Выдавая гарантию, организация принимает на себя обязательство безвозмездно (для покупателя, заказчика) устранить обнаруженные в будущем недостатки товаров, готовой продукции (работ). В некоторых случаях организация должна признать в бухучете оценочное обязательство. Это нужно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:
– в течение определенного периода организация обязана производить ремонт реализованных товаров, готовой продукции (работ), так как выдала на них гарантию;
– существует вероятность того, что экономические выгоды, необходимые для исполнения оценочного обязательства, уменьшатся;
– величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Это следует из пункта 5 ПБУ 8/2010, которое применяется начиная с отчетности за 2011 год.
Когда создается резерв
Если расходы на гарантийный ремонт, которые могут возникнуть у организации в будущем, организация признает оценочным обязательством, то в бухучете нужно создать резерв предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010).
Инвентаризация оценочных обязательств и резервов по отпускам в 1С ЗУП 3.1
Ситуация: должны ли создавать резерв на гарантийный ремонт торговые организации, если расходы на такой ремонт впоследствии возмещает производитель?
Если расходы на гарантийный ремонт организация признает оценочным обязательством, она должна создавать в бухучете резерв на гарантийный ремонт (п. 8 ПБУ 8/2010).
При этом обязанность создания резерва не ставится в зависимость от того, получает торговая организация компенсацию расходов на гарантийный ремонт или нет.
Суммы, полученные от производителя в качестве возмещения расходов на гарантийный ремонт, учитывайте в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99).
Величина оценочного обязательства
Конкретной методики определения величины оценочного обязательства законодательством не предусмотрено. При этом раздел III ПБУ 8/2010 содержит общий порядок определения величины оценочного обязательства.
Согласно данному порядку оценочное обязательство признается в бухучете по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо (п. 15 ПБУ 8/2010). То есть организация должна оценить предполагаемую сумму расходов, которую ей придется понести для выполнения обязательств по гарантийному ремонту. Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).
Если оценочное обязательство является существенным, информация о нем должна раскрываться в бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 8/2010).
Метод, которым определяется сумма оценочного обязательства, нужно закрепить в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, организация вправе оценивать предстоящие расходы на гарантийный ремонт с учетом имеющихся данных о фактическом уровне затрат на гарантийный ремонт за последний год или путем экспертной оценки.
Все резервы в бухгалтерском и налоговом учете за 20 минут
Ситуация: как определить дату реализации продукции (товара) для создания резерва на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание), если реализация продукции (товаров) происходит через комиссионера?
Если продукция (товары) реализуются по договору комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ), то датой реализации признается дата, указанная в отчете комиссионера (ст. 999 ГК РФ). При таком варианте продаж организация вправе создавать резерв на гарантийный ремонт только после получения отчета комиссионера.
Дата этого отчета и будет датой создания резерва.
Бухучет
В бухучете отчисления в резерв на гарантийный ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам (п. 5 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 8/2010). Расходы по увеличению резерва признаются прочими расходами организации (п. 20 ПБУ 8/2010).
В бухучете начисление резерва на гарантийный ремонт отражайте на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» по субсчету «Резерв на гарантийный ремонт» (Инструкция к плану счетов):
Дебет 20 (23, 44), 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– произведены отчисления в резерв на гарантийный ремонт.
Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты, нужно определить, какую сумму резерва списать в расходы текущего отчетного периода, а какую в следующие отчетные периоды. Для этого нужно посчитать:
– приведенную стоимость оценочного обязательства;
– расходы, увеличивающие обязательство в следующие отчетные периоды.
Приведенная стоимость оценочного обязательства (сумма резерва, которую можно списать в расходы текущего периода) считается по формуле:
Приведенная стоимость оценочного обязательства
=
Размер оценочного обязательства
×
Коэффициент дисконтирования
Коэффициент дисконтирования определяют следующим образом:
Коэффициент дисконтирования
=
1
:
1 + ставка дисконтирования
×
1 + ставка дисконтирования
×
.
Количество множителей соответствует количеству лет дисконтирования оценочного обязательства. Ставку дисконтирования определяют экспертным путем, например, в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции.
Расходы по увеличению оценочного обязательства, которые списывают в следующих отчетных периодах, считаются следующим образом:
Расходы по увеличению оценочного обязательства
=
Приведенная стоимость оценочного обязательства на конец предыдущего отчетного периода
×
Ставка дисконтирования
Приведенный выше порядок расчета применяют также организации, которые прописали в учетной политике, что корректируют с учетом коэффициента дисконтирования оценочные обязательства, срок исполнения которых составляет менее 12 месяцев после отчетной даты.
Такой порядок предусмотрен пунктом 20 ПБУ 8/2010.
Пример отражения в бухучете отчислений в резерв на гарантийный ремонт товаров. По реализуемым товарам организация предоставляет гарантию на три года
ООО «Торговая фирма «Гермес»» реализует телевизоры. На проданную в январе 2015 года продукцию организация предоставляет гарантию сроком на два года. Расходы на гарантийный ремонт, которые могут возникнуть в течение гарантийного срока, «Гермес» признает оценочным обязательством и согласно ПБУ 8/2010 создает в бухучете резерв на гарантийный ремонт. В соответствии с порядком расчета, предусмотренным в учетной политике, применяемая организацией ставка дисконтирования – 14 процентов.
По состоянию на 31 января 2015 года размер предстоящих расходов на гарантийный ремонт, рассчитанный по данным экспертных оценок, составил 1 200 000 руб. Эту сумму в течение двух лет бухгалтер должен отразить в составе резерва предстоящих расходов.
Чтобы определить величину резерва, бухгалтер рассчитал коэффициент дисконтирования:
1 : (1 + 0,14) 2 = 0,76947.
Величина резерва, которую бухгалтер единовременно учул в расходах января 2015 года, составила:
1 200 000 руб. × 0,76947 = 923 364 руб.
Так как в налоговом учете резерв на гарантийный ремонт «Гермес» не создает, в бухучете возникают временные разницы и соответствующий им отложенный налоговый актив.
В нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету не указано, как распределять между отчетными периодами расходы по формированию и увеличению резерва на гарантийный ремонт. «Гермес» установил в учетной политике, что распределяет такие расходы равномерно с учетом количества месяцев начисления резерва, приходящихся на календарный год.
Кроме того, бухгалтер рассчитает увеличенную (приведенную) стоимость резерва:
– по состоянию на 31 января 2016 года:
923 364 руб. + 923 364 руб. × 0,14 = 1 052 635 руб.;
– по состоянию на 31 января 2017 года:
1 052 635 руб. + 1 052 635 руб. × 0,14 = 1 200 000 руб.
За февраль 2015 года – январь 2016 года приведенная стоимость резерва возрастет на 129 271 руб. (1 052 635 руб. – 923 364 руб.). За февраль 2016 года – январь 2017 года приведенная стоимость резерва возрастет на 147 365 руб. (1 200 000 руб. – 1 052 635 руб.).
Приведенная стоимость резерва за февраль–март 2015 года возросла на 21 545 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 2 мес.). Так как в налоговом учете резерв на гарантийный ремонт «Гермес» не создает, в бухучете возникают временные разницы и соответствующий им отложенный налоговый актив.
Аналогичным образом приведенная стоимость резерва будет увеличиваться до января 2017 года (включительно).
Предположим, что резерв на гарантийный ремонт так и не был использован, тогда его сумму «Гермес» отразит в доходах по состоянию на 31 марта 2017 года.
В учете «Гермес» сделает следующие записи.
31 января 2015 года:
Дебет 44 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 923 364 руб. – отражено оценочное обязательство на гарантийный ремонт;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 184 673 руб. (923 364 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
31 марта 2015 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 21 545 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 2 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за февраль–март 2015 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 4309 руб. (21 545 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
30 июня 2015 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 32 318 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за апрель–июнь 2015 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 6464 руб. (32 318 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
30 сентября 2015 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 32 318 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за июль–сентябрь 2015 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 6464 руб. (32 318 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
31 декабря 2015 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 32 318 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за октябрь–декабрь 2015 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 6464 руб. (32 318 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
31 марта 2016 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 35 334 руб. (129 271 руб. : 12 мес. × 1 мес. + 147 365 руб.: 12 мес. × 2 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за январь–март 2016 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 7067 руб. (35 333 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
30 июня 2016 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 36 841 руб. (147 365 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за апрель–июнь 2016 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 7368 руб. (36 841 руб. х 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
30 сентября 2016 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 36 841 руб. (147 365 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за июль–сентябрь 2016 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 7368 руб. (36 841 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
31 декабря 2016 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 36 841 руб. (147 365 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за октябрь–декабрь 2016 года;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 7368 руб. (36 841 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
31 марта 2017 года:
Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– 12 280 руб. (147 365 руб. : 12 мес. × 1 мес.) – отражено увеличение оценочного обязательства на гарантийный ремонт за январь 2017 года;
Дебет 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт» Кредит 91-1
– 1 200 000 руб. – восстановлен в доходах неиспользованный резерв на гарантийный ремонт;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 237 544 руб. ((1 200 000 руб. – 12 280 руб.) × 20%) – погашен отложенный налоговый актив.
ОСНО
В целях равномерного списания расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданных товаров (выполненных работ) организация вправе создать специальный резерв (п. 1 ст. 267 НК РФ). Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают.
Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Подробнее об этом см. Как в налоговом учете создать и использовать резерв на гарантийный ремонт и обслуживанию .
Порядок учета расходов на создание резерва для расчета налога на прибыль установлен статьей 267 Налогового кодекса РФ.
Сумму отчислений в резерв рассчитайте по формуле:
Сумма отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
=
Выручка от реализации товаров (работ), по которым предоставлялась гарантия за отчетный период, без НДС
×
Предельный размер отчислений на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) рассчитайте по формуле:
Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, %
=
Расходы на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы)
:
Выручка от реализации товаров (работ) с гарантийными обязательствами за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы), без НДС
×
100%
При расчете предельного размера отчислений в резерв учитывайте показатели следующим образом. Показатели нужно взять за три предыдущих года. Если товары (работы), на которые предоставляется гарантия, организация реализует менее трех лет, то показатели берутся за фактический период реализации гарантийных товаров (работ).
Если раньше организация не принимала на себя гарантийных обязательств, то предельный размер отчислений в резерв определите как сумму ожидаемых расходов. Этот показатель рассчитайте по плану выполнения гарантийных обязательств с учетом срока их гарантии и ориентировочных затрат на ремонт.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на создание резерва на гарантийный ремонт
ООО «Торговая фирма «Гермес»» реализует телевизоры. На проданные в январе 2015 года товары организация предоставляет гарантию сроком на два года. В целях бухучета расходы на гарантийный ремонт не признаются оценочным обязательством, поэтому резерв в бухучете не создается. В налоговом учете в целях равномерного списания расходов «Гермес» создает резерв на гарантийный ремонт.
Чтобы сформировать резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете, «Гермес» посчитал выручку от реализации телевизоров за предыдущие три года. Этот показатель составил 10 000 000 руб. (без учета НДС). Расходы на гарантийный ремонт телевизоров за тот же период составили 500 000 руб. Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт равен:
500 000 руб. : 10 000 000 руб. × 100% = 5%.
В 2015 году «Гермес» получил от реализации телевизоров выручку (без НДС) в сумме 5 500 000 руб., в том числе:
– в I квартале – 1 500 000 руб.;
– в первом полугодии – 2 500 000 руб.;
– за девять месяцев – 3 800 000 руб.
Сумма отчислений в резерв в 2015 году составила:
– за I квартал – 75 000 руб. (1 500 000 руб. × 5%);
– за II квартал – 50 000 руб. (2 500 000 руб. × 5% – 75 000 руб.);
– за III квартал – 65 000 руб. (3 800 000 руб. × 5% – 75 000 руб. – 50 000 руб.);
– за IV квартал – 85 000 руб. (5 500 000 руб. × 5% – 75 000 руб. – 50 000 руб. – 65 000 руб.).
Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом
В бухгалтерском и налоговом учете резерв на гарантийный ремонт формируется по-разному. Поэтому в бухучете образуются разницы в соответствии с ПБУ 18/02. Разницы не возникнут в том случае, если организация не создает резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете и не признает оценочное обязательство в бухучете.
УСН
Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, при расчете единого налога не вправе учитывать расходы на создание каких-либо резервов. В том числе и резерва на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание). Такой вид расходов не предусмотрен статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, фактические затраты на гарантийный ремонт уменьшают налоговую базу на общих основаниях (подп. 25 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
ЕНВД
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход от определенного вида деятельности (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет ЕНВД создание резерва на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) не влияет.
ОСНО и ЕНВД
При расчете налога на прибыль организация может учесть только часть расходов на создание резерва. На расчет ЕНВД создание резерва на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) не влияет.
Источник: nalogobzor.info
А может ли организация отказаться переносить созданный в НУ резерв и восстановить его на конец налогового периода?
Курсы 1С 8.3 » Вопросы по 1С Бухгалтерия 8.3 (3.0) » Бух-ред-3-модуль21-faq » А может ли организация отказаться переносить созданный в НУ резерв и восстановить его на конец налогового периода?
Получить 200 видеоуроков по 1С бесплатно:
- Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.2 и 8.3;
- Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
- Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.
Helena_Sitnikova 13.03.2014
И снова методологический вопрос: а может ли организация отказаться переносить созданный в НУ резерв и восстановить его на конец налогового периода? А с нового отчетного периода формировать резервы по тем же контрагентам ( с учетом что они не погашали деб. задолженность вновь) ? Возможен ли такой вариант в программе и как? операция БУ и НУ? Должен ли такой отказ быть зафиксирован в учетной политике?
Елена Бобкова 14.03.2014
Может, только в случае, если в следующем налоговом периоде организация планирует вообще не создавать резерв по НУ. Закрепляется в УП на следующий год.
Helena_Sitnikova 14.03.2014
И снова родился вопрос. Извините уж, очень впечатлил последний модуль. Если в текущем году учетной политикой по НУ установлено резервы по сомнительным долгам создавать, а в будущем году не создавать, должен ли на конец текущего года резерв быть восстановлен. Или мы его восстановим в 1 квартале будущего года?
Елена Бобкова 14.03.2014
Если организация не вносит изменений в учетную политику за следующий налоговый период в части формирования резервов по сомнительным долгам (т. е. продолжает их образовывать), то неиспользованная сумма резервов переносится на следующий налоговый период. Соответственно, если вы решили больше не создавать в НУ резерв, то остаток резерва в конце года списывается во внереализационные доходы.
Источник: profbuh8.ru
Создание резервов по сомнительным долгам: порядок формирования, учет. Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»
В коммерческой практике приходится выступать как кредитором, так и заемщиком. В первой ситуации возникает положение, когда партнеры по тем либо иным причинам не погашают долг своевременно, либо в принципе не исполняют свои денежные обязанности. Но подобные финансовые ситуации должны быть надежно отражены в бухучете и финучете фирмы. Для этого создается особый резерв, называемый сомнительным.
Рассмотрим создание резервов по сомнительным долгам, способы учета, учетные записи, которые сопровождают данный процесс, а также аспекты списаний.
Понятие и сущность
С целью формирования реальной информации о состоянии дебиторки в компании, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Для начала определим понятие сомнительного долга.
Дебиторская задолженность компании, которая, вероятнее всего, не будет полностью погашена, считается сомнительной. Об этом говорят следующие факторы:
- нарушение напарниками сроков по выплате средств по долгам;
- получение данных о серьезных финансовых сложностях с партнером-должником;
- отсутствие дополнительных гарантий (залог, депозит, банковская гарантия, собственность и т. д.).
Выявление сомнительной задолженности осуществляется путем инвентаризации расчетных счетов:
- по кредитам и займам;
- по товарам реализованным;
- по оплате за выполненную работу;
- за авансовые платежи продавцам.
Чтобы нужным образом отразить данный вид долгов фирмы в балансе, компания формирует специальный тип резерва, который должен служить оценочным показателем для бухучета. Это значит, что размер долга в балансе должен быть отражен методом вычета из него средств, которые были выделены в резерв. В содержании затрат либо доходов нужно показать:
- создание этого резерва;
- его повышение;
- сокращение средств.
Сомнительный долг, в соответствии с которым организации делают резервы, бухгалтерское и налоговое законодательство характеризуют практически идентично. Они подразумевают под ним долг подрядчика, который существует перед организацией. Этот долг оказывается:
- неоплаченный в течение срока, обозначенного в договоре, либо с высокой степенью вероятности неуплаты в данном периоде;
- не оплачен в течение срока, обозначенного в договоре, и не обеспечен гарантиями в виде залога.
В итоге, правила бухгалтерского учета, в отличие от налогового законодательства, разрешают систематизировать как сомнительные долги, не только те задолженности, которые уже истекли, но и долги, выплата которых по любым причинам вызывает аргументированные колебания. Это значит, что понятие сомнительной задолженности в бухгалтерском учете интерпретируется более обширно.
Законодательство
Государственное регулирование вопросов, которые связаны с резервом, осуществляется следующими документами:
- Налоговый кодекс России (часть 2).
- ПБУ 4/99.
- ПБУ 21/2008.
Основы создания
Особенности формирования резервов по сомнительным долгам формально не определены законом. Организации должны без помощи других создавать надлежащие положения и устанавливать их во внутренних положениях. Потому нужно учесть принятые особенности регулирования финансовых резервов компании. Среди них:
- основание создания: для этого вида резервов требуются показатели инвентаризации дебиторки;
- размер сумм отчислений может быть определен индивидуально для каждого контрагента (аналитический учет сомнительных долгов). При всем этом учитывается доходность каждого контрагента (настоящая финансовая возможность и возможность полного либо частичного взыскания задолженности);
- метод создания резерва может быть выбран организацией без помощи других, отталкиваясь от специфичности бизнеса и нюансов самого долга.
Существует три вероятных метода создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный: сумма начислений рассчитывается в каждом отчетном периоде (месяце, квартале) методом расчета процента от суммы долга, который может варьироваться в зависимости от степени отсрочки платежа;
- экспертный: расчетный размер долга, который не будет выплачен вовремя, в разрезе каждого должника будет равен сумме резервных отчислений;
- статистический: данные исследуются за несколько периодов одновременно по различным видам долгов.
Организация обязана зарегистрировать установленный вариант расчета и его особенности в собственной учетной политике. Необходимо зарегистрировать надлежащие условия для каждого типа задолженности. К примеру, для способа интервалов должны быть указаны расчетный период и процент вычетов; для экспертного — аспекты состоятельности должника и др.
Образец приказа создания резерва по сомнительным долгам составляется в форме приказа от руководителя. В нем обязательно отражаются данные: учитывается НДС или нет, срок оплаты, условия создания.
Цели создания
Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.
Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:
- по истечению трех лет;
- если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
- в случае устранения и ликвидации контрагента;
- под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.
Общие правила формирования
При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:
- формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
- предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
- формируется с разделением долгов по аналитике;
- резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
- при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.
Проведение инвентаризации
Основанием создания подобных сумм резерва является инвентаризация по финансовым обязательствам компании, которая проводится с установленной частотой. Данная процедура является нормальной практикой компаний при составлении годовой отчетности и формировании резервных отчислений. Она осуществляется специально созданной комиссией по нормам законодательства.
Конечным результатом является составление требуемой документации, например, акт по форме ИНВ-17. К акту прикладывается справка, в которой указаны расшифровки по всем позициям. Акт подписывается членами комиссии, которые принимали участие в процедуре.
Учет в бухгалтерии и у налоговиков
Особенности создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерии и у налоговиков существенно различаются, в связи с тем, что эти виды учета имеют разные цели. Сравним правила, специфичные для обоих видов учета в отношении резерва:
- Обязательность создания. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете составляется в соответствии с абз. 1 п. 7 правил бухучета. При использовании метода начисления в налоговом учете, бухгалтер решает, создавать этот резерв для налогового учета либо нет (это право отражено в ст. 266 (3) НК РФ).
- Характер отчислений. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определяется, как «прочие расходы», а для налоговиков они должны включаться во внереализационные расходы.
- Трактовка сомнительного долга. Для бухучета, с целью компенсации резерва, может использоваться любая сумма долга, которая была не погашена в срок, а для налогового учета в качестве таких долгов могут быть только просрочки оплаты товаров.
- Определение суммы отчислений. В бухгалтерии размер отчислений и его определение закреплено за бухгалтером (с учетом специфичности задолженности), а для налоговиков эта сумма четко определяется НК РФ.
- Суммарный объем фонда. В бухгалтерском учете он не ограничен, а в налоговом учете определен в размере, не превышающем 1/10 от выручки.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
Отражение в бухучете
Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.
Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 «Прочие доходы и расходы» и в кредите 63:
- Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
- Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
- Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
- Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
- Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.
Примеры
ПРИМЕР 1. В компании после ежеквартальной инвентаризации установлена сомнительная дебиторская задолженность в сумме 12 т. руб., по расчетам за проданные товары. В случае этого долга был организован резерв в размере 100%. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам будут следующие: дебет 91-2, кредит 63-12 т. руб. — организован резерв для безнадежных долгов.
Спустя некоторое время должник погасил часть этих условий на сумму 7 тысяч рублей. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам: дебет 63, кредит 91-1 — 7000 руб. — резерв по погашенной дебиторке восстановлен.
ПРИМЕР 2. Ранее в организации числился сомнительный долг в сумме 10 т. руб. Резерв 7000 рублей был организован, далее он был дополнен до 100% долга. После истечения срока давности данный долг признали безнадежным и списали с убытком. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам:
- Дт 91-2, Кт 63 — 7000 руб. — был организован резерв по сомнительным долгам.
- Дт 91-2, Кт 63 — 3000 руб. — добавочно начисляется резерв на безнадежные долги.
- Дт 63, Кт 76 — 10000 руб. – безнадежные долги списываются за счет резерва.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Сокращение разрывов в учетах
Правила создания резервов по сомнительным долгам в БУ и НУ так различны, что нет полной идентичности между моментами, когда долг считается сомнительным и размером сформированных резервов. Попытка соединить эти факторы методом установления тех же принципов для обоих видов учета может привести к нарушению положений, которые требуют создания резервов в бухгалтерском учете
Применение 1с
У организации есть два варианта создания резерва: резерв создается только в бухучете либо в БУ и НУ. Для формирования резерва по сомнительным долгам в 1с нужно ввести опции в виде «Учетная политика».
Все зависит от способа расчета резервов в налоговом варианте учета:
- когда резерв рассчитывается ежемесячно (ежеквартально), то и в бухучете он будет определяться автоматически в такие же сроки;
- когда расчет не предусмотрен, то рассчитать его можно будет раз в год.
В 1С расчет будет по умолчанию производиться в том же порядке, что и для налогового учета, кроме ограничения по выручке 10 %. Это еще один аргумент в пользу того, что организации удобней рассчитывать резерв по правилам БУ.
Когда вводится информация по покупателям и договорам, которые не обеспечены гарантиями, необходимо обязательно проставлять срок окончания действия договора, так как именно на него программа будет ориентироваться при расчетах.
Если же по договору гарантии есть, то нужно в строке «Срок договора» проставить как можно более длительный период, тогда программа не будет включать эти суммы в расчет резервов.
Заключение
Очень часто на практике компании сталкиваются с проблемами невыплат со стороны контрагентов, особенно в ситуациях, когда речь идет о рассрочке платежей по договорам. Невыплаченные суммы могут быть получены компанией по истечению какого- то периода времени либо перейти в категорию безнадежных, когда востребовать их уже не будет никакой возможности. Последняя ситуация может отрицательно сказаться на состоянии финансов компании, так как резко возникает риск нехватки наличных средств. Чтобы избежать подобной ситуации, компании обязаны формировать специальный резерв по подобным сомнительным суммам.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в БУ и НУ значительно различается по многим вопросам. Это приводит не только к разнице во времени признания долга, но и к разнице в сумме сформированного резерва. Различия регистрируются как временные и подлежат правилам ПБУ 18/02.
Информация о суммах резервов требуется пользователям для того, чтобы знать объем таких долгов в составе дебиторки. Если срок оплаты договоров истек, то по ним организация обязана создавать резерв, особенно при отсутствии гарантий. ИП могут создавать или не создавать такие резервы на свое усмотрение.
Порядок расчета сумм может быть определен в компании самостоятельно и зафиксирован в документации в учетной политике.
Источник: businessman.ru