Продолжим рассматривать поступившие вопросы, связанные с реализацией требований Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464. Все ответы на представленные вопросы содержат сугубо наше мнение и не являются рекомендациями.
В представленных ответах на вопросы читателей Блога эксперта используются следующие сокращения и аббревиатуры:
- ПП № 2464 – Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464;
- ПП № 2334 – постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»;
- Приказ № 205н – приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
Предлагаем ознакомиться также с первой, второй и третьей частями статьи.
Программы обучения по охране труда по новому порядку №2464. Модули А, Б, В
1. Почему члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда проходят обучение только по программе, обозначенной литерой «Б» в пункте 46 ПП № 2464? Ведь данная категория работников прежде всего должна знать требования основ охраны труда (литера «А»).
Утверждение, что члены комиссий по проверке знаний проходят обучение только по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, неверно.
Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучаются по тем программам, которые обязательны для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда и (или) инструктаж по охране труда (подпункт «е» пункта 53 ПП № 2464). То есть работники, входящие в состав специализированных комиссий, проходят обучение по соответствующим специализации комиссии программам.
При этом работники, входящие в состав единой комиссии по проверке знания требований охраны труда работников, прошедших обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) СИЗ и обучение требованиям охраны труда, проходят обучение по всем программам обучения по охране труда, предусмотренным пунктами 34, 39 и 46 ПП № 2464 (пункт 77 ПП № 2464).
2. Почему специалисты по охране труда должны проходить обучение только по программам, обозначенным литерами «А» и «Б» в пункте 46 ПП № 2464? Ведь на производстве эти специалисты являются ответственными за контроль за безопасным производством работ и должны знать дополнительные требования, обучение которым предполагается программой «В» пункта 46 ПП № 2464.
Новый порядок обучения по охране труда
В случае если специалисты организации являются лицами, ответственными за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, в соответствии с пунктом 55 ПП № 2464 они подлежат обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 ПП № 2464. При этом если специалист по охране труда является членом комиссии по проверке знаний требований охраны труда, он подлежит обучению по всем программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда, включая при необходимости и программу, предусмотренную подпунктом «в» пункта 46 ПП № 2464 (подпунктом «е» пункта 53 ПП № 2464).
3. Прошу по возможности подробно осветить вопрос размещения данных по обучению в реестре (сроки, ответственность, штрафы).
После проверки знания требований охраны труда в реестр обученных по охране труда лиц передаются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;
- наименование программы обучения по охране труда;
- дата проверки знания требований охраны труда;
- результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);
- номер протокола проверки знания требований охраны труда.
Кроме указанных сведений, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, передаются наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации или индивидуального предпринимателя, направивших работника на обучение по охране труда.
Передача сведений в реестр обученных лиц осуществляется путем импортирования в виде электронного документа (есть ограничения в передаваемых сведениях). Форму этого электронного документа утверждает Минтруд России (пункт 119 ПП № 2464). Регистрационный номер записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в реестре обученных по охране труда лиц среди прочих сведений указывается в протоколе проверки знаний (пункт 92 ПП № 2464). До 1 марта 2023 года в графе, которая должна содержать эту информацию, по нашему мнению, целесообразно ставить прочерк или вообще не заполнять эту графу.
Оценка соблюдения работодателями требований ПП № 2464 осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзный контроль за соблюдением требований ПП № 2464 осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов.
Как известно, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена административная ответственность на основании статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). К примеру, в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 указанной статьи и статьей 5.27.1 КоАП, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
4. Какое минимально количество часов должно быть в программе обучения для рабочего?
Работники рабочих профессий в соответствии с ПП № 2464 подлежат обучению требованиям ОТ по следующим программам:
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков (подпункт «д» пункта 53, подпункт «в» пункта 46 ПП № 2464) – не менее 16 часов;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования ОТ, если работник непосредственно выполняет работы повышенной опасности (пункт 44 ПП № 2464). Продолжительность обучения для этой программы в ПП № 2464 не установлена. При этом нужно акцентировать внимание на том, что перечень работ повышенной опасности на каждом предприятии может отличаться. Также могут отличаться и трудовые функции работников рабочих профессий. При этом программа обучения должна учитывать специфику деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников. Поэтому если работы повышенной опасности различны для профессий, программы целесообразно разделить по видам работ повышенной опасности, предусмотрев в них необходимое количество часов обучения.
Пунктом 47 ПП № 2464 предусмотрено, что если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам, то общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется. В случае если работнику установлено обучение по трем программам обучения требованиям охраны труда, то общая минимальная продолжительность обучения по ним может быть снижена, но не менее чем до 40 часов.
Кроме того сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (не менее 8 часов) и на обучение по использованию (применению) СИЗ – такое количество часов, чтобы оно было достаточным для изучения всех СИЗ, включенных в программу обучения.
5. У нас порядка 300 профессий. Как определить, кто по какой программе обучается? Кого и чему учить? С какой периодичностью?
Для ответа на данный вопрос требования ПП № 2464 к обучению требованиям ОТ сведены воедино и представлены в виде таблицы
6. Возможно ли составление программ, совмещающих, например, требования программ «А» и «Б» вместе (или «А», «Б» и «В» вместе) при продолжительности обучения 40 часов?
Совмещение программ обучения, указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 46 ПП № 2464, не предусмотрено. При необходимости допускается одновременное проведение обучения работников по нескольким программам обучения требованиям охраны труда с соблюдением установленной продолжительности обучения по ним.
Источник: olimpoks.ru
СФР возместит расходы на охрану труда 865 работодателям в Ростовской области
865 работодателей региона подали заявки на финансирование предупредительных мер по охране труда. В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатели Ростовской области независимо от форм собственности имеют право направлять средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов в Социальный фонд России.
На улучшение условий труда работников ежегодно разрешается потратить до 20% от размера страховых взносов в Социальный фонд России. Объем средств можно увеличить до 30%, если дополнительная сумма будет направлена на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста.
В 2023 году самыми востребованными направлениями, на которые работодатели Дона решили направить средства социального страхования, стали приобретение средств индивидуальной защиты (182,8 млн рублей), проведение периодических медицинских осмотров (114,7 млн рублей), санаторно-курортное лечение лиц предпенсионного возраста и работников, занятых во вредных условиях (54,6 млн рублей), специальная оценка условий труда (17,9 млн рублей). Напоминаем, что ежегодно до 1 августа работодатели имеют возможность обратиться с заявлением на финансовое обеспечение мер по сокращению производственного травматизма в отделение Социального фонда России по Ростовской области (ОСФР). За последние пять лет финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма в регионе выросло в 1,5 раза. В 2023 году на финансирование данных мер ОСФР направит 478 миллионов рублей.
Количество просмотров: 24
Теги: ПФР, Пенсионный фонд, Ростовская область
Источник: znamenka.info
Можно ли объединять программы А, Б и В пункта 46?
Публикуем ответ Минтруда на вопрос нашего подписчика о том, можно ли объединять программы А, Б и В пункта 46 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
Спасибо подписчику, который предпочёл остаться анонимным.
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России даёт разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее — Правила).
Согласно пункту 46 Правил обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:
а) по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;
б) по программе обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;
в) по программе обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Пунктом 47 Правил определено, что если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется.
В случае если работнику установлено обучение по охране труда по трём программам обучения требованиям охраны труда, общая минимальная продолжительность обучения по программам обучения требованиям охраны труда может быть снижена, но не менее чем до 40 часов.
Сверх объёма часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам в соответствии с настоящими Правилами.
Учитывая изложенное, в соответствии с Правилами предусмотрено, что в случае если работнику установлено обучение по охране труда по трём программам обучения требованиям охраны труда, общая минимальная продолжительность обучения по программам обучения требованиям охраны труда может быть снижена, но не менее чем до 40 часов.
При этом объединение программ, указанных в пункте 46 Правил, в одну программу Правилами не предусмотрено.
Одновременно информируем, что ответ на Ваше письмо не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента условий и охраны труда на отдельный заданный вопрос.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда
А.А. Воротилкин
Источник: xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai