии заказчик вправе отразить в акте.
Важно! При возникновении спорных ситуаций или отказе в оплате документ служит доказательством в судебных разбирательствах.
Форма акта готовности
Действующим законодательством не установлена единая форма документа для приема выполненной продукции. Образец разрабатывается подрядчиком и согласовывается с заказчиком. Акт подготавливается в двух экземплярах, по одному для каждого участника договора.
Текст размещается на обычном бумажном листе формата А4. Нормативы ФЗ № 402 относят акт сдачи-приема к первичной документации. При разработке формы документа учитываются правила бухгалтерского учета и нормы делопроизводства.
В типовом акте обязательно указывают:
- дату и место составления;
- номер и дату договора, информацию о характере выполненных работ;
- наименование и необходимые реквизиты сторон;
- период выполнения обязательств;
- перечень, объемы, стоимость сдаваемого заказа;
- должности, фамилии, инициалы лиц, имеющих право подписи.
- Внимание! Подписывать акт готовности могут представители, указанные в учредительных документах организации или лица, имеющие на это нотариальную доверенность.
Когда используется унифицированная форма КС-2
В капитальном строительстве приходится оформлять много актов на промежуточные этапы возведения объектов. Для сдачи-приемки СМР в жилищном, производственном и гражданском строительстве применяют единую унифицированную форму КС-2. Она включает объем исполненных работ, зафиксированный в журнале учета.
Пользуясь актом КС-2, готовят справку о стоимости комплекса выполненных СМР и затрат. Унифицированный образец документа утвержден постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100, дополнен последующими корректировками и носит рекомендательный характер.
Кем составляется акт приема-передачи
Образец акта выполненных услуг может быть согласован в приложении к договору подряда. В этом случае стороны контракта работают с установленным бланком. В остальных ситуациях акт сдачи-приемки вправе подготовить любой участник соглашения.
Чаще всего отчетную бумагу готовит исполнитель и передает ее на подпись работодателю. Подрядчик может использовать свободную форму документа или воспользоваться унифицированным бланком КС-2.
Источник: zakonbiznesa.ru