Общий режим налогообложения особенности для субъектов малого бизнеса

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Владикавказский филиал

Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную и ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности, а также упрощает порядок регистрации и форм отчетности. Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

Общий режим налогообложения для субъектов МСП

государственное регулирование
малое предпринимательство
специальные налоговые режимы
система налогообложения
участники рынка

1. Дзагоева М.Р., Тускаева М.Р. Проблемы реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях // Молодежь и наука: актуальные вопросы социально-экономического развития региона. – 2012. – С. 176–180.

2. Тускаева М.Р. Механизм регулирования процессов модернизации малых предприятий республики Личность и общество: социокультурные, экономические и политико-правовые аспекты взаимодействия в условиях глобализации: материалы региональной научно-практической конференции. – 2013. – С. 185–189.

3. ТускаеваМ.Р. Частно-государственное партнерство в ходе реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях: труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. – 2011. – № 3–4. – С. 161–166.

4. Тускаева М.Р., Кудаева А.М. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации и в зарубежных странах // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 453–461.

5. Тускаева М.Р., Кцоева И.К. Налоговое стимулирование инноваций // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 462–467.

6. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А. Формирование инновационной системы в условиях модернизации экономики РФ // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2014. – № 23. – С. 60–64.

7. Тускаева М.Р. Развитие форм информационно-аналитического обеспечения модернизации производственного комплекса Северо-кавказского региона // Устойчивое развитие горных территорий. – 2013. – № 2. – С. 100–104.

8. Тускаева М.Р. Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности (на примере республики Северная Осетия-Алания): дис. . канд. эконом. наук / Северо-кавказский горно-металлургический институт. – Владикавказ, 2006.

Тема 2. Особенности налогообложения у субъектов малого предпринимательства

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства ведется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Специально созданные государственные организации защищают интересы малого предпринимательства и следят за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности; упрощает порядок регистрации и форм отчетности [1].

Целями государственной политики регулирования малого предпринимательства являются:

1) снижение безработицы;

2) развитие инвестиционных процессов;

3) финансирование разработок инновационной продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство [2].

Наиболее распространены такие формы государственной поддержки, как:

– установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства на законодательном уровне;

– включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам [3].

Государственное содействие развития малого предпринимательства в России ведется по следующим направлениям:

1) создание государственных и негосударственных источников финансирования малого бизнеса;

2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;

6) создание долгосрочных целевых программ государственной поддержки малого бизнеса;

7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, напрямую для малых предприятий не установлено.

В настоящее время в России действуют две системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общий режим и специальные режимы налогообложения.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса.

Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах: [4]

– в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;

– в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.

На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные режимы налогообложения:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

3) упрощенная система налогообложения;

4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основная цель этих режимов – упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства:

– специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей [5];

– важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участники рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;

– любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности [6].

Специальные налоговые режимы могут применяться не всеми категориями налогоплательщиков, существуют ограничения на их применение, такие как осуществляемый вид деятельности, численность работников, состав и размер доходов и др.

С момента введения, т.е. в течение последних 10 лет, специальные налоговые режимы дорабатывались и редактировались с учетом практики их применения с целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы «теневого» бизнеса, а также для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Совершенствование таких специальных налоговых режимов, как ЕСХН и УСНО, позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить темпы развития производства и инвестиционной деятельности, увеличить занятость населения.

Читайте также:  Что делать когда бизнес не идет и весь в долгах

Упрощение налогообложения и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренное специальными налоговыми режимами, привело к снижению издержек, связанных с необходимостью ведения соответствующего учета, повышению эффективности налогового администрирования. Указанные преимущества специальных налоговых режимов вызвали в последние годы существенное увеличение количества налогоплательщиков, которые их применяют.

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности.

Согласно представленным в основных направлениях налоговой политики РФ на перспективу направления развития налоговой системы в целом ее структура не будет меняться кардинально. В 2016 г. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются прежними т.е. создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы иметь перспективы развития малого бизнеса в стране, для начала требуется создать специальные условия налогообложения и налоговые льготы для малых предприятий, так как в НК РФ это не предусмотрено.

Малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства [7].

Однако для того, чтобы малое предпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров, прямых инвестиций и создания условий для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно совершенствовать процесс управления модернизацией на всех этапах производства и т.п. [8].

Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

Источник: fundamental-research.ru

1.2 Особенности налогообложения малого предпринимательства

На современном этапе развития нашей страны малое предпринимательство призвано не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Главным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение.

В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу — обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства. В настоящее время роль малого предпринимательства в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП, или занятость, наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран.

Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые ресурсы государства. Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, требует постоянного совершенствования правового регулирования малого предпринимательства, в том числе в области налогообложения.

Применение определенных законом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ малые предприятия имеют право применять: 1) общий режим (систему) налогообложения, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги; 2) специальные налоговые режимы: — упрощенную систему налогообложения; — систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; — иные специальные налоговые режимы. Общая система налогообложения является налоговым режимом «по умолчанию» — его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим — упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн. руб. (в связи с тем, что превышение данной суммы дохода является критерием, в соответствии с которым налогоплательщик лишается права использовать УСН). Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность — баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и ряд других отчетов.

Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей. Основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем: Налоги юридических лиц: — налог на прибыль организаций; — налог на добавленную стоимость; — налог на имущество организаций.

Налоги индивидуальных предпринимателей: — налог на доходы физических лиц (НДФЛ); — налог на добавленную стоимость; — налог на имущество физических лиц. Вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды, удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Упрощенная система налогообложения — самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы.

Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ. Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения.

В УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, — налога на прибыль у юридических лиц, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого «налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения». Напомним основные ставки налогов при общей системе налогообложения: налог на прибыль — 20%, НДФЛ — 13%, НДС — 18%, налог на имущество — до 2,2%.

Ставка же единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6% либо 15%. Разумеется, прямое сравнение налоговых ставок при общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения некорректно, так как перечисленные налоги имеют различные налоговые базы.

Однако достаточно простые расчеты показывают, что общая сумма налогов, которые при одинаковых параметрах деятельности должен бы был уплатить налогоплательщик при общем режиме налогообложения и УСН, отличается в пользу последней в разы — выгода применения УСН очевидна. Упрощенная система налогообложения хороша еще и тем, что налогоплательщику предоставляется возможность не только ее выбора как специального налогового режима, но и выбора любой из ее «подсистем», отличающихся друг от друга налоговой базой и ставкой единого налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Под доходами при определении налоговой базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете единого налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст.

346.16 НК РФ. При выборе между объектом налогообложения доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, следует исходить из того, какую долю от ваших доходов составят документально подтвержденные расходы. Если доля таких расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами.

Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно.

Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

Читайте также:  Как открыть бизнес депиляции

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (система налогообложения в виде ЕНВД) — это специальный налоговый режим, применяемый в обязательном порядке налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ, при условии, что он введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов или законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, режим в виде ЕНВД может применяться не на всей территории России, а только в тех ее субъектах административно-территориального деления, которые приняли соответствующие нормативные акты или законы. Систему налогообложения в виде ЕНВД вправе применять как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и др.).

Уплата юридическими лицами ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также юридические лица и индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты иных налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ. Объектом налогообложения при использовании системы ЕНВД является не фактический доход налогоплательщика (под которым обычно подразумевается выручка, полученная от покупателей и заказчиков), а вмененный доход — некая условная, установленная законом сумма потенциально возможного дохода, который мог бы получить налогоплательщик, ставка налога равна 15 %. Можно сделать вывод, что общая система налогообложения создает наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий, чем специальные налоговые режимы.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Общий режим налогообложения, применяемый организациями — субъектами малого предпринимательства

Юридические лица, имеющие статус субъектов малого предпринимательства, могут применять общий режим налогообложения, так же как и предприниматели, в добровольном порядке. Исключение составляют виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход.

Общую систему налогообложения юридические лица вправе применять в отношении как всех видов деятельности организации, так и отдельных видов в случае, когда по одному из видов деятельности субъект уплачивает ЕНВД. Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков НК РФ.

Статьей 13 НК РФ установлен следующий перечень федеральных налогов и сборов: «1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина» К региональным налогам в соответствии со статьей 14 НК РФ относятся: «1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог» К местным налогам в соответствии со статьей 15 НК РФ относятся: «1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц» Отметим, что если в отношении индивидуальных предпринимателей законодательство не требует ведения бухгалтерского учета, то в отношении организаций такое требование является обязательным. Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является упомянутый выше Закон о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 1 статьи 1 этого Закона: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.» Бухгалтерский учет обязаны вести все организации независимо от организационно-правовой формы. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются: · формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; · обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; · предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Все перечисленные задачи решает бухгалтерская служба организации.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете за ведение бухгалтерского учета в организации ответственность несет руководитель и именно он в зависимости от объема учетной работы должен принять решение о том, как будет осуществляться бухгалтерский учет в организации. В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель организации вправе: · учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; · ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы невелик); · передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; · вести бухгалтерский учет лично.

Обратите внимание! Выбранная форма ведения бухгалтерского учета должна быть отражена в учетной политике организации.

Кроме того, в учетной политике организации должны быть утверждены: · рабочий план счетов бухгалтерского учета; · формы первичных документов, применяемые организацией для оформления хозяйственных операций; · порядок проведения инвентаризаций и методы оценки имущества и обязательств; · правила документооборота и порядок обработки учетной информации; · другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 года №60н.

Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации осуществляется на основе типового Плана счетов. Следует отметить, что никакие особенности организации бухгалтерского учета указанным Планом счетов для субъектов малого предпринимательства не предусмотрены.

Форма ведения бухгалтерского учета в организации зависит от совокупности учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций. Формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия, а объединяет их то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную и упрощенную формы бухгалтерского учета. Если организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, вправе использовать только первые три из перечисленных форм, то малые предприятия могут использовать и упрощенную форму ведения бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма предусматривает ведение журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок — мемориальных ордеров, содержащих указание о записи хозяйственной операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета.

Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые вносятся на основании первичных или сводных учетных документов. Журнально-ордерная форма предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах — журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов.

При этой форме учета исключается многократность записей и объединемая синтетический и аналитический учет. Автоматизированная форма предусматривает применение электронно-вычислительных машин. Итак, наряду с традиционными формами ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства могут применять и упрощенную форму.

На это указано в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года №64н (далее — Типовые рекомендации): «Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета: — единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 года №63; — журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 года №176. При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 года №59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.); — упрощенной формы бухгалтерского учета согласно настоящим Типовым рекомендациям».

Читайте также:  Озон бизнес как связаться

Указанные Типовые рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций. Обратите внимание!

Так как Типовые рекомендации были утверждены в 1998 г., то совершенно естественно, что некоторые положения этого документа значительно устарели. Поэтому субъекты малого предпринимательства должны иметь в виду, что при их использовании необходимо учитывать требования федерального законодательства.

Итак, малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно вести: · без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (простая форма); · с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Без использования регистров.

Малые предприятия, совершающие не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета фактов хозяйственной деятельности. Кроме этой книги малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, в которой учитываются расчеты по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно установить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга содержит все счета рабочего плана счетов, утвержденного малым предприятием, и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Вести книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц, используя при необходимости вкладные листы для учета операций по счетам. Если книга открывается для учета операций в течение всегог., она должна быть прошнурована и пронумерована.

На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также печатью малого предприятия. Книга начинается с записи внесения сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым такие остатки имеются.

Затем в графе «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции данного месяца, при этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения. По окончании месяца выявляется финансовый результат, отражаемый отдельной строкой, подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников за месяц выводится сальдо по каждому их виду на 1-е число следующего месяца. Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета выглядит следующим образом: С использованием регистров.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для учета финансово-хозяйственных операций, может применять следующие регистры бухгалтерского учета: 1) ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма №В-1); 2) ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма №В-2); 3) ведомость учета затрат на производство (форма №В-3); 4) ведомость учета денежных средств и фондов (форма №В-4); 5) ведомость учета расчетов и прочих операций — (форма №В-5); 6) ведомость учета реализации (форма №В-6 (оплата)); 7) ведомость учета расчетов и прочих операций (форма №В-6 (отгрузка)); 8) ведомость учета расчетов с поставщиками (форма №В-7); 9) ведомость учета оплаты труда (форма №В-8); 10) ведомость (шахматная) (форма №В-9). Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет») и по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) (форма №В-9), на основании которой составляется оборотная ведомость. В свою очередь, оборотная ведомость служит для составления бухгалтерского баланса малого предприятия. Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи. Схема документооборота упрощенной формы учета выглядит так:
Рассматривая порядок ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, нельзя не остановиться на следующем моменте. По общему правилу выручку от продаж в бухгалтерском учете организации отражают методом начисления, т.е. в момент, когда право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).

Исключение составляют операции по договорам с особым переходом права собственности. Субъекты малого предпринимательства вправе выбирать метод отражения выручки от продаж в бухгалтерском учете: · по общему правилу — методом начисления (допущение временной определенности); · кассовым методом.

Возможность применения указанными субъектами кассового метода признания выручки в бухгалтерском учете также предусмотрена пунктом 20 Типовых рекомендаций. Однако, выбирая кассовый метод, субъект малого предпринимательства должен выполнять основное правило бухгалтерского учета, установленное пунктом 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №33н: «Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.» Иначе говоря, если учет доходов ведется по оплате, то и расходы признаются после осуществления оплаты.

Обратите внимание! Выбранный метод признания выручки в бухгалтерском учете необходимо закрепить в учетной политике (смотрите письмо Минфина России от 12 февраля 2002 года №16-00-14/50). Следует отметить, что кассовый метод учета доходов и расходов лучше применять малым предприятиям с небольшим количеством хозяйственных операций, поскольку он снижает достоверность учета.

Дело в том, что при использовании этого метода все расходы отражаются только после их оплаты. Поэтому если фактически осуществленные расходы не оплачены, при большом числе хозяйственных операций трудно отследить, какие из фактически произведенных расходов не отражены в бухгалтерском учете.

При кассовом методе учета затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат (пункт 20 Типовых рекомендаций). В этом случае выручка от реализации отражается в учете по кредиту счета 90 «Продажи», субсчета 1 «Выручка» только в момент фактического ее получения.

Обратите внимание: упрощенная форма бухгалтерского учета и упрощенная система налогообложения — разные понятия. При упрощенной системе налогообложения субъекты малого предпринимательства освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Этот специальный налоговый режим будет рассмотрен в подразделе 4.2.

Налогообложение доходов субъектов малого предпринимательства осуществляется с применением как общего, так и специальных режимов. Специальные налоговые режимы применяются субъектами малого предпринимательства наряду с общей системой налогообложения с 1 января 2003 года. Специальные режимы, в частности упрощенная система и система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, направлены на легализацию деятельности субъектов малого предпринимательства, упрощение форм и процедур налогообложения, снижение налоговой нагрузки. Рассмотрим более подробно специальные режимы налогообложения. Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Рекомендуйте статью коллегам:

читать всем! стоит ознакомиться не интересно 46 человек проголосовало

Источник: www.audit-it.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин